Внутренний враг

Величайшее препятствие развитию сострадания и сердечности составляет эгоизм, этот жизненный подход, направленный на культивацию собственного благоденствия и выгоды, в то же время зачастую с проявляющимся забвением благополучия других. Это сосредоточение на «Я» составляет подоплеку большей части состояний нашего ума и представляет собой корень всех омрачений. Поэтому первая задача человека, практикующего сострадание и сердечность, - прийти к пониманию разрушительной природы омрачений и того, как они естественным образом ведут к нежелательным последствиям.

Для того, чтобы помочь в осознании разрушительной природы омрачений и нежелательности их результатов, я приведу цитату из Бодхичарьяаватары. В четвертой главе, носящей название «Осознавание», Шантидева объясняет, что омрачения, такие как ненависть, злоба, привязанность и ревность, которые находятся в нашей душе, - и есть наши действительные враги. В следующих двух стихах он поясняет, что эти враги не имеют ни ног, ни рук, ни оружия; они воздействуют на нас изнутри. Они держат нас под контролем и сковывают, точно своих рабов. Обычно, однако, мы не отдаем себе отчета в том, что эти омрачения и есть наши враги, и поэтому никогда не противостоим им. Так как мы не бросаем им вызов, они бестрепетно пребывают в нашем уме и продолжают вредить, как им заблагорассудится.

Как Злоба и Страсть и другие враги,
подобные этим, умеют,
ни рук не имея, ни ног, ни отваги,
меня покорять, превращая в раба?!

Покуда в душе у меня пребывают,
на радость себе причиняют мне вред.
И все же я с ними без гнева смиряюсь.
Но как тут постыдна терпимость моя!

Им стоит лишь только в душе появиться,
кончаются радость и счастье мои.
Терпимость к вредителям этим постыдна!
Нельзя их терпеть, не стыдясь.

Отрицательные мысли и эмоции зачастую лживы. Они мошеннически нас обманывают. Так, например, желание появляется перед нами, имея образ надежного друга, иногда прекрасного и дорогого. Подобным же образом гнев и ненависть являются нам как защитники или достойные доверия телохранители.

Иногда, когда кто-то собирается причинить вам вред, гнев поднимается как защитник и придает некоторую силу. Даже если вы физически слабее, чем обидчик, гнев заставляет забыть об этом и приносит ложное чувство могущества и энергии, - с тем результатом, что вы, вполне возможно, окажетесь побитым.

Так как гнев и другие омрачающие эмоции появляются под такими лживыми личинами, мы в действительности никогда не восстаем против них. Есть много способов, какими отрицательные мысли и чувства дурачат нас. Чтобы полностью осознать лукавство дурных чувств и мыслей, нужно сначала обрести спокойное состояние ума. Только тогда мы начнем замечать их обманчивую природу.

Если взглянуть на человеческую историю, мы обнаружим, что именно сердечная доброта бывала ключом к достижению того, что мир считает своими величайшими завоеваниями: например, в сфере гражданских прав, социального обеспечения, политического свободомыслия, религии и так далее.

Искреннее миропонимание и искренние помыслы не принадлежат исключительно сфере религии, они могут быть выработаны кем угодно, просто благодаря наличию истинной заботы о других, об обществе, о бедных и нуждающихся. Короче говоря, они возникают из глубокой заинтересованности и озабоченности благополучием более широкой общины, - то есть, благополучием других. Действия, возникающие в результате подобных подходов и помыслов, войдут в историю как хорошие дела, как благодеяния и пример служения человечеству. И в нашем поколении известны несколько примеров подобного величия.

Когда ум тренирован в самообуздании, то даже если вы будете окружены враждебными силами, покой вашего ума окажется трудно нарушить. А с другой стороны, душевный мир и покой может легко нарушиться из-за наших же собственных отрицательных мыслей и чувств. Итак, я повторяю, что настоящий враг - внутри нас, а не снаружи.

Обычно мы определяем своего врага как человека, как внешнего деятеля, который, как мы верим, причиняет вред нам или же дорогому для нас человеку. Но такой враг относителен и не вечен. В одно время человек может поступать как враг, в другое - стать лучшим другом. Это та истина, которую мы часто наблюдаем в собственной жизни. Дурные же мысли и чувства, этот внутренний враг, всегда остаются врагом. Они наш враг сегодня, они были врагом в прошлом и будут врагом в будущем, - пока будут оставаться в нашем потоке сознания.

Для тех из нас, кто считает себя последователем Будды Шакьямуни, почитает и уважает идеалы бодхисаттвы (Героя Пробуждения), Шантидева утверждает, что неправильно питать недовольство или ненависть по отношению к врагам, в то время как все живые существа дороги сердцам Будд и бодхисаттв. Конечно же, наши враги входят в «поле всех живых существ». Если мы питаем недовольство по отношению к тем, кого Будды и бодхисаттвы считают близкими своему сердцу, мы противоречим идеалам и опыту Будд и бодхисаттв, то есть именно тех, кому мы стараемся подражать.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Внутренний враг

Вечный враг

"Таким образом чистое сознание мудрого живого существа становится покрытым его...
Религия

Мой личный враг

В некоторых текстах о Будде говорится: «Победитель врагов». Будда всегда считал...
Религия

II. Враг всего человечества

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между...
Религия

Внутренний свет

Оглядываясь вокруг, постоянно обращаешь внимание, на то что большинство людей...
Религия

Внутренний коллайдер

Вопрос: Есть у меня возможность сделать что-то выходящее за рамки фильма, в...
Религия

Внутренний космос

Множество раз в глубокой медитации вы вдруг начнете ощущать будто гравитация...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Хоопонопоно. Повышение вибраций
Как качественно обучить человека или команду?