НЕОБУДДИЗМ — собирательное наименование для разнообр. модернистских и реформаторских течений в буддизме, направленных на приспособление традиц. форм и методов пропаганды вероучения к современности (к совр. науке, технологии, общественно-экономич.
условиям) с целью сохранения сути будд. учения. Как религ.-реформаторское движение Н. очень разнороден. В каждой стране он проявляется по-разному, отражая ее этич. и социально-политич. особенности. В нек-рых регионах Азии (Монголия, Бурятия) Н. возник на рубеже 19 и 20 вв. в рамках обновленческого движения будд. духовенства и мирян как реакция на засилье зап. идеологии и культуры.
В странах Южн. и Юго-Вост. Азии (Шри-Ланка, Бирма) Н. был связан с вооруженной антиколон. борьбой народов и проявился прежде всего в политизации будд. духовенства, его более активном участии в политич. движениях. В ряде стран Азии движение Н. привело в период до и после второй мировой войны к образованию новых самостоят. религиозно-политич. объединений (в Японии — т. н. "новые религии", во Вьетнаме — Хоахао и т. п.). Эти объединения, как правило, вобрали в себя элементы др. религ. учений (напр., христианства) и носят синкретич. характер. Н. бурно развивается в наст. вр. в странах Запада (США, Канада, Зап. Европа), где буддизм вступает в интенсивное взаимодействие с зап. религ. учениями и социально-культурными традициями.
Общими для всех течений Н. являются более или менее глубокая степень секуляризации и усиление социальной интерпретации будд. вероучения, стремление представить его как "светское искусство жизни" или "научную" и даже "атеистическую религию". С целью синтеза будд. картины мира с науч. знаниями в Н. вводятся представления об историч. движении и развитии и др. науч. концепции, предпринимаются попытки демифологизации, демистификации и психологизации будд. учения.
В странах Южн. и Юго-Вост. Азии (Шри-Ланка, Бирма) Н. был связан с вооруженной антиколон. борьбой народов и проявился прежде всего в политизации будд. духовенства, его более активном участии в политич. движениях. В ряде стран Азии движение Н. привело в период до и после второй мировой войны к образованию новых самостоят. религиозно-политич. объединений (в Японии — т. н. "новые религии", во Вьетнаме — Хоахао и т. п.). Эти объединения, как правило, вобрали в себя элементы др. религ. учений (напр., христианства) и носят синкретич. характер. Н. бурно развивается в наст. вр. в странах Запада (США, Канада, Зап. Европа), где буддизм вступает в интенсивное взаимодействие с зап. религ. учениями и социально-культурными традициями.
Общими для всех течений Н. являются более или менее глубокая степень секуляризации и усиление социальной интерпретации будд. вероучения, стремление представить его как "светское искусство жизни" или "научную" и даже "атеистическую религию". С целью синтеза будд. картины мира с науч. знаниями в Н. вводятся представления об историч. движении и развитии и др. науч. концепции, предпринимаются попытки демифологизации, демистификации и психологизации будд. учения.
Обсуждения Необуддизм
Будет правильно, если мы будем говорить о (класическом) учении индийского принца Сиддхарта Гаутама или Будда Шакьямуни.
Справка:
У нас нет информации (исторических данных), что принц Сиддхарта называл себя Буддой и призывал всех стать буддистами.
Сам по себе (термин) буддизм - это (многоликая) научная трактовка, которая интерпритировалась, в начале: 1). Русскими ориенталистами, дальше: 2) Советскими будда-атеистами, и наконец: 3) Современными буддолагами при РАМ РФ.
Отсюда:
Современный буддизм в России - это и есть НЕОБУДДИЗМ.