Йога и воля человека

Вопрос воли человека. Свобода выбора
В жизни каждого человека, в разных обстоятельствах, возникает вопрос проявления воли. У одних людей воля есть, а другие страдают от её недостатка. Сильная воля может приводить одних к успеху в жизни, а других - к неудачам, конфликту с собой и окружающими, краху надежд, преждевременной смерти.
Йога и воля человека
Слабовольные личности редко бывают успешны и счастливы, часто они подчинены воле других и полностью зависят от обстоятельств, не имеют упорства, чтобы что-то изменить в жизни.

Когда же следует проявлять свою волю, а когда отдаться на волю судьбы - сложный выбор, вечная задача, стоящая перед человеком. Этот вопрос является, по сути, определяющим в нашем существовании, особенно на духовном пути.

Разные системы философии имеют свою точку зрения на факт свободы воли человека. Одни говорят, что всё предрешено, другие настаивают на существовании свободы выбора личности. С точки зрения Реальности проявление воли человеком или состояния "безволия" - равноценно, так как не существует, на этом уровне, самой личности, Абсолют един и уравновешен в самом себе. Условно можно сказать, что если в беспредельном пространстве где-либо возникает "активная" энергия воли, то, в это же самое время, в другом месте (измерении) возникнет состояние пассивности, но понятие "пространство" тоже человеческая категория. Воля имеет характеристики, а Высшая Реальность находится вне отличительных признаков и поэтому, с абсолютной точки зрения, воля личности иллюзорна. Однако это касается высшего измерения бытия, которое доступно только реализованным адептам йоги. А как же обстоит дело в этом "бренном мире" мире, который воспринимает основная масса людей, живёт в нём, наслаждается и страдает?

Обычный человек всегда действует из личностных мотивов, упорно стремится демонстрировать волю, так как обладает инстинктивным желанием жить и наполнять свою жизнь впечатлениями. "Самосущая жажда жизни" побуждает проявлять волевые поступки, созидать, преображать или разрушать мир вокруг себя. Фактически, волевая активность является отражением процесса манифестации Природы или Энергии Бытия исходящей из Высшего Сознания. Это, преломлённое через эго человека, намерение высшего Суперэго (Бога, Абсолюта, Атмана, Шивы и т.п.)

Истоки воли. Причины в сознании
Воля человека имеет ментальную и энергетическую основу. Ум это ядро "волевого монолита", его центр - индивидуальное "я" или эго личности. Именно оттуда возникает волевой мотив, но первичный импульс рождается ещё глубже - в глубине сознания, в природе ума, в нашей душе. Воля это проявление единства энергии и сознания. Она отражает духовный принцип жизни - стремление каждого живого существа к ощущению состояния существования или, если сказать проще, - стремление жить. Без намерения или воли к жизни мы бы просто не воплотились на Земле. Мы приходим в мир, чтобы получить свой жизненный опыт и развить зрелость души, но фактически высшая воля направила нас к этому рождению. Когда мы обрели опыт жизни и существования, знание о мире и самом себе, то - начинается процесс возвращения к Истоку, в первопричину всего. Вспомните кто, по библейским сказаниям, создал человека, это был Абсолют или Бог, "по образу и подобию" так сказать. Абсолют непрестанно пульсирует от не проявленного состояния к проявлению вселенных, от манифестации или развёртывания космоса до пралайи или растворения. Так и человек, то рождается, то умирает, но при этом его внутренняя сущность остаётся неизменной, такой же как у Абсолюта нерушимой и вечной. Истинное начало человека в высшей сфере, в колыбели Реальности и начало нашей воли - божественный план. Но когда мы осознаём себя как отдельное существо, личность, то сами формируем волевые мотивы к познанию мира, нас влечёт стремление жить, постигать что-либо. Поэтому в нашем существовании действуют две формы воли: абсолютная и относительная, божественная и человеческая.

Шесть категорий живых существ

Согласно древней классификации индуизма, в аспекте энергии, сознания и личной воли, существуют шесть категорий живых существ:

Люди, которым нет необходимости использовать волю. Такая категория личностей называлась в индуизме сурами ("светлые", боги). Им присуще наличие слабой индивидуальной воли, но они ощущают проявление воли Абсолюта. Боги это личности, которые имеют очень благоприятную судьбу и живут, наслаждаясь жизнью. Свою волю они проявляют крайне редко и в основном для того, чтобы всеми способами поддерживать благодушный, беспечный образ жизни в комфорте. Но такое состояние не может длиться вечно, оно рано или поздно заканчивается, когда потенциал прошлых заслуг исчерпывается. Тогда приходит в упадок, ухудшаются условия жизни, снижается энергия, настроение, тело начинает болеть, сознание становится нестабильным, но сделать они ничего уже не могут, так как утратили способность проявлять волю. Наступает деградация и страдание, боль физическая и душевная. Люди этой категории не достигают высокого положения в обществе или благосостояния своими силами, их благополучие возникает косвенным образом, при стечении обстоятельств, удачного брака, рождения в обеспеченной семье и т.п.

Люди, у которых волевой аспект очень сильно выражен, в индуизме их называли асуры или полубоги. Обычно это очень динамичные и устремлённые люди с большой энергией и качествами, превосходящими среднего человека. Такие личности многого достигают в жизни за счёт упорства и настойчивости, натиска и агрессивности, организаторских качеств и самодисциплины. Это обычно военноначальники, руководители разного ранга, политики, спортсмены, общественные лидеры и т.п. Для асуров воля естественное неотъемлемое качество, но они полностью зависят от неё. Волевые качества их преимущество и недостаток, так как воля способна создавать массу проблем при неверном использовании.

Люди, которые могут использовать волю по своему желанию. Это категория людей, которые непосредственно относятся к "миру людей", т.е. представляют основную массу человечества. Они могут быть как в состоянии беспечности и не-усилия, так и в состоянии предельного напряжения душевных и физических сил. Всё зависит от интенсивности мотивации, ценности для человека той цели, к которой он стремится.

Неудовлетворённые судьбой (индуистское название преты). Это те, кто постоянно находится в состоянии жажды, жадности, ненасытности, мучительного желания, поиске чего-либо. Но даже когда цель достигается, то насладиться результатами своих усилий они не могут и снова страдают от неудовлетворённости. Их влечёт к объектам желания не воля, а искажённая омрачённая захваченность переживанием от которого они стали зависимы. Сначала эта зависимость рождается в сознании, а затем формируются соответствующие качества тела.

Безвольная группа личностей (пашу - животные), полностью зависящая от внешнего окружения и руководствующаяся только инстинктами жизни подобна животным, которые не способны проявлять индивидуальную волю осознанно. Ими управляет инстинктивное начало и как только нет причин бороться за выживание и продолжение рода - наступает пассивность.

Существа, которые должны переживать страдания и боль (демоны или существа ада). Это личности, которые могут обладать колоссальным потенциалом воли, но не могут использовать её в своих целях, так как полностью зависимы от негативной кармы, накопленной в своей настоящей или прошлых жизнях. Их удел - страдания, болезни, мучительные пытки тела и ума, обречённость. Они не управляют собой и абсолютно подчинены воле судьбы.

В жизни человека качества этих категорий могут проявляться как доминирующие, так и как переходные состояния из одной категории в другую. На процесс перехода влияют силы духовного развития личности или духовной деградации. Причины, относящиеся к каждой категории, есть абсолютно у всех людей и под влиянием вторичных условий у человека может проявиться соответствующая карма.

Поскольку речь идёт о нашей собственной жизни и судьбе важно понимать следующее: люди могут осознанно использовать свою волю для развития, именно от самого человека зависит прогресс или упадок его личности. Все остальные категории не имеют такой свободы. Очень благоприятно, когда человек управляет своей волей, тогда он действительно сможет достичь совершенства в практике или любом виде деятельности и формировать жизнь, так как это предначертано судьбой.

Четыре аспекта воли и три её энергии
Тот, кто обладает высоким уровнем энергии и жизнестойкости - имеет, как правило, сильную волю. Но человек может иметь даже слабое тело, но при этом обладать сильной волей, так как воля уходит корнями в уровень жизненных ценностей, глубоко в подсознание. Воля может выражаться через стремление к достижению целей, необычайно важных для человека. Энергия и сознание, в равной степени, формируют волю личности. Мотивы, которыми руководствуется человек, реализуются через внутреннюю энергию. Но энергия ума зависит от общей потенциальной энергии человека.

Жизненная сила (энергия кундалини), циркулирующая по каналам и энергетическим центрам, подчинена особым ритмам движения и покоя. Она проходит в течении суток пять различных стадий, от наиболее активной, до предельно пассивной. В этом проявляются законы циркуляции энергии первоэлементов (махабхут), этому подчинены органы чувств и действий, наши жизненные центры, на этих принципах работают внутренние системы организма. Воля напрямую связана с энергетикой человека.

Каждый наблюдал в себе действие различных состояний воли. Мы бываем агрессивны и динамичны, стремимся всё преобразовать, преодолеть препятствия в жизни. Мы бываем предельно пассивны, инертны, захвачены ленью и полным безволием. Но это тоже проявление воли, как ни странно, воли как нежелания действовать и напрягаться. Иногда человек чувствует позитивное движение в себе, особый энтузиазм, обычно сопряжённый с радостью и тогда "всё получается" и хочется жить. Почему это так?

В проявленной Реальности действуют три основных энергии (гуны): динамичная сила (раджас), статичная сила (тамас) и сила равновесия или ритма (саттва). Воля, находится под воздействием этих сил и поэтому будет отличаться по характеру и качествам. Раджастичная воля проявляется как процесс трансформации, преобразования или активного изменения личных качеств, объектов мира или явлений, тамасичная воля проявляется как процесс торможения в индивидуальном плане человека в виде схватывания, удержания, блокировки, жадности, лени, пассивности. Воля, пронизанная гармоничной и светоносной энергией (саттвой), будет приводить сознание к ясности и правильному выбору, даст чёткое понимание происходящего и свободу от крайностей напряжения и покоя.

Четвёртый аспект воли связан с трансцендентным (духовным) измерением. Это сила, которая проявляется как воля Абсолюта или Судьбы, воля Бога (в религиозной трактовке), воля Реальности. Этот аспект является сверх человеческим и лишён мотивов индивидуального эгоистичного "я".

Все ищут Счастье и Любовь, но...
Все люди ищут счастье и делают это очень настойчиво, но в безудержной погоне за ним в ослеплении "пролетают" мимо. Почему мы так стремимся быть счастливыми? Что происходит с нашей волей в состоянии душевной удовлетворённости? Если вспомнить себя в моменты маленького человеческого счастья, то можно обнаружить следующее: воля исчезает в состоянии радости, и каждый чувствовал это хотя бы раз. Когда мы счастливы - нет места напряжению, раскрывается сердце, душа освобождается из своих "кармических застенков" и человек ощущает некий "полёт, парение". Как соотносятся воля и Любовь? Грубая человеческая воля и состояние истинной Любви несовместимы. Никого нельзя заставить полюбить себя, волей невозможно вызвать в себе высокое состояние любви. Воля может лишь вызвать чувства сильной привязанности к другому, так как очень концентрирует сознание на цели - объекте обожания. Воля способна подавлять качества сердца, "слишком волевой" человек всегда рискует стать холодным и бесчувственным "роботом", лишённым сердечного тепла и сострадания. В этом таится определённая опасность для практикующих йогу с упором на волю. Такой человек не замечает, как становится чёрствым и агрессивным, делая ставку в практике на жёсткий предельно интенсивный подход к тренировкам. Но правильное, разумное применение волевого намерения, несомненно, имеет большое значение для успешного прогресса в йоге.

Воля в практике йоги
Наличие воли у человека, который пытается познать себя - очень важное качество. Мудрецы йоги приводят в пример такой афоризм: "Сильный зверь разрывает путы и выбирается на свободу, а слабый - запутывается и гибнет". Обстоятельства жизни связывают человека "по рукам и ногам", лишая сил и ограничивая творчество. Но комфорт и благополучие "опутывают душу" ощущением беспечности и удовольствия ещё сильнее.

Недостаток воли не позволяет продвигаться в практике йоги, так как искатель должен поддерживать процесс совершенствования, чтобы не потерять достигнутых рубежей, ведь обстоятельства жизни влияют неблагоприятно на нашу энергию и сознание. Требуется самодисциплина и настойчивое усилие для развития качеств, которые принесут духовную мудрость и радость. Без наличия воли невозможно выполнять многие практики йоги, так как они требуют устойчивого усилия. Даже медитация, которая опирается на предельную естественность и покой, тоже нуждается в искусном применении воли для того, чтобы длительно пребывать в состоянии погружения и не поддаваться импульсам "грубой природы". Но высшее искусство - умение распознать тот момент практики, когда необходимо "отпустить" индивидуальную волю, отдавая себя воле Духовного Сознания.

Как развить волю
Развитие воли зависит от контроля над жизненной силой. Существует прямая зависимость воли от уровня энергии или способности задерживать дыхание. Чем выше жизненный ресурс человека, тем выше его волевая компонента. Поэтому, применение техник дыхания и особенно задержек воздуха, в первую очередь после выдоха, значительно повышает волевой потенциал. Развивая энергию тела - мы развиваем волю к жизни. Существует и обратный принцип - человек "железной воли" может избавить себя от тяжёлой болезни или спастись в ситуациях на грани жизни и смерти благодаря сильному стремлению выжить.

Практики работы с телом значительно способствуют развитию характера, закалке волевых качеств, так как повышают выносливость организма, развивают тело и энергетическую структуру. То, что практикующий, во время выполнения упражнений йоги, проходит через многочисленные физические, эмоциональные и ментальные переживания - способствует развитию духовной устойчивости и воли.

Развивая способность отрешаться от физического тела и переносить напряжение и боль (конечно, в разумных пределах) раскрывает мощный резерв организма. Эти качества значительно способствуют наработке воли. Личность, отступающая перед трудностями практики, фактически демонстрирует состояние недостатка воли и слабость характера.

Иногда практик, способный переносить большие нагрузки, отвлекается под действием чувственных впечатлений, захватывается эмоциями и оказывается полностью беззащитным перед стрессом. Это знак недостаточного контроля над эмоциями, которые следует подчинить разуму с помощью воли, когда это необходимо. Чувства должны быть уравновешены умом, тогда они будут адекватным посредником между внешним миром и сознанием.

Сила воли зависит от устойчивости сознания. Фактически любой процесс, связанный с методами концентрации ума даёт прирост воли. Стабильность ума, сила сосредоточенности - основа воли. Люди с рассеянным вниманием, подверженные действиям импульсов не имеют достаточно воли, они не достигают ничего.

С волей связаны позитивные качества: выносливость, терпение, настойчивость, сосредоточенность, постоянство, целеустремлённость, жизнестойкость.

Негативные качества действия воли: упрямство, ограниченность или фиксации сознания, перегрузки тела и ума, невозможность расслабиться, неестественность, недостаток душевных качеств, жёсткость, агрессивность, нетерпимость, развитие эгоизма.

Развивая волю следует всегда помнить о необходимости управлять ею, развивать способность "оставлять усилия" и отдаваться "потоку жизни" так как есть.

Отказ от воли. Воля и достижение Освобождения
Многие мистики прошлого и настоящего пришли к пониманию того, что существует невидимая грань, духовный рубеж, за которым личная воля - препятствие. Это понимал Иисус, Будда, Кришна и другие основатели мировых религий, пророки и мудрецы. Когда человек стоит перед дверью в абсолютную Реальность, он не может войти туда сам, "без помощи Хозяина" - Абсолюта, Бога, Высшего Разума и т.п.

Если вспомнить христианское учение, то в нём говорится: "Царство Небесное силой берётся...". И, тем не менее, Иисус говорил: " Да будет воля Твоя...", " В руки Твои предаю себя...". Переход от личного волевого контроля к истинной "чистой духовной" воле Абсолюта является определяющим в процессе достижения освобождения и просветления.

Люди обычно боятся отдать контроль над самим собой в "руки Реальности", они считают, что "отпустив поводья" потеряют самих себя, но это не так. Когда мы отказываемся от воли своей омрачённой личности, то её место сменяет "чистая" воля наше собственной врождённой природы, высшее, Божественное Начало человека. Таким образом, отдавая своё маленькое "я" и его волю, мы отдаём и свои страхи, комплексы, неведение, страдание и боль. И на смену этому приходит знание, мудрость, радость, доброта, любовь.

Понятие "воля" в славянских языках имеет значение, о котором мы редко задумываемся - это СВОБОДА! На уровне конечного достижения йоги невозможно проявление воли в любом виде, так как с помощью воли не может быть достигнута абсолютная Свобода Сознания. Все способности и силы, таланты и возможности, всё совершенное, чем мы можем потенциально обладать, происходит из Свободы Сознания, к этому достижению и ведёт настоящая йога. Но важно помнить, что личностям с высоким уровнем воли, имеющим жёсткую фиксацию на волевом управлении сознанием и телом, трудно отказаться от проявления этих качеств и войти в свободный неограниченный "Поток Реальности".

Именно состояние концентрации ума, сопряжённое с волевым усилием удерживать ум в однонаправленном состоянии, препятствует адепту обрести тонкое, ничем не ограниченное качество высшей "прозрачной пустотности" ума. Это состояние за порогом волевых действий и усилий, за границей медитативного внимания, состояние Просветлённого Бытия, Счастья и Покоя Души.

И, в завершении, следует сказать что, в конечном итоге, все действия, которые мы совершаем в этом мире, направлены на достижение какой-то цели, но скрытым мотивом в этом стремлении является сам опыт Жизни, обретение Знания и Блаженства, что в философии йоги выражается формулой САТ-ЧИТ-АНАНДА. Воля человеческая и божественная помогают нам достичь Свободы, Знания и Счастья!

Успехов в духовной работе и удачи на Пути. Пусть раскрывается Ваш Разум и усиливается интуитивный поток мудрости!

ОМ ТАТ САТ
×

По теме Йога и воля человека

Воля Бога и свобода выбора человека: что подвластно Господу?

Здесь собраны цитаты из священных писаний о свободе воли человека и о высшей...
Религия

Воля

Воля – это не просто сила, но это вся существующая сила. Как Бог сотворил мир...
Религия

Воля - Любовь - Благо

ФИЛОСОФИЯ Через жизнь человек познает мир. Приобретая определенный порядок, эти...
Религия

Карма, дхарма и свободная воля

Что мы знаем о тех силах, которые управляют нашей жизнью? Почему происходят одни...
Религия

Что такое истинная воля

Воля – это не способность человека выполнять свои внешние намерения, или...
Религия

На всё Воля Бога

Эту идею человеку трудно принять, потому что есть эго. Что оно сейчас говорит...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество