Идам , также Йидам, Иштадевата (кит. 神體, шэнь-ти, санскр. इषदेवता, iṣṭadevatā?), сокращение от тибетского yid-kyi-dam-tshig) — божество в Тибетском буддизме и в Ваджраяне, с идамами связаны медитации, изображения, скульптуры, мантры.
Идамов называют иногда персональным божеством. Обычно семьи или деревни поклоняются определённому идаму, изображение или скульптуру которого выставляют по праздникам. Идамы - умозрительные формы — добрые или гневные, со многими руками, головами и глазами.
Для буддиста, практикующего тантру, идам выражает качества просветлённого ума, на визуализации которого он концентрирует своё внимание во время медитаций, ретритов или в течении всей жизни. С этой точки зрения популярное понимание идама как персонального божества или божества для медитаций не совсем корректно. Идам является идеальной формой, с которым медитирующий отождествляет себя, открывая собственную природу Будды. Привычка к этим формам, способствует удержанию сознательности, что в состоянии бардо во время глубокой медитации или смерти направляет практикующего к достижению реализации.
Идамы принимают разные образы — бодхисаттвы, воплощающие сочувствие (такие как Авалокитешвара), учителя (такие как Падмасамбхава), гневные формы защитников (такие как Хаягрива, Ваджракилая, Махакала). Просветленный ум может проявляться в форме различных идамов - в зависимости от потребностей практикующих. Так например Авалокитешвара известен с одиннадцатью головами и с четырьмя. Идамы могум менять форму, переходя от мирных к гневным и наоборот. Нередко идамы изображают в виде яб-юм — переплетающихся в объятиях мужского (яб) и женского (юм) божеств. Формы яб-юм связаны с особыми тантрическими практиками, и символизируют просветление, подобно состоянию при сексуальном соитии.
Медитация с идамами проводится в соответствии со строго выработанным ритуалом. Обязательным условием работы с идамами является принятие обетов бодхисаттвы — обязательствам достичь просветления для блага всех живых существ. Для работы с идамом необходимо получить от ламы соответствующую инициацию (посвящение), в которую входит ритуал и объяснения практики.
Таким образом идамы не имеют ничего общего с демонами или ангелами, охраняющими или противодействующими человеку, в христианской, иудейской или мусульманской традициях и мифологиях. Скорее — это умозрительные тела (или формы), воспринимая и отождествляясь с которыми, буддист может реализовать свою природу Будды. Иными словами идам — это форма, посредством которой медитирующий может стать Буддой. Медитация, связанная с идамом, предусматривает сложную трансформацию сознания до полного просветления.
Тот или иной идам выбирается как персональное божество в соответствии с натурой практикующего — его психологией, склонностями, характером.
Буквально понятие yid-kyi-dam-tshig означает формирование (самая) ума, закрепление ума в состоянии внутренней свободы и ясности, составляющим его природу.
Идамы:
Ваджрасаттва
Авалокитешвара
Тара
Манджушри
Махакала
Калачакра
Хеваджра
Гухьясамаджа
Хаягрива
Ваджракилая
Чакрасамвара
Ямантака
Ваджрайогини
Для буддиста, практикующего тантру, идам выражает качества просветлённого ума, на визуализации которого он концентрирует своё внимание во время медитаций, ретритов или в течении всей жизни. С этой точки зрения популярное понимание идама как персонального божества или божества для медитаций не совсем корректно. Идам является идеальной формой, с которым медитирующий отождествляет себя, открывая собственную природу Будды. Привычка к этим формам, способствует удержанию сознательности, что в состоянии бардо во время глубокой медитации или смерти направляет практикующего к достижению реализации.
Идамы принимают разные образы — бодхисаттвы, воплощающие сочувствие (такие как Авалокитешвара), учителя (такие как Падмасамбхава), гневные формы защитников (такие как Хаягрива, Ваджракилая, Махакала). Просветленный ум может проявляться в форме различных идамов - в зависимости от потребностей практикующих. Так например Авалокитешвара известен с одиннадцатью головами и с четырьмя. Идамы могум менять форму, переходя от мирных к гневным и наоборот. Нередко идамы изображают в виде яб-юм — переплетающихся в объятиях мужского (яб) и женского (юм) божеств. Формы яб-юм связаны с особыми тантрическими практиками, и символизируют просветление, подобно состоянию при сексуальном соитии.
Медитация с идамами проводится в соответствии со строго выработанным ритуалом. Обязательным условием работы с идамами является принятие обетов бодхисаттвы — обязательствам достичь просветления для блага всех живых существ. Для работы с идамом необходимо получить от ламы соответствующую инициацию (посвящение), в которую входит ритуал и объяснения практики.
Таким образом идамы не имеют ничего общего с демонами или ангелами, охраняющими или противодействующими человеку, в христианской, иудейской или мусульманской традициях и мифологиях. Скорее — это умозрительные тела (или формы), воспринимая и отождествляясь с которыми, буддист может реализовать свою природу Будды. Иными словами идам — это форма, посредством которой медитирующий может стать Буддой. Медитация, связанная с идамом, предусматривает сложную трансформацию сознания до полного просветления.
Тот или иной идам выбирается как персональное божество в соответствии с натурой практикующего — его психологией, склонностями, характером.
Буквально понятие yid-kyi-dam-tshig означает формирование (самая) ума, закрепление ума в состоянии внутренней свободы и ясности, составляющим его природу.
Идамы:
Ваджрасаттва
Авалокитешвара
Тара
Манджушри
Махакала
Калачакра
Хеваджра
Гухьясамаджа
Хаягрива
Ваджракилая
Чакрасамвара
Ямантака
Ваджрайогини
Обсуждения Йидам