Теории эволюции

С XIX века сразу в нескольких областях научного знания (физике [термодинамике], биологии и космологии) произошло открытие и уяснение универсального свойства мира - асимметрии. Асимметрия пространства интересовала в первую очередь космологов, а асимметрия времени обсуждалась в рамках термодинамики среди физиков, и в рамках обсуждения эволюционных идей среди биологов. Осознание асимметрии как универсального принципа опытно (научно) познаваемой реальности, постепенное превращение нового знания в бесспорную истину, потребовало адаптации нового знания к существующим религиозным представлениям.

Интерпретации факта асимметрии природы в рамках буддийской мысли существуют. Ниже мы предлагаем рассмотреть лишь одну из подобных попыток буддизма понять (и принять?) новое видение мира.

Б.Д. Дандарон в сжатом очерке предлагает теорию, синтезирующую буддийскую мысль с современной философией и физикой. Среди прочего здесь находится развернутая схема эволюционной теории, помещенной в контекст буддийской метафизики.

Эволюция появляется в кругу проблем, разбираемых автором писем, в связи с фундаментальной для буддийской философии проблемой о непрерывно длящемся процессе творения эмпирического бытия. Понимая очевидность эволюционной природы мира, Дандарон вынужден отойти от классической буддийской парадигмы о безначальности сансары.

Все опытно переживаемое, то есть вся мировая реальность, является иллюзорной цепью мгновенных комбинаций мгновенных же в своем существовании элементов (дхарм). Последние представляют собой проявление трансцендентной абсолютной реальности. Истинно-сущее (Абсолют), таким образом, находится в постоянном движении, волнении, бывании, результатом чего (или чем) и является эмпирическое бытие. Цель религиозной жизни мыслится в данном случае как прекращение этого волнения истинно-сущего, представляющегося буддисту омраченностью сознания пеленой иллюзии. Самым важным здесь является то, что при утверждении принципиальной возможности остановить волнение потока дхарм, то есть при утверждении наличия конца движения этого потока, столь же принципиально утверждается отсутствие начала тотального волнения. С этим утверждением согласны практически все направления буддизма.

Дандарон предлагает иную интерпретацию. Он (в определенном отношении) возвращается к традиционной до-буддийской индийской религиозной мысли. Одним из ключевых понятий в его рассуждении становится совсем не буддийский термин “атман”. "По учению Будды, существует трансцендентное Я, природа которого для нас скрыта. На наш взгляд, это трансцендентное Я есть атман, или эхо Абсолюта, которое отделилось от Абсолюта “первым толчком” и начало жить самостоятельной жизнью". На вопрос, почему происходит само отделение атмана от Абсолюта, автор ответа не дает. Дандарон говорит лишь, что атман обладает сознательной волей, ведущей его к нирване (Абсолюту). Мир, созданный деятельностью атмана "имеет тенденцию саморазвиваться от низшего к высшему, от простого к сложному, то есть этому миру имманентно присуще развитие по восходящей линии". Атман обладает еще и несовершенством, которое "проявляется как воля к бессознательной жизни - основе нашего существования. Это несовершенное проявление атмана (эхо) буддисты называют эмпирическим, или феноменальным, Я. Атман мы можем представить как медаль, которая имеет светлую и темную стороны. Светлая сторона отображает, как вещь в себе, трансцендентное Я, темная сторона - эмпирическое Я. Лаборатория, где происходит очищение атмана от его несовершенства - неведения (на санскрите авидья) называется сансарой". Отделение атмана от Абсолюта определяет начало времени. В этом пункте Дандарон отказывается от вышеуказанной традиционной буддийской теории безначальности сансары. После отделения от Абсолюта его эха происходит "самовозникновение предматерии от возмущения атмана, от этой предматерии появились первичные материальные частицы (так же как возникает пара электрон - позитрон). Возникновение материального мира было необходимым условием совершенствования атмана - это краеугольный камень для постройки совершенствующейся “лаборатории”". Процесс совершенствования бытия Дандарон отождествляет, во-первых, с процессом так называемого “зависимого происхождения” пратитья-самутпады, во-вторых, с эволюционным движением мировой реальности, открытым наукой XIX века.

Пратитья-самутпада. Это буддийская доктрина представляет собой психологическое описание формирования и развития феноменального Я. Данное психологическое учение переносится самими буддистами из области отвлеченной психологии на эмпирически доступный процесс онтогенеза каждого человека, но Дандарон предлагает экстраполировать психическое развитие личности на эволюционное развитие Вселенной. Попытка совершенно оригинальна, ничего подобного мы не найдем ни в одной буддийской работе до Дандарона (впрочем, как и после него).

Дандарон считает, что саморазвитие атмана идет по восходящей линии к определенной цели. Такое замечательное умозаключение, сводящееся к признанию положительного (в сотериологическом отношении) значения пратитья-самутпады Дандарон делает, ссылаясь на С. Радхакришнана. Радхакришнан, объясняя термин “санскара”, отмечает следующее: "Слово санскара происходит от корня, означающего готовить, устраивать. Само слово означает как результат, так и процесс создания. В слове содержится намек на то, что все созданные вещи существуют только в процессе создания, что все бытие есть становление". Для Дандарона возникновение санскары тождественно возникновению предматерии и ее существованию с атманом, то есть второй скандхе в учении о зависимом происхождении. Третья скандха - это закономерное движение предматерии, порождающее четвертую скандху - протяженность материи, несущую в себе геометрические свойства и закономерности пространства. Через анализ структуры физического мира можно понять смысл последней скандхи, сознания. В XX веке физика открыла факт упорядоченности и закономерности структуры неорганической материи, представлявшейся еще в XIX веке неорганизованным миром случайных механических связей. Упорядоченность и закономерность структуры материи - это пятая скандха, представляющая собой синтез предыдущих скандх, обозначаемая термином сознание. В этом пункте заканчивается неорганическая стадия эволюции мира, и начинается новый этап, возникновение шести видов сознания, которые по Дандарону, относятся уже к времени органической эволюции.

Дандарон считает, что неорганическая эволюция строго соотносится со стадиями пути совершенствования атмана, то есть с психическим путем зависимого происхождения. В строго организованных структурах неорганической природы (микрочастицах, атомах, молекулах) явно наблюдается родство строя природы и разума, объективная целесообразность, проявляющаяся в материальном мире. Наличие законосообразности в неживой материи необходимо приводит и к признанию теснейшей связи органического и неорганического миров, не только по причине их физико-химической однородности, но и в силу единства структурных закономерностей двух этих сфер. "Структурные закономерности органического и неорганического миров, - подытоживает Дандарон, идут по одному и тому же закону, то есть по закону совершенствования атмана (разумная воля трансцендентного Я)".

Сознательная воля атмана, определяющая целесообразное движение мира к нирване, приводит к появлению живого мира. Органическая эволюция - это процесс индивидуализации атмана, утверждает Дандарон. "С возникновением животного индивидуализируется атман, он приобретает вместилище и форму в этих животных и через них, то есть через эти тела, получает возможность актуализировать свое несовершенство в окружающем мире в борьбе за существование". Главное значение в эволюции органического мира, по Дандарону, имеет развитие нервной системы. Централизация нервной системы с одновременным повышением уровня внутреннего строя всего организма - результат воли к жизни индивидуального Я, говорит Дандарон.

Предлагаемый в контексте буддийской мысли абрис эволюционной теории характерен одной важной чертой. Дандарон считает эволюцию мира, тождественную процессу становления атмана, сотериологически положительной реальностью. Совсем по-другому оценивается путь становления атмана (процесс зависимого происхождения) традиционной буддийской мыслью.

Перечислим кратко отличия системы Дандарона от классических буддийских представлений. Во-первых, Дандарон неправомочно переносит в самом своем принципе психологическое учение пратитья-самутпады в область метафизики и космологии. Авидья у него становится метафизической причиной мира, или толчком эволюции. Такое учение никак не приемлемо с точки зрения буддийской философии.

Во-вторых, если закрыть глаза на перенос психологического процесса на процесс космологический, остается не совсем ясным оптимизм сотериологической оценки эволюции в теории Дандарона. Справедливости ради необходимо сказать, что речь не идет о полном отсутствии общеизвестного буддийского пессимизма в подходе к мировой действительности. Дандарон прекрасно знает мучительность мирового бытия, речь идет скорее о расстановке акцентов в данном конкретном случае, - учении о зависимом происхождении.

В-третьих, Дандарон, желая объяснить эволюцию, вынужден отойти и от традиционного языка буддийской мысли в ее тибетском варианте. Переход на другой язык непосредственно связан и с переходом к другой космологии и мировоззрению в целом. Говоря об атмане, отделяющемся от Абсолюта (по аналогии можно было бы сказать "от Брахмана") и появлении, таким образом, времени и бытия в этом времени, Дандарон отходит от традиционных космологической модели и сотериологии буддизма (в первую очередь от теории анатмавады).

В-четвертых, в системе Дандарона эволюция заканчивается появлением человека. Все пять скандх исчерпаны, и двигаться дальше некуда, осталось "успокаивать волнение". Но это не соответствует опыту, мир продолжает изменяться, продолжается эволюция сознания, но в рамки пяти скандх это не умещается.

Жажда целостного понимания приводит Дандарона к расширению терминологических, а вслед за этим и концептуальных границ. В появившемся уже после “Писем” поэтическом “Символе веры”, не предназначавшемся для печати, Дандарон предстает как теист, что не совсем стандартно для буддиста. Абсолют в системе Дандарона приобретает черты живой цели мира, определяющей движение (развитие) универсума. Такая онтология напоминает взгляды на мировой процесс в рамках библейских религий, что и отразилось в поэтическом Символе веры буддийского мыслителя.

Настоящий доклад носит характер скорее постановки проблемы, чем ее окончательного решения. Существует ли такой критерий, который окончательно бы определял истинность религиозного мировоззрения? На наш взгляд таким критерием может быть только способность религии объяснить общий смысл все больше открывающейся нам Вселенной. Позиция буддизма (на примере одного из его представителей) в данном случае была рассмотрена лишь в одной плоскости. Речь шла об асимметрии времени (эволюции), и, как представляется нам, вопрос остается открытым.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Теории эволюции

Сила эволюции

Являясь движущей силой эволюции, карма отнюдь не фаталистична. Она природная...
Религия

Духовные принципы эволюции

До сих пор мы рассматриваем эволюцию человека, в основном, с материальной...
Религия

Кем является человек: продуктом эволюции или Творением Бога?

Эта статья является одной из статей, намеченного мною цикла статей посвящённых...
Религия

Теории реинкарнации

Концепция реинкарнации («перевоплощения»), согласно которой наше сознание не...
Религия

Современные теории

Только пытливость ума чужой культуры спустя много столетий сломала печать...
Религия

От теории к практике

Человечество с духовной точки зрения можно разделить на две категории...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности