Великодушный ум

Что конкретно означает жить и работать как Бодхисаттва, пробуждаясь к универсальному "я" - это вопрос к которому обращается Догэн Дзэндзи в "Правилах монастыря Эйхэй". Эта книга рассматривалась такой важной последователями Догэна, что они носили её с собой, куда бы ни пошли. Когда они жили в монастыре, то постоянно перечитывали её как руководство для своих действий. Я думаю, что это действительно превосходный религиозный текст, который даёт практическое руководство касательно того, как осуществлять на практике дзадзэн в нашей повседневной жизнь. В первой главе под названием "Наставления для повара" (Тэндзо Кёкун), Догэн Дзэндзи упоминает о духе текущей жизни Бодхисаттвы в терминах трёх умов или позиций по отношению к жизни: великодушный ум, заботящийся ум и радостный ум(60).

Чтобы взглянуть на то, что же означает великодушный ум - или на японском дайсин - нам нужно взглянуть на то, как мы видим других, когда испытываем реальность самой жизни. Эта реальность жизни - "я", связанное со всеми вещами. Посредством неё мы живём эту жизнь полного "я", которое не имеет границ и вне которого ничего нет, поэтому не имеет значения, что произойдёт - мы всегда живём жизнь "я", которое только "я".

Кто-то мог бы аргументировать, что вполне можно быть истинным "я", которое только "я" во время дзадзэн, когда мы можем отложить нашу работу и прекратить общаться с другими людьми, но невозможно быть этим "я" в нашей повседневной жизни с другими людьми и внешним миром, существующим прямо перед нами.

Но дело не в том, чтобы стать просто универсальным "я" при помощи какого-нибудь специального устройства, с которым мы сотрём всех других людей, стоящих перед нами. Скорее реальность жизни в том, что мы всегда живём истинное "я", которое только истинное "я", также как и во время дзадзэн.

Мы предполагаем, что мы все живём вместе в одном нами всеми разделяемом мире. Однако это не так с точки зрения реальности нашего настоящего опыта жизни, которую мы узнаём посредством отпускания наших мыслей в дзадзэн. Например, когда ты и я смотрим на чашку, то обычно мы предполагаем, что смотрим на одну и ту же чашку, но в понятиях истинного, сырого опыта жизни это не так. Я смотрю с моего угла и с моей силой зрения, и ты смотришь с твоего угла и с твоей силой зрения. Нам совершенно невозможно ни обменяться, ни понять опыт друг друга.

Это так не только для зрения; это так и для каждого восприятия и чувственного опыта - слуха, запаха, вкуса и касания. Мир, в котором мы на самом деле живём и испытываем жизнь в её яркой свежести, это мир, который только мой и только твой. Это сохраняет даже большую справедливость и для наших мыслей. Как в пословице "Сколько людей, столько и мнений", каждый имеет совершенно другие мысли, также как и каждый имеет совершенно иное лицо. Даже хотя люди, верящие в одну и ту же доктрину, используют те же лозунги и следуют тому же формализованному пути мышления, не может быть никаких сомнений, что за этими выражениями их понимание с точки зрения яркой реальности также различно, как и они сами. Если мы считаем, что всё человечество живёт в том же мире и имеет те же идеи, то это огромная ошибка. Даже если кажется, что мы общаемся, потому что используем одинаковые слова, то это общение только в обобщённом и абстрактном смысле. С точки зрения сырого опыта жизни каждый живёт в другом мире и живёт свой собственный мир "я", которое только "я".

Мы часто говорим вещи типа "я тебя очень хорошо знаю". Но это едва ли означает, что я знаю о тебе всё. Это означает только то, что я знаю аспекты тебя, которые появляются передо мной. Для меня ты ни что иное, как ты, который внутри моего мира, внутри универсального "я" как моего мира.

Когда мы говорим о ярком опыте жизни, в котором отпускаем наши мысли, то это не ограничивается только временем, когда мы делаем дзадзэн, это настолько же применимо и к нашей повседневной жизни. Жить универсальное "я" всё время - это не что-то особенное, это наиболее естественная и основополагающая реальность для всех нас. Привыкнув давать и брать с участием "других", которых мы произвольно создали в нашем собственном уме, мы потеряли из виду истину с точки зрения яркого опыта жизни. Наиболее конкретный и простой для понимания пример тому, это то, как люди в обществе думают о деньгах. Деньги не имеют ценности за пределами той, которую люди создают обещаниями, дающимися в своей голове, но большинство людей думают о деньгах как о реальности, теряя из виду реальность универсального "я", которое их собственное "я".

Если мы посредством нашего дзадзэн и практики проживания реальности свежей и непосредственной жизни бросим на всё свежий взгляд, то всем станет ясно, что, что бы ни случилось, нет ничего вне жизни "я", которое только "я". Это называется великодушный ум, отношение, которое никогда не различает. Не различая в понятиях "я люблю то, я не люблю это, я хочу то, я не хочу это", так как всё, что я встречаю, лежит внутри моего опыта жизни, то я смотрю на всё одинаково как на мою жизнь. Моя жизнь не ограничивается физическими ударами моего сердца. Моя жизнь находится в каждом опыте - то есть жизнь действует повсюду. Во всех направлениях я встречаю жизнь, осуществляющую жизнь, то есть мой опыт жизни. Именно поэтому в буддизме "'я', обосновывающееся на самом себе" - это то же самое, что и вселенная, обосновывающаяся на самой себе! Великодушный ум Бодхисаттвы видит "я" как единое целое со вселенной, а так как всё, что мы встречаем, является нашей жизнью, то мы стремимся без различения осуществить эту жизнь, вне зависимости от того, что она такое или что происходит.

С этим великодушным умом, который отбрасывает мысли маленького "я" и прекращает различать, становится ясно, что весь мой мир появляется передо мной в качестве моих теперешних обстоятельств, декорации моей жизни, содержимым моего собственного "я", которое также полное "я". Это совершенно то же самое, что и в дзадзэн, где все приходящие и уходящие мысли являются декорацией дзадзэн.

То же самое можно сказать и о времени. Обычно мы считаем, что время - это что-то текущее от прошлого через настоящее и в будущее, и что мы живём внутри времени. Однако если мы подумаем об этом с точки зрения сырого опыта жизни, то поймём, что это совершенно не так. Прошлое уже прошло и не существует, будущее ещё не пришло, так что оно тоже не существует. В действительности есть только этот один момент настоящего; Наши идеи о прошлом и будущем это ни что иное, как декорации, вплывающие в наш ум внутри этого настоящего мгновения. Кто-нибудь может быть склонен сказать, что это не правда, так как "старые" вещи типа зданий и книг существуют прямо здесь и сейчас. Однако в качестве реальности жизни эти здания и книги существуют только в настоящем, и мышление, что они "старые" - это просто актуальная мысль в моей голове. Иными словами, моя в данный момент существующая голова присваивает признак "старый" зданиям и книгам, которые существуют прямо сейчас. С точки зрения сырого опыта жизни мы всегда живём настоящее, которое только настоящее, сейчас, которое только сейчас.

Так что же означает жить и работать как универсальное "я"? Несомненно, это жизнь и работа в сейчас, которое только сейчас, как "я", которое только "я", вне зависимости от того, что происходит. С чем бы мы в данный момент ни встречались лицом к лицу, это живёт и действует как наша жизнь. С такой позицией по отношению к жизни перед глазами нашего "я" нет ни прошлого, ни будущего или других людей, а есть только жизнь реальности вездесущей жизни.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Подготовка события смерти