Буддийская пластика

Именно буддийским искусством, а не бурятским, монгольским или тибетским стоит называть искусство глиняной пластики названных стран. Ибо едины образы и един стиль этого искусства миниатюрного глиняного рельефа. Разве глина с берегов Селенги, Керулена или Цанга делает предмет соответственно бурятским, монгольским или тибетским? Металлические штампы, которыми выдавливались в глине рельефы на всей этой центральноазиатской территории, имеют практически один источник - искусство Индии.

Если в живописи местные традиции рано или поздно проявлялись столь ярко, что можно было со временем говорить о лавранской школе, о стиле китайского лубка, о монгольской школе или о старобурятской живописи, то в глиняной пластике форма и стиль почти застыли. Для нас это счастливое обстоятельство, ибо благодаря стойкости канона, тем более религиозного, в образцах глиняной бурятской пластики мы можем проследить образный ряд, восходящий к индийскому искусству I тысячелетия нашей эры. И если в Индии буддизм пришел в упадок в XII веке, а затем почти исчез, то в Тибете, Монголии и Бурятии он и сопутствующее ему искусство сохранились во всем богатстве канона и художественных приемов до наших дней.

Глиняная пластика оказалась устойчивой к стилистическим изменениям еще и потому, что она, столь хрупкая и неброская, никогда не была главным элементом в художественном творчестве народов, исповедующих буддизм, естественно уступая место архитектуре, бронзовой скульптуре и живописи. Глиняные рельефы делались в большом количестве и, будучи недорогими, были доступны любому верующему, заполняя домашние алтари. Неисчислимое количество их использовалось при закладке храмов и субурганов.

Удивительно, что до сих пор сохранившиеся в Бурятии в большом количестве и в необозримом разнообразии глиняные рельефы не привлекали внимание исследователей; достаточно пролистать альбомы по искусству Бурятии или Монголии и можно легко убедиться, что за редким исключением о них там нет и речи.

Нам кажется, что устойчивость сюжета и стилей глиняных рельефов является чрезвычайным обстоятельством, чтобы они стали предметом изучения, тем более, что они очень хрупки. Металлические штампы, с помощью которых изготавливаются рельефы, живут долго, с них легко делаются металлические копии, и посему можно утверждать, что, изучая буддийскую глиняную пластику, мы как бы имеем дело с точным отблеском древнего искусства Индии и Непала, соприкасаясь с сюжетами и образами, давно исчезнувшими на их прародине. Достаточно рассмотреть миниатюрные скульптуры Тары, Будды, Махакалы, чтобы почувствовать - перед нами живое дыхание буддийской Индии.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Буддийская пластика

Буддийская космология

Концепции и идеи, приведенные ниже, многие буддисты воспринимают как мифологию...
Религия

Буддийская психология

Обращение буддийских теоретиков к сфере сознания, психической жизни позволило им...
Религия

Буддийская нирвана

Едва ли какое-либо другое понятие в составе буддийского вероучения вызывало и...
Религия

Буддийская живопись

Считается, что первые изображения Будды были созданы еще при его жизни. В...
Религия

Буддийская архитектура

В середине VI века в Японии возникло государство. В то же время в стране...
Религия

Буддийская гносиология

В раннем буддизме, так же как в эпоху господства идей Нагарджуны, не...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Хоопонопоно. Повышение вибраций
Как качественно обучить человека или команду?