Философия Искусства

То, о чем ниже пойдет речь, взято из дневника Маявати от 20 июня 1942 г. Художник Нандалал Боз вместо чтения лекции предпочел отвечать на вопросы. Для этого около четырех часов пополудни в Голкамре была организована встреча. Все, кто смог прийти на лекцию, были, безусловно, вознаграждены за это. Все вопросы и ответы были тщательно подобраны и записаны Бр. Сатьякришной (ныне уважаемый Свами Атмастанандаджи Махарадж) в виде статьи «Философия Искусства и Вера Художника».

Для художника, искусство – это выражение Ананды, радости в сочетании с блаженством. Существует несколько ступеней раскрытия искусства. Проявление художника постепенно становится всеобъемлющим, более живым и естественным, по мере постижения духа искусства проникая все глубже и глубже в его объект и все более сливаясь с ним. В конце концов, художник растворяется в своем искусстве и познает суть всех вещей. Но нередко эскизы и картины (хотя художник и желал бы максимальной точности) не передают индивидуальности предмета.

Это происходит потому, что художник не может слиться с предметом, не может отождествить себя с ним.

Искусство – точная наука. Это не просто игра воображения или приятное времяпрепровождение ради собственного удовольствия.

Искусство – это созидание. Для его формирования необходимы три составляющие – самобытность, природа и традиция. Искусство мертво без какой-либо из них.

Оно развивается должным образом только тогда, когда все они собраны в единое органичное целое. Это подсознательная математика искусства. Пропорции и гармония эскиза говорят о наличии этого качества в художнике. Хотя даже сама мысль об изучении всех этих математических углов вызовет у художника протест.

Очень часто общество и этика подвергают сомнению искусство: Может ли искусство существовать отдельно от нравственности? Искусство ради самого искусства?

В искусстве нет понятий хорошего и плохого, морального и аморального. Сухой лист, увядающая роза, умирающий человек, безжизненная пустыня - вызывают в художнике такое же восхищение, как и зеленый лист, распускающийся бутон розы, наивность юности, журчащий ручеек и наполненные смехом детворы просторы. Художник повсюду видит лишь Божественную Суть. У него особый взгляд на мир, творческое сердце и ум. Там, где простой человек видит обыкновенные или предосудительные вещи, художник пребывает в безмолвии, потерянный в непостижимой радости, во всем улавливая божественный ритм и красоту. Для него нет хорошего или плохого, нравственного или безнравственного. Все, что он видит, – это лишь великолепие и восторг. Художники находятся на таком уровне восприятия, куда не в состоянии проникнуть простая человеческая слабость. Чтобы пояснить взгляд художника на искусство, можно привести следующую аналогию. Бог создал наш мир полным добра и зла, радости и печали, света и тьмы и, несмотря на все противоположности и конфликты, заложенные в Его творении, все же наслаждается своей Лилой, или Божественной Игрой, и одновременно беспристрастен ко всему. Подобно этому, истинный художник создает огромное количество различных образов, которые по-разному воспринимаются разными людьми, но для самого художника являются источником невыразимой радости. Художник - наблюдатель своего творения, он наслаждается, но не связывает им себя. Искусство не нарушает этику человека, равно как и истинный художник не разрушает изначальную чистоту человека. Искусство открывает новые грани видения людям. Оно возвышает человеческий ум, более того, оно побуждает человека к развитию и зажигает в нем божественный свет. Искусство, которое не наполняет человека духовностью, не делает его благородным и возвышенным, не одухотворяет его - не искусство в истинном понимании этого слова. Оно не более чем развлечение.

Истинный художник верит, что Бог, Существование – Знание – Блаженство, постижим так же и посредством искусства. Как только эта вера начинает превалировать, никакой истинный художник не может более ограничивать себя простой передачей оттенков. Для безупречного художника образ Будды и былинка травы имеют одинаковую ценность. Они не одинаковы только благодаря их внешней красоте. Художник стремится к внутреннему единству, лежащему в основе различных аспектов природы. Он так же пытается найти Чайтанья-Ананда-Сат, которое стоит за всеми этими проявлениями.

Некоторые философы говорили, что размышление вырастает в философию, а философия доводится до совершенства в поэзии. И есть художники, которые верят, что кульминацией искусства является высшее познание человека, что, в свою очередь, является целью религии. Искусство и религия – не два полярно противоположных друг другу явления. Они как две сестры-добродетели человека. Искусство пытается постичь Сатьяни-Шивам-Сундарам, которое также является целью религии.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Философия Искусства

Произведения искусства

В произведениях искусства, независимо от вложенного в них мастерства и...
Религия

Искусства ума

Что это за пять искусств и откуда они берутся? На самом деле, это лишь один из...
Религия

Философия буддизма

Считается что Будды рождаются в наше мире периодически. Говоря о Будде как о...
Религия

Философия адвайты

Прокомментируйте, пожалуйста, утверждение: "сперва нужно познать себя, принять...
Религия

Философия страдания

Причина проста, пожалуй, даже слишком проста. Она настолько очевидна, настолько...
Религия

Философия коммунизма

Я против коммунизма, но по очень странной причине. Эта странная причина...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Трудности общения
Способы захоронения, дематериализация тел