Буддийский путь

Буддизм как не догматическая религия или религия чистого опыта прежде всего исходит не из догмата или завета, а из общего положения дел, определенного порядка мироустройства, познаваемого интуитивно и в интроспекции. Этот порядок описывается самими буддистами следующим образом. Изначальное совершенное основание всего существующего, как просветленного, так и затемненного, в силу своей собственной природы имеет динамический характер. Поскольку само это основание выступает как безначальный чистый ум, в момент флюктуации оно может знать само себя и, оставаясь совершенным, быть основанием просветленного проявления. Если этого не происходит, оно в силу неведения становится основанием заблуждения живого существа. Проявившееся таким образом неведение является фундаментом дихотомического восприятия, что порождает определенные субъектно-объектные отношения, главные из которых — отторжение или гнев и притяжение или страсть. Эти три вида аффектации являются основной причиной рождения - страдания - смерти живых существ и названы тремя ядами, по аналогии с воздействием яда на организм человека.

Как больному для выздоровления необходимо лекарство, сделанное по специальному рецепту, так и живым существам необходимо средство для преодоления аффектации. Таким средством против гнева выступает созерцание, “рецепты” которого изложены в разделе буддийского канона “Сутра”. Силой же, ведущей организм к выздоровлению, здесь выступает развитие способности сосредоточения. Для преодоления страсти применяется послушание, развивающее нравственность. Его виды описаны в разделе “Виная”. Неведение преодолевается осмыслением, развивающим понимание. Текстологически это базируется на разделе “Абхидхарма”. Сутра, Виная и Абхидхарма составляют Трипитаку — “Три корзины” буддийского канона как в малой колеснице — хинаяне, так и широкой колеснице — махаяне. В самой махаяне существует особое течение ваджраяна, которое представлено текстологически разделом “Тантра”, “Четвертой корзиной” буддийского канона.

По своим качествам хинаяна и махаяна (исключая ваджраяну) группируются в колесницу, или способ создания, причины просветления. Это определено тем, что упор здесь делается на создание в потоке сознания индивидуума условий для достижения просветления и распознавание и развитие способностей, которые проявляются при данных условиях. В последнем случае это называют колесницей, или способом распознавания, характеристик просветления. Ваджраяна же, в силу своей специфики, выступает как колесница, или способ обретения, следствия просветления. Эта специфика обусловлена наличием особых методов, позволяющих непосредственно переживать состояние реализации, независимо от детального рассмотрения ее условий и характеристик.

Как метод духовного развития, колесницы причины и результата в зависимости от типа и способностей индивидуума распадаются на семь или девять колесниц, выступающих этапами единого пути. Шравакаяна, пратьекабуддаяна и бодхисаттваяна составляют колесницу причины. Две первых относятся к хинаяне, последняя — к общей махаяне. Колесница результата, т. е. ваджраяна, делится на внешнюю и внутреннюю тантру. Крия, чарья (или упая) и йога тантра относятся к разряду внешних тантр. Сама йога тантра имеет внутренний раздел. Внешняя йога тантра или общая йога тантра завершает классификацию внешних тантр. Внутренняя йога тантра носит название ануттара (наивысшая, несравненная) йога тантра. В этом сходятся точки зрения представителей как ранней (ньингма), так и поздней (сарма) традиции буддийской тантры в Тибете. В классификации же самой внутренней тантры их позиции несколько различны. В более поздних школах (сармапа), таких как сакья, кагью и гелуг анутарайога тантра делится на питри (отцовскую) и матри (материнскую) тантру или на питритантру, матритантру и адвайта (недвойственную) тантру. В школе ньингма принято деление внутренней тантры на маха (великую) йогу, ану (тонкую) йогу и ати (совершенную) йогу. Эти расхождения связаны с принятым в той или иной школе стилем воззрения и практики и, по-видимому, обусловлены историей и географией своего возникновения и распространения.

Вышеперечисленные виды колесниц являются исторически сложившимися на территории Индии и центральной Азии различными формами буддизма, причем возникшими примерно в том же порядке, что и в перечислении. Они же являются единой системой общего образования и методов совершенствования индивидуума. Таким образом весь процесс филогенеза буддийского учения рассматривается буддистами как описание методологии онтогенеза личности.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Буддийский путь

Буддизм. Буддийский путь

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап...
Религия

Буддийский пост

Упасатха (в других прочтениях: упосатха, пасатха, упасампада) - является одним...
Религия

Буддийский пантеон

«Алмазной колеснице» принадлежит исключительно богатый пантеон. В него...
Религия

Буддийский календарь

В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко...
Религия

Буддийский монастырь Шаолинь

…От молниеносных ударов руками левый и правый кирпичи разлетелись на две...
Религия

Женский буддийский монастырь

Пригород Цзиси. Для буддийского монастыря трудно найти более подходящее место...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Шахматы и компьютер
Что такое позитивное самопрограммирование