Танка

Танка — произведение изобразительного искусства, буквально — «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». По-тибетски танка называется рейдри (рей — хлопок). Помимо традиционных танок (самый распространенный размер 75х50 см), выполненных на загрунтованном холсте, существуют и другие их виды: построенные из песка или нарисованные на стене, изготовленные в стиле аппликации или вышитые, и другие. Величина может быть также очень разной: так, для праздников и церемоний изготавливают изображения гигантских размеров — до нескольких десятков метров, для ношения на теле пишутся миниатюрные танки (их обычно вкладывают внутрь ладанок — гау).

Тибетское буддийское искусство формировалось под влиянием художественных традиций Индии, Китая и Непала. Так, у тибетского правителя Сонгцен Гампо (начало VII в.) было две супруги-принцессы — непальская и китайская. Каждая из них привезла с собой в Тибет бесценное приданое: непальская — множество священных изображений и статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского императора — статую Будды в двенадцатилетнем возрасте (оба изображения находятся в Лхасе). Они и послужили первыми образцами, которыми руководствовались многие поколения художников и скульпторов. Помимо этого царь Сонгцен Гампо заказал непальским мастерам образ Авалокитешвары, размер которого был равен росту самого правителя. Его святейшество V Кармапа (начало XV в.) распорядился отдать под роспись стены нескольких монастырей, а также заказал множество танок в непальском стиле. Большое число изображений Белой Тары, Майтреи и других божеств было изготовлено в 1500-х годах при II Далай-ламе. Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче в книге Tibetan Religious Art (издана в Германии, 1977) пишет, что произошло взаимопроникновение стилей и сейчас уже не найти примеров чисто индийской, непальской или китайской школы.

В Тибете исторически сложились три основные школы танка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.

Первый стиль — менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов танка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Кроме этого Менла Дондруб разъяснил «духовные и вспомогательные принадлежности художника», а также разработал новые пигменты и техники подготовки холста. Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

Второй стиль — карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII Кармапы (1507–1554).

Важную роль в развитии и распространении стиля сыграли «три Таши»: Тулку Намка Таши, Чой Таши и Кашу Карма Таши. Первый, Тулку Намка Таши (1500 г.р., Верхний Йарлунг), обучался у нескольких знаменитых мастеров, чтобы «рисовать в отличительном стиле».

Этот особый стиль был основан на нескольких образцах: 1) китайская свитковая живопись, поднесенная V Кармапе китайским императором; 2) рисованные маски, засвидетельствовавшие чудо, когда III Кармапа проявил свой лик в полнолуние императору (дошелма — «лицо в луне»); 3) китайская танка, изображающая 16 архатов ранней буддийской традиции. Художественная традиция, которую Намка Таши учредил исходя из всего этого, стала известна как карма-гадри.

Первая часть названия «карма-гадри» — производное слова «кармапа», слог «га» (гар) означает путешествие, перемещение с одного места на другое, своего рода кочевой лагерь, где на время стоянок разбиваются шатры из войлока. Ранние кармапинские иерархи, в частности VII Кармапа Чодрак Гьяцо, имели обычай собирать огромную свиту и путешествовать с места на место, такие временные поселения называли «лагерь Кармапы, который украшает мир», а традиции и обычаи такого мирка были известны как «лагерный стиль». Это могла быть довольно большая группа практиков — несколько сотен человек: художники, лекари, строители, мастера ритуалов и риторики и другие. Последний слог «дри» означает процесс рисования.

В дальнейшем два других «таши» — Чой Таши и Кашу Карма Таши развили и широко распространили стиль карма-гадри.

VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»: 1) формы, рисунок согласно индийским канонам; 2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи; 3) композиция и ландшафты в тибетской манере.

Микьё Дордже сам писал танки, его коренным учителем был известный мастер гадри Сангье Ньенпа. Традиция карма-гадри имеет свою линию передачи и особое значение придает взаимоотношениям Учитель — ученик. Школа карма-гадри дала много великих мастеров — йогинов и лам. Так, X Кармапа Чоинг Дордже (1604–1674) был искусен в резьбе, ваянии и вышивке шелком, ранние его работы выполнены в стиле менри и в кашмирской технике.

Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (танка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В танках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних танках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Танки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.

Третий стиль — менсар (мангсар), или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Танка

Тай Чи

Тай Чи возникла как боевое искусство, но сейчас она больше известна своим...
Журнал

Тай цзи цюань

Очень трудно, если вообще возможно, дать чёткое и однозначное определение Тай...
Журнал

Тай-цзи

В тай-цзи существует несколько основных правил, при соблюдении которых можно в...
Журнал

Тай-цзи цюань, как один из самых известных стилей ушу

Тай-цзи цюань — один из самых известных стилей ушу. Существует несколько легенд...
Журнал

Тай-цзи. Положение тела

Изучая тай-цзи, особое внимание во время тренировок необходимо уделить...
Журнал

Тай-цзи – 13 форм

Гимнастика тай-цзи, приписываемая Чжан Саньфэну, называется «13 форм». Цифра 13...
Журнал

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Хоопонопоно. Повышение вибраций
Как качественно обучить человека или команду?