Зависимое происхождение

Известно, что Четыре Благородные Истины буддизма суть:

мир круговорота полон страданий;
причина этих страданий;
возможность прекратить страдания и
путь, ведущий к прекращению страданий.
Зависимое происхождение
Теоретическое обоснование второй и третьей истины разработано в УЧЕНИИ О ЗАВИСИМОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ. В легенде говорится, что

...тогда Блаженный в течение первой стражи ночи остановил свой ум на цепи причинности, понимаемой в прямом и обратном порядке:

Из неведения возникают санскары (очертания);
из санскар — сознание;
из сознания возникают имя и форма;
из имени и формы возникают шесть областей (области шести органов чувств: глаза, уха, носа, языка, тела, т.е. осязания, и ума);

из шести областей возникает соприкосновение;
из соприкосновения — ощущение;
из ощущения — жажда (или желание);
из жажды возникает привязанность;
из привязанности — становление;
из становления возникает рождение;
из рождения возникают старость и смерть, скорбь, стенания, страдания, уныние и отчаяние[1].

Это рассмотрение цепи причинности в прямом порядке отвечает на вопросы второй и третьей истины и лежит в основе буддийского понимания сансары. Далее следует рассмотрение цепи причинности в обратном порядке:

С уничтожением невежества посредством полного устранения вожделения уничтожаются санскары... и т.д.; с уничтожением рождения уничтожаются старость и смерть, скорбь, стенания, страдания, уныние и отчаяние. Тогда исчезает вся эта бездна страдания[2].

Этот перечень, производимый в обратном порядке, обосновывает третью истину — о затухании страдания и утверждает необходимость разработки метода (пути), ведущего к прекращению страдания.

УЧЕНИЕ О ЗАВИСИМОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ толкуется как в философском смысле, так и в более обыденном. Но в том и в другом случаях речь идет о потоке индивидуальной жизни. Точка зрения философского толкования, с которой рассматриваются этапы жизни индивидуума, существенно отличаются от обычного понимания. С точки зрения обеих интерпретаций, 12 звеньев цепи зависимого происхождения являются все-таки описанием жизни сознательного существа, описанием, которое обнимает три жизни — прошлую, настоящую и будущую.

Первым членом зависимого происхожденияявляется НЕВЕДЕНИЕ. Оно имеет 9 периодов (в пределах прошлой, настоящей и будущей жизни).

Данный конкретный индивидуум не успел подавить своих страстей и стремлений к жизни в прошлом и не понял, что он должен был сделать это; напротив, увлекся бытием, будучи всецело охвачен вихрем жизни. Это явление у буддистов называется неведением, или омраченностью.

Неведение вместе с некоторыми другими элементами переходит от прошлого в настоящую жизнь.

Если индивид не успевает подавить его и в этой жизни, то оно проходит в будущую.

Четвертым периодом неведения является неведение относительно элементов внутренних (т.е. сознания и психики). Оно, поскольку речь идет о жизни живых, сознательных существ, соответствует сознанию настоящей жизни.

Пятый период существует относительно внешних объектов, которым соответствует соприкосновение. Взаимодействие всех элементов начинается с соприкосновения, посредством которого сознание вступает в связь с органами чувств и внешними объектами.

Шестой период существует относительно шести органов чувств. При их развитии происходит мгновенное появление и взаимодействие субъективного и объективного, посредством которого начинается познание вещей и явлений.

Седьмой период связан с деянием и относится ко времени пробуждения вожделения. В 16-17-летнем возрасте у человека начинает пробуждаться сексуальное чувство, а затем возникает и стремление к тем или иным целям.

Стремление относится к жизни взрослого, зрелого человека.

Последний период охватывает всю жизнь становления. В этот период новые элементы уже не проявляются, человек живет более интенсивно. На протяжении жизни, до момента смерти, он все глубже погружается в водоворот бытия, обволакивается мраком заблуждения, а этим укрепляет в себе энергию и волю к бытию.

В “Абхидхармакоше” Васубандху перечисляет случаи заблуждения (неведения) относительно элементов, пробуждающих индивидуума от мрака неведения: т.е. заблуждения относительно Будды, дхармы и сангхи, заблуждения относительно страдания, источника возникновения мира круговорота, прекращения страданий и относительно пути[3], ведущего к прекращению страдания. Указанные виды заблуждения проявляются в период полной сознательности человека.

Вообще самым основным считается заблуждение, где человек утверждает о существовании индивидуального Я и Я элементов. Этот вид заблуждения заставляет предполагать действительным то, что на деле недействительно и этим самым пробуждает жажду к жизни.

Неведение является самым важным фактором, удерживающим индивидуума в колесе мира круговорота, создающим иллюзорное бытие и всецело охватывающим индивида вихрем жизни. Арьядэва говорит:

Как все тело индивида пронизано чувствительными нервами, так же все понимание вещей пронизано неведением. Можно уничтожить все виды морального осквернения путем уничтожения неведения. При подлинном познании учения о зависимом происхождении неведение исчезает. Поэтому следует приложить максимум старания, чтобы понять слово неведение.

Из вышеизложенного ясно, что вся жизнь индивидуума пронизана неведением; оно также является предшествующим условием всякого существования. А что является причиной возникновения неведения? На этот вопрос буддисты отвечают, что неведению ничто не предшествовало, что оно существует безначально, так же, как безначален мировой процесс. Его интенсивность, увеличение и уменьшение зависят от деяний самого индивидуума. Оно становится на первом месте в цепи причинности потому, что благодаря ему возбуждается хотение, а через хотение проявляется существование.

Вторым членом зависимого происхождения являются ДВИГАТЕЛИ. Ученые по-разному определяют понятие двигатели. Наиболее приемлемым нам кажется определение проф. О.О.Розенберга:

Сознание, в смысле сознавания, как такового, абстрагированного от всего содержания, пусто; чувственные элементы (rupa-dharma) являются ничем не связанными единицами. Для того, чтобы что-то вообще происходило, необходимо действие еще других элементов, элементов-двигателей, которые заставляли бы сознание направляться и реагировать так или иначе на другие элементы; которые заставляли бы все дхармы вступать или не вступать в связь между собою в мгновенные комбинации и которые, наконец, побуждали бы дхармы-носители выплывать на момент в бытие и исчезать, т.е. которые поддерживали бы самый процесс бытия как такового. Эти элементы, являющиеся двигающим, или активным, началом и лежащие в основании того факта, что что-то бывает или сбывается, совершается или происходит, объединяются в одну общую группу элементов — САНСКАРА.[4]

Двигатели как второй член зависимого происхождения имеют три периода. Первый период относится к добродетелям. Элементы-двигатели, или сила воли, направили сознание на добродетели. Второй период — греховное деяние, третий — деяние без колебания в какую-либо сторону в смысле нравственной нормы, т.е. деяния негрешные и недобродетельные. Действие двигателей полностью зависит от неведения; если индивидуум полностью погружен во мрак неведения, он жаждет жизни и наслаждения, и тогда элементы-двигатели направят сознание на грешное действие, и, наоборот, если индивид познал сущность Четырех Истин и вступил на путь, ведущий к прекращению страдания, то двигатели могут привести к уничтожению всех безнравственных элементов и к достижению мудрости и освобождения. Но, как уже было сказано, существуют и нравственно индифферентные действия двигателей.

Третьим членом зависимого происхождения является СОЗНАНИЕ (vijnana). Виджняна вообще — это абстрактное сознание, в смысле чистой формы сознания, или сознательности как таковой; оно является своего рода центром в общем вихре дхарм, и в этом смысле буддисты допускают возможность назвать его термином Я. Но это Я есть просто то, что сознает, сознательная сторона переживаний, а отнюдь не некое самостоятельное Я в обыденном смысле этого слова. Сознание рождается беспрерывно, но не бывает того, чтобы в один и тот же момент были два сознания. Но сознание как третий член зависимого происхождения качественно отличается от чистой формы сознания[5]. Здесь преобладает его значение как познавательной способности, действующей во времени и с определенным нравственным содержанием. Здесь же оно выполняет функцию души.

Блаженный спрашивает: “Если сознание, Ананда, не вошло в чрево, возникли бы в чреве имя и форма?” — “Нет, господин.” — “А если бы мальчик или девочка, Ананда, будучи еще маленькими, потеряли сознание, стали бы имя и форма расти, увеличиваться и двигаться вперед?” — “Нет, господин.”[6]

Буддисты утверждают, что сознание как третий член зависимого происхождения действует даже с момента смерти до следующего (нового) перевоплощения. Но сознание и имя и форма взаимозависимы. От сознания возникают имя и форма.

Сознание как третий член зависимого происхождения имеет три основных и три побочных действия. Первый период сознания — время причины. Это — сознание предыдущего воплощения, являющееся причиной последующей жизни. Второй период — время следствия. Это — сознание следующего перевоплощения, зависящего полностью от деяния предыдущего сознания. Третий период — сознание, действующее в направлении праведности, греховности и индифферентности.

Два дополнительных действия сознания — это индифферентное действие, служащее причиной будущего помрачения, и индифферентное действие, не служащее причиной какого-либо помрачения.

Четвертым членом зависимого происхождения являются ИМЯ И ФОРМА. Имя появляется через группировку элементов, т.е. через образование четырех групп. Они суть образования:

группы чувств;
группы различения;
группы двигателей;
группы сознания.
Эти четыре группы вместе с формой создают сознательного, мыслящего индивидуума. А форма имеет шесть различных видов:

в виде семени;
в виде движения поверхности воды;
в виде движения потока жидкости;
в виде собранности в одну кучу;
в виде застывания;
в виде выпуклостей (выделение формы тела, ног и рук).

Четыре группы получаются путем выделения в качестве особенно важных элементов — актов чувства, их различения и объединения в отдельные группы. Для сознательной личности, получившей определенное имя, элементы чувств и различения имеют особо важное значение. Чувство, одно из самых элементарных переживаний, имеет характер универсальный, т.к. оно постоянно сопровождает сознание. Столь же универсальными являются элементы различения, ибо действительно все эмпирическое познание основано на том, что одни элементы в сознании отличаются от других по форме и по другим свойствам. Четыре группы суть группы дхарм прошлых, настоящих и будущих. С точки зрения буддийской психологии, группы не разделяются на отдельные моменты потока сознания, а существуют как совокупность дхарм, образующих субстрат данной личности, живущей во времени. Под личностью следует понимать сознание со всем тем, что оно сознает. В более популярной буддийской литературе четыре группы — это группы элементов, образующих тела.

Пятым членом зависимого происхождения являются ШЕСТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Шесть органов чувств — это глаза, ухо, нос, язык, тело и ум. Из них образуются чувствительные нервы, необходимые для связи с объективным миром вещей, т.е. с формами, звуками, цветами, вкусами, предметом осязания и мыслями. Через эти органы актуализуются элементы чувства и различения. Органы чувств — это те элементы, на основании которых может появиться в данный момент сознание. Он относится к составу данного одного момента по отношению к следующему моменту. Ф.И.Щербатской определяет это так: 12 ayatana, или основы прирожденности, представляют собой все элементы бытия, распределенные в шести субъективных и в шести соответственных объективных пунктах и являются синонимом все(sarvam). Когда проповедуется принцип все существует, это означает, что имеется только 12 основ прирожденности и больше ничего.[7] Что касается мысли, то, по мнению буддистов, она существует объективно, противостоя уму так же, как видимые тела противостоят органу зрения.

Но здесь шесть органов чувств как пятый член зависимого происхождения принимаются только как так называемые внутренние органы чувств.

Шестым членом зависимого происхождения является СОПРИКОСНОВЕНИЕ. В момент соприкосновения сознание вступает в связь с органами чувств и объективными элементами. Буддисты говорят, что живое существо в утробе матери начинает переживать нечто объективное, т.е. оно видит, слышит и т.д., но оно не осознает чувства приятного и неприятного, и всего, что связано с ним. По их мнению, такое состояние без эмоций бывает до тех пор, пока данное существо не родится на свет. Момент цвета (rupa), момент видимого ощущения материи (caksuh) и момент чистого сознания (citta) одновременно вступают в тесное соприкосновение и создают то, что называется ощущением, или чувственным соприкосновением, — sparsa.[8] Это — начало взаимодействия всех элементов, из которых состоит индивид. Оно возникает в момент появления живого существа на свет. Посредством соприкосновения создается (обнаруживается) внешний предмет.

Соприкосновение как шестой член зависимого происхождения имеет 16 разновидностей:

соприкосновение с психическими элементами;
объект соприкосновения;
соприкосновение, показывающее случай контакта шести органов чувств с внешним объектом;

соприкосновение с препятствием;
соприкосновение посредством слов;
соприкосновение, извлекающее знание;
соприкосновение, не извлекающее знания;
соприкосновение без этих двух;
соприкосновение безгрешное;
соприкосновение, связанное с моральным осквернением;

три вида соприкосновения, оставляющие заблуждение на будущее перевоплощение;

соприкосновение, ведущее к проявлению страстей;
соприкосновение, вызывающее желание вредить ближнему;

соприкосновение, вызывающее наслаждение;
соприкосновение, вызывающее страдание;
соприкосновение нейтральное.
Седьмым элементом зависимого происхождения является ЧУВСТВО.

В момент появления соприкосновения индивид открывает для себя мир объектов и явлений, который действует на его сознание как приятное или неприятное. Здесь у индивида появляются эмоции, элементы чувства. Эмоциональные моменты фигурируют как переживание чувства приятного, неприятного и индифферентного. Они постоянно присутствуют в потоке сознательной жизни.

Элементы в роде так называемой эмоции — ведана, различения (санджня), памяти (смрити) и т.д., отнюдь не какие-либо способности или силы сознания... По учению буддистов, имеются в виду те единичные и мгновенные явления или процессы эмоциональных переживаний, различения, воспоминания, хотения и т.д., которые могут быть усмотрены в моментах потока сознательной, так называемой внутренней жизни. Но все эти явления, хотя и оказываются связанными с сознанием, рассматриваются в абстракции от него, как корреляты сознания, а отнюдь не как признаки или функции его.[9]

Чувство в цепи зависимого происхождения имеет семь разновидностей проявления:

наслаждение;
страдание;
безразличие;
возбуждение чувств посредством восприятия объекта шестью органами чувст — рением, слухом и т.д. (каждый орган вызывает определенное чувство; таким образом, возникают шесть чувств);

в чувствах сознания перечисляются 18 основных субстанций, которые все относят к помрачающим (грешным) чувствам;

если мы возьмем ранее перечисленные нами формы объектов, например форму движения поверхности воды или другие виды форм, то они являются характерными формами, присущими различным объектам;

а шесть органов чувств суть органы различения этих форм.

Различные формы объектов и органы различения являются обладателями познавательных признаков. Соприкосновение есть обладатель объектов, а чувство есть обладатель плодов (результатов действия).

Восьмым членом зависимого происхождения является СТРАСТЬ, ЖАЖДА. От чувства (ощущения) возникает жажда, или страсть к жизни, которая ведет индивида от рождения к рождению и задерживает его в мире круговорота.

Желание беспечно живущего человека растет, как малува. Он мечется из существования в существование, как обезьяна в лесу, ищущая плод.[10]

Буддисты считают, что с затуханием жажды наступает освобождение, а привязанность к вещам (жизни) есть рабство.

Это звено цепи зависимого происхождения существует в шести разновидностях проявления:

проявление жажды в сфере стремления;
проявление жажды в сфере формы;
проявление жажды в сфере бесформенности;
жажда в сфере стремления;
жажда в сфере разрушения;
жажда в сфере бытия.
Проявление жажды в сфере стремления, формы и бесформенности объясняется следующим образом: жажда или страсть распределяется по индивидуумам, находящимся в трех мирах, т.е. в мире стремления, в мире формы и в мире бесформенности. Хотя в последних двух мирах жажда почти не существует, но волнение, которое поддерживает процесс бывания, сохраняется. Kamadhatu есть такой поток элементов, т.е. в котором еще не подавлены элементы стремления и жажды; rupadhatu — такой поток, в котором желания и надежды уже успокоены и в объективном мире которого уже нет переживаний двух наиболее грубых и чувственных явлений — вкусовых и обонятельных, а следовательно, и соответствующего этим переживаниям сознания; arupadhatu, наконец, — это такой поток сознания, в котором вовсе уже не принимают участия чувственные элементы, а только остальные дхармы.

Здесь жажду нужно принимать как восьмой член в цепи зависимого происхождения, который несколько отличается от чистой жажды. В указанных двух высших ступенях на пути к спасению (rupadhatu и arupadhatu) жажда существует только в виде волнения дхарм, которое поддерживает процесс бывания, поскольку он существует, но она совсем не похожа на обычную мирскую жажду или страсть.

Следующие три разновидности являются полными проявлениями жажды; это — стремление к любви, стремление к эфемерному богатству и наслаждению и стремление к бытию (жизни).

Девятым членом зависимого происхождения является ПРИВЯЗАННОСТЬ. Буддисты утверждают, что пламя жажды связано с топливом привязанности. Только с прекращением привязанности прекращается грешное существование. Привязанность, говорят они, это не только причина страдания, но и цепь, держащая индивида в иллюзорном бытии.

Этот член цепи зависимого происхождения имеет четыре разновидности проявления:

привязанность к стремлению;
привязанность к какому-либо убеждению;
привязанность к нравственному обету;
привязанность к утверждению существования индивидуального Я.

Признание существования индивидуального Я у буддистов непосредственно связано с неведением, вызывающим появление существования индивидуальностей. А индивидуальности привязаны к иллюзорному бытию. От привязанности же к бытию происходит становление.

Десятым членом зависимого происхождения является СТАНОВЛЕНИЕ. Некоторые представители школы мадхьямика, в частности Чандракирти, становление отождествляют с кармой, которая вызывает новое рождение. Становление есть результат предыдущей кармы и с первого момента своего проявления само создает карму.

Становление имеет восемь различных проявлений:

три различных становления в трех мирах;
становление в мире круговорота с двумя проявлениями;

опускание в мир круговорота;
обычное становление в мире круговорота;
промежуточное становление (между смертью и новым рождением);

становление с рождением;
становление предыдущее;
становление в момент смерти.
От становления возникает рождение. Нечто сначала существует, потом рождается, т.е. от ничто не может родиться нечто.

Одиннадцатым членом зависимого происхождения является РОЖДЕНИЕ. В рождении выявляются пять стадий проявления:

появление зародыша в утробе матери;
приобретение формы там же;
отделение младенца от лона матери;
соприкосновение с объективными элементами;
ясное определение личности (мужчина или женщина, человек или животное, и т.д.) в момент отделения от матери.

Хотя личность определяется еще в момент зачатия, но здесь, при появлении в объективный мир, он выявляет себя как определенная личность, и здесь впервые личность вступает в соприкосновение с объективными элементами и обретает самостоятельную жизнь. В связи с рождением индивид приобретает группы, элементы и органы чувств, каждый в отдельности. В момент появления в утробе матери создается группа тела и рождаются пять органов чувств.

Двенадцатым членом зависимого происхождения является СТАРОСТЬ И СМЕРТЬ.

В старении различают наступление старости с полным ослаблением всех сил и энергии и старость с сохранением всех сил (полноту жизни). Полное ослабление характеризуется семью моментами:

полное изменение формы тела;
полное ослабление физической силы;
ослабление разума;
изменение памяти;
изменение счастья, которым обладал индивид;
изменение органов чувств;
увеличение (изменение) возраста.
Смерть наступает двояким образом: как перемещение цепи причинности после наступления смерти и как перемещение цепи причинности в момент смерти. С точки зрения буддистов, в момент наступления смерти все вышеперечисленные элементы эмоции, различения, памяти, органов чувств и т.д. вместе с сознанием перемещаются в другую сферу — бесформенную, или промежуточную, между прошлым материальным воплощением и будущим. В этой промежуточной сфере из всех этих элементов продолжает действовать только сознание. Поэтому представители некоторых буддийских школ отождествляют виджняну (сознание) с душой.

В легенде говорится:

Тогда Блаженный, закончив размышление над цепью причинности в прямом порядке, воскликнул: “Таково происхождение всей этой бездны страдания”.

СПИСКИ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
12 членов пратитьясамутпады
Элементы, происходящие из прошлой жизни
неведение, avidya, ma rig pa
двигатели, samskarah, 'du byed rnams
Элементы, происходящие из настоящей жизни
сознание, vijnana, rnam shes

имя и форма, namarupa, ming gzugs
шесть органов чувств, sadayatana, skye mched drug
соприкосновение, sparsa, reg pa
чувство, vedana, tshor ba
жажда, trsna, sred pa
привязанность, upadana, len pa
cтановление, bhava, srid pa
Элементы, происходящие из будущей жизни
рождение, jati, skye ba
старость и смерть, jaramarana, rka ba shi
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЖДОГО ИЗ ДВЕНАДЦАТИ ЭЛЕМЕНТОВ
Неведение:
прошлая жизнь, sngon
настоящая жизнь, ра
будущая жизнь, phyi
внутренние элементы,
nang внешние элементы, phyi chos
органы чувств, skye mched rnams
деяние, las
стремление, sred pa
становление, srid pa
Двигатели:
добродетели, bsod nams kyi las
греховные деяния, bsod nams ma yin pa'i las
непоколебимость, mi gyo ba'i las
Сознание:
время причины, rgyu dus
индифферентное действие, служащее причиной будущего помрачения, phyi ma la bsgribs lung ma bstan

время следствия, 'bras dus
индифферентное действие, не служащее причиной какого-либо помрачения, ma bsgribs lung та bstan

праведность, греховность и индифферентность, dge mi dge lung ma bstan

Имя:
группа чувства — ведана-скандха, tshor ba'i phung po

группа различения, санджня-скандха, 'du shes kyi phung po

группа двигателей, 'du byed rnams kyi phung po группа сознания, rnam shes kyi phung po

и форма:
форма в виде семени, sa bon
форма в виде движения поверхности воды, nur nur po
форма потока жидкости, nar nar ро
форма собранности в кучу, ltar ltar po
форма застывания, 'khrang 'gyur ba
форма выпуклостей, рук и ног, rkang lag 'gyur ba
Шесть органов чувств:
глаз, mig
ухо, rna ba
нос, sna ba
язык, lei
тело, lus
ум, yid
Соприкосновение:
соприкосновение с психическими элементами, sbyor reg pa la sems 'byung reg pa

объект соприкосновения, reg bya
соприкосновение, показывающее случай контакта шести органов чувств с внешним объектом, rnam shes drug yul dang phrad ba'i cha la reg pa

соприкосновение с препятствием, yang thogs pa'i reg pa

соприкосновение посредством слов, tshigs bla dags kyi reg pa

соприкосновение, извлекающее знание, rig pa'i reg pa

соприкосновение, не извлекающее знания, ma rig pa'i reg pa

соприкосновение без этих двух, de gnyis las gzhan pa'i reg pa

соприкосновение безгрешное, dri med kyi reg pa
соприкосновение с моральным осквернением, nyon mongs can gyi reg pa

соприкосновение с заблуждениями для будущего, phyi ma la ma rig pa'i reg pa

соприкосновение, вызывающее страсти, rjes su chags pa'i reg pa

соприкосновение, вызывающее стремление ко злу, gnod sems kyi reg pa

соприкосновение, вызывающее наслаждение, bde ba myong 'gyur gyi reg pa

соприкосновение, вызывающее страдание, sdug bsngal myong 'gyur gyi reg pa

соприкосновение нейтральное, btang snyoms myong 'gyur gyi reg pa

Чувство:
наслаждение, bde ba
страдание, sdug bsngal
безразличие, btang snyoms
возбуждение чувства посредством восприятия объекта шестью органами чувств, mig gj 'dus te reg pa'i rkyen gyis tshor ba sogs drug

18 грешных чувств сознания, yid tshor la nye bar rgyu ba bco brgyad de zag bcas kyi tshor ba

чувство восприятия рзличных форм объекта, so sor gzugs kyi rtogs pa

шесть органов чувств различения формы объектов, skye mched drug ni gzugs kyi khyad pa

Жажда:
проявление жажды в сфере стремления, 'dod pa'i sred pa

проявление жажды в сфере формы, gzugs kyi sred pa
проявление жажды в сфере бесформенности, gzugs med pa'i sred pa

жажда в сфере стремления, 'dod sred
жажда в сфере разрушения, 'jig sred
жажда в сфере бытия, srid sred
Привязанность:
привязанность к стремлению, 'dod pa'i len pa
привязанность к убеждению, lta ba'i len pa
привязанность к нравственному обету, tshul khrims brtul zhugs

привязанность к индивидуальному Я, bdag pa'i len pa

Становление:
три различных становления в трех мирах, khams gsum gyi srid pa gsum

становление в мире круговорота, 'jig rten gyi srid pa:

опускание в мир круговорота, gzhol pa'i srid pa

и обычное становление, zhugs pa'i srid pa

промежуточное становление, dar srid
становление с рождением, skye srid
становление предыдущее, sngon dus kyi srid pa
становление в момент смерти, 'chi srid
Рождение:
первоначальный зародыш, skyes pa
приобретение формы, shin du skyes pa
отделение от лона матери, 'phos pa'
соприкосновение с объективными элементами, mngon par 'byung ba

определение личности, rab tu skye ba
Старость:
старость с сохранением всех сил, nye bar 'khrid pa'i rga ba

старость с полным ослаблением сил, rga ba la yongs su nyams pa'i rga ba:

полное изменение формы тела, gzugs yongs su 'gyur ba

полное ослабление физической силы, stobs yongs su 'gyur ba

ослабление разума, shes rab 'gyur ba
изменение памяти, drung pa 'gyur ba
изменение счастья, которым обладал индивид, longs spyod bde ba 'gyur ba

изменение органов чувств, dbang po 'gyur ba
изменение возраста, tshe 'gyur ba

и смерть:
перемещение цепи причинности в момент смерти, 'pho ba'i shi ba,i rten 'brel

перемещение цепи причинности после наступления смерти, 'phos pa'i shi ba'i rten 'brel.

Улан-Удэ, 1967
--------------------------------------------------------------------------------

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] С.Радхакришнан. Индийская философия, т.I. M., 1956, с.348.

[2] Там же.
[3] В сочинении “Уттаратантра” (rGyud bla ma'i rnam bead) Асанга пишет:

Индивидуум, осознав, что тонет в бескрайнем море страданий, должен искать возможности, как выкарабкаться из этого моря. Размышляя над этим, он должен убедиться в необходимости знания “истины об источнике возникновения сансары” , поэтому эту истину проповедуют после истины страдания. Размышляя дальше, индивид уясняет, что страдание сансары есть результат его грешного деяния и морального осквернения (клеша), основой которых является признание существования индивидуального Я. А чтобы преодолеть все это, необходимо размышлять о прекращении причины страданий. Поэтому ниродха (прекращение) стоит в тексте после источника возникновения. Поскольку индивид познал истину страдания, он должен всем существом питать отвращение к ней и должен признать необходимость прекращения страдания. Для этого необходимо познание истинных путей. —

Cм. ксилографическое издание Асанги “rGyud bla ma'i rnam bcad”, л.45а—б.

[4] О.О.Розенберг. Введение в изучение буддизма. (По японским и китайским источникам.) Часть II. Проблемы буддийской философии. Пгд, 1918, с.189.

[5] См. у Розенберга об этом на с.182.

[6] С.Радхакришнан. Индийская философия. Т.I. M., 1956, с.351.

[7] Th.Stcherbatsky. The Central Conception of Buddhism. London, 1923, p.8-9

[8] Th.Stcherbatsky. Ibid., p.55.

[9] О.О.Розенберг. Проблемы буддийской философии. Пгд., 1918, с.192.

[10] Дхаммапада. М., 1960, с.116.
×

По теме Зависимое происхождение

Происхождение масонства

Орден франкмасонов, в наши дни известный во всех странах европейской культуры...
Религия

Происхождение Библии

Греческое слово „та библиа" означает множественное число от слова >,библос...
Религия

Происхождение ислама

Ислам является одной из трех так называемых „мировых" религий. Он распространен...
Религия

Происхождение чань-буддизма

Чань - китайское произношение санскр. Дхьяна, яп. Дзэн. Большинство китайских...
Религия

Божественное происхождение христианства

В противоположность мнению некоторых ученых исследователей религии, ложно...
Религия

Происхождение богов

Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество