Двое в одном

"Равные в значении, равные в могуществе; между ними вплетена вся сила, они - нестареющая первопричина вселенной" (1) -Трипуропанишад "Сосредоточившийся на паре Шива-Шакти видит мир как часть высшего начала и как его царство" (2)- Камакала Виласа "знай,что вращающиеся миры движущегося и неподвижного сотворены Шивой и Шакти" (3) -Камикагама "Чтобы получить то, что я желаю, я кланяюсь - но почему я не упоминаю объект поклонения?
Двое в одном
Как, по правилам грамматики говорить мне о паре - как об едином, или как о множественном?"(4) - Нилакантха Дикшита "Шри Чакра - это единое тело Шивы и Шакти" (5) - Бхайрава Йамала Согласно распространенному мнению, Тантра,а особенно школа Шакта, подчеркивает верховенство Шакти, предоставляя Шиве низшее, подчиненное место в общем плане мироздания. Часто цитируют строку, гласящую, что Шива без Шакти - это просто труп, сава. Для подтверждения такого взгляда приводят также описание великого символического акта - Кали, танцующей на груди Шивы. Но этот взгляд является поверхностным пониманием точки зрения Тантр. Образ Кали, танцующей на груди Шивы, должен рассматриваться как целое; здесь нет двух существ - одного, танцующего на другом. Этот образ символизирует совокупность статического и динамического состояний. Следует подчеркнуть, что когда Кали танцует, Шива также танцует. Лалита может иметь свою Ласйа; но это не мешает Ишваре иметь свою Тандава. Истина заключается в том, что так называемый "статичный" Шива является также и динамичным, а известная своей динамичностью Шакти по временам является статичной. Когда мы говорим, что вся вселенная, состоящая из подвижного и неподвижного, чарачара, есть осуществление союза Шивы и Шакти, мы не должны понимать это как смесь отдельных компонентов - статичного и динамичного. Потому что во вселенной нет ни абсолютной подвижности, ни абсолютной неподвижности. Определенное количество подвижности присуще, свойственно неподвижному, и в подвижности присутствует определенное состояние неподвижности (6). Шива и Шакти не есть два отдельные существа. Шива присутствует в Шакти, а Шакти присутствует в Шиве. Теоретический постулат тантристов, гласящий, что Шива и Шакти есть одно и то же - это не просто философская абстракция. Для тантристов это - конкретный духовный опыт, жизненная реальность. Вся вселенная являет собой постоянное свидетельство этому. Последователи "Каула Дхарма" провозглашают законом своей жизни - "Каула" - осознавать в творении и Кула и Акула, и Шакти, и Шиву, постигать Истину как неразделимое слияние Кула-Акула, Шакти-Шивы. Сторонники традиции "Самайа" видят свою высшую цель в медитации на блаженство гармоничного союза, Амарасйа, Шивы и Шакти в тысячелепестковом лотосовом центре головы и сосредотачивают свое внимание на нем, созерцая всю вселенную как постоянную игру Шивы-Шакти. Истинный тантрист не может представить себе только Шиву, или только Шакти. Когда он провозглашает, что перед началом творения существует только абсолютно чистое сияние, Пракаша, он спешит добавить, что оно содержит в эмбриональной форме лежащую в основании Вимаршу, антар лина вимаршах (7). Когда на соответствующих ступенях эволюции появляются Вимарша, Нада, Парабинду и т.д., то каждое из этих состояний есть слияние Шивы и Шакти, только в различных степенях концентрации. Если видимым является динамический аспект, то это именуется формой Шакти, а если преобладает статический аспект, то это известно как форма Шивы. Но все аспекты содержат в себе и статическое и динамическое, и Шиву, и Шакти. Неразделимая пара, согласно слову и чувству, вагартхавива самприктау, выдающихся поэтов, описывается как состоящая в браке. Они пробуждают энергию один в другом, параспара тапассампат пхалайита параспарау, сказал более поздний поэт. Их отношения пытаются выразить в образе Шакти, стоящей на груди, или сидящей на коленях Господа, или в образе одного тела, левая сторона которого обладает женскими, а правая - мужскими характерными чертами, ардханаришвара. Конечно, все эти образы не являются адекватными выражениями чудесных, непостижимых взаимоотношений, необыкновенного союза, поскольку в нашем мире имен и форм для создания союза требуется наличие двоих. Но союз Шивы-Шакти есть союз одного с самим собой; каждый человек должен осознать это внутри себя. Словами невозможно выразить, и никакая сила не может оценить это самое сокровенное из всех сокровенных взаимоотношений. И поэтому, когда говорят о Шри Чакре как о форме-образе Верховной Шакти, то понимают, что Шакти включает в себя 1. Путь Тантры. Просветленные пророки различно говорят о Едином Существующем (1) - Риг Веда. Он есть душа; прочие боги - это члены Его тела (2) - Тайттирийа Упанишад Бог, облаченный в тело, есть личность; Вне этой одежды он - Верховный Бог (3) - Калпасутра. Мистики древней Индии как факт духовного опыта постигли великую Реальность, стоящую за всем видимым, абсолютное Сознание, присущее явлениям, Единое Верховное Божество, находящееся над разнородным творением. И в то же время они осознали, что Энергии и Личности Единого Бога отличны, отделены от Него в своем назначении и в своих действиях, и что Множество не менее реально, чем Единое. Например, мудрецы Вед утверждали, что Единое, Бог-Творец, давая рождение различным богам и богиням, проявляет тем самым вселенную как Множество, находящееся вне Его собственного бытия. "Точно так же, как каждое звено цепи занимает свое место, как каждый орган имеет свое место в теле, так и каждый из космических Богов, имеющий свою долю в жертвоприношении, занимает свое священное место в общей системе. Каждой части Божества, предложенной как жертва космическому творению, дано право получать свою долю во внутреннем жертвоприношении, совершаемом человеком, и для полного достижения целей великой работы необходимо удовлетворение всего тела творящего Пуруши" (4) . Каждый из Богов имеет особую, отдельную функцию, исполняемую им во вселенной, имеет отдельное поле деятельности и осуществляет руководство над отдельной областью космического царства.

Подход Тантры также является всесторонним. Она учит, что в пределах этого творения, помимо того мира, в котором живем мы, существуют иные миры и вселенные, которые, последовательно смыкаясь, простираются вдоль восходящего ряда Сознаний и планов. Есть один Верховный Бог, управляющий всем. Он осуществляет это управление посредством градации своих энергий, личностей и эманаций, вибхути, посредством иерархии богов и богинь, исполняющих порученные им функции и получающих свою власть от Верховного Бога. Они расположены на различных планах вдоль восходящего ряда Сознаний. Они индивидуальны и могут различаться по своим особым формам, украшениям, оружию и свите. Многочисленные Девата помогают человеку в его духовном росте, помогают ему подняться, решить задачу достижения вершины - Верховного Бога. Риши Вед призывали богов, расположенных на различных планах, используя Вак, живое слово Истины, несущее сознание, пришедшее из глубины, или, иначе говоря, с вершины их бытия; и боги неизменно отвечали на их зов. Согласно словам Риши, все боги пребывают в Небесном Эфире, парамам вйома, который является постоянным местом нахождения всех Рик. "Этот Возвышенный Эфир - есть обитель изначальной звуковой субстанции, составляющей мантры - образования, скрытые в высших планах и проявляющиеся, когда они сходят к последней ступени, которой является человеческая речь. Этот божественный акаша - это вечный источник и постоянная основа звуковых ритмов, нисходящих с вершин для формирования планов и строительства миров, а также ради создания гармонических чар, обеспечивающих их существование" (5) . Когда Риши создает обращение посредством Рик, то благодаря энергии сознания, содержащейся в Рик, он приходит в соприкосновение с Небесным Эфиром, а в Эфире - с определенным богом, излучающим вибрации, резонирующие с определенной частотой звукового символа. Сам по себе Вак - это проводник, через который бог отвечает на молитву Риши. Приняв эту ведическую теорию Вак, Тантра развила ее в целях практического использования всего того, что в Тантре известно как Мантра Шастра, что провозглашается как великая Садхана Шастра, практическая наука. Подтверждая существование Трансцендентального Абсолютного Брахмана, Тантра в то же время утвердительно говорит и о существовании вселенной, как проявлении Божественного. Тантристы не возражают против определения мира как Майи, если при этом присутствует ясное понимание, что Майа - это сама Божественная Мать. Садхана Мантры выступает в защиту также и материальных явлений, поскольку именно они являются тем фундаментом, на котором стоит все духовное здание. Как говорят Упанишады, "земля является его нижней составляющей, на ней он постоянно покоится" (6); и, чтобы достичь вершины горы, необходимо начать подъем с ее подножия. Слово-творец, Вак, упоминаемое в Ведах, становится Нада, Адйа Спанда, первоначальной пульсацией, развивающейся, по мере своего проявления, в семена-звуки, Биджакшара. Они находят свое место в формулах Мантр, которые появляются как результат прямого откровения, как результат вдохновения пророков-тантристов. "Под влиянием духа синтеза, побуждающего их учитывать каждый элемент истины, имеющий отношение к индивидуальному и всеобщему, пинданда и брахманда, если использовать их терминологию, они переходили от тонких, полных значения звуков-вибраций к их причине, а затем - к великой Причине всех причин, изошедшей из Изначальной Пульсации, имеющей при своем рождении форму Света"(7). Провидец, обладающий соответствующей способностью, под влиянием вдохновения слышит Мантру как особую, отдельную вибрацию Изначальной Пульсации, представляющую собой звуковое тело определенного божества, занимающего свое место в пирамидальной структуре Сознания. Благодаря способности видеть сокровенное, он Увидит Янтру как особое проявление Изначального Света, как символ формы-образа этого божества. Мантра - это звуковое тело божества, в то время как Янтра - это его форма-образ. Безымянное и Бесформенное стало этим миром имен и форм. Тантра учит, что посредством имени и формы следует осознать безымянное и бесформенное. Мантра - имя и Янтраформа, это ключи -Тантры - действия, практики осознания того, что преданный, обладающий именем и формой, является единым с безымянным и бесформенным божеством.
×

По теме Двое в одном

Мы - Одно в Одном

Нам предстоит удивительный процесс: стать тем, что мы знаем о своей...
Религия

Двое детей и муж алкоголик

Со своим мужем я познакомилась, когда мне было уже за тридцать, была хорошая...
Психология

Двое пенсионеров обратились в суд

Двое московских пенсионеров обратились в Тверской суд с иском к столичным...
Журнал

Одна в Турции

О Турции как стране пляжно-вальяжного отдыха сказано уже достаточно. Большинству...
Журнал

Одним движением руки

В Челябинской области хулиганы сорвали стоп-кран электропоезда. Оказалось, что...
Журнал

Одну из парижских улиц могут назвать в честь тунисца

Мэр Парижа Бертран Деланоэ предложил назвать одну из улиц столицы Франции в...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность