Работа с мешающими эмоциями

Свободная игра безграничного пространства проявляется во внешнем мире как галактики, планеты, существа и ситуации, как объекты наших органов чувств и научных исследований; а на внутреннем плане это - мысли и чувства. Они появляются, играют, узнаются нами, побуждают к действиям и снова возвращаются в потенциал ума.

Все двойственные культуры отделяют ум от его творений, что приводит к крайним взглядам, ограничивающим жизнь. Два наиболее распространённых крайних взгляда - это материализм и нигилизм. Спустя несколько столетий после Будды, в период древних греков многих беспокоили философские школы, провозглашавшие истиной нигилизм. Многие люди видели опасность для общества в идее того, что вещи можно делить до тех пор, пока ничего не останется, и выдвинули взамен идею о существовании неделимой сущности, которую назвали "атомос". Этот постулат не представлялось возможным доказать, однако он защищал своих авторов от угрозы несуществования и "чёрных дыр". Мысль о пределе, после которого расщеплять частицы больше не возможно, делала материальный мир реальным и существующим.

Но это не принесло долговременного успеха. Абстрактно мыслящие люди не переставали появляться, и концепции нигилизма не умирали. Очень легко заметить связанные с этим изменения в области искусства на неустанно экспериментирующем Западе, происходившие на протяжении последних 2300 лет. Периоды материализма обозначались большими фигурами женщин в окружении множества детей и фруктов и преобладанием в живописи охровых и прочих земляных тонов. В языке часто употреблялись короткие глаголы, указывающие на активные действия. Культура в этот период был экспансивной: выигрывались войны, захватывались новые территории, пересекались океаны и расчищались земли.

Однако весьма скоро даже самые позитивно мыслящие люди обнаруживали привидение, угрожающее их райской идиллии: факт непостоянства. Чем больше существа имеют, тем больше им приходится оставлять, когда они умирают. Кроме того, если вещи реальны, то реальны тогда и старость, болезни и смерть. Таким образом, материализм делает реальными проблемы, что крайне прискорбно.

Внешним признаком такого разочарования является минималистский подход. Люди стараются как можно меньше вовлекаться в прелести жизни. Глаголы и предложения становятся длинными и сложными, фигуры на картинах обретают индивидуальные черты, становятся худыми и несчастными, а цветовая гамма колеблется между оттенками зелёного и синего. Но вскоре здравый смысл сводит на нет и эту попытку найти безопасность в экстремальном подходе. Если даже сделать всё серым и превратить в ничто, боль почему-то не исчезает и остаётся реальной. Таким образом, проблемы всё равно остаются, да к тому же ещё исчезает радость и способы влияния на то, что происходит.

Как это свойственно европейской культуре, со временем обретали систематизированный вид и другие наблюдения касательно внешнего мира. Родились такие взгляды, как экзистенциализм, имманентность и трансцендентализм.

Не меньшее разнообразие взглядов царило и в области опыта. Учение Будды с его абсолютным характером лишь недавно стало известно образованному миру. Оно показывает ум как пространственный по сути, лучезарно осознающий по природе и неограниченный в проявлениях. А до сих пор не было недостатка в увлечениях обусловленными аспектами ума. Не имея ключа к бесстрашию, спонтанной радости и активному сочувствию, которые становятся постоянными, когда ум узнаёт сам себя, люди предавались многочисленным экскурсам в область изменчивых и беспорядочных чувств.

От героических до сентиментальных или напоминающих детский сад, эти психические состояния могут доминировать в жизнях людей, не опирающихся на буддийское видение и медитацию. Они производят бессчётное множество слов и действий, ограничивающих счастье и выбор существ, сейчас и в будущем. Следовательно, в них нужно разобраться.

Итак, какова движущая сила обусловленных радостей и страданий мира? Ответ - неведение и то, что это состояние порождает. Если человек привык к эмоциональным ваннам вины и прощения религий веры с богами-личностями, которым почему-то не вполне удались их творения, то приведённое выше утверждение может показаться ему немного жидким. Однако это - логично, с любого угла зрения, а неизрасходованная интенсивность ума может получить прекрасное применение в других, более конструктивных областях.

Когда понимаешь, что нет нужды в каком-либо внешнем факторе для создания явлений, что это ум играет со своим безграничным потенциалом в виде как пространства, так и внешних и внутренних миров, осознаёшь необходимость ближе познакомиться с источником. Но это трудная задача. Непросветлённость как раз и означает, что ум не видит сам себя. Знание того, что происходит снаружи, есть аспект выживания, и все существа в разной степени способны на это посредством своих органов чувств. Но что касается самопознания, то здесь ум можно сравнить с глазом. Сам по себе он не познает, чем он является. Как же происходят непросветлённые умственные процессы обычной жизни? Посредством нескольких логических шагов.

Извечная неспособность существ воспринимать субъект, объект и действие как части одного целого порождает первичные мешающие чувства. Известные как привязанность и отвращение, они недолго остаются в одиночестве. Их несравненные производные - это, с одной стороны, жадность и алчность, и с другой - ревность и зависть, соответственно. Неведение порождает, в свою очередь, обедняющий вид гордости, который заставляет думать, что мы лучше других. Думая так, мы всегда находимся в плохой компании, и такая гордость успешно крадёт у нас радость жизни.

Как молекулы могут достигать лишь определённой степени сложности, по всей видимости, и чувства распадаются, когда становятся слишком усложнёнными. Будда утверждает, что они могут проявляться в 84000 различных комбинаций. Затмевая ум, они - всё, что препятствует высшему блаженству и спонтанно "совозникающему" озарению, полному свечению "здесь и сейчас". Если уметь видеть, чем они являются на самом деле, а именно всего лишь беспорядочным шоу на своём внутреннем телеэкране или зоопарком, покидающим наш ум, то мы можем решить либо не обращать на них внимания, либо от души посмеяться при виде забавных животных. Наслаждение подобной свободой доступно, главным образом, медитаторам, которые наполнили осознаванием пространство, окружающее явления ума. Другие же считают эти чувства (беспорядочные эмоции) реальными, несмотря на то что те постоянно изменяются. Под их влиянием существа совершают неловкие действия и говорят вредные слова, которые, в свою очередь, закладывают трудные впечатления во внешний мир и в наше сознание-хранилище. Когда такие неясные причины производят внешние или внутренние неприятности, существа, как правило, забывают, что это они сами устроили себе "сиденье из кактусов". Они думают, что их боль вызвана другими, поэтому делают или говорят что-то против них, и так сеют свежие семена будущих нежелательных состояний и событий.

Но это не обязательно должно быть так. Тот факт, что настоящее обусловлено прошлым, как раз означает возможность взять в свои руки будущее. К этому можно подойти по-разному - также и внутренне. Можно избегать мешающих чувств, ослаблять и трансформировать их или даже использовать для узнавания ума. Вовсе не будучи "грехами" или чем-то абсолютно ужасным, наши ощущения отражают нашу карму, а наш способ обращения с ними - наш уровень зрелости.

Предмет эмоций популярен в обществе, где люди располагают свободным временем и стремятся обращать взоры внутрь. Кроме того, он часто всплывает в теоретическом освещении традиционных текстов. Я хочу обратить внимание читателя на точку зрения, которая, по-моему, ещё недостаточно исследована. Она позволяет зрелому человеку уверенно усесться в водительское кресло и делает зубастыми поучения в книгах, например, в книге "Каким всё является на самом деле". Эффективная и практическая работа с мешающими чувствами подобна разумному ведению боевых действий. Она подразумевает готовность к несентиментальной оценке противника и честному знанию собственной силы. Затем нужно определиться в тактических и стратегических подходах и постараться максимально обратить противоборствующую силу себе на пользу. Поскольку познанный ум означает вневременное счастье, а запутанность не имеет конца, то в этом сражении необходимо победить!

Оценка противника означает исследование его природы. Взрываются ли быстрые и неуправляемые эмоции подобно жарким вспышкам, производя вредные действия и слова, или наш ум предпочитает медленное горение? Придерживается ли он негативного настроя, постепенно его нагнетая, пока не случается настоящая неприятность? В первом случае резкий звук "Пэй", произнесённый про себя или немного в голос, может рассеять поверхностную мешающую энергию. Если у вас есть лама, которого вы ощущаете близким, то можно также мгновенно представить его над своей головой, затем как бы втянуть его внутрь и просто быть ламой.

Если ваши эмоции постепенно и медленно набирают силу, то очень полезно создавать масляную плёнку из мантр, чтобы негативные эмоции плавали на ней. Это держит их поодаль, не подпускает к телу и речи и предотвращает образование разрушительных привычек. Поскольку они обусловленны, то спустя некоторое время они непременно потеряют силу и отпадут. Ум это заметит и в следующий раз не так легко попадётся на их удочку. Знание собственной крепости требует также некоторого самоанализа и опыта. Как у меня дела сегодня? Какие трещины сумел проделать недавно внешний мир в моих доспехах? На какое чувство предыдущего роста и выдержки я могу положиться для противодействия нынешнему оппоненту?

Ответ включает в себя один или несколько из следующих шагов.

1. Уход от проблемы. Это вряд ли можно назвать героизмом: лучше пойти погулять, когда надвигается ситуация, в которой мы, как правило, садимся в лужу. Тем самым мы избежим драм и сэкономим драгоценное время. Тогда сможет развиться освобождающая способность обозревать события в целом. Хотя безопасный ретроспективный взгляд на события, с которыми мы неспособны были справиться, не лучшее из всех свершений. Но всё же это предпочтительнее того, чтобы действовать по-дурацки.

2. Следующий шаг - это возрастающее осознавание возможности трансформации помех, которые не являются такими реальными, как кажутся. Для начала нужно научиться понимать, что данная эмоциональная трудность не ощущалась ранее и, следовательно, она наверняка пройдёт. И сейчас она неуклонно меняется. Такое возрастающее осознавание нереальности и призрачности трудных психологических состояний открывает широкий спектр возможностей по их трансформации, и ведущими при этом являются методы сочувствия и сравнения. Если собственные проблемы кажутся нам серьёзными, то достаточно почитать в газете, не придерживающейся политической корректности, что делают люди в отношении друг к другу во всей Африке, чтобы в нашем восприятии прибавилось розовых тонов. А если кто-то чувствует себя стеснённой, живя в бездушном обществе, где доминируют мужчины, то ознакомление с бедственным положением мусульманских женщин поможет рождению сопереживания и поиску реальных решений.

В неожиданно возникающих ситуациях помогут мысли такого рода: "Хотел ли я быть на его месте?", или "Несколько минут общения с ней - это ужас, а она не может никуда от себя уйти круглые сутки". Это может лишить жала большое количество конфликтных ситуаций и способствовать появлению хотя бы каких-то хороших чувств по отношению к несчастливым людям. Буддисты знают, что люди бывают трудными скорее от неведения, чем от зла, и наносят большой урон самим себе: такое сочувствие постепенно становится автоматическим.

3. Высшим среди методов переработки мешающих чувств является использование силы своего видения. Поскольку мы стремимся к осознаванию зеркала за картинками, ум, производящий и воспринимающий явления, станет понимать, что все существа обладают природой Будды, и все вещи - свободная игра ума. Тогда мы будем вести себя как Будда в обществе потенциальных коллег и видеть мир как Чистую Страну. Воспринимая все мысли как мудрость независимо от того, что это за мысли, и имея возможность слышать все звуки как полезные мантры, можно будет впускать вора в пустой дом, где он не найдёт ни энергии, ни внимания к себе. Мешающие чувства становятся слабее, и возникают радость и восторг по мере того, как мы учимся наблюдать за ними со стороны. То, что казалось большими препятствиями, предстаёт теперь в облике друзей.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Работа с мешающими эмоциями

3 важных понимания для управления своими эмоциями

Действительно, первое, что мы имеем после практик, активаций и медитаций – это...
Религия

Работа и медитация

Когда бы вы не чувствовали, что вы в неважном настроении и не расположены...
Религия

Работа над собой

В современном мире все должны участвовать в образовании и воспитании на...
Религия

Работа с гневом

ДЫШИТЕ, КАК СОБАКА Трудно работать с гневом непосредственно, так как он может...
Религия

Работа программы в 14 лет

Особый акцент надо сделать на возраст 14 лет, который считается переходным. Но к...
Религия

Работа Творца

Когда мы вновь и вновь открываем книгу Зоар, через какое-то время первое...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности