Теория алаявиджняны в учении фасян

Теория Алаявиджняны является важным моментом буддийского учения о сознании. Понятно, что она не была оригинальным достижением китайской буддологической школы. Данная теория представляет собой неотъемлемую составную часть комплекса философской мысли йогачаров.
Теория алаявиджняны в учении фасян
Но в интерпретации китайских последователей она обретает новую жизнь.

Хотелось бы сразу же отметить, что теория Алаявиджняны достаточно подробно рассматривается в трудах отечественных и зарубежных востоковедов.

Целью данной статьи является систематизация и анализ представляемой доктрины в контексте учения школы китайского буддизма фасян.

В Китае своего рода прообразом фасян явилась школа цзюйшэ, развивавшаяся в традициях индийской махаяны.Основным своим каноническим произведением цзюйшэ считала “Абхидхармакошу” Васубандху. Нужно отметить, что несмотря на некоторые общие для обеих школ “принципы смыслового и структурного построения дхармической теории ... главное различие в их понимании дхармы состояло в том, что школа цзюйшэ признавала реальность существования дхарм, а школа фасян отрицала”.( Как видим, цзюйшэ остается верной основной тенденции раннего буддизма хинаяны, а именно - материалистической трактовке мира).

Тем не менее, уже в цзюйшэ, хоть и в более простом виде, представлена теория причинности, и вместе с ней - теория Алаявиджняны. В этом отношении объединяющим моментом обеих школ (фасян и цзюйшэ) было признание наличия восьми уровней сознания. Актуальный мир в их понимании воспринимался как результат т.н. “только-сознания”(wei shi). И та, и другая школы сходились также во мнении, что Алая является хранилищем сознания, и, следовательно, самым центром всей сознательной деятельности. Перефразировав слова Ф.И.Щербатского, можно было бы сказать, что если у цзюйшэ все элементы взаимозависимы и реальны, то в новом толковании фасян они нереальны, потому что взаимозависимы.

В основе теории Алаявиджняны в контексте учения о сознании лежит аргументация буддийского религиозного учения о спасении. Это есть основание всех философско-теоретических изысканий индийских и китайских буддистов. Поэтому предметом исследования фасян выступает не личность, индивид, а - цепь сознательно переживаемых моментов, то есть т.н. поток сознания. Здесь проблема заключается в том, что сознание как таковое берется в абстракции, чистое сознание, отделяется форма от содержания. По сути, мир рассматривается только в том отношении, что он переживаем. Поэтому адепты фасян, так же, как и йогачары, основываются на том фундаментальном положении, что единственной реальностью является сознание.

Так, они утверждают, что существует только трансцендентный динамичный поток сознания, который создает из себя все явления феноменального мира. Все отношения строятся внутри него, а не вне него. Происходит это по той причине, что объект “выталкивается”, проецируется сознанием. И, поскольку он есть проекция сознания, следовательно, объект находится в и через сознание, и ничего не существует вне него (сознания). “Вещь” в системе фасян - это всего лишь проявление сознания.

Такое сознание конструирует иллюзорный мир субъектно-объектных отношений, которые не могут иметь независимое существование. Сконструированный субъектно-объектный мир нереален, но это не делает нереальным его основу, то есть сознание.

Итак, как уже отмечено, отправной точкой и фасян, и цзюйшэ было признание восьмичленной структуры сознания, включающей в себя три следующие категории:

пять сознаний-чувств (сознание зрения, сознание слуха, сознание вкуса, сознание обоняния и сознание осязания). За ними следует т.н. Мановиджняна, или главный центр, воспринимающий данные предыдущих сознаний-чувств.

Манас – это, так сказать, сознание сознания. Манас ответственен за формирование представлений о собственном “Я”.

Алаявиджняна.(Термин “Алаявиджняна” передается на китайский язык через транскрипцию “а-лай-е”). В Алае содержатся впечатления предыдущих семи сознаний в виде семян.

Основной функцией первой категории считается функция различения. Через эти шесть сознаний происходит различение звука, цвета, вкуса, так далее. Другая особенность представленной структуры - манас, мост, связывающий первые шесть сознаний с Алаявиджняной. Развивая представление о собственном “Я”, манас тем самым создает дуализм субъекта и объекта. Именно из-за него вся система приводится в движение, в том смысле, что манас, как деятель, причина, приводит Алаю в волнение. Спокойная по своей природе, Алая сравнима в этом случае с водой в реке. Она является средством жизни организмов, обитающих в ней, но не воздействует на них активно. Задача верующего видится в том, чтобы заставить манас действовать правильным образом, чтобы не доставлять в Алаю “загрязненные” семена. Достигается это путем постижения праджни, то есть наивысшей мудрости. В такой ситуации внешний мир обнаруживается как иллюзия, и происходит понимание истинной природы дхарм.

Одно из главных сочинений школы фасян - “Чэн вэй ши лунь”- гласит, что понятие “Алаявиджняна”, как хранилище, имеет три основных значения (свойства): (1) “нэнцзан”, то есть содержащее возможность (в Алае хранятся “семена”, которые могут “вырасти” во внешние образы. (2) “суоцзан”, то есть содержимое (Алая хранит “семена” предыдущих семи сознаний). (3) “чжицзан”, то есть содержащее привязанность (Алая сама хранит привязанность к собственному “Я”).

Как видим, упомянутые “семена” - неотъемлемая часть Алаявиджняны. Они содержатся в ней изначально. Это “потенциальные возможности образов внешнего мира”. Семена различаются “загрязненные” (окрашенные, испорченные, неправильные) и “незагрязненные”. Учение о семенах также подробно представлено в “Чэн вэй ши лунь” Сюань Цзана. Именно по причине “загрязненных” семян существа остаются в сансаре, и, наоборот, при воздействии “незагрязненных” семян, они достигают состояния нирваны. Однако, по утверждению фасян, далеко не все существа обладают “незагрязненными” семенами, и потому не все могут достичь состояния Будды. В этом особенность школы фасян, отличающая ее от других школ махаяны. И в этом, по-видимому, заключается причина недолгого существования школы.

В “семенах” фасян видели причину мира. По их утверждению, “семена” обладают следующими семью качествами: 1. Семена - это самая мелкая самостоятельная субстанция. 2. Семена не являются ни возникновением, ни исчезновением, это мгновенное возникновение-исчезновение. Поскольку исчезновение есть возникновение, они одномоментны.

3. Семена и сознания противоположны друг другу, так как семена - это потенциальное (возможное) возникновение, а сознание - возникшее. Они взаимозависимы. 4. Семена порождают подобные себе семена. 5. Семена делятся на “изначальные” (существующие изначально) и “возникшие” (имеющие начало, происхождение). 6. Семена делятся на “видимое”(сян фэнь) и “видящее”(цзянь фэнь). 7. Все семена различаются как “окрашенные” и “чистые”(неокрашенные).

Несмотря на некоторую теоретическую сложность предлагаемой концепции, основное ее предназначение состояло в том, чтобы доказать, что семена - это основная причина всех вещей, дхарм, то есть феноменального мира.

Что касается упомянутых здесь “видимое” и “видящее”, то здесь стоит остановиться подробнее.

Школа фасян на основе учения Дигнаги о “трех частях” развила собственную теорию “четырех частей”. В толковании фасян процесс познания происходит отнюдь не так, что субъект познает внешний мир. Они полагали, что в действительности внешний мир представляет собой изменения (проявления) самого сознания. Вот почему процесс познания сводился к анализу собственно самого сознания.

Четыре части, характеризующие феноменальный аспект сознания, это: (1) видимая (сян фэнь) (2) видящая (цзянь фэнь) (3) самоудостоверяющая ( цзы чжэн фэнь)

удостоверяющая самоудостоверение ( чжэн цзы чжэнь фэнь)

Затрагивая вопрос эволюции теории Алаявиджняны в контексте учения фасян, хотелось бы отметить некоторые моменты. Рассмотрев тезис мадхъямиков о двух уровнях истины - условном и абсолютном, - фасян выдвигают следующие три уровня: 1.parikalpita 2.paratantra 3.parinishpanna

Первый уровень рассматривает иллюзорный аспект истины и признает вещи такими, какими они предстают нашим чувствам. Второй уровень признает, что все вещи зависят от комбинации причин, и имеют лишь временное существование. Третий уровень подразумевает полное и наивысшее понимание1. Не удивительно, что у фасян Алая отождествляется с последним уровнем, то есть с parinishpanna. В этом ее отличие от предшествующей школы цзюйшэ, признававшей существование только восьми сознаний, включая Алаю, которые рассматриваются в качестве paratantras.

Подводя итоги, отметим, что поскольку адепты школы фасян не признают наличия другой реальности, кроме сознания, то и конечная цель тоже достигается через сознание. Речь идет о выходе из круга сансары и достижении состояния нирваны. Именно в Алаявиджняне, содержащей помимо “окрашенных” семян еще и чистые, заложена эта возможность.

Итак, в эволюции понятия “Алаявиджняна” в русле школы фасян прослеживаются следующие моменты Во-первых, этой концепции уделялась здесь очень важная роль, большая, чем в собственно индийском варианте. Во-вторых, в рамках китайской буддийской традиции (имеется в виду цзюйшэ и фасян) происходит “возрастание” этой роли до уровня parinishpanna, Алаявиджняна у фасян - это Абсолют. Поэтому нирвана у них - это прекращение сознания, понимание того факта, что существует только читта (сознание), достижение такого состояния сознания, при котором существо не может отделить себя от других вещей мира, или от Абсолюта.

Список литературы на русском языке:
Жоль К.К. Сравнительный анализ логико-философского наследия. - Киев,1981.

Классическая буддийская философия. - СПб.,1999.
Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Ч.2. Проблемы буддийской философии. - Пг.,1918.

Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М.,1988.

Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. – Новосибирск,1995.

Список литературы на английском языке:
Ch`en K.K.S. Buddhism in China. A historical survey. – Princeton, 1963.

2. Verdu A. Dialectical Aspects of Buddhist Thought. Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism – Lawrence, 1974.

Watd C.H.S. Buddhism. v. 2. Mahayana. – London, 1952.

Список литературы на китайском языке:
1. Го Пэн. Сунтан фоцзяо. – Б.м., 1981.
×

По теме Теория алаявиджняны в учении фасян

Истинный смысл объединения в учении Дзогчен

“В учении Дзогчен, если вы находитесь в любом месте и в это время вы находитесь...
Религия

Теория Ламаизма

Основы теории ламаизма были заложены Цзонхавой, который в ряде своих трудов...
Религия

Теория кризиса

Кризис у пациента. Детоксикация или целительский кризис характерен для всех...
Религия

Теория развития общества

Теория развития общества Современная Наука, завороженная величием своих открытий...
Религия

Теория пяти элементов

Созерцание устройства Вселенной и наблюдение за ним позволили древним даосам...
Религия

Джайнизм: теория неодносторонности анекантавада

АНЕКАНТАВАДА. Введение. Концепция анекантавады занимает центральное положение в...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Быть спокойным - самое ценное качество
Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума