Факторы Просветления

В процессе практики медитации у йогина развиваются качества ума, которые называются “факторами Просветления”. Слово самбходжанга означает “фактор Просветления” (sambodhi + anga), и если рассмотреть слово “sambodhi”, оказывается, что оно выражает идею понимания или знания.
Факторы Просветления
Оно обозначает не только состояние Просветления. Эти факторы, или качества ума – сати (осознанность), дхамма-вичая (исследование объектов ума – дхамм), вирия (настойчивость), пити (радость), пассадхи (спокойствие или расслабление), самадхи (сосредоточение), и упеккха (невозмутимое наблюдение). Они считаются развитыми, когда выстраиваются определенном порядке.

Из этих семи первый – сати (памятование, осознанность). В перечислении этой семерки также заметна определенная система. Когда ум очищен от скверн , начинается более или менее ясное видение объектов ума, это и есть дхамма-вичая, или исследованием объектов ума. В некоторой степени объекты ментального сознания воспринимаются такими, какими они есть. При этом йогин способен различать полезные качества от неполезных . Он культивирует то, что способствует прогрессу и отбрасывает то, что препятствует. Именно дхамма-вичая, или исследование объектов ума (дхамм) делает это различение возможным. Далее йогин прилагает настойчивость – усилия, или вирия для развития полезных качеств и отбрасывания неполезных. Таким образом, усилие, настойчивость, или вирия – третий фактор Просветления.

“У того, кто вырабатывает решительную настойчивость (вирия), возникает запредельный восторг (пити)”. (S.N. 46.3) Таким образом, йогин достигает восторга, или радости (пити) благодаря приложению усилия (вирия) . Понимая , что этот восторг, или радость не самоцель, йогин успокаивает ее путем расслабления, что на пали называется пассадхи. С помощью этого умиротворения, или расслабления, как физического, так и умственного, он осуществляет состояния блаженства, вслед за которым приходит реальное сосредоточение (самадхи). Когда достигается сосредоточение (самадхи), больше не нечего достигать, и йогин пребывает в равномерном наблюдении (упеккха) и закрепляет свои достижения. Упеккха сохраняет достигнутое сосредоточение.

Невозмутимое наблюдение – высшая точка развития всех этих факторов Просветления, и она ближе к мудрости. Фактор, ближайший к пониманию – невозмутимое наблюдение. Когда ум достигает равномерного наблюдения, явления воспринимаются такими, какими они есть. А чтобы видеть явления такими, как есть, нужно обладать развитым сосредоточением, или однонаправленностью, самадхи. Для достижения сосредоточения применяются предыдущие факторы, начиная с осознанности.

В перечислении “факторов Просветления” есть система как и в случае с “пятью способностями” – уверенностью, настойчивостью, осознанностью, сосредоточением и распознаванием (мудростью). Для развития этих способностей необходим определенный баланс. Нужно уравновешивать уверенность с распознаванием и настойчивость с сосредоточением. Иначе ум, станет перевозбужденным, или вялым. В таком контексте осознанность (сати) находится посередине и как раз их уравновешивает. Сати уравновешивает группы – уверенность и распознавание с одной стороны, настойчивость и сосредоточение с другой.

уверенность

настойчивость

осознавание распознавание

сосредоточение
И в случае с «факторами Просветления» осознанность (сати) играет ведущую роль – опять же – уравновешивание. Она выстраивает остальные факторы в стройный ряд. Три фактора – дхамма-вичая (исследование объектов ума), вирия (настойчивость) и пити (восторг), тяготеют к возбужденности, беспокойству. Когда они слишком перевешивают в эту сторону, осознанность приказывает им выпрямиться. И три других фактора – пассадхи, самадхи и упеккха (расслабление, сосредоточение и равномерное наблюдение, или равностность) тяготеют к лености, вялости или бездействию. Когда они перевешивают, осознанность возвращает их назад.

исследование дхамм

настойчивость

восторг

осознавание расслабление

сосредоточение

равностность
Таким образом, осознанность, или памятование поддерживает баланс среди этих факторов. Когда они уравновешены с помощью практики, считается, что ум реализовал, или осуществил факторы Просветления.
×

Обсуждения Факторы Просветления

  • Статья описывает пару слов на санкрите а где суть?
    Суть проста, попробуй понять :
    Ты духовный свет, твори чудеса !
     

По теме Факторы Просветления

Семейное проклятие. Факторы

Основные сюжеты, разыгрываемые в семейной жизни, не остаются, разумеется, не...
Религия

Смыслосоставляющие факторы жизни. Смысл жизни по Ошо

Извечный вопрос о смысле жизни регулярно мучает умы людей, заставляя их искать...
Религия

Аспекты просветления

Глубина самоосознания - лучшее лекарство от душевной боли. Обращая свое внимание...
Религия

Толчок к переживанию Просветления

Одна из моих любимых строк Сойо Року звучит так: «На высохшем дереве распустился...
Религия

Адвайта. Просветления нет

Махарадж часто говорит, что очень немногие их тех, кто приходит к нему, являются...
Религия

Чем Святость отличается от Просветления?

Состояние деперсонализации является высшей точкой реализации человека различных...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?