Буддийская архитектура

В середине VI века в Японии возникло государство. В то же время в стране распространился буддизм — мировая религия, пришедшая в Японию из Китая через Корею. Буддизм стал носителем не только новой идеологии общества, но и новых форм искусства.
Буддийская архитектура
Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника строительства. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса. Важнейшим техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания приходилась на врытые в землю сваи, что, естественно, ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с периода Асука (552-645) получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня невозможно представить японские храмы и пагоды.

А) План буддийского комплекса

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой зал (кондо), 3) зал для проповедей (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или суро), 5) хранилище сутр (кёдзо), 6) сокровищница, (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения. Также в комплекс включались жилое помещение для монахов, обеденный зал.

В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором размещались ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были нандаймон — Великие южные ворота. Внутренние ворота — тюмон — считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом ворот были двухъярусные. В периоды Асука и Нара (645-794) главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально — «Золотой зал»), но уже в эпоху Хэйан его стали называть хондо — главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным сооружением в древних монастырях. Вплоть до нашего времени сохранились залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.

Б) Описание известных буддийских храмов

Создание самых крупных и самых монументальных в истории Японии буддийских ансамблей началось лишь с VIII в. и соответствовало новым историческим условиям. Оно совпало со временем образования первого централизованного единого японского государства и появления первого города-столицы Нара (Хэйдзёкё — «крепость мира»), сменившей временные резиденции правителей. Раньше по местному обычаю столицу переносили каждый раз, когда на престол восходил новый правитель. Считалось, что смерть императора делает место «нечистым», и благоденствие его наследников зависит от выбора нового места для столицы.

Город застраивали по образцу китайской столицы Чанъань (ныне город Сиань). В плане Нара представляла собой прямоугольник, насчитывавший около 10 км в длину. Главная магистраль разделяла её на две части, каждая из которых делилась на кварталы. Обширную северную территорию занимал императорский дворец.

Величие столицы сказалось на масштабах входящих в неё буддийских ансамблей. Увеличились размеры не только отдельных зданий, но и всей храмовой территории. Больше стали площади, предназначенные для государственных празднеств [Historical Nara, 25].

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г. Центр его — прямоугольный двор, окружённый крытыми галереями, с воротами на южной стороне и залом для проповедей на северной. Внутри двора помещаются кондо (Золотой зал), увенчанный массивной двухъярусной крышей, которую поддерживали столбы и ветвистые резные кронштейны, и пятиярусная пагода, возвышающаяся на 32 м. В кондо обычно находится объект почитания — изображение Будды. Считается, что это самые древние деревянные сооружения. «Чудо красоты» ансамбля Хорюдзи заключается в удивительном равновесии и гармонии двух разных по форме зданий: храма с его как бы парящими крышами и устремлённой вверх пагоды, завершающейся шпилем с девятью кольцами — символом буддийских небесных сфер. Шпиль — самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику. Шпиль увенчивал центральную колонну, под которую помещали «драгоценности», символизирующие пепел Будды, а все строение служило поддержкой для этой колонны. Прототипом для японской пагоды служила индийская ступа, полушарие из камня и земли с зонтообразным шпилем, предназначенная для почитания останков Будды [Фишер, 75]. Рядом с великолепием этого монастыря японские дома, святилища и даже дворец правителя казались маленькими и непритязательными. [/historical]

[historical]

В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. Так, при широком заимствовании китайской архитектуры акцент на горизонтальности породил самобытный и неповторимый облик японского зодчества. Крыши буддийских храмов покрывались черепицей и отличались по форме: шатровой или шатрово-щипцовой. Крыши же синтоистских святилищ крылись травой или кипарисовой корой, имели угловатую форму. Но в последствии в буддийской архитектуре получили распространение шатрово-щипцовые крыши с козырьком по фронтону. Благодаря их легкому изгибу, подчеркивался горизонтальный характер постройки. Эти крыши стали делать с более удлиненными свесами и крыть корой кипариса. Более широкие карнизы и приподнятый над землей пол во многом содействовали ощущению горизонтальности. Потолки были низкие, т.к. люди сидели на полу. Из-за всего этого «форма зданий была плоской и разворачивалась в пространстве по горизонтали». Строения были невысокими, это отвечало стремлению слияния с природой и подчеркивало гармонию постройки с окружающими деревьями [Нобору Кавадзоэ, 9].

Все старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом причин, в частности, сейсмической активностью.

Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц свидетельствуют о том, что древняя Япония обладала высокой техникой каменного строительства. Однако с момента зарождения и вплоть до заимствования европейской культуры строительства в период Мэйдзи (с 1868 г.) японская архитектура использовала в качестве строительного материала исключительно древесину. Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте [Нобору Кавадзоэ, 7].

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I тысячелетия н. э. является: храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев. Великолепие архитектурных сооружений, посвященных «неведомому богу», всегда имели первостепенное значение для обращения в новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения нового культа. Так и император Сёму — именно с его именем связано торжество буддийского вероучения в Японии — решил построить в своей столице, городе Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Также он постановил, чтобы в каждой провинции были возведены местные храмы [Japanese temples, 29]. В 760 г. зал для проповедей (кодо) и главный или золотой зал (кондо) были завершены. Золотой храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если здания ансамбля Хорюдзи — древнейшие в мире памятники деревянного зодчества, то золотой храм Тодайдзи — самое большое в мире деревянное здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину. Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного «жильца»: храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды — уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над другой крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и находится уже более 12 столетий Дайбуцу. Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности один к одному, так что можно все-таки считать, что в наши дни храм точно такой же, каким увидели его когда-то восхищенные жители древней японской столицы. Несколько десятилетий спустя к храмовому комплексу были пристроены две семиярусные пагоды, каждая по 100 м в высоту. Проложенная через лес широкая дорога процессий подводила к грандиозному двухэтажному зданию входных южных ворот — нандаймон. Золотой зал стоит в центре композиции, с залом для проповедей и жилыми постройками для монахов (собо) к северу и трапезной (дзикидо) к востоку. Монастырь вмещал и множество других зданий. Одним из них была сокровищница сёсоин, выстроенная в стиле древнего амбарного зодчества, но укрупненная в своих размерах. Сочетание строгой простоты и торжественности было свойственно всем храмам нарского периода. [/japanese][/historical]

[historical][japanese]

В 794 г. столицей японского государства стал город Хэйанкё («столица мира и спокойствия»), построенный также по китайскому образцу (ныне город Киото). По наименованию столицы вся эпоха называется эпохой Хэйан (794-1185). Столица оставалась здесь около тысячи лет и была свидетельницей расцвета классической культуры. Вскоре, после того как столица была основана, два монаха, Сайтё и Кукай, принесли новые буддийские учения. Основанные школы привлекали хэйанскую знать красотой служения, таинственностью обрядов. Секта Сайтё, Тэндай, находилась на горе Хиэй к северу от столицы Хэйан, и первым её храмом был Энрякудзи. Кукай образовал свою школу, Сингон, на горе Коя, назвав свой храм Конгобудзи. Храмы этих двух сект (которые сейчас называются эзотерическим буддизмом) часто располагались среди гор вследствие суровых аскетических доктрин. Эзотерические храмы отказывались от симметричной планировки по причине неровной горной местности. Художественная выразительность монастырей Муродзи, Энрякудзи и Конгобудзи основывалась на смене картин живой природы. Это был важный шаг на пути нового осознания взаимодействия природы и архитектуры. Пейзажность и поэтичность монастырских ансамблей умело акцентировалась и одиноко вздымающимися среди леса пагодами, и скромным убранством буддийских зданий, покрытых древесной корой, и лестницами, вырубленными в диких скалах [Historical Kyoto, 52].

В хэйанский период достигло популярности учение школы «чистой земли». Сначала оно было принято аристократами, позднее распространилось среди обычного населения благодаря простоте учения о спасении и перерождении в «чистой земле» через молитву Будде Амида. Амида — Будда света. Его прибытие должно привести его адептов в чистые земли — рай будд и бодхисаттв. Следуя по своему солнечному пути, Амида избавляет от невежества и страха всех, кто достиг некоторой степени просветления. Дворцовая знать стала строить частные буддийские храмы на территории своих поместий, чтобы иметь рядом с собой статую Амиды и поддерживать религиозную медитацию.

В конце хэйанского периода императорская семья и высший нобилитет начали строить целые храмовые комплексы вместе с прудом и садом, такая практика использовалась в их частных поместьях [Фишер, 78].

Интересным примером планировки храмового комплекса согласно доктрине чистой земли является ансамбль Бёдоин. Храм Бёдоин близ Киото возник на месте загородного дома, принадлежавшего богатому семейству Фудзивара. В центре ансамбля, как принято, размещается главный зал — храм Феникса (Хоодо), содержащий позолоченную статую Будды Амиды. Маленький, но изысканный в своем убранстве интерьер, сияющий золотом и перламутром, включал в себя золоченую статую Амиды, а вокруг на стенах были прикреплены деревянные фигурки небесных музыкантов, движения которых дополняли красоты пейзажных сцен, написанных красками на внутренних дверях. Увеличение декора происходило вместе с большим изгибом кровель.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, — а точнее возносящие ввысь, — легкие и изящные детали. Например, фигурки фениксов на коньке крыши. По преданию, в плане ансамбль должен был изображать фантастическую птицу Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда, окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей. Сзади также размещается крытая галерея, образующая «хвост». Здание дает нам пример элегантного «стиля Фудзивара». По храму Феникса мы можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Считалось, что в 1051 г. пройдет пятнадцать столетий со смерти Будды, это ознаменует конец современной эры и наступление эры вырождения. В это время верили, что только Амида Будда может спасти человечество, и храмы посвящались ему. Храм Феникса является примером этой тенденции, как и Золотой храм (Кондзикидо), возведенный в 1126 г. процветающим провинциальным кланом в северной части Японии, в ансамбле Тюсондзи. Позолоченная наружность и лакированная отделка интерьера приравняли Золотой храм к наиболее выдающимся достижениям времени Киото и показывают, насколько далеко за пределы столицы проникла вера чистой земли.

Во второй половине XII в. борьба за власть двух крупнейших аристократических семейств завершилась победой военачальника Минамото Ёритомо, который получил императорскую должность сёгуна. Император и его двор оставались формальной властью, фактически же начался период господства военного сословия — буси (в европейской терминологии — самураев), под влиянием которого возникли новые идеалы как в жизни японского общества, так и в искусстве. Снижение императорской власти значительно снизило роль традиционной религии в пользу буддизма и конфуцианства, ставших основой создания централизованного государства. Ёримото обосновался со своей администрацией в городе Камакура чуть севернее Киото. Главным событием в архитектуре XII-XIII вв. стало восстановление сооружений в старой столице Хэйдзёкё (Нара), разрушенных и сожжённых во время междоусобных войн. Реконструкция была начата прелатом Тёгэном, для которой он выбрал китайский стиль Сун. Его поддержал Ёримото. Служитель храма использовал не только местных плотников, но и китайского скульптора и строителя, контакт с которыми был запрещен на континенте. Так, в 1199 г. были возведены Великие южные ворота (нандаймон) ансамбля Тодайдзи и восстановлен главный храм. Отличительная черта этих ворот — многоярусность подпорок, погруженных прямо в главные колонны и закрепленных боковыми соединениями, которые расширяли всю длину фасада. Этот стиль хорошо подходит для перестройки на массивный размер, поскольку много структурных членов большого размера и таким образом легко воспроизводятся. Великие южные ворота были восстановлены в том же месте и по тому же плану как оригинал, и, несмотря на нововведения, были сохранены в стиле его предшественников. Но, в то же время, главный зал Великого Будды послужил основой новой техники и дал название всему стилю.[/historical][/japanese][/historical]

[historical][japanese][historical]

Кроме Тодайдзи, Тёген построил ряд других храмов в стиле Великого буддийского зала возле столицы и к западу от нее. Еще один сохранившийся пример — зал чистой земли храма Дзёдодзи, который был возведен в 1192 г. Настоящее сооружение представлено квадратной структурой с тремя шестиметровыми отсеками в ширину и центральной алтарной площадью посередине. Низкая пирамидальная крыша без изгибов и концы балок спрятаны под выступающей полоской крыши (ханакакусита), что увеличивает эффективность конструкции. Т.к. внутри нет потолка, совокупность колонн, дугообразные балки и подпорки могут быть видны. В центре постройки стоят три позолоченных скульптуры, которые контрастируют с ярко-красным цветом деревянных частей здания [What is Japanese architecture?, стр. 20-21].

Стиль Великого Будды недолго просуществовал после смерти своего главного сторонника, Тёгена. Возможно, люди отождествляли этот стиль с режимом сёгуна и его политикой. Но, скорее всего, такая архитектура не соответствовала японским вкусам. Однако некоторые элементы стиля, такие как рациональная конструкторская программа и её характерные детали, повлияли на другие стили и были заимствованы.

Секта Дзэн. В то время, пока Тёгэн реконструировал Тодайдзи, другой монах, Юсо (1141-1215), принес секту Риндзай дзэн-буддизма из Китая. Вскоре после этого, вторая секта Дзэн, Сото, была введена в Японию Догэном. Юсо получил поддержку второго сёгуна в городе Камакура недалеко от Киото, сына Ёримото Ёри, и был способен основывать храмы в Камакура и в Киото. Но Догэн отказался от приглашения регента сёгуна, Ходзо Токиёри, и ушел глубоко в горы (сегодня там находится префектура Фукуи), где и выстроил храм Эйхэдзи, центр секты Сото. Обе секты быстро расширялись, отчасти потому, что их строгая самодисциплина и уважение к интуитивному познанию привлекали военное сословие, и потому, что новая организация Дзэн имела глубокие связи с китайской культурой и учениями и не была монополизирована двором, к которому подозрительно относилась воинская знать [Japanese temples, 26-27].

Как и все новые доктрины, секта Дзэн принесла свой архитектурный стиль в Японию, он, как и стиль Великого Будды, был разработан в Китае, но с собственными отличиями. Комплекс храмов Дзэн отличается двусторонней симметрией. Это отражает регламентацию ежедневной жизни монахов, в которой каждое действие подчинено религиозной дисциплине. Секта Дзэн выработала правила не только для формы и назначения каждого здания в комплексе, но также для их совместного расположения и масштаба в совокупности.

Структура и орнамент отдельных залов определяют специфичность стиля Дзэн: каждый зал опирается на каменный фундамент и имеет каменный пол; столбы стоят на высеченных из камня блоках или плинтах (собан), они обтесаны сверху и снизу; скобы размещаются над каждым столбом (как в стиле Великого Будды) и в области интерколумний.

Стиль Дзэн известен как «китайский стиль» (кара-э) в противоположность более раннему стилю буддийской архитектуры, который к XII в. стал рассматриваться как местный, и соответственно назывался «японским» (ва-э).

Самый старый храм дзэн-буддизма в восточной Японии, Дзидзодо Сёфукудзи, относится к 1407 г. согласно чернильной надписи на одной из его стен. Одноэтажная конструкция состоит из трех помещений, но её декоративная крыша (мокоси) придает вид двухэтажного строения. В середине Дзидзодо находится квадратная секция, внутри которой стоит алтарь.

В сравнении со стилем Великого Будды и более ранним так называемом японским стилем, архитектурные компоненты стиля Дзэн в несколько раз тоньше, из-за чего постройки кажутся более легкими. Это не вредит устойчивости, позволяет более эффективно использовать балки, соединяющие колонны.

Зал Сяриден храма Энкакудзи в Камакура внешне схож с Дзидзодо. Оригинал сгорел в 1563 г., а настоящее сооружение, как считается, было перевезено из Тайхэдзи, одного из пяти женских монастырей Камакура. Но история Тайхэдзи не точна, поэтому нельзя определить дату постройки Сяриден [What is Japanese architecture?, 23].

Хотя стиль Дзэн был ввезен из Китая, было бы ошибкой предполагать, что сохранившиеся здания полностью копируют китайские прототипы. В течение многих лет японские мастера меняли первоначальные образцы в соответствии с национальными предпочтениями. В качестве примера можно привести покрытие крыш, для которого в Японии используют деревянную дранку, а в Китае — черепицу. Это объясняется особенностями двухъярусной системы стропил. Нижний ряд стропил (кэсодаруки) выставлен, а первый ряд (нодаруки), который действительно поддерживает крышу, спрятан и находится выше. Позднее конструкция была усилена добавлением кронштейна или консоли (ханэги) между двумя уровнями стропил. «Спрятанная» крыша стала новацией японцев, её использование сделало японские храмы во многом отличными от китайских.[/what][/japanese][/what][/historical][/japanese][/historical]

[historical][japanese][historical][what][japanese][what]

План дзэнского монастыря. Один из примеров — сохранившийся план Кентёдзи, датируемый 1331 г., на нем видно, что храм был перестроен после пожара в 1315 г. Один вход в храмовый комплекс представлен в виде изогнутого моста. Следующий вход — через главные ворота (сомон), — проходит между кустами можжевельника, которые растут вплоть до ворот Просветления (саммон), отсылающим к внутренним воротам (тюмон). Восточнее находятся купальня (ёкусицу), западнее — уборная (сейтин). Дальше размещается центральный двор, где выращивается можжевельник, за ним стоит храм Будды (Буцудэн). Восточнее этого храма — тотидо (зал для поклонения местным божествам), западнее него — зал основателей (сосидо). С восточной стороны главного двора находится кухня (кури), а к западу — жилые помещения монахов (содо в дзэнских комплексах). Затем на севере — зал Закона (хатто), первоначально предназначенный для изучения доктрины. В северной части ансамбля находится гостевой зал (кякудэн) для приема важных персон. Далее расположен изящный пруд. В других комплексах Дзэн эта местность окружена ходзо, домом настоятеля монастыря, и второй площадью для лекций и доктринальных дискуссий [Japanese temples, 85].

На примере зала Дзидзодо храма Сёфукудзи можно рассмотреть структурные и декоративные детали, характерные для строений дзэн-буддизма. Решетчатые окна, обшитые панелями и декорированные двери (санкарадо) скреплены петлями. Над окнами и дверьми тянется перекладина, которая через свои дугообразные проемы пропускает свет.

Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную, позже этот навес часто не делали. Система крыши представляет собой «чудо» комплексной инженерии. Действительно, визуально кажется, что потолок нависает прямо над алтарной частью. Реальный конец потолка поддерживается двумя столбами, которые протягивают его до конца алтаря, из-за этого с входа алтарь не видно. Передняя часть потолка держится на двух коротких «бутылкообразных» подпорках, которые базируются на двух огромных перекрытых балках. Эти балки соединяют две комнаты. Стропила, расходящиеся из центральной квадратной площади, расположены надо всем помещением, а не только над углами, как в стиле Великого Будды. На внутренней стороне крыши находятся два типа выставленных стропил: низкие стропила и «летящие» стропила после них. Вместе они образуют видимую нижнюю крышу и маскируют «спрятанную» крышу. Третий тип стропил, «хвостовые стропила» (одаруки), заделаны в скобы. Резные концы этих стропил создают впечатление визуальной сложности скобочной системы. Эти стропила параллельны, как в японском стиле [Space in Japanese architecture, cтр. 62].

Важным новшеством дзэнских монастырей стали особые символические сады, где на небольшом участке земли художник настолько искусно располагал деревья, кустарники, камни, что у человека, созерцающего сад, создавалось впечатление большего пространства.

Средневековый японский стиль. Несмотря на введение новых стилей Великого Будды и Дзэн в период Камакура (1185-1333), более старый, так называемый японский, стиль продолжал существовать. Интересный пример этого стиля — главный зал (хондо) Тёдзудзи храма. Храм секты Тэндай, он состоит из внутреннего святилища (найдзин) и внешнего святилища (гэдзин), разделенных решетчатыми дверьми. Каждое из этих двух помещений имело собственную выставленную крышу, над которой располагается общая «спрятанная» крыша, визуально объединяющая здание извне. Это означает, что первоначально сооружение состояло из двух отдельных строений: основного зала (содо) и зала для поклонений (райдо). Главный зал Тёдзудзи имеет простой вид благодаря хрупким конструктивным частям, простым скобам и низкой крыше.

Японский стиль был также использован при реконструкции храма Кофукудзи клана Фудзивара, разрушенного вместе с Тодайдзи в 1180 г. Кофукудзи не перестраивался Тёгэном, потому что аристократическая семья Фудзивара, создатели храма Феникса, была почтенным и консервативным домом, предпочитающим традиционный дизайн. Но все-таки некоторые новшества были приняты [Иэнага Сабуро, 67].

Сегодня только два здания в Кофукудзи сохранились после реконструкции 1180 г. Это северный восьмиугольный зал (хокуэндо) и трехэтажная пагода. Прежняя пагода была реконструирована плотниками Нара, соединившими её с храмом и использовавшими каменный фундамент. Пагода, отстроенная вновь мастерами из Киото, несет в себе отпечаток хэйанской архитектуры и, соответственно, выглядит утонченной и изящной. [/space][/japanese][/what][/japanese][/what][/historical][/japanese][/historical]

[historical][japanese][historical][what][japanese][what][japanese][space]

Эклектичный стиль. Уже к концу периода Камакура японский стиль начал воспринимать элементы из других. Деревянные концы балок и ручки скоб были взяты из стиля Великого Будды, а столбы, поддерживающие крышу веранды, стояли на дзэнских вырезанных плинтах. Фактически, количество элементов японского стиля очень сократилось в этот период. Таким образом, степень смешанности деталей определяет, относится ли здание к японскому (ва-э) или эклектическому стилю (сэттё-э).

Главный зал (хондо) храма Какуриндзи представляет образец эклектического стиля. Зал, который был построен в 1397 г., в основном выдержан в японском стиле с отдельными деталями стиля Великого Будды, такими как дугообразные балки. Соединение этих двух стилей встречается довольно часто, поэтому некоторые историки архитектуры выделяют новый японский стиль. При строительстве главного зала Какуриндзи были также применены элементы стиля Дзэн. Главный зал храма Мёин, построенный в 1321 г., совмещает в себе все три средневековых стиля [What is Japanese architecture?, 29].

Небольшое число зданий в классическом японском стиле строилось даже в период Муромати (1338-1573). Одно такое сооружение называется Золотой зал (кондо) Кофукудзи, датируемый 1415 г. Но появление стилей Великого Будды и Дзэн оказало влияние на средневековое строительство и на развитие новых архитектурных эффектов. Можно сказать, что период Камакура в этом отношении оказался наиболее стилистически разнообразным. В последующие столетия буддийские архитектурные типы более или менее закрепились.

Для примера можно привести главный зал Рэнгён храма (Киото, 1266 г.), который возведен в японском стиле с добавлением элементов Великого Будды. Также известна пятиярусная пагода Кофукудзи, отличная от ранее упоминавшейся трехъярусной пагоды в том же комплексе.

Популяризация архитектуры. После века гражданской войны, изнурившей всю страну, Япония была объединена во второй половине XVI в. тремя великими генералами — Ода Нобунага (1534-82), Тоётоми Хидэёси (1537-98) и Токугава Иэясу (1542-1616). Позднее был основан сёгунат Токугава, третье военное государство Японии. В 1639 г. был издан «указ о закрытии страны». Под правительством Токугавы страна была изолирована от остального мира вплоть до прибытия военно-морского эскадрона командора Мэтью Перри. С конца XVI в. возобновилось крупное храмовое строительство. Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и создавались новые [Иэнага Сабуро, 83].

Хотя Япония была отделена от остального мира в течение периода Эдо, перемещение внутри страны увеличилось благодаря длительным мирным условиям, обеспеченным сёгунатом. Многие из этих путешествий принимали форму паломничеств из главных республик к храмам и святилищам, и военное правительство поощряло связи между людьми и разнообразными местами поклонения. В результате храмы переориентировались на простой народ.

Одним из наиболее известных паломнических мест является храм Дзэнкодзи, находящийся на севере Японии. Реконструированный в 1707 г., главный зал примечателен своим планом, состоящим из внешнего святилища (гэдзин), срединного (тюдзин) и внутреннего святилища (найдзин), и святая святых (найнайдзин). Паломник мог войти во внешнее святилище еще обутый, затем, сняв обувь, он входил на повышенный пол татами (соломенные циновки) среднего святилища. Больше всего монастырь Дзэнкодзи привлекал темным тоннелем под главной святыней, через который пролегал путь паломников.

Фасад главного зала массивен, но подобно Дзидзодо в Сёфукудзи, кажется двухэтажным, хотя действительно состоит из одного этажа и огромной дополнительной площади с декоративной крышей. Главный зал был сконструирован для вмещения нескольких тысяч прихожан, которые совершали путешествие для молитвы о здоровье, домашнем спокойствии, благосостоянии и т.д.

Другой, не менее популярный храм, который именуется Киёмидзудэра, расположен на юге Киото. Главный зал выстроен на низкой, но крутой горе, и отличается тем, что комплекс окружен большим пространством вокруг. Горное основание (какэдзукури) было распространено в эзотерических храмах, но редко производило такой захватывающий эффект: из храма виден почти весь город Киото. Кроме того, храм известен запутанной системой крыш над разнообразными постройками и соединяющими их коридорами.

Школа Обаку дзэн-буддизма впервые появилась в Японии в середине XII в. Знаменитым примером секты Обаку является храм Мампукудзи, который основал эмигрант Ин-ян Лонг из китайской династии Минг. Главное сооружение относится к 1668 г.[/what][/space][/japanese][/what][/japanese][/what][/historical][/japanese][/historical]

[historical][japanese][historical][what][japanese][what][japanese][space][what]

Еще один пример храмов секты Обаку — Софукудзи, возведенный китайскими эмигрантами в провинции Фуцзян. Ворота дайппомон были восстановлены в 1694 г. в Китае и перевезены в Японию. Отличительной чертой этого храма является разнообразие цветов и замысловатая четырехсвязная скобочная система.

Архитектура храмов в Японии отражает историческое становление государства. Храмы синтоизма и буддизма влияли друг на друга с самого начала. Строительство храмов является «переосмыслением в наглядно-чувственной форме важнейших догматов вероучения» [Мещеряков, 92]. Синтоистские боги руководили природой и судьбами рода, а буддизм являлся обеспечением спокойствия в стране.

Храм, прежде всего, должен символизировать «дом бога», и строители делали все, чтобы человек почувствовал это. Делался упор на большие размеры, на прочность, позже стали более искусно украшать внутренний интерьер и внешние детали. Развитие религиозной мысли, распространение вероучения тесно связаны со строительством храмов. Также в зависимости от режима власти, господствующего в тот или иной период, храмовый комплекс нес на себе его отпечаток. Покровительство того или иного верховного сословия частично определяло стилевые характеристики зданий в монастырском ансамбле. Так, когда страной фактически управляло военное сословие, храм был склонен к тенденции большего декорирования внешних и внутренних частей конструкции.

Храм был и религиозным местом, и общественным. В праздничный день на территории храма устраивались торжественные процессии в честь божества этого праздника. Но для того, чтобы побыть наедине с богом, и строились храмы. Хотя в прошлом вход в храм был разрешен только священнослужителям, сегодня насладиться духовным общением с высшими силами могут все. Почитание своих предков тесно связано с храмовым культом, надежды на хороший год люди могут доверить только всемогущим божественным существам. Поэтому строительство религиозных помещений всегда будет актуальным. Человечество с самого начала своего развития обозначало такие места. В наше время, когда религии установились, храмы, церкви и другие священные места продолжают играть огромную роль в жизни людей.[/what][/space][/japanese][/what][/japanese][/what][/historical][/japanese][/historical]
×

По теме Буддийская архитектура

Буддийская космология

Концепции и идеи, приведенные ниже, многие буддисты воспринимают как мифологию...
Религия

Буддийская ступа

1. Первыми культовыми объектами после паринирваны Будды стали Восемь реликварных...
Религия

Буддийская мораль

Как всякая религиозная мораль, буддийская мораль, по мнению приверженцев...
Религия

Буддийская сутра

Так я слышал. Однажды Бхагаван прибывал в городе Шравасти с большим собранием...
Религия

Буддийская этика

В любой религиозной, философской или идеологической системе существуют этические...
Религия

Буддийская община

Прежде чем начать разговор об особенностях буддийской общины, необходимо...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?