Фотий

Фотий (греч., родился около 820, умер в 891) — византийский теолог, патриарх (857—867 и 877—886).

Рождение Фотия относят к первым десятилетиям IX (называются различные даты). Семья его отличалась знатностью, благочестием и образованностью: отец, спафарий Сергий, приходился племянником восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе Константинопольскому Патриарху Тарасию (784-806), а брат матери, Ирины, был мужем Марии, сестры Августы Феодоры [Theoph. Cont. IV.22]. Во время гонений против иконопочитателей при Императоре Феофиле (829-842) отец Фотия был осужден и вместе с семьей отправлен в ссылку (ок. 832), где и скончался, снискав славу исповедника (в Константинопольском синаксаре память 13 мая; вопрос о его тождестве с историком Сергием Исповедником остается открытым).

После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры (842 г.) Фотий начал преподавательскую деятельность в Константинополе (среди его учеников - просветитель славян св. Константин-Кирилл, известный богослов и писатель Арефа Кесарийский). Вскоре Фотий и его братья были удостоены высоких придворных чинов: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин - протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита - начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 г. Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставшее знаменитым как "Мириовивлион", или "Библиотека" - более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг.

В 855 - 856 вдовствующую императрицу Феодору оттеснил ее брат Варда, ставший фактическим правителем государства (в апреле 862 г. он получил от Михаила III второй после императорского титул кесаря). Этот выдающийся политик и военный деятель, покровитель наук и образования, сразу же оказался в конфликте с патриархом Игнатием, сторонником Феодоры. В ходе последовавшей борьбы Варда добился изгнания Игнатия по обвинению в государственной измене, а на патриарший престол возвел Фотия (25 декабря 858 г.). Так недавний чиновник и ученый оказался невольно вовлечен в ожесточенную борьбу церковных партий, истоки которой восходили еще к концу VIII. Последовала продолжительная борьба с Фотием сторонников свергнутого Игнатия, получивших поддержку папы Николая I (858-867). Напряженность отношений между Римом и Константинополем, усугублявшаяся спором о юрисдикции над Болгарией и Южной Италией, привела к взаимному осуждению и отлучению Патриарха и Папы. Возникла так называемая "Фотианская схизма": в августе 863 на Римском Соборе был отлучен Фотий, в сентябре 867 Собор в Константинополе 5 отлучил Папу Николая).

В результате интриг Василия Македонянина, любимца императора Михаила III, Кесарь Варда был убит (21 апреля 866). Василий вскоре был коронован беззаботным Михаилом (26 мая 866), который в следующем году сам стал жертвой своего соправителя и был убит им во дворце (23 сентября 867). Став единоличным правителем Империи, Василий I в угоду Папе и многочисленным сторонникам Игнатия в Византии сразу же возвратил опального Патриарха в Константинополь и восстановил его на престоле; Фотий, по сообщению некоторых хроник выступивший с обличением узурпатора [Ps.-Sym, p. 688], был низложен (25 сентября), сослан и отлучен (23 ноября 867). На Константинопольском Соборе 869-870 гг. (признаваемом на Западе "VIII Вселенским") Фотий был анафематствован, а все поставленные им епископы низложены.

Однако уже к 873 отношения между Патриархом Игнатием и Римом обострились из-за спора о церковной юрисдикции Болгарии; Фотий же был возвращен Василием I из ссылки и призван ко двору для обучения императорских сыновей (ок. 875 г.). Когда в октябре 877 г. св. Игнатий умер, примирившийся с ним Фотий стал его преемником; в 879 г. он был признан в Риме и утвержден в сане Константинопольским Собором 879-880. Но сразу после смерти Василия I (886) Фотий был вынужден отречься от престола по настоянию нового императора Льва VI, который передал патриарший престол своему 18-летнему брату Стефану. Умер Фотий в ссылке в 990-х. Вскоре могила его прославилась чудесами, а сам он был причислен к лику святых Православной Церкви (память 6 февраля по старому стилю).

Среди богатейшего творческого наследия Фотия сохранились три сочинения, являющиеся первыми достоверно датируемыми греческими текстами, упоминающими о Руси. В первую очередь это две гомилии (проповеди, беседы), произнесенные Фотием с кафедры собора Святой Софии в Константинополе перед горожанами во время нападения флота Руси на столицу Византии летом 860 г.: первая - в минуту смертельной опасности при нашествии "северных варваров", вторая - во время всеобщей радости при их отступлении. Особое значение этих гомилий в качестве источника состоит в том, что они являются свидетельством очевидца и адресованы непосредственным свидетелям происшедшего. Третий документ - "Окружное послание" патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам, посвященное созыву Собора в Константинополе (867), где Фотий упоминает о добровольном крещении воинственной Руси, еще недавно причинившей столько бедствий христианам.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Фотий

Фото в анкетах на сайте знакомств

Итак, фотография. Благо возможность разместить фото предоставляют поголовно все...
Журнал

Фото ауры

Собственно говоря, ничего нового я не придумал еще когда только изобрели...
Журнал

Фото Вселенной

В июле он достиг второй точки Лагранжа, а первые снимки начали поступать в...
Журнал

Фото солнечной короны

Космические исследования Солнца ведутся более 50 лет. Уже на втором...
Журнал

Личное фото

Трудно представить современную жизнь без фотографий. Путешествия, праздники...
Психология

Семейное счастье можно предсказать по фото

Сотрудники университета Индианы во главе с доктором Мэттью Гертенштейном провели...
Психология

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Как воплотить мечту в реальность силой мысли
Как жить, не уставая