Буддийский путь

Буддизм как не догматическая религия или религия чистого опыта прежде всего исходит не из догмата или завета, а из общего положения дел, определенного порядка мироустройства, познаваемого интуитивно и в интроспекции. Этот порядок описывается самими буддистами следующим образом. Изначальное совершенное основание всего существующего, как просветленного, так и затемненного, в силу своей собственной природы имеет динамический характер. Поскольку само это основание выступает как безначальный чистый ум, в момент флюктуации оно может знать само себя и, оставаясь совершенным, быть основанием просветленного проявления. Если этого не происходит, оно в силу неведения становится основанием заблуждения живого существа. Проявившееся таким образом неведение является фундаментом дихотомического восприятия, что порождает определенные субъектно-объектные отношения, главные из которых — отторжение или гнев и притяжение или страсть. Эти три вида аффектации являются основной причиной рождения - страдания - смерти живых существ и названы тремя ядами, по аналогии с воздействием яда на организм человека.

Как больному для выздоровления необходимо лекарство, сделанное по специальному рецепту, так и живым существам необходимо средство для преодоления аффектации. Таким средством против гнева выступает созерцание, “рецепты” которого изложены в разделе буддийского канона “Сутра”. Силой же, ведущей организм к выздоровлению, здесь выступает развитие способности сосредоточения. Для преодоления страсти применяется послушание, развивающее нравственность. Его виды описаны в разделе “Виная”. Неведение преодолевается осмыслением, развивающим понимание. Текстологически это базируется на разделе “Абхидхарма”. Сутра, Виная и Абхидхарма составляют Трипитаку — “Три корзины” буддийского канона как в малой колеснице — хинаяне, так и широкой колеснице — махаяне. В самой махаяне существует особое течение ваджраяна, которое представлено текстологически разделом “Тантра”, “Четвертой корзиной” буддийского канона.

По своим качествам хинаяна и махаяна (исключая ваджраяну) группируются в колесницу, или способ создания, причины просветления. Это определено тем, что упор здесь делается на создание в потоке сознания индивидуума условий для достижения просветления и распознавание и развитие способностей, которые проявляются при данных условиях. В последнем случае это называют колесницей, или способом распознавания, характеристик просветления. Ваджраяна же, в силу своей специфики, выступает как колесница, или способ обретения, следствия просветления. Эта специфика обусловлена наличием особых методов, позволяющих непосредственно переживать состояние реализации, независимо от детального рассмотрения ее условий и характеристик.

Как метод духовного развития, колесницы причины и результата в зависимости от типа и способностей индивидуума распадаются на семь или девять колесниц, выступающих этапами единого пути. Шравакаяна, пратьекабуддаяна и бодхисаттваяна составляют колесницу причины. Две первых относятся к хинаяне, последняя — к общей махаяне. Колесница результата, т. е. ваджраяна, делится на внешнюю и внутреннюю тантру. Крия, чарья (или упая) и йога тантра относятся к разряду внешних тантр. Сама йога тантра имеет внутренний раздел. Внешняя йога тантра или общая йога тантра завершает классификацию внешних тантр. Внутренняя йога тантра носит название ануттара (наивысшая, несравненная) йога тантра. В этом сходятся точки зрения представителей как ранней (ньингма), так и поздней (сарма) традиции буддийской тантры в Тибете. В классификации же самой внутренней тантры их позиции несколько различны. В более поздних школах (сармапа), таких как сакья, кагью и гелуг анутарайога тантра делится на питри (отцовскую) и матри (материнскую) тантру или на питритантру, матритантру и адвайта (недвойственную) тантру. В школе ньингма принято деление внутренней тантры на маха (великую) йогу, ану (тонкую) йогу и ати (совершенную) йогу. Эти расхождения связаны с принятым в той или иной школе стилем воззрения и практики и, по-видимому, обусловлены историей и географией своего возникновения и распространения.

Вышеперечисленные виды колесниц являются исторически сложившимися на территории Индии и центральной Азии различными формами буддизма, причем возникшими примерно в том же порядке, что и в перечислении. Они же являются единой системой общего образования и методов совершенствования индивидуума. Таким образом весь процесс филогенеза буддийского учения рассматривается буддистами как описание методологии онтогенеза личности.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Буддийский путь

Буддизм. Буддийский путь

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап...
Религия

Буддийский календарь

В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко...
Религия

Буддийский пантеон

«Алмазной колеснице» принадлежит исключительно богатый пантеон. В него...
Религия

Буддийский пост

Упасатха (в других прочтениях: упосатха, пасатха, упасампада) - является одним...
Религия

Буддийский монастырь Шаолинь

…От молниеносных ударов руками левый и правый кирпичи разлетелись на две...
Религия

Женский буддийский монастырь

Пригород Цзиси. Для буддийского монастыря трудно найти более подходящее место...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Трудности общения
Способы захоронения, дематериализация тел