Абхидха́рма (санскр. अभिधर्म, abhidharma?, букв. «верховный закон»); Абхидхамма (пали) — буддийское учение, систематично и абстрактно описывающее мироустройство и явления природы, буддийская метафизика (так традиционно переводится название учения); Абхидхарму можно считать буддийской мировоззренческой философией и психологией.
К Абхидхарме относится определённая категория буддийских источников, берущих начало от Абхидхамма-питаки — части Типитаки — буддийского канона. В Абхидхарме более фундаментально и методично излагаются те знания, которые эпизодично изложены в повествовательной традиции сутр.
Источники
В Индии в период с III век до н. э. по V век н. э. возникло несколько независимых традиций Абхидхармы. В VII веке китайский паломник Сюаньцзан собирал источники по Абхидхарме из семи различных традиций. В настоящее время сохранились канонические источники только сарваcтивады и тхеравады, в каждой традиции по семь книг.
Абхидхамма-питака традиции тхеравада сохранилась на языке пали, а сарасвативадинская Абхидхарма сохранилась на китайском, оригинальный текст на санскрите был потерян. Небольшое количество других текстов Абхидхармы сохранилось в китайском буддийском каноне без указания источника.
Традиция считает, что Абхидхарма не была поздней добавкой, а появилась из исходного учения Будды, причём Будда передал своё учение в короткий период бодрствования при выходе из медитации, а также обучал ей небесные существа, путешествуя по высшим реальностям. Содержание бесед в «небесных мирах» быдо передано монаху Шарипутре, который передал его далее ученикам.
Абхидхарма в тхераваде
Абхидхамма-питака — третья корзина канона Типитака тхеравады. В Абхидхарму входят семь разделов:
Дхамма Сангани ('Перечисление факторов') — описывает фундаментальные явления (дхаммы) с которыми сталкивается человеческий опыт.
Вибханга ('Анализ') — Анализ части Дхамма Сангани.
Катха Ваттху ('Трудные вопросы') — Список ответов на вопросы монахов по поводу практик, собранные учёным Моналипутта Тисса после Буддийского Собора, созванного царём Ашокой в III веке до н. э..
Пуггала Паннатти ('Описания индивидуальностей') —перечисление типов личности, знание этих типов полезно для индивидуальной ориентации обучения.
Дхату Катха ('Дискуссия об элементах') — Список вопросов и ответов по содержанию Вибханга.
Ямака ('Пары') — повторение содержания Вибханга, Дхату Катха и Катха Ваттху.
Паттхана (Отношения') — Законы, по которым дхамма проявляется и функционирует, в соответствии с Джамма Сангани.
Данные тексты составлялись в период от 400 до н. э. по 250 до н. э., самый ранний текст — Дхамма Сангани , самый поздний — Катхаваттху. Дополнительно писались ещё после-канонические книги, чтобы более прояснить содержание, наиболее известны из них Вишуддхимагга (Буддхагоша) и Абхидхаммаватара (Буддхадата).
На западе сочинения Абхидхаммы переводились в последнюю очередь, отчего важные аспекты буддийской философии выпадали из рассмотрения исследователей до второй половины XX века. Однако изучение Абхидхаммы позволило значительно улучшить понимание буддизма.
В традиции тхеравады разные страны уделяют разное внимание абхидхамме. Наиболее важной её почитают в Шри-Ланка.
Абхидхарма в сарваcтиваде
Абхидхарма в сарваcтиваде состоит также из семи текстов. Сравнение показывает, что вряд ли они имеют один и тот же источник с традицией тхеравадинской абхидхармы. Катха Ваттху и Пуггала Паннатти не имеют аналогов в сарваcтиваде.
Следующие тексты имеются в абхидхарме традиции сарвастивады:
Сангитипарьяя (Sangītiparyāya?) — 'Рассуждения о Сангити'
Дхармаскандха (Dharmaskandha?) — 'Совокупность факторов'
Праджчаптишастра (Prajñaptiśāstra?) — 'Трактат об указаниях'
Дхатукая (Dhātukāya?) — 'Тело элементов'
Виджчанакая (Vijñānakāya?) — 'Тело воспринимающего сознания'
Пракаранапада (Prakaranapāda?) — 'Описание'
Джнянапрастхана (Jñānaprasthāna?) — 'Основы Знаний'
Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции — Махавибхаша (Великое истолкование) — монументальный комментарий к Джнянапрастхане, созданный в первой половине II векв во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой царя Канишки.
Хорошо известно сочинение Васубандху Абхидхармакоша (энциклопедия абхидхармы), в котором абхидхармистская традиция Махавибхаши сводится воедино и детально объясняется. Это сочинение активно изучается и используется школами махаяны, как в Тибете так и на Дальнем Востоке.
На Дальнем Востоке сарвастивада представлена китайской школой цзюйше-цзун и соответствующей японской школой куся-сю, сосредоточенных на изучении Абхидхармакоши, переведённой на китайский Сюаньцзаном..
Источники
В Индии в период с III век до н. э. по V век н. э. возникло несколько независимых традиций Абхидхармы. В VII веке китайский паломник Сюаньцзан собирал источники по Абхидхарме из семи различных традиций. В настоящее время сохранились канонические источники только сарваcтивады и тхеравады, в каждой традиции по семь книг.
Абхидхамма-питака традиции тхеравада сохранилась на языке пали, а сарасвативадинская Абхидхарма сохранилась на китайском, оригинальный текст на санскрите был потерян. Небольшое количество других текстов Абхидхармы сохранилось в китайском буддийском каноне без указания источника.
Традиция считает, что Абхидхарма не была поздней добавкой, а появилась из исходного учения Будды, причём Будда передал своё учение в короткий период бодрствования при выходе из медитации, а также обучал ей небесные существа, путешествуя по высшим реальностям. Содержание бесед в «небесных мирах» быдо передано монаху Шарипутре, который передал его далее ученикам.
Абхидхарма в тхераваде
Абхидхамма-питака — третья корзина канона Типитака тхеравады. В Абхидхарму входят семь разделов:
Дхамма Сангани ('Перечисление факторов') — описывает фундаментальные явления (дхаммы) с которыми сталкивается человеческий опыт.
Вибханга ('Анализ') — Анализ части Дхамма Сангани.
Катха Ваттху ('Трудные вопросы') — Список ответов на вопросы монахов по поводу практик, собранные учёным Моналипутта Тисса после Буддийского Собора, созванного царём Ашокой в III веке до н. э..
Пуггала Паннатти ('Описания индивидуальностей') —перечисление типов личности, знание этих типов полезно для индивидуальной ориентации обучения.
Дхату Катха ('Дискуссия об элементах') — Список вопросов и ответов по содержанию Вибханга.
Ямака ('Пары') — повторение содержания Вибханга, Дхату Катха и Катха Ваттху.
Паттхана (Отношения') — Законы, по которым дхамма проявляется и функционирует, в соответствии с Джамма Сангани.
Данные тексты составлялись в период от 400 до н. э. по 250 до н. э., самый ранний текст — Дхамма Сангани , самый поздний — Катхаваттху. Дополнительно писались ещё после-канонические книги, чтобы более прояснить содержание, наиболее известны из них Вишуддхимагга (Буддхагоша) и Абхидхаммаватара (Буддхадата).
На западе сочинения Абхидхаммы переводились в последнюю очередь, отчего важные аспекты буддийской философии выпадали из рассмотрения исследователей до второй половины XX века. Однако изучение Абхидхаммы позволило значительно улучшить понимание буддизма.
В традиции тхеравады разные страны уделяют разное внимание абхидхамме. Наиболее важной её почитают в Шри-Ланка.
Абхидхарма в сарваcтиваде
Абхидхарма в сарваcтиваде состоит также из семи текстов. Сравнение показывает, что вряд ли они имеют один и тот же источник с традицией тхеравадинской абхидхармы. Катха Ваттху и Пуггала Паннатти не имеют аналогов в сарваcтиваде.
Следующие тексты имеются в абхидхарме традиции сарвастивады:
Сангитипарьяя (Sangītiparyāya?) — 'Рассуждения о Сангити'
Дхармаскандха (Dharmaskandha?) — 'Совокупность факторов'
Праджчаптишастра (Prajñaptiśāstra?) — 'Трактат об указаниях'
Дхатукая (Dhātukāya?) — 'Тело элементов'
Виджчанакая (Vijñānakāya?) — 'Тело воспринимающего сознания'
Пракаранапада (Prakaranapāda?) — 'Описание'
Джнянапрастхана (Jñānaprasthāna?) — 'Основы Знаний'
Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции — Махавибхаша (Великое истолкование) — монументальный комментарий к Джнянапрастхане, созданный в первой половине II векв во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой царя Канишки.
Хорошо известно сочинение Васубандху Абхидхармакоша (энциклопедия абхидхармы), в котором абхидхармистская традиция Махавибхаши сводится воедино и детально объясняется. Это сочинение активно изучается и используется школами махаяны, как в Тибете так и на Дальнем Востоке.
На Дальнем Востоке сарвастивада представлена китайской школой цзюйше-цзун и соответствующей японской школой куся-сю, сосредоточенных на изучении Абхидхармакоши, переведённой на китайский Сюаньцзаном..
Обсуждения Абхидхарма