Фома Аквинский

ФОМА АКВИНСКИЙ, знаменитый схоластик, сын графа Ландольфа Аквинского. Родился в 1225 или 1227 близ Аквино. Первоначальное воспитание получил у бенедиктинских монахов в монте Кассино; с 11 до 17 лет был послушником в Неаполе в ордене доминиканцев. Доминиканцы послали его в Париж, но по дороге он был перехвачен своими братьями и привезен в родовое имение: семья хотела заставить его выйти из ордена.

Ему удалось бежать в неаполь, где он и принял пострижение. Орден послал его в Кельн к Альберту Великому, с которым Ф. был в Париже в 1245. Уже в школе Альберта Ф.А. обратил на себя внимание своими выдающимися способностями. В 1252 орден вновь послал Ф.А. в Париж для приобретения докторской степени, ради чего он написал сочинение "De ente et essentia" и "De principio naturae". Степень доктора Ф.А. получил лишь в 1257, ибо Парижский университет в то время был в ссоре с доминиканцами. Докторат был приобретен Ф.А. одновременно со знаменитым Бонавентурой.

Долгое время Ф.А. учил с большим успехом в Париже и начал там свое главное произведение "Summa philosophiae, de veritate fidei catholicae contra gentiles" ("Сумма философии, об истине католической веры против язычников"), оконченное в Италии (в 1264), куда его вызвал папа Урбан IV, назначив профессором в Болонье. Умер Ф.А. на пути в Париж в 1274. Папа Иоанн XXII канонизировал его в 1323. Полное собрание его сочинений издано в Риме в 1570 - 1571 в 17 томах in folio. В 1592 сочинения Ф.А. переизданы в Венеции, а в 1612 в Антверпене с прибавлением 18-го тома, в котором содержатся неизданные до того времени сочинения и много подложных. В 1825 - 74 в Парме вышло полное собрание сочинений Ф.А. в 30 томах. В 5 первых томах антверпенского издания содержатся комментарии Ф.А. на Аристотеля, в тт. 6и 7 - комментарии на "Сентенции" Петра Ломбардского; т.8 - "Questiones quodlibetales"; т.9 - "Summa philosophiae"; тт. 10, 11 и 12 - главное теологическое сочинение "Summa theologiae in 3 partes distributa"; тт. 13 и 16 - комментарии на Библию. Главные сочинения Ф.А. - "Комментарии на Петра Ломбардского" и две "Суммы", философская и теологическая. Значение Ф.А. не в его оригинальности, не в открытии новых научных истин.

А в систематизации и приспособлении различных отраслей знания, в сочетании религиозных положений с философскими истинами. Если и нельзя признать Ф.А. творческим умом, то все же его следует ценить высоко, по примеру Данте; в нем полнее всего выразился дух 13 века, его христианское мировоззрение. Однако христианские истины не поглощают собой все у Ф.А. наряду с религией он признает самостоятельную область исследования разума. Подобно тому как христианские догматы служат Ф.А. руководством в делах веры, так Аристотель является для него основанием науки и философии. Его дело состояло в возможно полном проникновении христианского мировоззрения Аристотелевой философией, причем, однако. Область веры нисколько не смешивается с областью знания; ссылка на Бога в физических вопросах считается Ф.А. asulum ignorantiae (прибежищем невежества), точно так же как перенесение понятий физического мира в царство благодати признается неправомерным.

Царство благодати выше царства природы, но первое не уничтожает относительной самостоятельности второго (gratia naturam non tollit, sed perficit). Как природа является подготовительной ступенью для царства благодати, с которым человек знакомится в Откровении, так царство благодати ведет к царству славы и к самому Богу, соединение с которым возможно только в моменты мистического экстаза в интеллектуальном созерцании. Это грандиозное здание, различные ступени которого ведут постепенно к единому началу. Требовало немалого труда при его детальной обработке, и значение Ф.А. обнаруживается именно в том, как он частные проблемы подвергает логической обработке и делает способными стать элементами цельного, стройного миросозерцания. "Идея порядка, - говорит Эйкен, - господствующая в средневековом строе и мировоззрении. Получает наиболее соответствующую форму в системе Ф.А."; поэтому он и становится лучшим выразителем средневекового мировоззрения. Главная проблема философии схоластического периода состояла в определении бытия.

Два направления - реализм и номинализм - решали ее в противоположном духе. Церковь отнеслась одинаково строго к обоим направлениям, осудив номинализм (концептуализм) Абеляра и реализм Амальриха их Бены. С точки зрения реализма только общее, идея существует; предмет науки есть общее в предметах, которые различаются не по существу, а лишь по своим акциденциям, случайным признакам. Познать общее - значит познать все. Номинализм защищает частное, отдельные предметы, утверждая, что общее знание есть отвлечение, нисколько не охватывающее природы предметов. Ф.А. в этом споре пошел по стопам своего учителя Альберта Великого, избрав средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель. Он признает, что общее не имеет отдельного бытия, что "общих сущностей" нет и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее существует в предметах и разум извлекает его из них; однако в ином смысле Ф.А. не отвергает общее, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире.

Таким образом, Ф.А. признает троякого рода универсалии: ante rem (до вещей) - поскольку они суть мысли Бога, in re (в вещах) - поскольку они составляют общую сущность вещей, и post rem (после вещей) - поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия. Учение Ф.А. является эклектизмом, попыткой сочетать номинализм с реализмом признанием относительного значения каждого из них. Принцип индивидуации Ф.А. видит в материи как начале, способном к восприятию форм. Нематериальные формы делятся у Ф.А. на несколько групп: Бог, ангелы, души и не отделимые от материи формы объектов чувственного восприятия. Бог есть безусловно чистая форма, чистая актуальность.

Бытие Бога может быть доказано а posteriori, из явлений: во-первых, движение предполагает неподвижный первый двигатель; во-вторых, цепь причин и следствий не может идти в бесконечность - нужно предположить существование первой причины; в-третьих, случайное предполагает необходимое; в-четвертых, все предметы различаются качественно и по степени совершенства представляют лестницу, следовательно, должно быть нечто, представляющую высшую ступень реальности и совершенства; в-пятых, целесообразность заключает в себе указание на бога как источник ее. Все конечное сотворено из ничего, причем Бог выбрал лучший из возможных миров. В этом пункте Ф.А. разошелся с Аристотелем. Который допускал вечность мира. Душа человека, как и ангелы. Есть нематериальная форма. Ф.А. повторяет не только определение Аристотеля (душа есть энтелехия), но и деление функций души, причем, однако, он приписывает разуму все душевные функции, не только познавательную, но и растительную, и чувствующую. В объяснении процесса познания Ф.А. следует за Аристотелем, отказавшись от представления о врожденном знании. Он учит о бессмертии души, возражая против аверроистского учения о единстве интеллекта и против понимания Аверроэсом Аристотелевой философии. Бессмертие души Ф.А. понимает a parte post, но не а раrte ante, т.е. он отрицает предсуществование. Бессмертие есть следствие нематериальности души. И в этике Ф.А. следует за Аристотелем в определении и разделении добродетелей. Созерцанию он отдает предпочтение перед практикой; к четырем кардинальным добродетелям древних он прибавляет три теологические добродетели: веру, надежду и любовь.

Свободу воли ФА. Понимает в смысле психологического детерминизма. Выбор зависит от нас, но в добре мы не свободны в том смысле, что нуждаемся в благодати. В учении Ф.А. о государстве влияние Аристотеля тоже велико. Государство есть произведение человеческого искусства. Власть в государстве сравнивается с властью Бога во вселенной, душой в теле. Законы разделяются на две группы: божественные (leges aeternae, divinae) и человеческие. Ф.А. называют doctor universalis - и это справедливо в том отношении, что он подверг самой детальной обработке, с определенной точки зрения, все вопросы философии. К числу знаменитейших последователей Ф.А. принадлежат Данте и Франциско Суарес (ум. 1617), имевший влияние и на представителей новой философии, например, на Спинозу. Ф.А. был величайшим католическим философом; папа Лев XIII в 1880 признал изучение его обязательным в католических школах. С этого времени началось неотомистское движение, выразившееся в основании института для изучения философии Ф.А., в нескольких журналах, посвященных изучению и распространению философии Ф.А. .
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Фома Аквинский

Апостол Фома

Фома́ — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа. Призван Христом из...
Религия

Фома Аквинский и Шри Шанкара

Фома Аквинский (согласно разным источникам: 1225 или 1227-1274 годы н.э...
Журнал

Фома Аквинский

Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул...
Журнал

Сравнение Фомы неверующего с наивной личностью

С имением языка у человека (и даже без этого) ведутся споры между людьми над...
Журнал

Сицилийский Бык

В дружеской компании Буриданова Осла отправились мы во время нашей прошлой...
Журнал

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Полезные остановки
Проделки капризных планет