Происхождение чань-буддизма

Чань - китайское произношение санскр. Дхьяна, яп. Дзэн.

Большинство китайских мастеров чань с уважением признают его индийское происхождение и сами истоки чань относят к Гаутаме Будде. Генеалогическая линия здесь прослеживается довольно четко, и китайские наставники чань безоговорочно ее принимают.
Происхождение чань-буддизма
Существует много записей типично чаньской традиции передачи [учения] чань от сердца к сердцу, когда сам чань-буддизм еще находился в Индии.

Однажды на Божественной горе (санкр. Гридхракута, кит. Линшань [дословно пик Коршуна, в китайской традиции именуемый Божественный]) бог Брахма дал Будде золотой цветок кумбхалу и попросил Достопочтенного произнести проповедь. Будда спустился со своего престола Закона (санкр. Дхарма) и показал цветок собравшимся 80 000 своих учеников, включая небожителей, храня долгое время молчание. Никто его не понял, за исключением Махакашьяпы, который безмятежно улыбался. Обращаясь затем к Махакашьяпе, Будда сказал:

Я обладаю глазом истинного учения,
Чудесным сознанием просветления,
Действительностью, лишенной признаков,
Истинно восхитительными средствами.
Все это нельзя выразить словами,
Это передается вне поучений
Непосредственно сознанию.
Достигай природы Будды мгновенно.

Это первая типичная передача [учения] от сердца к сердцу, представляющая собой первый гунъань (коан). Таким образом передача чань именуется также передачей сердца Будды или сознания Будды. Вышесказанное стало основой чаньского учения. Поэтому Махакашьяпа считается Патриархом чань-буддизма.

Из Индии в Китай.

Из Индии в Китай чань-буддизм принес Бодхидхарма (Дамо, Дарума).

Бодхидхарма поселился в Шаолиньском монастыре в 527 году, чтобы проповедовать [учение] чань, в котором можно усмотреть два подхода: "вступление [в мир Будды] через понимание" и "вступление [в мир Будды] через практику. Понимание здесь подразумевает мудрость, обретенную в медитации, когда удается проникнуть внутренним взором в истинную реальность. Практика подразумевает следование в повседневной жизни следующим четырем принципам:

1. Терпимость - если приходится страдать от плохой кармы.

2. Невозмутимость - когда вкушаешь плоды благой кармы.

3. Решимость - преодолеть страдания сансары и упорно двигаться к нирване.

4. Осознание - понимание того, что все феномены и само сознание имеют одну природу.

Эти два подхода существенно повлияли как на методы практикования [чань], так и на образ жизни дальнейших последователей учения [чань].

Бодхидхарма обнаружил, что монахи Шаолиньского монастыря слишком слабы для занятий медитацией, требующей больших усилий, необходимых для достижения просветления. В отличие от наставников, считавших, что в духовной практике самым важным является сознание, и поэтому не заботившихся о теле (иногда именуемом ими "вонючим кожанным мешком"), Бодхидхарма был убежден, что тело тоже важно, поскольку для духовного развития равным образом необходимо и физическое, и эмоциональное, и психическое здоровье. И с этой целью он обучил шаолиньских монахов двум комплексам упражнений: "Движение рук восемнадцати архатов" и "Перемена в сухожилиях". Основная практика Бодхидхармы была цзо-чань би-гуань (знаменитое созерцание стены). Это естественно не означает сидеть перед стеной, и смотреть на нее. Имееся в виду разглядывания своего сознания, как "зеркала на которое не может осесть пыль".

Бодхидхарма считается первым патриархом чань в Китае.

Бодхидхарма передал учние Цзигуану (Хуэйкэ) - второму патриарху

Чань окончательно оформился и приобрел китайские черты при Шестом патриархе Хуэйнэне

Расцвет чань в Китае.

Свой золотой век в Китае буддизм пережил во времена династий Тан (618-907) и Сун (960-1279). В период династии Юань (1271-1368) чань-буддизм и буддизм Ваджраяны были двумя наиболее яркими религиозными течениями Монгольской империи. Основатель следующей династии Мин, Чжу Юань-чжан (1328-1398, правил 1368-1398) был вначале чаньским монахом, поэтому чань-буддизм в то время являлся главной религией империи. Однако в последующую эпоху династии Цин (1644-1911) основавшие ее маньчжуры, как и прежде монголы, были приверженцами Ваджраяны и в своей религиозной практике ориентировались на Тибет. В этот период учения различных китайских буддийских школ постепенно обретали некую синтетическую форму Махаяны - процесс, начавшийся еще в период Сунской династии, когда стали стираться различия. С того времени и по сей день наиболее яркими и отличительными чертами китайского буддизма остаются чань и памятование (молитвенное повторение имени будды Амитабхи.

Хотя Хуэйнэн был Шестым а не первым патриархом чань-буддизма, своим расцветом чань обязан в большей степени именно ему. Когда Бодхидхарма принес учение из Индии в Китай, патриаршество передавалось из рук в руки, от самого патриарха к его приемнику, где символом передачи патриаршей власти служила хлопчатобумажная кашая (монашеская церемониальная ряса). Когда кашая была передана Хуэйнэну, императрица У-хоу забрала ее у него, признав Шестым патриархом старшего монаха Шэнсю. Когда Фахай, самый старший ученик Хуэйнэна спросил учителя, кому он наследует рясу, тот ответил, что не будет ограничиваться одним учеником, а будет просить своих многочисленных учеников распространять учение чань.

Ранее Бодхидхарма предрекал, что цветок учения чань распустит пять лепестков. И действительно, через 250 лет после Хуэйнэна из чань-буддизма выйдет пять толков (домов), которые все берут начало из южной школы Хуэйнэна. Вначале и у Шэньсю было много последователей, но спустя сто лет слава его школы закатилась.

У Хуэйнэна были тысячи учеников, 47 из которых сами стали наставниками. Пять толков чань ведут свою родословную от двух выдающихся учеников Шестого патриарха, Наньюэ Хуайжана (яп. Нангаку Эдзё, 667-744) и Цинъюань Синсы (яп. Сэйгэн Гёси, ?-740). После Хуэйнэна вошло в обычай предварять фамилию наставника названием того места, где он проповедовал. Поэтому в первом имени Наньюэ означает название местности, а Хуайжан - исконную фамилию наставника. Любопытно, что обычно наставник лучше знаком по тому месту, где он проповедовал а не по собственной фамилии.

Наньюэ передал учение Ма-цзу Даои (яп. Бвсё Доити, 709-788), который, в свою очередь, передал его Байчжан Хуайхаю (яп. Хакудзё Экай, 720-814). Двумя выдащимися учениками Байчжана были Гуйшань Линъю (яп. Исан, 771-853) и Хуанбо Сиюнь (яп. Обаку, ?-850). Гуйшань передал учение Яншаню Хуэйцзы (яп. Кёдзан, 807-883), а сформировавшийся в это время толк чань получил свое название Гуйшань (яп. Игё) от первых слогов фамилий этих наставников. Линьцзи Исюань (яп. Риндзай, ок. 811-867), ученик наставника Хуанбо, основал толк Линьцзи (яп. Риндзай) и прославился необычной манерой пробуждения людей к обретению просветления.

Другой ученик Хуэйнэна, Цинъюань Синсы, передал учение Шитоу Сицяню (яп. Сэкито Кисэн, 700-790). "Шитоу" означает "каменная голова", но ум наставника был воистину блестящим, и остальные три толка чань берут начало от него. Одним из его учеников был Яошань Вэйянь (яп. Якусан, 751-834), который передал учение Юньянь Таньшэну (яп. Унган, 780-841), в свою очередь передавшему учение Дуншаню Лянцзе (яп. Тодзан, 807-869), а затем Цаошаню Бэньшу (яп. Содзан, 840-901). Дуншань и его ученик Цаошань создали толк Цаодун, получивший распространение в Японии под именем Сото-дзэн и являющийся в настоящее время одним из двух наиболее популярных течений чань (дзэн).

Другой выдающийся ученик "каменной головы" был Тяньхуан Даоу (яп. Тэмпо, 748-807), чья фамилия буквально означает следующее: "Божественный император, пробудившийся навстречу Истине". Эти прозвища служат напоминанием того, что в рамках учения чань мы всегда должны проявлять смирение в наших поисках реальности, ибо даже "каменная голова" способна породить "Божественного императора". Кроме того, все наставники по линии "каменной головы" носили довольно образные прозвища.

Тяньхуан передал учение Лунтань Чунсиню (яп. Рютан, начало IX века). Лунтань, что означает "Драконово озеро", передал учение Дэшань Сюаньцзяну (яп. Токусан, 782-865). Дэшань, что означает "Добродетельная гора", передал учение "Блюдущему Праведность на Снежной Вершине", или, по-китайски, Сюэфэн Ицуню (яп. Сэмпо Гидзон, 822-908). Один из учеников Сюэфэна, Юньмэнь Вэньинь (яп. Уммон, 864-949), основал толк Юньмэнь. На китайском языке Юньмэнь означает "Заоблачные врата". Другой ученик Сюэфэна, Сюаньса Шибэй (яп. Гэнся, 835-908), передал учение Лохань Гуйчаню (яп. Ракан, 867-928), чей ученик Цинлян (или Фаянь) Вэньи (яп. Хогэн, 885-958) основал толк Фаянь. Сюаньса означает "Таинственный песок", Лохань - это архат; Цинлян означает "Чистый и Хладнокровный", а Фаянь - это "Духовный глаз", "Глаз Дхармы".

Со временем чань распространился за пределы Китая, в Японию, где стал называться дзэн, Вьетнам (тхиен) и Корею (сон). В 20 веке из Японии дзэн попал на запад. Во второй половине 20 века западные люди стали уже интересоваться и чань. В настоящее время в Китае, Японии и в мире в основном распространеты школы Линьцзи (яп. Риндзай) и Цаодун (яп. Сото).

Живой чань (дзэн)

Чань, как и другие течения буддизма махаяны - пластичное учение, которое адаптируется к менталитету народа в котором распространяется. Как уже было сказано выше, после Шестого патриарха Хуэйнэна (яп. Эно), чань (дзэн) стал чисто китайским учением, в котором основная роль отдавалось интуиции и мгновенному постижению, а также отсутствию каких бы то ни было опор. И если при Бодхидхарме основной практикой в чань была цзо-чань, то после расцвета Южной школы Хуэйнэна, приоритеты были отданы мгновенному постижению, а медитация стала рассматриваться как успокоительное средство для ума. Северной же школе, под предводительством старшего ученика Хунженя, Шэньсю не суждено было выжить, так как она базировалась на практиках привнесенных из Индии, и не подстроилась под менталитет практичных китайцев.

Когда ученик Шэньсю пришел к Хуэйнэну, чтобы тот наставил его в чань, последний спросил, в чем смысл учения Шэньсю, ученик сообщил ему следующее:

- Мой мастер в основном учит нас останавливать работу нашего сознания и спокойно сидеть в длительной медитации, сохраняя вертикальное положение тела.

На это Хуэйнэн ответил:
- Останавливать работу ума и спокойно сидеть в медитации - это болезнь, а не чань, и от долгого сидения нельзя получить никакой пользы.

Затем он прочитал такую гатху:
Пока человек живет, он сидит и не ложится,
Когда умирает - ложится и более не сидит,
Становится просто дурно пахнушим трупом !
Какой тогда прок от изнурительного труда ?
Когда затем Хуэйнэн спросил монаха с Севера, каково отношение их мастера к нравственности (шила), медитации (дхьяна) и мудрости (праджня), монах ответил:

- Мой мастер Шэньсю учит, что нравственность заключается в том, чтобы не делать того, что плохо; мудрость - в благоговейном делании всего, что хорошо; и медитация состоит в очищении сердца.

Хуэйнэн ответил:

- Я придерживаюсь противоположной точки зрения. Все мое учение основывается на понятии самоприроды, и тот, кто утверждает существование чего-либо помимо нее, выдает свое неведение. Нравственность, медитация и мудрость - суть формы самоприроды. Если в ней нет ничего неправильного, мы получаем нравственность; когда она свободна от неведения, - это мудрость; когда она невозмутима, - это медитация. Достаточно понять раз и навсегда существо самоприроды, чтобы осознать отсутствие в ней чего-либо двойственного: в ней нет ничего такого, что можно определить как просветление, или неведение, или освобождение, или знание, и все же из этого небытия возникает мир множественности как мир объектов. Тому, кто однажды прозрел собственную природу, нет смысла рекомендовать какую-либо особую позу как форму медитации; всякая форма хороша для него: сидение, лежание или стояние. Он наслаждается совершенной свободой духа, он продвигается так, как он чувствует, и при этом он не делает ничего неправильного, он всегда поступает в соответствии со своей природой, его работа - это игра. Вот что я называю "прозрением собственной природы", и это видение происходит так же мгновенно, как и действие, поскольку нет постепенного перехода от одной ступени к другой.
×

По теме Происхождение чань-буддизма

Практика чань-буддизма

Многие приходят ко мне с просьбой стать их учителем. Это заставляет меня...
Религия

Основные правила чань-буддизма

С VI века буддизм на своей родине, в Индии, постепенно пришёл в упадок...
Религия

Чань Буддизм сычуаньский

Сычуаньский чань буддизм является одним из наиболее самобытных направлений...
Религия

Дзен чань

Монах увидел черепаху, ползущую по саду монастыря Та-суя, и спросил учителя: «У...
Религия

Дзен чань

Сю-фен, монах-повар в монастыре Тун-шаня, был всегда пунктуален в приготовлении...
Религия

Чань-буддизм

I. БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ Царевич Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в шестом веке...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество