Религия и бизнес

Совместимы ли практика Дхармы и бизнес?

Ответ Дорже Жамбо Чойдже-ламы:
- По поводу совместимости того или иного действия с практикой есть хорошая буддийская притча.

У одного Учителя было два курящих ученика, которые постоянно спорили - можно или нельзя курить практикующему.
Религия и бизнес
В конце концов, они решили обратиться с этим вопросом к своему Учителю. Через некоторое время они вновь встретились, причем, один из них при этом курил, а другой - нет.

- А мне Учитель запретил курить! - воскликнул не курящий.

- А мне - разрешил! - ответил курильщик. - А что ты у него спросил?

- Можно ли курить, когда практикуешь? - и он сказал, что нет. А ты что спросил?

- А я спросил, можно ли практиковать, когда куришь? - и он сказал, что можно!

Точно также и бизнес может быть помехой, а может быть и практикой. Все зависит от вашей мотивации и состояния сознания в момент действия. Если вас к бизнесу побуждают "Три яда" (страсть, злоба или тупость) или эти "яды" присутствуют во время самого занятия бизнесом, то даже если ваш бизнес абсолютно честный и внешне не нарушает духовные обеты - вы нарушаете все обеты сразу!

Если же вы занимаетесь бизнесом, чтобы создать благоприятные условия для практики, как вашей, так и других людей, для распространения Дхармы и для возвеличивания Трех Драгоценностей, если при этом вами движет не мирская гордыня, а благоговение перед Святой Триратной и желание помочь всем живым существам вырваться из страданий сансары через обретение несравненных благ Просветления - то вы соблюдаете все духовные обеты, даже если формально не принимали ни одного из них.

Когда к Будде с таким же вопросом обратился купец Анатхапиндата, то Будда ответил ему, что благо Освобождение не зависит ни от наличия у человека имущества, ни от отсутствия такового, - но лишь от степени привязанности к этому имуществу. Поэтому вы можете заниматься бизнесом сколь угодно интенсивно - но не давайте бизнесу заниматься вами!

Именно непривязанность к деньгам, как и вообще к любым преходящим вещам, является важнейшим условием практики как мирян, так и монахов. В противном случае вы становитесь похожими на некоторых "виртуальных" буддистов, да еще и относящих себя к Махаяне, которые договорились до того, что объясняют правило Винаи неприятия денег монахами как правило, по которому монашествующие ВООБЩЕ не должны иметь дело с деньгами, подавая, якобы, мирянам пример для подражания. И тут же говорят, что миряне должны снабжать монахов всем необходимым! При этом образуется интересная коллизия: во-первых, если деньги - зло в принципе, то, принимая от мирян то, что куплено на это "зло" монах, выходит, тем самым способствует его процветанию, сам при этом оставаясь формально "чистеньким"; а, во-вторых, - получается что монах остается все также внутренне зависим от денег, поскольку, если следовать логики "виртуальных практиков", стоит ему столкнуться реалиями жизни, частью которых являются деньги, торговля, бизнес - как его "освобождение" тут же будет разрушено, поскольку оно является обусловленным внешними обстоятельствами и обетами.

Эти люди клевещут на Будду, искажают Дхарму и позорят собственных Учителей! Ибо если сознание и духовные плоды практики столь зависимы от внешнего - то это не Дхарма, не Путь к необусловленному Просветлению. Сознание истинного практика остается неизменным, носит ли он рубище аскета, или царские одежды, ибо он свободен как от привязанности к богатству, так и от привязанности к нищете. Об этом многократно говорил и Сам Просветленный, и Учителя Дхармы. Будда действительно учил, что монахи не должны связывать себя узами обладания золотом, имуществом или торговлей. Но Он предостерегал именно против СВЯЗЫВАНИЯ себя, развития чувства обладания, а отнюдь не от наличия этих вещей как таковых.

Великий Учитель китайской школы Чань, Бай-чжан, автор "Свода правил Бай-чжана" - монастырского устава для монахов Чань, писал по поводу занятия мирской деятельностью: "Будет ли человек наказан за все эти поступки - зависит от него самого. Если это человек алчный, погрязший в мыслях о приобретении и утрате..., то он непременно будет наказан. Если же, наоборот, он не увиливал от неприятных обязанностей, чреватых для него грехопадением, и честно исполнял свой долг, заботясь лишь о том, чтобы принести пользу другим людям, то даже если он трудился весь день, он [все равно, что] ничего не делал".

Те, кто говорит, что занятием бизнесом, даже если он направлен на благое, есть "грех", - просто не знают ни Канона, ни Учения Махаяны. Ибо сказанно в Обетах бодхисаттв: "Отказ принять в пожертвование деньги, золото или иное имущество из страха перед нарушением обетов Пратимокши (монашеских правил) - является для бодхисаттвы грехом небрежения Совершенством Даяния (дана-парамита)". Там же сказанно также: "Отказ преступить второстепенные правила Пратимокши ради помощи живым существам - является для бодхисаттвы грехом небрежения Совершенством Нравственности (шила-парамита)".

В одном из своих наставлений, данном своим ученикам в Германии в 1998 г., достопочтенный геше Тубтен Нгаванг так разъяснил эти вопросы с точки зрения соблюдения Обетов бодхисаттв:

"Отказ от принятия подношения золота и другими драгоценностей - это загрязняющий поступок. Эти вещи следует принять с пожеланием, чтобы данный акт щедрости послужил благу дарующего. ...Одной из особенностей нравственности, свойственной бодхисаттвам, состоит в том, что заботу о благе других они ставят на первое место. Среди обетов Пратимокши, в особенности тех, что касаются монахов и монахинь, существует множество второстепенных правил, например - не косить траву, не дотрагиваться до человека противоположного пола и т. д. Обращать все свое внимание на эти правила, пренебрегая благом других - падение".

Поэтому рассматривайте ваш бизнес не как средство обогащения, а как способ высказать вашу любовь Трем Драгоценностям, помощь ближнему, направленную на приведение его на путь Дхармы, и как личную практику развития осознанности непривязанности к мирскому. И тогда то, что других ввергает в океан страданий, превратится для вас в Путь к Просветлению!
×

По теме Религия и бизнес

Религия и бизнес

В жизни всем нужно чем-то заниматься. Кто-то плотник, кто-то король, кто-то...
Религия

Православный бизнес

Бытует мнение о том, что у Русской православной церкви просто баснословные...
Религия

Джайнизм. Бизнес в Индии

Вряд ли простой человек с улицы слышал о том, кто такие джайны. Слово «джайн...
Религия

Какая религия в Японии? Национальная и традиционная религия

Доминирующая религия Японии – синтоизм. Почти наравне с ней распространен...
Религия

Каббала и религия

Люди часто задают вопрос в чем различие между массовым религиозным движением и...
Религия

Религия и наука

Потребность существования - авторитеты - бессмертие - классическая физика...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация