Гухьясамаджа

Гухьясамаджа (санскр. Guhyasamāja; тиб. gsang ba 'dus pa – Сангва Дюпа, или gsang 'dus – Сангдю; букв. "Собрание Тайн", "Тайное Собрание") – йидам, божество медитации Гухьясамаджа-тантры. Гухьясамаджа-тантра относится к отцовской тантре ануттара-йоги (санскр. anuttarayogatantra, букв. "непревзойдённая йогическая тантра").

В тантрических писаниях, попавших в Тибет с новыми переводами тантры, имеется множество текстов по Гухьясамадже, связанных с его тремя главными формами. Эти три формы таковы: Акшобхья Гухьясамаджа школы Арья; Манджушриваджра школы Джнянапады; Локешвара Гухьясамаджа, используемая в обоих упомянутых школах. Практики, связанные с первой из форм, получили наибольшее распространение.

История Гухьясамаджа-тантры
Говорят, что Гухьясамаджа-тантра – единственная из тантр, которую Будда Шакьямуни проповедовал непосредственно людям. Индийский царь Индрабодхи обратился к Будде с просьбой дать ему такой метод Освобождения, чтобы он при этом не оставлял ни дел военачальника, ни семейных дел, ни заботы о народе царства. Бхагаван (Самый Почитаемый) чудесным образом превратился в форму яб-юм Гухьясамаджи, сидящего в центре мандалы в окружении свиты из тридцати двух божеств, и в таком виде изложил царю коренную тантру Гухьясамаджи.

История повествует, что во время проповеди Бхагавана, садовник царя Индрабодхи по имени Сараха, спрятавшись за цветочным кустом, также услышал и обрёл посвящение в Тантру наравне с царём. Впоследствии Сараха записал метод созерцания Гухьясамаджи.

Гухьясамаджа-тантра – одна из самых ранних буддийских тантр. Установлено, что уже в III веке нашей эры была известна её письменная форма.

В VIII веке Учитель Буддхагухья, ученик Буддхаджняны, прибыл в Тибет и поселился в окрестностях горы Кайлас (санскр. kailāsa). Сюда же прибыли направленные царём Тисонг Деценом тибетские послы. С этим событием связано первое упоминание о Гухьясамаджа-тантре в Тибете. В тот же период индиец Джнянагарбха из Ориссы контактировал с тибетскими переводчиками и также учил Гухьясамадже.

В школе Ньингма на раннем этапе развития Гухьясамаджа-тантра была одной из главных тантр раздела трёх внутренних тантр.

В период новых переводов тантры Гухьясамаджу принёс в Тибет переводчик Ринчен Зангпо. Несколько ранее, около 1000 года, в Кхаме этой тантре долгое время учил пандита Смритиджняна, ученик Наропы. Другой ученик Наропы, знаменитый переводчик Марпа (1012-1097г), обучавшийся семнадцать лет в Наланде и Викрамашиле, принёс в Центральный Тибет не только линию Шести Йог Наропы и традицию Махамудры, но и все тантры новой школы, включая Гухьясамаджу.

Когда была введена четверичная система классификации тантр: крия-йога, чарья-йога, йога-тантра и ануттара-йога-тантра, – в традиции Сарма Гухьясамаджу рассматривали, как отцовскую тантру класса ануттара-йога-тантр.

Практика Гухьясамаджа-тантры была обязательной в новой Кадампе, основанной Чже Цонкапой (1357-1419г), эта школа впоследствии стала известна, как Гелугпа. Вместе с Ваджрабхайравой (Ямантака) и Чакрасамварой, Гухьясамаджа входит в гуру-йогу школы Гелуг, в практику, известную как "тройной метод".

Описание йидама
У Гухьясамаджи шесть рук, он сидит в позе лотоса на лунном диске, лежащем на лотосовом троне. У него три лица: центральное лицо – синего цвета, правое – белое, левое – красное. Три лица символизируют преобразование трёх ядов: привязанности (жадности), невежества (заблуждения) и гнева (ненависти). Тело у Гухьясамаджи тёмно-синего цвета. В его объятиях – супруга Спаршаваджра, её тело синего цвета. У неё также шесть рук, но одна голова. Гухьясамаджа и его супруга держат одни и те же символы: ваджру, колокольчик, меч, драгоценность, исполняющую задуманное, колесо Дхармы и лотос.

В Гухьясамаджа-тантре подробно рассматривается метод достижения иллюзорного тела (особое энергетическое тело, тело праны, родственное психическому телу бардо). Особой практикой этой тантры является йога иллюзорного тела (её также называют йогой ветра). Любое омрачение связано с тем или иным ветром в тонком теле человека, эти ветры омрачения сознания поддерживают сансарное существование. Ветры (санскр. prana, тиб. rlung) двигаются по особым каналам. В тонком теле человека существуют нади (санскр. nāḍī, тиб. rtsa) – энергетические каналы, среди них выделяют три главных канала: центральный, левый и правый (прим: у этих каналов есть разные названия). Посмотрите на три головы Гухьясамаджи, – выражения его лиц символизируют три фундаментальных энергии, протекающие по трём главным нади: энергию гнева, энергию невежества, энергию привязанности. Обычно движение ветра по левому и правому каналу связано с омрачениями невежества и гнева, эти загрязнения мешают свободному прохождению праны. Когда ветер застревает в центральном канале, это связано с привязанностью. Однако йогин, очистив духовной практикой каналы, испытывает особый опыт. В центральном канале ветер преобразуется в тончайший вид энергии, который служит основой для постижения ясного света. Целью практики иллюзорного тела является обретение самбхогакаи, тела Чистого Мира Форм, и достижение состояния будды самбхогакаи.

Для практики иллюзорного тела необходимо специальное посвящение от ваджрного Учителя, которое называют тайным. Вероятно, это связано с именем Гухьясамаджи – "Собрание Тайн". Действительно, без посвящения от настоящего Учителя, без правильного понимания сути пути, без соответствующей подготовки ученика, практика тантры не может принести хорошего плода. Если ваше сознание загрязнено пагубными желаниями, усилившиеся ветры будут концентрироваться лишь в нижних чакрах (прим: чакры – энергетические центры, к которым подходят нади; нижние чакры связаны с низкими мирами перевоплощения), а это не приведёт к хорошему перерождению. Вот почему тантра – тайная практика. Заповедь "не навреди" делает её тайной.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна