Чань Буддизм сычуаньский

Сычуаньский чань буддизм является одним из наиболее самобытных направлений китайского чань. Он оказал влияние не только на развитие собственно китайских буддийских направлений, но и на раннее становление буддизма в Тибете и сопредельных регионах Центральной Азии. Учения представителй сычуаньского чань, чей расцвет приходится на 8-9 вв., воздействовали на формирование основных концепций позднейшего чань и в определенной степени сохраняются до сих пор в составе доктринального корпуса современного чань буддизм а. Несомненно то воздействие, которое сычуаньский чань оказал на формирование классического чань направления Ма-цзу Дао-и (709-788) и на последующее развитие чань буддизм а в Китае. В Сычуани пребывали, учили и учились многие знаменитые впоследствии чаньские деятели, в том числе и известный критик как учения Ма-цзу, так и самого сычуаньского чань, Гуйфэн Цзун-ми (780-841).

Особое значение учение сычуаньского чань приобрело в связи с полемикой т.н. Южной и Северной школ чань, инспирированной Хэцзэ Шень-хуем (670-762) и связанной с этой полемикой проблемой первенства в восприятии учений Хуй-нэна и следовательно Бодхидхармы. Сычуаньский чань буддизм сформулировал собственную, отличную от предложенной Шэнь-хуем, линию преемственности учеников Хуй-нэна: Баотан У-чжу (720-794), один из наиболее заметных деятелей сычуаньского чань буддизм а, полагал, что от Хуй-нэна истинное учение воспринял наставник Чжи-сянь, передавший его наставнику Чу-цзи. От последнего учение воспринял преподобный Ким, который и передал Дхарму У-чжу.

До 8-9 вв. сычуаньский чань буддизм был известен и распространен далеко за географическими пределами собственно Сычуани - даже тибетцы, в том случае если интересовались китайскими учениями, обращались за разъяснениями и текстами именно к сычуаньским наставникам, которые, следовательно, пользовались широкой известностью и высокой репутацией. Так в тибетской хронике “Установления рода сБа” (sBa bzed) описано, как один из правителей туфаньской империи Меагцом направил группу послушников в Сычуань на предмет приобретения учения от преподобного Кима (ум. 762), в то время одного из известнейших наставников чань.

История функционирования чань буддийских школ в Сычуани освещена в “Ли-дай фа-бао цзи” (Записи о [передаче] сокровища Дхармы в течении поколении). Происхождение этого текста не вполне ясно, очевидно лишь, что указанное произведедние носит отчасти полемический характер и было направлено на установление приоритета У-чжу как истинного преемника Шестого патриарха Хуй-нэна и преподобного Кима, аристократа из корейского царства Силла (ум. 762 г.) Относительно авторства указанного текста ясности также нет, вполне очевидно лишь то, что “Ли-дай фа-бао цзи” было составлено если не самим У-чжу, его главным героем, то кем-то из его ближайших учеников. Оригинальный текст “Ли-дай фа-бао цзи”, как и ряд тибетских сочинений, содержащих изложение учения У-чжу, хэшана Махаяны и некоторых других наставников, датируется 8-9 вв. и происходит из Дуньхуана. В ряде известных тибетских сочинений имя У-чжу зафиксировано в тибетской транскрипции Bu-chu.

Сычуаньский чань буддизм связан, в основном, с именами преподобного Кима (монашеское имя У-сян) и его ученика и преемника У-чжу из храма Баотан в Чэнду. По данным “Ли-дай фа-бао цзи” наставник У-чжу происходил из Фэнсяна в уезде Мэйсянь (к западу от современного Сианя). В молодости, не будучи еще монахом, У-чжу в течении годов под девизом правления Тяньбао (742-756гг. ) посетил преподобного наставника Цзы-цзая из Тайюаня и монастыри на горе Цинляншань (Утайшань), где провел лето, изучая идеи наставника Мина с горы Даоцышань в северном Хэбэе и преподобного Шэнь-хуя. Деятельность последнего тогда сосредоточилась в восточной столице, т. е. в Лояне. С Утайшаня У-чжу направился в столицу Чанъань, но в 751 г. покинул ее и оказался в области Линчжоу в Нинся. Прибыв в Линчжоу, наставник У-чжу поселился в горах Хэланьшань, где и оставался до второго года под девизом правления Чжидэ (757-758 гг.). В это время У-чжу оправился из гор Хэланьшань в Сычуань в район Чэнду, где он надеялся повстречаться с преподобным наставником Кимом, который был, очевидно, достаточно широко известен на севере. По дороге У-чжу посетил город Динъюань чэн и область Фэннин-цзюнь, чьё население и администрация “слёзно [умоляли] наставника остаться”, говоря при этом: “Разве Дхарма Будды пребывает только в Цзяньнани? (В этой области провинции Сычуань находился в то время преподобный Ким. В целом Цзяньнань обозначает район Ичжоу, т. е. Чэнду, где находился храм Цзинцюань-сы, обитель преподобного Кима.) Ведь в этих местах она тоже существует. Раз и здесь и там она одна и та же, зачем вам уходить?” В том же отрывке “ Ли-дай фа-бао цзи”, повествующем о путешествии У-чжу в Сычуань, приводится небольшой список имен буддийских наставников из района Линчжоу, которые также упрашивали У-чжу не покидать их. Это Великий добродетелью преподобный Ши, наставник винаи Бянь-цай, наставник винаи Хуй-чжуан и “. . .многие другие великие добродетелью не отпускали [его]. ”Таким образом, можно предполагать, что У-чжу довольно рано приобрел известность как проповедник.

Хотя по мнению ряда исследователей, изучавших текст “Ли-дай фа-бао цзи”, последнее является сочинением тенденциозным, направленным на укрепление позиций сычуаньского чань буддизм а и самого У-чжу в качестве действительного преемника линии Бодхидхармы, нет достаточных оснований подвергать сомнению истинность сведений, сообщаемых “Ли-дай фа-бао цзи” о деятельности У-чжу в горах Хэланьшань и на территории области Линчжоу и других местах Северо-Запада Китая. При внимательном чтении отрывка, повествующего о периоде ученичества У-чжу из “Ли-дай фа-бао цзи”, может сложиться впечатление, что У-чжу переходил из одного буддийского центра в другой как бы по восходящей линии - от менее к более значительному. В самом деле, из Тайюаня, бывшего местом пребывания наставника Цзы-цзая, он перешёл на Утайшань, где воспринял, видимо в передаче утайшаньских монахов, учения наставника Мина с горы Даоцышань и знаменитого Хэцзэ Шэнь-хуя. Последним местом, куда прибыл У-чжу были горы Хэланьшань, где он провёл не одно лето, как на Утайшане, но несколько лет. Цель прибытия У-чжу в эти места остаётся неясной - никакой из известных нам наставников буддизма там в тот период не находился. Возможно, в горах Хэланьшань У-чжу пребывал в затворничестве и уединенном созерцании. Второй случай затворничества У-чжу имел место уже в Сычуани, в горах Байяншань и предшествовал обретению им наследия преподобного Кима.

Что касается доктрин двух упомянутых выше наставников У-чжу, то об учении наставника Мина достоверных сведений не сохранилось. Учение же последователя Хуй-нэна Цзы-цзая автор “Ли-дай фа-бао цзи” формулирует одной фразой: “В чистоте нет признака чистоты, это и есть истинная чистота природы Будды.” Как представляется, в таком виде учение Цзы-цзая находится в непосредственной генетической связи с учением У-чжу об “отсутствии мысли”. Однако, У-чжу привел концепцию “отсутствия мысли” к её логическому завершению - представлению о неразличении и абсолютной неприверженности, “когда отсутствует даже отсутствие мысли”. У-чжу опираясь на воззрения Цзы-цзая по поводу отсутствия признака чистоты в чистоте, установил необходимость сохранять совершенную неприверженность ума и добиваться освобождения даже от малейшего различения (конструирующей деятельности ума), способного вызвать в сознании приверженность к феноменальному многообразию. Из такой концепции следовал вывод о непосредственном тождестве человеческого сознания и Будды и призыв к отвержению традиционных канонических практик и доктринальных учений и обращению к созерцанию собственной природы как наивысшему пути освобождения. В этом и выразилось основное содержание наиболее знаменитой доктрины У-чжу об “отсутствии мыслей” (у нянь). Поскольку подобная формулировка учения делала бесполезной всю предшествовавшую буддийскую традицию и обрядность, снимала необходимость формализованных практик и официального принятия обетов, неудивительно, что со своей проповедью У-чжу, как и его предшественник У-сян (преподобный Ким из Цзяньнани) обращался непосредственно к массам мирян, используя опыт Шэнь-хуя по проведению массовых церемоний посвящения. Таким образом, практически нелегально множество людей было пострижено в монахи.

Сычуаньский чань буддизм вызвал значительную реакцию среди китайских буддистов, и в частности вызвал критическую оценку одного из теоретиков Хуаянь и последователя чаньского учения Хэцзэ Шэнь-хуя Гуйфэна Цзун-ми. Причины этой критики лежали как в области теоретической, так и в области чисто моральной. Цзун-ми упрекал У-чжу, что он и его последователи “не следуют ни учению, ни практике”, “не соблюдают положенных ритуалов”, “не прибираются в своих жилищах”, “не заботятся о пропитании” и прочее.

Учение сычуаньского чань оказало значительное влияние как на формирование последующих классических направлений чань, таких как Хунчжоуская школа Ма-цзу Дао-и, так и на чань буддизм, распространенный за пределами Китая, прежде всего в Тибете, куда он проник именно в интерпретации У-чжу и хэшана Махаяны через Дуньхуан в период тибетской оккупации этого района с середины 8-го по середину 9-го века.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Чань Буддизм сычуаньский

  • О чем тут спорить? Что исследовать?
    Разные школы чань - разные прозрачные плоские стекла ( треугольные, квадратные, круглые...) через которые смотрят на окружающюю реальность. А реальность здесь одна. И не важно какой формы окно через которое смотриш на улицу. От формы окна на улице ничего не меняется. Что же вы ищите в разных школах ?!? Вы говорите: " О мне это окно нравится больше того, я буду смотреть через него" ! Что это?
    А другие смотрят на окно, исследуют его форму, надеясь что-то найти: "Здесь где-то спрятан ключ". Что они найдут? Ничего кроме старости и своей глупости! Не давайте затуманить свой разум! Смотрите ясно на реальность, а не на свои мысли о ней.
    В буддизме говорится о бесчисленном множестве миров. Где они? Они здесь! В ваших мыслях. Ваши мысли создают свои миры! Когда вы работаете вы в мире свое работы, когда спите - в мире сна, отдыхает - мир отдыха. Что тут не ясно ?!?
    Ничего не поняли - так и будете метаться туда-сюда ища счастья в завтрашнем дне. а чем хуже сегодня? И где начинается завтра?
     

По теме Чань Буддизм сычуаньский

Чань-буддизм

I. БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ Царевич Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в шестом веке...
Религия

История Чань

Чань, с исторической точки зрения - это форма буддизма, происходящая из Китая...
Религия

Дзен чань

Сю-фен, монах-повар в монастыре Тун-шаня, был всегда пунктуален в приготовлении...
Религия

Дзен чань

Монах увидел черепаху, ползущую по саду монастыря Та-суя, и спросил учителя: «У...
Религия

Дзогчен и чань

Сторонники идеи происхождения дзогчен от чань опираются прежде всего на факты...
Религия

Происхождение чань-буддизма

Чань - китайское произношение санскр. Дхьяна, яп. Дзэн. Большинство китайских...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

О законах свыше
Ты - источник Жизни... Ты - источник Света