1. Частная собственность: да…
• Частная собственность признается Богом и защищается Его заповедями (Исх. 20:15-17)
• Право на собственность связано с насущной обязанностью имущих заботиться о бедных (Лук. 3:10, 11; 14:12-14)
• Частная собственность признается Богом и защищается Его заповедями (Исх. 20:15-17)
• Право на собственность связано с насущной обязанностью имущих заботиться о бедных (Лук. 3:10, 11; 14:12-14)
2. …Но не как свое имущество
Израиль не знал собственности в современном понимании, как полное распоряжение ею – Земля находится во временном пользовании и является собственностью Бога.
Чтобы об этом не забывали, имелись соответствующие правила:
• в год седьмой шаббата землю нельзя было обрабатывать (Лев. 25:3-5);
• в 50-й год владение делилось заново (Лев. 25:10-13);
• наследство нельзя было продавать (Лев. 25:23-28).
Поскольку все добрые дары идут от Бога (1 Пар. 29:12-16), человек должен считать себя всего лишь управляющим или домоправителем даров благодати и использовать их во благо других (1 Петр. 4:10).
3. Что приносит благосостояние
• Владение чем-либо может быть следствием прилежания человека или его компетентности (Прит. 10:4).
• Божье благословение, награждающее за послушание, распространяется и на благосостояние (Втор. 11:13-15).
• Собственность может быть и незаконно приобретенной (Ис. 3:14, 15; Иер. 22:13-19; Мих. 2:2). Следствием этого является Божий суд (Иак. 5:1-6; Ис. 5:8, 9; Ам. 5:10-13). Это касается и якобы легализованной эксплуатации посредством соответствующих законов (Ис. 10:1-3).
4. Опасности владения собственностью
Собственность несет в себе и опасности:
• бездумность и неблагодарность (Втор. 8:10-14, 17, 18);
• обманчивая самонадеянность (1 Тим. 6:17);
• невыполнение жизненной цели (Лук. 12:15-21);
• привязанность к владению (Мат. 6:19-21).
5. Взаимосвязь послушания, благословения и благосостояния
Божьи благословения распространяются и на экономический успех, но, несмотря на это, никоим образом нельзя делать заключение о послушании или непослушании, о вере или неверии по размерам благосостояния.
• Бог допускает, чтобы и безбожник имел успех (Пс. 74:3-12).
• Но и праведные, и герои веры могут терпеть нужду (Пс. 11:2; 2 Кор. 11:24-27).
Итак, не всегда можно сразу увидеть в жизни человека обещанную Богом взаимосвязь между поведением и божественным наказанием или наградой (Втор. 28), не в последнюю очередь благодаря терпению и доброте Бога (Мат. 5:45). Лишь после последнего суда наступит жизнь во всей полноте для всех праведных (или оправданных) (Мат. 25:31-46; Откр. 20:11-12; 21:27).
6. Причины бедности
• Неправедное ведение дел (Ам. 8:4-7; Иер. 5:26-31).
• Правовые отношения, построенные на эксплуатации (Иак. 2:6)
• Недостаточная забота со стороны имущих (Лук. 16:19-21).
• Лень (Прит. 6:9-11).
7. Бедность и смирение
Некоторые понятия, переведенные с еврейского языка как «бедность», имеют второе значение – «смирение» – и показывают истинное положение молящегося перед Богом (Пс. 26:9). Бедные избраны Господом за их смиренное доверие Богу (Иак. 2:5, 1 Кор. 1:26-29). Им принадлежат Божьи откровения (Ис. 61:1-2).
8. Почему надо заботиться о бедных
В начале истории взаимоотношений Бога и Его народа стоят святые дела, через которые Он открывает Свою суть и Свою волю.
• Он освобождает Израиль из египетского рабства и ожидает, что еврейский народ, в свою очередь, не будет заниматься эксплуатацией (Лев. 19:13).
• Он дает израильтянам землю во владение и ожидает ее справедливого раздела (Лев. 33:53, 54).
• Эти дела милосердия определяют масштабы Бога, поэтому Господь постоянно напоминает о них (Втор. 8:14; 10:18, 19; 15:13-15).
9. Божье заступничество за страждущих
• Для Господа, Царя царей, вечно хранящего верность, естественно вступаться за бедных (Пс. 145:5-10).
• Бог отождествляет себя с судьбой нуждающихся (Прит. 14:31, Мат. 25:35-40). Помощь ближнему является проявлением любви к Самому Богу (1 Иоан. 3:17-18). Пренебрежение к обездоленному — высокомерие и грех по отношению к Творцу.
• Бог призывает Свой народ участвовать в попечении о бедных (Втор. 15:11), закрепив это правило в ветхозаветном законе.
10. Социальные постановления Слова Божьего
• Попавший в рабство за долги, должен быть отпущен в год шаббата (каждый седьмой год) (Втор. 15:12-14).
• Бедные получают часть урожая (Втор. 24:19-22, Лев. 19:9, 10) и плоды полей в год шаббата (Исх. 28:10, 11).
• Каждые 50 лет уравниваются земельные владения (Лев. 25:10-13).
• Обедневшим обязаны давать взаймы (Втор. 15:7-10) и не требовать с них процентов (Лев. 25:35-38).
11. Помощь бедным в раннехристианскую эпоху
• Иерусалимская община обеспечивала бедных своими силами (Деян. 6:1-3).
• Основой для этого была продажа домов и землевладений (Деян. 4:32-37).
• Писание строго предупреждает от искушения отдавать предпочтение богатым (Иак. 2:1-7).
• Когда иерусалимская община попала в экономически трудное положение, апостол Павел организовал сбор средств для нее (1 Кор. 16:1-3; 8:9).
12. Перспективы Царства Божьего
После прихода Иисуса на землю в жизни Его последователей нашли место как довольство малым (Филип. 4:11-13), так и кажущееся расточительство (Мат. 26:6-13) вместе с радостью праздников (Лук. 5:27-29; Деян. 16:34).
Божественное призвание следовать за Иисусом может привести к изменению привычного уклада жизни.
• Оно может включать в себя решительный отказ от владения (Мат. 6:19-21; Лук. 12:33; 14:33; 18:28).
• Наряду с этим были последователи Иисуса, сохранившие собственность и работавшие по своей профессии (Лук. 10:8-9; 1 Тим. 6:17-19).
• Иерусалимская община практиковала несколько радикальную, но добровольную общность имущества (Деян. 2:44-45).
13. Почему может быть отказ от собственности?
• Наша жизнь ориентируется на Бога Сына, который стал бедным ради других (Филип. 2:4-11; 2 Кор. 8:9).
• Добровольный отказ от собственности со стороны Его последователей является знаком предпочтения господства Бога (Мат. 6:33; Лук. 6:20).
• Тот, кто признал Бога и «богатство Его наследия», может отказаться от того, чтобы держаться за собственность и искать ее гарантии (Еф. 1:17, 18, Филип. 4:18-19).
• Поскольку последователи Иисуса знают, что «преходит образ мира сего» и от будущего ожидают возвращения своего Господа, они отдаляются от «сокровищ здесь на земле» (Мат. 6:19-21; 1 Кор. 7:29-31).
14. Образ жизни последователей Иисуса Христа
Образу жизни служителей Господа присущи следующие черты:
• работа, которая служит, кроме всего прочего, получению средств для поддержки бедных (Еф. 4:28);
• готовность к отказу от излишеств и умеренный образ жизни (1 Тим. 6:8-10);
• щедрость даяния (1 Тим. 6:18; 1 Кор. 16:2);
• верность в распоряжении собственностью, которая является предпосылкой растущей ответственности (Лук. 16:10-12);
• доверие к обеспечению Бога (Мат. 6:25-34).
Израиль не знал собственности в современном понимании, как полное распоряжение ею – Земля находится во временном пользовании и является собственностью Бога.
Чтобы об этом не забывали, имелись соответствующие правила:
• в год седьмой шаббата землю нельзя было обрабатывать (Лев. 25:3-5);
• в 50-й год владение делилось заново (Лев. 25:10-13);
• наследство нельзя было продавать (Лев. 25:23-28).
Поскольку все добрые дары идут от Бога (1 Пар. 29:12-16), человек должен считать себя всего лишь управляющим или домоправителем даров благодати и использовать их во благо других (1 Петр. 4:10).
3. Что приносит благосостояние
• Владение чем-либо может быть следствием прилежания человека или его компетентности (Прит. 10:4).
• Божье благословение, награждающее за послушание, распространяется и на благосостояние (Втор. 11:13-15).
• Собственность может быть и незаконно приобретенной (Ис. 3:14, 15; Иер. 22:13-19; Мих. 2:2). Следствием этого является Божий суд (Иак. 5:1-6; Ис. 5:8, 9; Ам. 5:10-13). Это касается и якобы легализованной эксплуатации посредством соответствующих законов (Ис. 10:1-3).
4. Опасности владения собственностью
Собственность несет в себе и опасности:
• бездумность и неблагодарность (Втор. 8:10-14, 17, 18);
• обманчивая самонадеянность (1 Тим. 6:17);
• невыполнение жизненной цели (Лук. 12:15-21);
• привязанность к владению (Мат. 6:19-21).
5. Взаимосвязь послушания, благословения и благосостояния
Божьи благословения распространяются и на экономический успех, но, несмотря на это, никоим образом нельзя делать заключение о послушании или непослушании, о вере или неверии по размерам благосостояния.
• Бог допускает, чтобы и безбожник имел успех (Пс. 74:3-12).
• Но и праведные, и герои веры могут терпеть нужду (Пс. 11:2; 2 Кор. 11:24-27).
Итак, не всегда можно сразу увидеть в жизни человека обещанную Богом взаимосвязь между поведением и божественным наказанием или наградой (Втор. 28), не в последнюю очередь благодаря терпению и доброте Бога (Мат. 5:45). Лишь после последнего суда наступит жизнь во всей полноте для всех праведных (или оправданных) (Мат. 25:31-46; Откр. 20:11-12; 21:27).
6. Причины бедности
• Неправедное ведение дел (Ам. 8:4-7; Иер. 5:26-31).
• Правовые отношения, построенные на эксплуатации (Иак. 2:6)
• Недостаточная забота со стороны имущих (Лук. 16:19-21).
• Лень (Прит. 6:9-11).
7. Бедность и смирение
Некоторые понятия, переведенные с еврейского языка как «бедность», имеют второе значение – «смирение» – и показывают истинное положение молящегося перед Богом (Пс. 26:9). Бедные избраны Господом за их смиренное доверие Богу (Иак. 2:5, 1 Кор. 1:26-29). Им принадлежат Божьи откровения (Ис. 61:1-2).
8. Почему надо заботиться о бедных
В начале истории взаимоотношений Бога и Его народа стоят святые дела, через которые Он открывает Свою суть и Свою волю.
• Он освобождает Израиль из египетского рабства и ожидает, что еврейский народ, в свою очередь, не будет заниматься эксплуатацией (Лев. 19:13).
• Он дает израильтянам землю во владение и ожидает ее справедливого раздела (Лев. 33:53, 54).
• Эти дела милосердия определяют масштабы Бога, поэтому Господь постоянно напоминает о них (Втор. 8:14; 10:18, 19; 15:13-15).
9. Божье заступничество за страждущих
• Для Господа, Царя царей, вечно хранящего верность, естественно вступаться за бедных (Пс. 145:5-10).
• Бог отождествляет себя с судьбой нуждающихся (Прит. 14:31, Мат. 25:35-40). Помощь ближнему является проявлением любви к Самому Богу (1 Иоан. 3:17-18). Пренебрежение к обездоленному — высокомерие и грех по отношению к Творцу.
• Бог призывает Свой народ участвовать в попечении о бедных (Втор. 15:11), закрепив это правило в ветхозаветном законе.
10. Социальные постановления Слова Божьего
• Попавший в рабство за долги, должен быть отпущен в год шаббата (каждый седьмой год) (Втор. 15:12-14).
• Бедные получают часть урожая (Втор. 24:19-22, Лев. 19:9, 10) и плоды полей в год шаббата (Исх. 28:10, 11).
• Каждые 50 лет уравниваются земельные владения (Лев. 25:10-13).
• Обедневшим обязаны давать взаймы (Втор. 15:7-10) и не требовать с них процентов (Лев. 25:35-38).
11. Помощь бедным в раннехристианскую эпоху
• Иерусалимская община обеспечивала бедных своими силами (Деян. 6:1-3).
• Основой для этого была продажа домов и землевладений (Деян. 4:32-37).
• Писание строго предупреждает от искушения отдавать предпочтение богатым (Иак. 2:1-7).
• Когда иерусалимская община попала в экономически трудное положение, апостол Павел организовал сбор средств для нее (1 Кор. 16:1-3; 8:9).
12. Перспективы Царства Божьего
После прихода Иисуса на землю в жизни Его последователей нашли место как довольство малым (Филип. 4:11-13), так и кажущееся расточительство (Мат. 26:6-13) вместе с радостью праздников (Лук. 5:27-29; Деян. 16:34).
Божественное призвание следовать за Иисусом может привести к изменению привычного уклада жизни.
• Оно может включать в себя решительный отказ от владения (Мат. 6:19-21; Лук. 12:33; 14:33; 18:28).
• Наряду с этим были последователи Иисуса, сохранившие собственность и работавшие по своей профессии (Лук. 10:8-9; 1 Тим. 6:17-19).
• Иерусалимская община практиковала несколько радикальную, но добровольную общность имущества (Деян. 2:44-45).
13. Почему может быть отказ от собственности?
• Наша жизнь ориентируется на Бога Сына, который стал бедным ради других (Филип. 2:4-11; 2 Кор. 8:9).
• Добровольный отказ от собственности со стороны Его последователей является знаком предпочтения господства Бога (Мат. 6:33; Лук. 6:20).
• Тот, кто признал Бога и «богатство Его наследия», может отказаться от того, чтобы держаться за собственность и искать ее гарантии (Еф. 1:17, 18, Филип. 4:18-19).
• Поскольку последователи Иисуса знают, что «преходит образ мира сего» и от будущего ожидают возвращения своего Господа, они отдаляются от «сокровищ здесь на земле» (Мат. 6:19-21; 1 Кор. 7:29-31).
14. Образ жизни последователей Иисуса Христа
Образу жизни служителей Господа присущи следующие черты:
• работа, которая служит, кроме всего прочего, получению средств для поддержки бедных (Еф. 4:28);
• готовность к отказу от излишеств и умеренный образ жизни (1 Тим. 6:8-10);
• щедрость даяния (1 Тим. 6:18; 1 Кор. 16:2);
• верность в распоряжении собственностью, которая является предпосылкой растущей ответственности (Лук. 16:10-12);
• доверие к обеспечению Бога (Мат. 6:25-34).
Обсуждения Владение собственностью