Буддийская пластика

Именно буддийским искусством, а не бурятским, монгольским или тибетским стоит называть искусство глиняной пластики названных стран. Ибо едины образы и един стиль этого искусства миниатюрного глиняного рельефа. Разве глина с берегов Селенги, Керулена или Цанга делает предмет соответственно бурятским, монгольским или тибетским?
Буддийская пластика
Металлические штампы, которыми выдавливались в глине рельефы на всей этой центральноазиатской территории, имеют практически один источник - искусство Индии.

Если в живописи местные традиции рано или поздно проявлялись столь ярко, что можно было со временем говорить о лавранской школе, о стиле китайского лубка, о монгольской школе или о старобурятской живописи, то в глиняной пластике форма и стиль почти застыли. Для нас это счастливое обстоятельство, ибо благодаря стойкости канона, тем более религиозного, в образцах глиняной бурятской пластики мы можем проследить образный ряд, восходящий к индийскому искусству I тысячелетия нашей эры. И если в Индии буддизм пришел в упадок в XII веке, а затем почти исчез, то в Тибете, Монголии и Бурятии он и сопутствующее ему искусство сохранились во всем богатстве канона и художественных приемов до наших дней.

Глиняная пластика оказалась устойчивой к стилистическим изменениям еще и потому, что она, столь хрупкая и неброская, никогда не была главным элементом в художественном творчестве народов, исповедующих буддизм, естественно уступая место архитектуре, бронзовой скульптуре и живописи. Глиняные рельефы делались в большом количестве и, будучи недорогими, были доступны любому верующему, заполняя домашние алтари. Неисчислимое количество их использовалось при закладке храмов и субурганов.

Удивительно, что до сих пор сохранившиеся в Бурятии в большом количестве и в необозримом разнообразии глиняные рельефы не привлекали внимание исследователей; достаточно пролистать альбомы по искусству Бурятии или Монголии и можно легко убедиться, что за редким исключением о них там нет и речи.

Нам кажется, что устойчивость сюжета и стилей глиняных рельефов является чрезвычайным обстоятельством, чтобы они стали предметом изучения, тем более, что они очень хрупки. Металлические штампы, с помощью которых изготавливаются рельефы, живут долго, с них легко делаются металлические копии, и посему можно утверждать, что, изучая буддийскую глиняную пластику, мы как бы имеем дело с точным отблеском древнего искусства Индии и Непала, соприкасаясь с сюжетами и образами, давно исчезнувшими на их прародине. Достаточно рассмотреть миниатюрные скульптуры Тары, Будды, Махакалы, чтобы почувствовать - перед нами живое дыхание буддийской Индии.
×

По теме Буддийская пластика

Буддийская космология

Концепции и идеи, приведенные ниже, многие буддисты воспринимают как мифологию...
Религия

Буддийская ступа

1. Первыми культовыми объектами после паринирваны Будды стали Восемь реликварных...
Религия

Буддийская мораль

Как всякая религиозная мораль, буддийская мораль, по мнению приверженцев...
Религия

Буддийская сутра

Так я слышал. Однажды Бхагаван прибывал в городе Шравасти с большим собранием...
Религия

Буддийская этика

В любой религиозной, философской или идеологической системе существуют этические...
Религия

Буддийская община

Прежде чем начать разговор об особенностях буддийской общины, необходимо...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Быть спокойным - самое ценное качество
Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума