Третья истина – это уничтожение страданий, дуккха-ниродха-сачча. Ниродха означает прекращение. Это противоположность возникновению, самудая. Прекращение – это конец. Это полное разрушение причин. Прекращение больше не производит никаких результатов или следствий.
Все, что прекращается, полностью уничтожается и больше никогда не появится, и не будет существовать. Когда вы что-то теряете – это не прекращение, потому то вы снова можете это найти. Потеря и полное разрушение – две разные вещи. Если мы умираем, мы родимся снова. Если мы не умрем, а достигнем прекращения страдания, больше некому не рождаться. Некоторые верят в существование души, которая живет после физической смерти тела. Они полагают, что прекращение страданий возможно в некоем небесном мире, где упокоенная душа живет вечно. Но это не то, что подразумевает прекращение страданий. Все виды обусловленного существования подвержены распаду и смерти, и, таким образом, порождают страдание. Душа, живущая в блаженных небесах, даже как некая невидимая сущность, все равно является обусловленным явлением. Поэтому жизнь на небесах все равно порождает страдания. Ниродха – означает полное прекращение страданий. Ниродха означает, что распад, смерть и рождение больше никогда не появятся снова. Татха авитатхани ананнатхани.
Прекращение страданий обладает четырьмя характеристиками:
1. Свобода от страданий, ниссарана
2. Свобода от беспокойств, вивека
3. Не-обусловленность, асанкхата
4. Бессмертие, амата
Только ниббана обладает этими четырьмя свойствами.
Первое свойство прекращения – это свобода от страданий, ниссарана. Свобода означает то, что наш ум очищен, свободен то скверн. Что такое скверны?
ДЭВИД: Вы как-то говорили, что скверны – это мусор нашего ума.
ПЕМАСИРИ ТХЕРА: Скверны, килеса, – это нездоровые свойства, которые засоряют наш ум. Для засорения ума необходимо существование существа, сатта. Существо существует в силу привязанности и прекращает существование, если привязанности нет. Таким образом, когда нет существа, нет и скверн. Ум чист, когда нет существа.
Видите мою чашку? Кто хочет ею обладать? Хозяин ли чашки привязан к ней или кто-то другой?
ДЭВИД: Хозяин чашки!
ПЕМАСИРИ ТХЕРА:Процесс, ведущий к возникновению скверн, начинается, как только чашка входит в поле нашего зрения. Как только мне дали чашку, я могу хотеть ее и испытывать привязанность к ней. Все мы можем привязаться к вещам, если знаем, что они нам принадлежат и могут нас осчастливить. Представьте время, когда чашки не было вообще. Когда она еще была в процессе изготовления, и никто ее мне пока не давал. Что было в моем уме в то время. Если бы мне не дали чашку, появилось ли у меня желание обладать ею? Был бы я привязан к ней?
- Нет
До того как чашка начала существовать, привязанности к ней не было. Я не желал ее, и не был к ней привязан до того, как идея чашки не вошла в мой ум. Не было ни какой жажды, ни цепляния.
В отношении этой чашки у меня в уме ничего не возникает. Вот чему подобны свобода от страданий, ниссарана, и состояние прекращенного ума, ниродха. Что вы ответите тому, кто попросит вас объяснить ему, что такое свобода от страданий и ниродха?
ДЭВИД: Я расскажу ему об их машине. Я спрошу у них, помнят ли они время, когда они были детьми, и когда машины у них не было? В то время они не были привязаны к машине, и у них не было никаких проблем с машиной.
ПЕМАСИРИ ТХЕРА: Если никто не будет производить автомобили, откуда взяться жажде? Откуда Привязанности?
ДЭВИД: Их не будет.
ПЕМАСИРИ ТХЕРА: Если нечто существует, существует и страдание. Если ничего нет, то это прекращение – страданий нет. Если существуют пять совокупностей, существует и привязанность к ним, а, следовательно, существует и страдание. Если ничего нет, тогда это прекращение, ниродха.
Второе свойство прекращения – это свобода от беспокойства, вивека. Обычно люди в Шри-Ланке, когда говорят вивека, свобода от беспокойств, они подразумевают отдых, выходной и совершение минимального количество дел. Дети на пример говорят, что их отец на вивеке, когда у него выходной. Отец отдыхает, читает газету, курит сигарету и думает о том, о сем. Иметь выходной – это обычно то, что мы называем вивека. Но когда Будда говорит о вивеке, он имеет в виду нечто другое. Вивека, согласно Будда – это отсутствие скверн.
На самом деле, отец не так уж и свободен от беспокойства в свой выходной, потому что его ум продолжает волноваться. Он порождает скверны и несет тяготы. Быть полностью свободным от беспокойства невозможно даже в состоянии джханы. Поскольку все равно даже и в состоянии джханы есть некоторая тяжесть, некоторое беспокойство. В чувственном мире, кама-лока, средний человек отягощает свой ум мыслями о чувственных усладах – еде, машине, доме, ребенке, муже, жене или еще о каких-то принадлежностях. Но и джхана, или состояние концентрации ума, имеет свой вид тяготы.
Человек, достигший первой джханы, на пример, может стремиться к обладанию факторами джханы – приложенной мыслью, удержанной мыслью, восторгом, радостью и однонаправленностью. Он может испытывать жажду или привязанность к этим факторам ума. Они отличаются от беспокойств и тягот чувственно мира, но они все равно беспокойства и тяготы. Человек, достигший джханы, может переродиться в тонкоматериальном мире и даже стать Маха-брахмой, однако и это беспокойство и тягота.
Сиддхартха трудился, чтобы обрести полную свободу от всех беспокойств и тягот. Понемногу мы также пытаемся выгружать скверны, которые тревожат и отягощают наш ум. Постепенно, мы обретаем все больше свободы от беспокойств, все больше вивека. Шаг за шагом мы все больше становимся свободными, теряя при этом все больше привязанностей, тягот и беспокойств.
Если мы становимся арахантами, мы выгружаем все свои тяготы. Мы обретаем свободу от беспокойств и настоящую вивеку, когда полностью выбрасываем свои скверны. Только тогда мы можем сказать, что отдыхаем. Это истинное расслабление. Всякий, кто живет без скверн, отдыхает свободный от беспокойств. Это именно так, а не иначе. Никто не может изменить это. Это истина.
Следующая характеристика прекращения, дуккха-ниродха – это не-обусловленность, асанкхата. Дуккха обладает свойством обусловленности, санкхата. Тогда как свойство прекращения дуккха – это не-обусловленность, асанкхата. В обусловленном есть причины и следствия, хетту-пхала. В необусловленном, причин и следствия нет. В этом мире мы можем найти только два необусловленных явления – пространство и ниббану. Обычно пространством мы называем промежуток между двумя объектами. Но промежуток между объектами – это не то пространство, о котором я сейчас говорю. Пространство, о котором я говорю, называется акаса на Пали. Акаса это не пространство типа воздуха между нашими пальцами. Акаса никогда не изменяется, не распадается и не умирает. Акаса никогда не возникает, и никто его не может украсть, и нельзя сказать, что оно пусто. Такие свойства мы можем найти и в ниббане.
В пространстве нет препятствий. Мы видим, как в пространстве летают птицы. Единственное отличие, что в пространстве необусловленного, ниббане, летают не птицы, а араханты. Такова асанкхата.
Скажите, почему мы называем этот мир красивым?
ДЭВИД: Мир возбуждает приятные чувства. И мне это нравится.
ВТОРОЙ УЧЕНИК: Потому что мы в состоянии неведения, и видим чувственные удовольствия как приятные.
ПЕМАСИРИ ТХЕРА:Я думаю, что миру придает красоту именно пространство. Когда достаточно места, танцор танцует красиво. Когда много места, мы строим новый дом. Красивый не сам дом. Пространство придает красоту дому. В пространстве необусловленного отсутствуют причины и следствия – нет хетту-пхала и, следовательно, нет тревог и страдания. Страдания мы находим только там, где есть причины и следствия – в обусловленном.
До Будды многие учителя медитации усердствовали, что бы найти уровень сознания, который был бы запределен причинам и следствиям, и, следовательно, страданиям. Вместо этого они находили уровни сознания с причинами и следствиями, и, таким образом, с наличием страдания. Будда открыл ниродха. Запредельное причинам и условиям ниродха – запредельно страданию. Ниродха – это не обусловленное, ниббана.
Четвертая характеристика прекращения страдания – это бессмертие, амата. Мата значит смерть. Все обусловленные явления в конечном итоге распадутся и исчезнут. Если есть причина и следствие, должна быть и смерть. Амата значит “не-смерть”, “бессмертие”. В прекращении нет причин и следствии, а это значит – нет ничего, что может умереть. Как и то, о чем было сказано ранее, это именно так, а не иначе. Это неизменно, поскольку так оно и есть.
Прекращение страданий обладает четырьмя характеристиками:
1. Свобода от страданий, ниссарана
2. Свобода от беспокойств, вивека
3. Не-обусловленность, асанкхата
4. Бессмертие, амата
Только ниббана обладает этими четырьмя свойствами.
Первое свойство прекращения – это свобода от страданий, ниссарана. Свобода означает то, что наш ум очищен, свободен то скверн. Что такое скверны?
ДЭВИД: Вы как-то говорили, что скверны – это мусор нашего ума.
ПЕМАСИРИ ТХЕРА: Скверны, килеса, – это нездоровые свойства, которые засоряют наш ум. Для засорения ума необходимо существование существа, сатта. Существо существует в силу привязанности и прекращает существование, если привязанности нет. Таким образом, когда нет существа, нет и скверн. Ум чист, когда нет существа.
Видите мою чашку? Кто хочет ею обладать? Хозяин ли чашки привязан к ней или кто-то другой?
ДЭВИД: Хозяин чашки!
ПЕМАСИРИ ТХЕРА:Процесс, ведущий к возникновению скверн, начинается, как только чашка входит в поле нашего зрения. Как только мне дали чашку, я могу хотеть ее и испытывать привязанность к ней. Все мы можем привязаться к вещам, если знаем, что они нам принадлежат и могут нас осчастливить. Представьте время, когда чашки не было вообще. Когда она еще была в процессе изготовления, и никто ее мне пока не давал. Что было в моем уме в то время. Если бы мне не дали чашку, появилось ли у меня желание обладать ею? Был бы я привязан к ней?
- Нет
До того как чашка начала существовать, привязанности к ней не было. Я не желал ее, и не был к ней привязан до того, как идея чашки не вошла в мой ум. Не было ни какой жажды, ни цепляния.
В отношении этой чашки у меня в уме ничего не возникает. Вот чему подобны свобода от страданий, ниссарана, и состояние прекращенного ума, ниродха. Что вы ответите тому, кто попросит вас объяснить ему, что такое свобода от страданий и ниродха?
ДЭВИД: Я расскажу ему об их машине. Я спрошу у них, помнят ли они время, когда они были детьми, и когда машины у них не было? В то время они не были привязаны к машине, и у них не было никаких проблем с машиной.
ПЕМАСИРИ ТХЕРА: Если никто не будет производить автомобили, откуда взяться жажде? Откуда Привязанности?
ДЭВИД: Их не будет.
ПЕМАСИРИ ТХЕРА: Если нечто существует, существует и страдание. Если ничего нет, то это прекращение – страданий нет. Если существуют пять совокупностей, существует и привязанность к ним, а, следовательно, существует и страдание. Если ничего нет, тогда это прекращение, ниродха.
Второе свойство прекращения – это свобода от беспокойства, вивека. Обычно люди в Шри-Ланке, когда говорят вивека, свобода от беспокойств, они подразумевают отдых, выходной и совершение минимального количество дел. Дети на пример говорят, что их отец на вивеке, когда у него выходной. Отец отдыхает, читает газету, курит сигарету и думает о том, о сем. Иметь выходной – это обычно то, что мы называем вивека. Но когда Будда говорит о вивеке, он имеет в виду нечто другое. Вивека, согласно Будда – это отсутствие скверн.
На самом деле, отец не так уж и свободен от беспокойства в свой выходной, потому что его ум продолжает волноваться. Он порождает скверны и несет тяготы. Быть полностью свободным от беспокойства невозможно даже в состоянии джханы. Поскольку все равно даже и в состоянии джханы есть некоторая тяжесть, некоторое беспокойство. В чувственном мире, кама-лока, средний человек отягощает свой ум мыслями о чувственных усладах – еде, машине, доме, ребенке, муже, жене или еще о каких-то принадлежностях. Но и джхана, или состояние концентрации ума, имеет свой вид тяготы.
Человек, достигший первой джханы, на пример, может стремиться к обладанию факторами джханы – приложенной мыслью, удержанной мыслью, восторгом, радостью и однонаправленностью. Он может испытывать жажду или привязанность к этим факторам ума. Они отличаются от беспокойств и тягот чувственно мира, но они все равно беспокойства и тяготы. Человек, достигший джханы, может переродиться в тонкоматериальном мире и даже стать Маха-брахмой, однако и это беспокойство и тягота.
Сиддхартха трудился, чтобы обрести полную свободу от всех беспокойств и тягот. Понемногу мы также пытаемся выгружать скверны, которые тревожат и отягощают наш ум. Постепенно, мы обретаем все больше свободы от беспокойств, все больше вивека. Шаг за шагом мы все больше становимся свободными, теряя при этом все больше привязанностей, тягот и беспокойств.
Если мы становимся арахантами, мы выгружаем все свои тяготы. Мы обретаем свободу от беспокойств и настоящую вивеку, когда полностью выбрасываем свои скверны. Только тогда мы можем сказать, что отдыхаем. Это истинное расслабление. Всякий, кто живет без скверн, отдыхает свободный от беспокойств. Это именно так, а не иначе. Никто не может изменить это. Это истина.
Следующая характеристика прекращения, дуккха-ниродха – это не-обусловленность, асанкхата. Дуккха обладает свойством обусловленности, санкхата. Тогда как свойство прекращения дуккха – это не-обусловленность, асанкхата. В обусловленном есть причины и следствия, хетту-пхала. В необусловленном, причин и следствия нет. В этом мире мы можем найти только два необусловленных явления – пространство и ниббану. Обычно пространством мы называем промежуток между двумя объектами. Но промежуток между объектами – это не то пространство, о котором я сейчас говорю. Пространство, о котором я говорю, называется акаса на Пали. Акаса это не пространство типа воздуха между нашими пальцами. Акаса никогда не изменяется, не распадается и не умирает. Акаса никогда не возникает, и никто его не может украсть, и нельзя сказать, что оно пусто. Такие свойства мы можем найти и в ниббане.
В пространстве нет препятствий. Мы видим, как в пространстве летают птицы. Единственное отличие, что в пространстве необусловленного, ниббане, летают не птицы, а араханты. Такова асанкхата.
Скажите, почему мы называем этот мир красивым?
ДЭВИД: Мир возбуждает приятные чувства. И мне это нравится.
ВТОРОЙ УЧЕНИК: Потому что мы в состоянии неведения, и видим чувственные удовольствия как приятные.
ПЕМАСИРИ ТХЕРА:Я думаю, что миру придает красоту именно пространство. Когда достаточно места, танцор танцует красиво. Когда много места, мы строим новый дом. Красивый не сам дом. Пространство придает красоту дому. В пространстве необусловленного отсутствуют причины и следствия – нет хетту-пхала и, следовательно, нет тревог и страдания. Страдания мы находим только там, где есть причины и следствия – в обусловленном.
До Будды многие учителя медитации усердствовали, что бы найти уровень сознания, который был бы запределен причинам и следствиям, и, следовательно, страданиям. Вместо этого они находили уровни сознания с причинами и следствиями, и, таким образом, с наличием страдания. Будда открыл ниродха. Запредельное причинам и условиям ниродха – запредельно страданию. Ниродха – это не обусловленное, ниббана.
Четвертая характеристика прекращения страдания – это бессмертие, амата. Мата значит смерть. Все обусловленные явления в конечном итоге распадутся и исчезнут. Если есть причина и следствие, должна быть и смерть. Амата значит “не-смерть”, “бессмертие”. В прекращении нет причин и следствии, а это значит – нет ничего, что может умереть. Как и то, о чем было сказано ранее, это именно так, а не иначе. Это неизменно, поскольку так оно и есть.
Обсуждения Прекращение страданий