Буддийский пост

Упасатха (в других прочтениях: упосатха, пасатха, упасампада) - является одним из древнейших предписаний Дхармы, установленных и неукоснительно соблюдаемых Самим Просветленным. Его целью является очищение духовное и физическое, победа над властью клеш и укрощение власти плоти над духом.

Обеты упасатхи соблюдаются в три дня ново- и полнолуния, а также по одному дню в четверть-луния. Кроме того, эти обеты могут приниматься и в любой другой день, по желанию принимающего.

Обеты очистительного поста обычно соблюдают те, кто уже принял Прибежище. Но принятие этих обетов возможно и для человека, еще не обретшего данный статус. Это, однако, возможно лишь в том случае, если пост завершается Посвящением - принятием Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Принятие обетов поста обязательны перед достойным принятием послуха, монашества, обетов Бодхичитты или Тантры.

Считается, что все благие заслуги и результаты всех неблагих деяний увеличиваются в эти дни стократно, поэтому в эти дни следует совершать покаяния, подношения Трем Драгоценностям, вершить простирания, молитвы и созерцания. Эти дни лучше всего посвятить усиленной практике в соответствии с полученным Посвящением, а не мирским делам.

Пост следует принимать "рано утром", поскольку он есть дисциплина суточная. Если же пост был принят днем раньше, то увеличение продолжительности поста со-пряжено с еще утренним словесным ритуалом его возобновления, но только в пределах восьми суток. Соблюдение поста предполагает голодание, поэтому при желании увеличивать число постных дней можно по завершении каждых суток поста, а потом опять принять пост на сутки.

Пост не может быть принят без благословения другого лица, полностью Посвященного в свод Святых Обетов (лучше всего - от принявших полное монашество, но при отсутствии такового - разрешается принимать обеты поста в присутствии и мирского последователя Дхармы), таково предписание Винаи. Если же таковой возможности не имеется, то разрешается принимать обеты поста самостоятельно, возле алтаря Трех Драгоценностей или у образа Просветленного, или же, при их отсутствии - представив облик Просветленного пред мысленным взором, почтив Святую Триратну троекратными простираниями и подношениями.

Принятие обетов очистительного поста осуществляется в определенной смиренной ритуальной позе (стоя на коленях, руки должны быть сложены у груди как бы для приветствия "намастэ" или их положение должно соответствовать мудре "голубь"). Отсутствие смиреной позы не порождает принятия обетов поста.

В момент принятия поста и во время его исполнения следует снять с себя все украшения и одежды, которые надеваются в торжественных, нерядовых ситуациях, ибо такие украшения поддерживают тщеславие. Обычные украшения атрибутивного характера, т. е. соответствующие будничной традиции оформления внешности, можно не снимать.

Пост длится, начиная с предрассветных сумерек ("окончание ночи") и до восхода солнца следующего дня. Суточному воздержанию от приема пищи, сопровождавшему очистительный пост, придается особое значение: если голодание длится только в течение ночи, предшествующей посту, и дня (т. е. до захода солнца), то в этом случае говорить о соблюдении поста неуместно.

С какой целью принимаются все восемь компонентов очистительного поста?

Четыре первых составляющих обетов поста - это отказ от убийства, воровства, прелюбодеяния (и вообще любых половых контактов) и лжи, благодаря чему прекращается совершение того, что по своей природе влечет духовное омрачение. Это четыре фактора добродетели являются щитом от безнравственности.

Пятая составляющая - внимание/бдительность - выражается в отказе от употребления опьяняющих субстанций. Это фактор трезвенности (напомним, что семантика русского глагола "трезвиться" содержит, прежде всего, идею способности к самонаблюдению, отчетливого видения своих поступков и возможность корректировать мотивы и соответствующие им действия). Даже тот, кто принял обет нравственности, опьянившись, может впасть в расслабленность и пренебрежение обетами, кроме того, сам факт тупости сознания, вызываемый опьянением, уже является тяжелым грехом согласно Винае Бодхисаттв.

Шестая, седьмая и восьмая составляющие - это факторы аскетизма: отказ от почивания на высоких и широких постелях, отказ от употребления благовоний, умащиваний и прочих способов ублажения тела, отказ от увеселительных видов деятельности и приема пищи в неурочное время (более одного раза в день - до полудня, или, что гораздо лучше, полное голодание), то есть всего того, что подпитывает чувственные желания.

Если обеты трезвости и аскетизма не принимаются, то это - не пост, а простое голодание.

Вспоминая же об обете воздержания от пищи всякий раз, как только захочется есть, соблюдающий обеты поста взращивает памятование о Трех Драгоценностях и принятых обетах, и у него возникает "пренебрежение к еде", т. е. он отстраняется от влечения испытывать вкусовые ощущения. Это первое приближение к отказу от влечения к чувственным объектам.

Обеты очистительного поста не могут исполняться частично, принявший обязан следовать всем его предписаниям.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Буддийский пост

Буддийский пантеон

«Алмазной колеснице» принадлежит исключительно богатый пантеон. В него...
Религия

Буддийский календарь

В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко...
Религия

Буддийский путь

Буддизм как не догматическая религия или религия чистого опыта прежде всего...
Религия

Буддизм. Буддийский путь

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап...
Религия

Буддийский монастырь Шаолинь

…От молниеносных ударов руками левый и правый кирпичи разлетелись на две...
Религия

Женский буддийский монастырь

Пригород Цзиси. Для буддийского монастыря трудно найти более подходящее место...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Полезные остановки
Отношение к Роду. Связь с Родом