Великие обеты

передавать учения Дхармы и помогать чувствующим существам.

Паринирвана сутра ставит вопрос и отвечает на него: "Как бодхисаттва достигает этих трёх тел и окончательного созревания Буддовости?" В конечном счёте, ответ основан на Четырёх Великих Обетах.
Великие обеты
Тело Преобразований - или тело, принятое Буддой около 2500 лет назад для преподавания Дхармы чувствующим существам, когда он родился на территории современного Непала - было достигнуто практикой первого из Четырёх Великих Обетов. Это тело - обычное физическое тело, подверженное тем же болям и удовольствиям, что и наши тела. К Будде в человеческой форме можно приблизиться и учиться у него. Тело Воплощения помогает Будде исполнить первый Великий Обет.

Тело Блаженства соответствует созреванию всех заслуг и добродетелей Будды [3 ]. Его видят только бодхисаттвы высшего уровня. Это тело достигнуто потому, что Будда провёл целые жизни, практикуя, учась и овладевая всей Дхармой - третьим Великим Обетом.

Тело Реальности проявляется при отсечении всех омрачений. Это не тело на самом деле, а шуньята, или реальность пустоты. Пустота, однако, не значит несуществование всего. Достижение Буддовости не значит, что всё исчезает. Предельная пустота - та, которая ни истинна, ни ложна, ни реальна, ни нереальна, ни существующая, ни несуществующая. Она вне всех двойственностей и лишена всех характеристик. Она не прицеплена ни к какому конкретному существованию. Вот почему сутры говорят, что одна песчинка равна всему миру Будды, и что беспредельное, пустое пространство тоже равно миру Будды. Иными словами, Тело Реальности Будды не занимает никакого физического пространства, но, в то же время, не отдельно ни от какого конкретного места.

Трикайя, или три тела будды, это плод Четырёх Великих Обетов. Какое значение имеют Четыре Великих Обета для идущего по Пути Бодхисаттвы? В традиции Махаяны говорится, что, если некто желает достичь Буддовости, он должен начать с принятия обетов, соответствующих Пути Бодхисаттвы. Это - порождение ума Бодхи.

Есть два вида обетов. Первый - общие обеты, Четыре Великих Обета, которые должен принять каждый, идущий по Пути Бодхисаттвы. Вторые - личные обеты, которые отличаются для каждого существа. Они разные в том смысле, что каждый человек обязуется помогать определённому виду чувствующих существ, или использовать определённые методы, или проявиться в определённом месте, чтобы помогать чувствующим существам. В сутрах Махаяны, Будда Шакьямуни говорит о многих других Буддах, наполняющих Десять Направлений. У каждого свой собственный мир Будды, каждый использует особые методы для помощи особым видам чувствующих существ. Бхайшаджья Гуру - Исцеляющий Будда - имеет свой мир, у Амитабхи свой, и у Шакьямуни, нашего исторического Будды, свой. Например, в Западном Мире Будды, который иногда называют Миром Предельного Блаженства, нет различия между мужским и женским. Все нейтральны. В Восточном Мире Будды такое различие существует, так что те чувствующие существа, которые не могут отбросить идею о различиях полов, могут предпочесть перерождение в Восточном Мире Будды.

Так как мы - обычные чувствующие существа, общие обеты - Четыре Великих Обета - нужно повторять снова и снова. Вот почему в большинстве буддийских центров и монастырей практикующие произносят эти обеты несколько раз в день во время служб. Это сохраняет обеты на переднем плане ума. Личные обеты, с другой стороны, могут приниматься в любое время. Если у вас с самого начала есть ясное намерение, почему вы хотите практиковать, то вы можете принять личный обет. Другие ждут, пока не разовьют крепкую веру в Буддадхарму, прежде чем принимать личные обеты. Иные же меняют свои личные обеты по мере того, как развивается их отношение к Дхарме и практике. Не нужно давить на себя для принятия личных обетов. Им следует возникнуть естественно.

Как практикующие Чань используют Четыре Великих Обета? В "Сутре помоста" Шестой Патриарх сказал, что, прежде чем практикующие становятся просветлёнными, есть чувствующие существа вне их границ и умов, которые нуждаются в помощи, есть омрачения, которые нужно отсечь, есть Буддадхарма, которую нужно практиковать, и есть буддовость, которую нужно достичь. Поэтому чаньским практикующим нужно принять и практиковать Четыре Великих Обета так же, как и любым другим в махаянском мире. Но для тех, кто глубоко просветлён, Четыре Великих Обета другие. Здесь уже нет ничего снаружи просветлённого существа. Просветлённое существо обязуется

"освободить чувствующих существ собственной природы",

"искоренить омрачения собственной природы",
"овладеть бесчисленными подходами Дхармы собственной природы" и

"достичь высшей Буддовости собственной природы".
Вот почему на наших Вечерних Службах мы произносим Четыре Великих Обета двумя способами. Первый способ - тот, что написан в начале этой статьи; второй - тот, что я сейчас произнёс.

Тогда каково значение Четырёх Великих Обетов для тех, кто глубоко просветлён? Что значит добавление этого термина "собственная природа" к обетам? Собственная природа - это шуньята, или пустота. Это то же, что Дхармакайя, Тело Реальности Будды. Как я уже говорил, оно не ограничено никаким конкретным местом или временем. Поэтому для глубоко просветлённых людей нет такой вещи, как чувствующие существа, омрачения, подходы Дхармы и Буддовость. Хотя они продолжают помогать чувствующим существам, отсекать омрачения, взращивать подходы Дхармы и достигать Буддовости, эти вещи больше не воспринимаются как обладающие своей собственной внутренней природой или существующие вне их умов. Просветлённые существа делают то, чему учат ранние сутры, о которых я говорил: чувствующим существам, не знающим о страданиях, просветлённый помогает узнать о страдании; чувствующим существам, которые не практикуют, просветлённый помогает практиковать; чувствующим существам, не достигшим нирваны, просветлённый помогает достичь нирваны. Глубоко просветлённые существа продолжают все свои действия, и чувствующие существа получают от этих действий пользу. Однако, с точки зрения просветлённых существ, они не делают ничего конкретного, ни для кого в частности. Если это не совершенно ясно для вас, то это естественно. Сначала вы должны непосредственно пережить вашу внутреннюю природу, чтобы понять эти идеи полностью.

Какое отношение, или перспектива [взгляд], должны быть у практикующих касательно Четырёх Великих Обетов? Когда некто готов начать практиковать, он должен принять Четыре Великих Обета. Но в течение занятия практикой - когда вы действительно практикуете - не нужно повторять эти идеи снова и снова в своём уме. В это время вы уже занимаетесь деятельностью с этой целью. Если вы собираетесь в поездку из Нью-Йорка в Вашингтон, может быть мудро прояснить для себя, куда вы собираетесь, перед отправлением; но, когда вы на дороге в Вашингтон, вам не нужно продолжать говорить себе: "О, я хочу доехать до Вашингтона, я хочу доехать до Вашингтона". Подобно этому, те, кто уже просветлены, не нуждаются в повторении обетов - как человек, прибывший в Вашингтон, не нуждается в том, чтобы повторять: "Я хочу в Вашингтон".

Идеи, которые у вас есть о Четырёх Великих Обетах в начале практики и на её вершине, когда вы просветлены, тоже различаются, поскольку ваш взгляд [перспектива] - другой. Китайский поэт описал прекрасное место в Китае, под названием Жёлтая Гора - гора Лю. В стихотворении он говорит, что когда кто-то добирается до горы, он не знает, как это место выглядит. Почему? Потому, что он уже там. Это последняя ступень чаньского взгляда на Четыре Великих Обета: для глубоко просветлённого или достигшего Буддовости, Четыре Великих Обета больше не имеют значения. На этом уровне, просветлённый неотделим от Четырёх Великих Обетов. Ему больше не нужно напоминать себе. Обеты будут естественно продолжаться. Это называется Четыре Великих Обета Собственной Природы. Но давайте начнём с начала, принимая Четыре Великих Обета и порождая Ум Бодхи.

--------------------------------------------------------------------------------

Примечания:

1. Англ. vexation (омрачение) - также "раздражение, досада, неприятность". (Определение: Омрачение - это умственный фактор, возникающий из неправильно (неискусно, несовершенно) направленного внимания и делающий ум беспокойным и неуправляемым.)

2. Бодхичитта - ум просветления (или "пробуждённый ум"), от слов бодхи - "просветление, пробуждение" и читта - "ум". Бодхичитта имеет "две стороны": (1) устремление наилучшим образом помочь всем существам, без пристрастий и предпочтений, и (2) мудрость ясного ума.

3. Заслуга (энергия благих дел) - буддийский термин, обозначающий положительную энергию, "удачу", накопленную добродетельными делами. Та сила, которая даёт рост благим качествам и счастью.
×

По теме Великие обеты

Великие мудрецы

"Смиренные мудрецы, на основании истинного знания, смотрят с равным видением на...
Религия

Великие мудрецы

"Семь великих мудрецов и перед ними четыре других великих мудреца и Ману...
Религия

Боги наши Великие Родичи

Обращаясь к Богам, мы не просим у них ни богатств, ни благ телесных – все это...
Религия

Обеты бодхисаттвы

Существуют две традиции, хранящие обеты бодхисаттв: китайская и тибетская. В...
Религия

Обеты в Дзогчене

Когда мы говорим о передаче, она всегда связана с обещанием. Всегда существует...
Религия

Обеты Ваджраяны

Cвятому Юному Манджушри кланяюсь! [То, о чем говорить будем, зовется корнем...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?