"Деяния Иоанна" были известны, несомненно, уже со II века. Запрещены в 787 г. В Никее VII Вселенским Собором в связи с опровержением книг, на которые ссылались иконоборцы (эпизод с Ликомедом, которому Ап. Иоанн запретил поклоняться своему изображению).
"Возлюбленные, Господь, воспевши это с нами, вышел, а мы как будто заблудились, или как будто были полусонные, и все разбежались в разные стороны. Я же, видя Его страдания, не вынес страданий Его, но убежал на Масличную гору, оплакивая случившееся. И после того, как начали кричать: возьми! - Он был распят на шестой час дня, и тьма разлилась по всей земле.
Потом Господь мой, став в середине пещеры и осветив меня, сказал: "Иоанн! Меня распинает иерусалимская чернь, Меня пронзают копьём и тростью, напаяют уксусом и желчью, и выслушай, что Я тебе говорю: Я допустил тебя взойти на эту гору, чтобы ты услышал то, чему должен научится ученик от Учителя и человек от Бога".
Сказавши это, он показал мне водружённый световидный крест, и около креста великую толпу, которая в кресте получала один образ и один вид. Самого же Господа зрел я на кресте не имеющем вида, но издающим только голос, и голос не такой, какой обыкновенно мы слышали, но какой-то приятный и добрый и воистину Божий.
Голос говорил мне: "Иоанн! Одно ты должен услышать от Меня, потому что Я считаю нужным, чтобы ты из того, что имеет быть, услышал одно: это то, что крест света Я называл для вас иногда Словом, иногда умом, Иногда Христом, иногда дверью, иногда путём, иногда хлебом, иногда воскресением, иногда Иисусом, иногда Отцом, иногда Духом, иногда жизнью, иногда истиной, иногда верой, иногда благодатью".
(Деяния вселенских соборов, изд. В русском переводе при Казанской Духовной Академии (Казань, 1887 - 1891), том VII, с. 189 - 192.)
Потом Господь мой, став в середине пещеры и осветив меня, сказал: "Иоанн! Меня распинает иерусалимская чернь, Меня пронзают копьём и тростью, напаяют уксусом и желчью, и выслушай, что Я тебе говорю: Я допустил тебя взойти на эту гору, чтобы ты услышал то, чему должен научится ученик от Учителя и человек от Бога".
Сказавши это, он показал мне водружённый световидный крест, и около креста великую толпу, которая в кресте получала один образ и один вид. Самого же Господа зрел я на кресте не имеющем вида, но издающим только голос, и голос не такой, какой обыкновенно мы слышали, но какой-то приятный и добрый и воистину Божий.
Голос говорил мне: "Иоанн! Одно ты должен услышать от Меня, потому что Я считаю нужным, чтобы ты из того, что имеет быть, услышал одно: это то, что крест света Я называл для вас иногда Словом, иногда умом, Иногда Христом, иногда дверью, иногда путём, иногда хлебом, иногда воскресением, иногда Иисусом, иногда Отцом, иногда Духом, иногда жизнью, иногда истиной, иногда верой, иногда благодатью".
(Деяния вселенских соборов, изд. В русском переводе при Казанской Духовной Академии (Казань, 1887 - 1891), том VII, с. 189 - 192.)
Обсуждения Символ Креста