Тибетский Буддизм Зависимость происхождения и срединность

Разработанная в Тибете такими выдающимися учеными-буддистами, как Цзонхава, Гедун Дандар, Жамьян Шадба, Гунтан, Агван Даши, Суматишилабхадра и многими другими, концепция зависимого возникновения (rten-'brel) отличается от абхидхармовской и хинаянской тем, что двенадцать членов зависимого возникновения рассматриваются в рамках общей теории зависимости школы мадхьямики-прасангики и с точки зрения кармообразования и кармареализации.
Тибетский Буддизм Зависимость происхождения и срединность
В соответствии с этой концепцией совершенное (byas) из-за неведения деяние считается накопленным (bsags-pa), т. е. оставившим (bsgos-pa) в сознании отпечаток (bag-chags), который обязательно (nges-pa) породит плод полного созревания (rnam smin), только в том случае, если было совершено преднамеренно и сознательно. Совершенные в сновидении, по принуждению и т. д. деяния не считаются накопленными, пока не будут одобрены самим индивидом. Когда этот отпечаток вскармливается (gsos-byed) восьмым и девятым членами зависимого возникновения – жаждой (sred-pa) и приверженностью (nyer-len), то обретает силу (nus-pa) породить плод полного созревания и называется тогда становлением (srid-pa) – десятым членом. Помыслы (bsam-pa) в основном формируют карму, осуществляющую забрасывание ('phen-byed) в новое существование, а поступки (sbyor-ba) – осуществляющую завершение (rdzogs-byed), т.е. определяющую то, что будет вкушаться в том рождении.

Эти идеи позволяют приступить к детальному изучению механизма кармообразования и кармареализации посредством рассмотрения множества еще не объясненных положений буддизма в отношении кармы, что может привести к созданию общей теории кармы. В связи с этим определенный интерес представляет исследование эффекта действия (byed-las) гнева (khon-khro), который Чандракирти во "Введении в мадхьямику" называет самым большим грехом, поскольку проявление (mngon-gyur) гнева не только приводит к рождению в плохой форме жизни и страданию, но и уничтожает корень добра, а также замедляет или блокирует продвижение по пути совершенствования.

Корнем добра (dge-bai rtsa-ba), согласно Дхарани "Акашагарбхи", является благое деяние (dge-bai las), а также оставленный им в сознании отпечаток, способный породить плод полного созревания – хорошее рождение и блаженство. Поскольку последователь Махаяны произносит пожелания (smon-lam), в которых отдает (bsngo-ba) корни добра на Просветление, то эти корни добра, как считают, уже не могут явить ('byin-ba) сансарный плод, а становятся причиной реализации положения Будды. С этой точки зрения они подразделяются на три вида: 1) образующие собрание заслуг (bsod-nams-kyi tshogs) – причину обретения двух Форменных Тел (gzugs sku) Будды – Нирманакаи и Самбхогакаи, 2) образующие собрание мудрости (ye-shes-kyi tshogs) – причину обретения Дхармакаи, 3) входящие в оба эти собрания.

Согласно "Сандхинирмочана-Сутре", практика трех первых парамит создает первый вид корня добра, праджня-парамиты – второй, двух оставшихся – третий. "Сутраланкара" утверждает, что практика терпения создает третий вид корня добра.

В соответствии с "Введением в мадхьямику" Чандракирти гнев уничтожает корни добра, созданные практикой двух первых парамит, а согласно с "Введением в деяния Бодхисаттвы" Шантидэвы – созданные практикой отдачи, почитания Татхагаты и других хороших деяний. Таким образом гнев уничтожает первый и третий вид корней добра.

Говоря об уничтожении корней добра, употребляют два термина: разрушение ('joms-pa) и истощение (zad-pa). Истощение подразделяется на три вида: большое, среднее и малое, т. е. корень добра может уничтожаться полностью, наполовину или немного. Поэтому Гедун Дандар полагает в своем комментарии (spyi-don) на "Введение в мадхьямику", что здесь имеет место не уничтожение корня добра, а полное или частичное повреждение (gnod-pa) или блокирование способности (nus-pa) порождать плод.

Если здесь происходит блокирование, то когда-нибудь может произойти и снятие блокировки. Но об этом нигде не упоминается. Когда же говорят о способности в связи с отпечатком, то имеется в виду накопление в отпечатке благодаря вскармливанию большой силы (stobs), делающей отпечаток способным породить плод. Когда отпечаток уже может породить плод, его дальнейшее вскармливание приводит к возрастанию силы, обуславливая и изменение плода. Так, например, если совершено некое греховное деяние и затем оно вскармливается жаждой и приверженностью до уровня способности породить плод, то сначала, согласно Сутре "Десять ступеней", будет иметься два плода полного созревания этого деяния, которые будут вкушаться в человеческом рождении. Если это деяние снова совершается, то плодом будет уже рождение животным, претом, в аду – в зависимости от числа совершений деяния. Чем больше число совершений деяния, тем больше сила отпечатка. Поэтому при очищении от греха и при уничтожении корня добра гневом должно происходить не блокирование и повреждение способности, а уменьшение силы отпечатка, т. е. типа разрядки. Аналогичный процесс, вероятно, имеет место и при порождении отпечатком плода. Остаются сами отпечатки после разрядки или разрушаются? Для разрешения этой проблемы требуется отдельное исследование.

Степень истощения корня добра определяется тем, кто является опорой (rten) и объектом (yul) гнева, т. е. тем, кто гневается и на кого гневаются. Если объектом гнева является святой Бодхисаттва, а опорой - не достигший святости Бодхисаттва или обычное существо, то в первом случае одно мгновение гнева, как говорит Чандракирти во "Введении в мадхьямику", уничтожает корни добра, накопленные за сто кальп, а во втором, как говорит Шантидэва во "Введении в деяния Бодхисаттвы", накопленные за тысячу кальп. Когда опорой и объектом гнева являются товарищи по практике (tshangs-par grogs-pai spyod-pa), т. е. и в Хинаяне, тоже происходит массированное уничтожение корней добра. Святой не проявляет гнев, а не достигший святости – может. Происходит ли уничтожение корней добра, если объектом гнева является обычное существо? Ответ на это не дается.

Чандракирти говорит во "Введении в мадхьямику", что плодами полного созревания гнева являются некрасивый облик, трудность встречи с высшими (т. е. святыми) существами, непонимание различия между нравственным и безнравственным, Шантидэва утверждает во "Введении в деяния Бодхисаттвы", что гнев на Бодхисаттву приводит к пребыванию в аду столько кальп, сколько было мыслей гнева, а причинение ему вреда имеет и положительный плод, поскольку без этого вреда Бодхисаттва не сможет реализовать терпение, а без него – положение Будды.

От вкушения плода полного созревания гнева можно избавиться благодаря покаянию (bshags-pa), решению не гневаться в дальнейшем (slar sdom) и т. д. Разрушения корня добра можно избежать или ослабить, если сразу же после проявления гнева читать вторую часть коренной мантры дхарани "Тайных мощей" (gsang-ba ring-bsrel), входящей в число пяти главных дхарани, обладающих самой большой силой очищения. Но невозможно избежать вызываемого гневом торможения продвижения по пути совершенствования. Ведь гнев Бодхисаттвы на Бодхисаттву вызывает согласно "Сутра-саньчая" торможение на столько кальп, сколько было мыслей гнева. Поэтому считается очень важным не допускать проявлений гнева. Практика четырех безмерных (tshad-med bzhi) делает невозможным проявление гнева. Но пока не достигли в этом устойчивости, говорит Шантидэва во "Введении в деяния Бодхисаттвы", лучшим средством является радость. Почему же? Подобно тому, как пищей огня является сухая трава и т.д., так и пищей гнева является огорчение, возникающее при лишении приятного и т.д. Если нет топлива, огонь не возникает. Если нет огорчения, гнев не возникает. Противоположностью же огорчения является радость (dga-ba). Следовательно, постоянное пребывание в радости является надежной гарантией того, что гнев не возникнет. Другие средства – такие, как, например, рекомендуемое Чандракирти во "Введении в мадхьямику" размышление о бесполезности и вреде гнева и т. д. – не дают такой гарантии, поскольку о них, как правило, вспоминаешь уже после того, как гнев возник и с ним уже трудно совладать, в то время как радость можно практиковать постоянно и, таким образом, предупреждать появление гнева, не давая возникнуть огорчению.

Кроме того, поскольку гнев постоянно держит ум в напряжении и не дает ни минуты покоя, достижение состояния успокоенности (zhi-gnas) будет весьма затруднительно. Поэтому в руководствах по дхьяне указывается на необходимость избавления от беспокоящего действия гнева посредством радости.

В различных руководствах обычно указывается, что практикой следует заниматься с радостью. Почему же? Совершенствование – развитие. Но при практике иногда по тем или иным причинам может возникать застой. Поэтому желательно иметь средство предотвращения и выхода из застоя. При описании четырех деяний (las-bzhi) – успокоения (zhi-ba), развития (rgyas-pa), покорения (dbang-ba) и жестокого (mngon-spyod) – Джанжа-хутухта-первый указывает в "Описании практики (Ваджрабхайравы)" (bsnyen-yig), что при реализации деяния развития необходимо задействовать радость. Почему же? Радость возникает в результате развития и способствует развитию.

Совершенствование – процесс становления совершенным. Становиться же совершенным – значит все больше и больше быть совершенным. Несовершенство и совершенство – две крайности, между которыми пребывает совершенствующийся. Будда проповедовал средний путь, удаленный от крайностей. Поэтому в известном смысле можно сказать, что находящийся на среднем пути совершенствующийся человек не должен считать себя совершенным, не должен считать себя несовершенным, или должен считать себя совершенствующимся совершенным. На уровне обычного мышления это невозможно понять. Поэтому стараются решить эту проблему на уровне эмоций. Совершенствующийся совершенный, несовершенный совершенный подобен человеку, который имеет желанную вещь, но еще не вкусил ее, хотя и может это сделать в любой момент. Его положению соответствует эмоция радости, а вкушению – блаженство (bde-ba). В связи с этим приводится такой пример. Увидев озеро в жаркий полдень, томящийся жаждой слон радуется, а когда бросается в него, пьет воду и поливает себя – наслаждается блаженством. Таких примеров из повседневной жизни можно привести множество. В плане Учения: Будда проповедует Учение, радуясь; созерцают собрание Будд, Бодхисаттв и т. д., которые смотрят на созерцателя радостно; первая ступень святости Бодхисаттвы называется Совершенно радостной (стараясь спасти всех существ от страдания, здесь они, постигнув шуньяту, понимают, что могут спасти) и т. д.

Для зарождения радости рекомендуется думать, что благодаря буддийскому Учению имеется уникальная возможность избежать рождения в плохой форме жизни и страдания вообще, и обрести блаженство в хорошей форме жизни и великое блаженство нирванистического освобождения, а для поддержания радости – думать, что вот-вот, не сегодня, так завтра, будет обретен желанный плод практики. Это приводит к тому, что практика будет идти все более и более успешно, в результате чего будет возрастать и радость.

Итак, постоянное задействование радости служит надежным средством от проявления гнева, удерживает на среднем пути и способствует развитию.
×

По теме Тибетский Буддизм Зависимость происхождения и срединность

Тибетский буддизм

Техника тибетской махаяны базируется на классической буддийской традиции...
Религия

Буддизм тибетский

Тибет расположен в Центральной Азии на самом высоком плато в мире, на котором...
Религия

Тибетский канон

Ганджур (тибет., букв. – словеса, тоесть перевод и толкование слов сказанных...
Религия

Зависимость, конфликт и целостность

Прекращение насилия, которое мы обсуждали ранее, не означает, что ум находится в...
Религия

Вечная зависимость от света

Вопрос: Чем отличается осознание зла от исправления зла? Ответ: Желание создано...
Религия

Зависимость от потребностей

Материя — это исходная точка нашей эволюции; заключенное в Материи сознание...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Восемь мистических трансформационных мантр
Советы по уходу за волосами в зависимости от фаз луны