Танка

Танка — произведение изобразительного искусства, буквально — «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». По-тибетски танка называется рейдри (рей — хлопок). Помимо традиционных танок (самый распространенный размер 75х50 см), выполненных на загрунтованном холсте, существуют и другие их виды: построенные из песка или нарисованные на стене, изготовленные в стиле аппликации или вышитые, и другие.
Танка
Величина может быть также очень разной: так, для праздников и церемоний изготавливают изображения гигантских размеров — до нескольких десятков метров, для ношения на теле пишутся миниатюрные танки (их обычно вкладывают внутрь ладанок — гау).

Тибетское буддийское искусство формировалось под влиянием художественных традиций Индии, Китая и Непала. Так, у тибетского правителя Сонгцен Гампо (начало VII в.) было две супруги-принцессы — непальская и китайская. Каждая из них привезла с собой в Тибет бесценное приданое: непальская — множество священных изображений и статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского императора — статую Будды в двенадцатилетнем возрасте (оба изображения находятся в Лхасе). Они и послужили первыми образцами, которыми руководствовались многие поколения художников и скульпторов. Помимо этого царь Сонгцен Гампо заказал непальским мастерам образ Авалокитешвары, размер которого был равен росту самого правителя. Его святейшество V Кармапа (начало XV в.) распорядился отдать под роспись стены нескольких монастырей, а также заказал множество танок в непальском стиле. Большое число изображений Белой Тары, Майтреи и других божеств было изготовлено в 1500-х годах при II Далай-ламе. Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче в книге Tibetan Religious Art (издана в Германии, 1977) пишет, что произошло взаимопроникновение стилей и сейчас уже не найти примеров чисто индийской, непальской или китайской школы.

В Тибете исторически сложились три основные школы танка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.

Первый стиль — менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов танка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Кроме этого Менла Дондруб разъяснил «духовные и вспомогательные принадлежности художника», а также разработал новые пигменты и техники подготовки холста. Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

Второй стиль — карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII Кармапы (1507–1554).

Важную роль в развитии и распространении стиля сыграли «три Таши»: Тулку Намка Таши, Чой Таши и Кашу Карма Таши. Первый, Тулку Намка Таши (1500 г.р., Верхний Йарлунг), обучался у нескольких знаменитых мастеров, чтобы «рисовать в отличительном стиле».

Этот особый стиль был основан на нескольких образцах: 1) китайская свитковая живопись, поднесенная V Кармапе китайским императором; 2) рисованные маски, засвидетельствовавшие чудо, когда III Кармапа проявил свой лик в полнолуние императору (дошелма — «лицо в луне»); 3) китайская танка, изображающая 16 архатов ранней буддийской традиции. Художественная традиция, которую Намка Таши учредил исходя из всего этого, стала известна как карма-гадри.

Первая часть названия «карма-гадри» — производное слова «кармапа», слог «га» (гар) означает путешествие, перемещение с одного места на другое, своего рода кочевой лагерь, где на время стоянок разбиваются шатры из войлока. Ранние кармапинские иерархи, в частности VII Кармапа Чодрак Гьяцо, имели обычай собирать огромную свиту и путешествовать с места на место, такие временные поселения называли «лагерь Кармапы, который украшает мир», а традиции и обычаи такого мирка были известны как «лагерный стиль». Это могла быть довольно большая группа практиков — несколько сотен человек: художники, лекари, строители, мастера ритуалов и риторики и другие. Последний слог «дри» означает процесс рисования.

В дальнейшем два других «таши» — Чой Таши и Кашу Карма Таши развили и широко распространили стиль карма-гадри.

VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»: 1) формы, рисунок согласно индийским канонам; 2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи; 3) композиция и ландшафты в тибетской манере.

Микьё Дордже сам писал танки, его коренным учителем был известный мастер гадри Сангье Ньенпа. Традиция карма-гадри имеет свою линию передачи и особое значение придает взаимоотношениям Учитель — ученик. Школа карма-гадри дала много великих мастеров — йогинов и лам. Так, X Кармапа Чоинг Дордже (1604–1674) был искусен в резьбе, ваянии и вышивке шелком, ранние его работы выполнены в стиле менри и в кашмирской технике.

Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (танка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В танках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних танках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Танки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.

Третий стиль — менсар (мангсар), или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.
×

По теме Танка

Тай Чи

Тай Чи возникла как боевое искусство, но сейчас она больше известна своим...
Журнал

Тай цзи цюань

Очень трудно, если вообще возможно, дать чёткое и однозначное определение Тай...
Журнал

Тай-цзи

В тай-цзи существует несколько основных правил, при соблюдении которых можно в...
Журнал

Тай-цзи цюань, как один из самых известных стилей ушу

Тай-цзи цюань — один из самых известных стилей ушу. Существует несколько легенд...
Журнал

Тай-цзи. Положение тела

Изучая тай-цзи, особое внимание во время тренировок необходимо уделить...
Журнал

Тай-цзи – 13 форм

Гимнастика тай-цзи, приписываемая Чжан Саньфэну, называется «13 форм». Цифра 13...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?