Образ Будды

Статуя или изображение медитирующего человека со скрещенными ногами у тех, кто более или менее знаком с религиями Востока, ассоциируется с Буддой. Во всяком случае, если не с ним, то с кем-то из персонажей индийских религий. Поистине, образ медитирующего Будды (пали, санскр. buddharūpa), стал наиболее узнаваемым символом буддизма. Однако статуи и изображения Будды в буддизме появились только где-то пять веков после ухода в Париниббану основателя учения. И эту заслугу принято приписывать грекам, которые распространили свою культуру от Африки до крайних пределов Азии в результате военных кампаний Александра Македонского, главного эллинизатора тогдашних цивилизаций. Хотя изображение сидящего в позе лотоса существа с бычьей головой и детородным органом в состоянии эрекции относится еще к доарийской цивилизации Индостана, в Буддизме древнейшие изображения датируются 1-м веком н.э. Кстати, сидящий в позе лотоса йогин – это стандартный шаблон индийских культов. В этой позе изображаются и Шива и Вишну и другие божества индусского пантеона. В позе лотоса восседает и основатель джайнизма Махавира (он, правда, всегда голый). Древнейшая из полностью сохранившихся статуй Будды (на снимке справа вверху) находится в Анурадхапуре (Шри-Ланка) и датируется она где-то 2 в. н. э.

Будда Шакьямуни в образе христианского святого Иосафа, принца Индийского

Образ Будды нашел свое место даже в христианской иконописи, разумеется Будда там не изображался как Будда. Российский буддолог В. Топоров в своем предисловии к Дхаммападе отмечает, что "в качестве святого Будда проник в христианскую, манихейскую, зороастрийскую, мусульманскую религии. Ещё в конце XVI в. под именем святого Иосафа он появляется в «Римском мартирологе». Православная церковь 19 ноября отмечает память Иоасафа, царевича индийского, вместе с памятью преподобного Варлаама. О них же, и прежде всего об Иоасафе Прекрасном, пели в России раскольники и странники..."

Изображения Будды меняли свой вид в зависимости от страны и эпохи. Поэтому в каждой стране и каждой эпохе развивался свой уникальный стиль, присущий именно той местности и времени. На пример, человек, который более менее знаком с буддийской скульптурой по внешнему виду алтарной статуи легко может определить школу, которой принадлежит храм. Разумеется играть в такие головоломки можно только в общебудийских местах как Бодх Гайа, Сарнатх и т.п., где можно лицезреть целое собрание храмов разных традиций. К примеру, если мы видим в храме статую з очень заостренной макушкой (санскр. ushnisha), одним из признаков тела Будды, символизирующий его просветление, мы сразу приходим к выводу, что перед нами тайский стиль, а следовательно храм принадлежит традиции тэравада. Именно такую статую вы увидите в центре алтаря храма Зуба Будды в Шри-Ланке. Зная эти отличительные черты вы сразу поймете, откуда она приплыла.

В современных бирманских храмах статуи часто белого цвета, как бы сделанные из мрамора. Конечно это не всегда так, но такова общая тенденция. Бирманцы часто любят украшать нимб статуи Будды мигающими огоньками расположенными в несколько рядов по окружности нимба, так что создается впечатление, что перед нами космический Будда, или пришелец из космома.

Характерными признаком шри-ланкийского стиля является оранжевое облачение на статуе Готамы. Причем Будда сидит не в полном, а в "полу-лотосе". Такая поза характерна и для тайского стиля. В Шри-Ланке по свидетельству одного монаха по значимости статуя как символ буддизма скромно занимает всего лишь третье место после ступы (дагобы) и дерева Бодхи. В центре медитации у тайского наставника Буддхадасы Бхикху вообще не было статуй как в древности.

В Тибетском буддизме Шакьямуни часто изображается сидящем на лотосовом троне в позе "полного лотоса" с чашей для подаяния (санскр. patra)в одной руке. Иногда он держит руки в разных мудрах, но почти всегда на лотосовом троне и в полном лотосе. Кроме Шакьямуни в тибетском буддизме очень много персонажей, которые очень похожи на него, но отличаются либо цветом, либо предметами, которые они держат в руках (Амитабха, Мэн-ла, и т.п.).

В китайских и японских храмах Будда часто изображается более упитанным, чем обычно. Ниже представлено несколько примеров буддийских статуй с характерными признаками, по которым можно сразу узнать страну происхождения образа.

Таиланд Бирма Япония

Шри Ланка Китай Тибет

Буддизм, во всяком случае традиция тэравады, не придает статуям и изображениям Будды некоего мистического значения. Статуя, скорее, служит для напоминания об учении, и дает возможность адептам воздать честь Будде, подобно тому как сегодня люди возлагают цветы к памятникам выдающихся людей и чтут их поклоном. С земными просьбами миряне в Шри-Ланке обычно обращаются к индусским божествам типа Ганеши, Лакшми и т.п. Их изображения, как правило, находятся немного в стороне от основных трех обязательных элементов буддийского места поклонения (ступы, дерева Бодхи и статуи). Место, отведенное божествам, для решения материальных проблем мирян называется девала.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Образ Будды

Образ Будды

Поставьте в своей комнате маленькую статуэтку Будды, и, когда есть время, просто...
Религия

Просветление и образ я

Опишу своё видение того, что такое просветление и в чём состоит его суть. На мой...
Религия

Образ Мары

Одно из наиболее распространенных мнений утверждает, что существует двойственное...
Религия

Образ себя

Очень редко случается так, чтобы мы прожили один день или даже один час, в...
Религия

Образ Святой Троицы

Уже в самом творении человека видится тайна Триипостасного Божества, в...
Религия

Образ жизни в монастыре

Начинающие должны избегать плохих друзей и держаться добродетельных и хороших...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

О законах свыше
Мыслить здраво - это здорово, но нелегко