Зикр

Зикр - это средство, с помощью которого состояния (халь) дают свои плоды, пока ищущий не достигнет Божественного присутствия. В пути к Божественному присутствию зерно поминания произрастает в сердце, питаясь водой восхваления и пищей прославления, пока дерево зикра не принесет свои плоды. Это - сила для всего путешествия и основание всего успеха. Это - то, что пробуждает ото сна беспечности, мост к Поминаемому. Шейхи вспоминают своего Господа с каждым вдохом, подобно ангелам, которые - всегда в состоянии зикра, восхваляют Аллаха.

Один из шейхов сказал: "Я вспоминал Тебя, потому что я забыл Тебя на миг; и самый легкий путь для меня - поминать Тебя языком". Если мурид будет помнить своего Господа каждый миг, он возвысит свой дух и душу и будет восседать в присутствии своего Господа. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в достоверном хадисе, упоминаемом в "Муснаде": "Люди зикра - это люди Моего присутствия". Можно сказать, что гностик - тот, кто постоянно делает зикр сердцем и оставляет позади привязанность к этому миру (дунье).

Упоминание о зикре в Коране

Зикр упоминается во многих местах Священного Корана, и в большинстве стихов слово "зикр" обозначает тасба - восхваление, такбар - возвеличивание, тахмад - восхваление и салават - восхваление и молитвы Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах сказал в суре "Аль-Бакара" (152): "Вспоминайте Меня и Я вспомню вас". Он сказал в суре "Али-Имран" (41): "И поминай твоего Господа много и восхваляй по вечерам и утрам". Затем в аяте 191 той же суры: "Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня - знамения для обладающих умом, - тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: "Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня".

В суре"Ар-Ра’д" (28, 29): "Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, - о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца, - те, которые уверовали и делали благое, - им благо и хорошее пристанище".

В суре "Аль-Ахзаб" (35, 41-42): "…поминающий и поминающая Аллаха много, - уготовал им Аллах прощение и великую награду! "; "О те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым упоминанием и прославляйте Его утром и вечером!"

Есть много других аятов Корана, упоминающих зикр. Имам Навави говорит в своей книге "Футухат ар-Раббани 'аля-л-Азхар ан-Нававия" (т.1, стр. 106-109): "Все ученые Ислама согласились с принятием и допустимостью зикра сердцем и языком для взрослых мужчин и женщин, для детей, для того, у кого омовение, для того, кто без омовения, даже для женщин во время ее месячных. Более того, зикр разрешен всеми учеными в форме тасбиха, тахмида, такбира и восхваления и молитв Пророку, да благословит его Аллах и приветствует".

Зикр очищает сердце и является источником Божественного дыхания, которое оживляет мертвый дух, наполняя его милостью Аллаха, украшая его Его атрибутами, приводя его в состояние полного пробуждения из состояния небрежности. Если мы будем постоянно заниматься зикрулла (поминанием Аллаха), счастье и мир снизойдут на нас (будут дарованы нам). Зикр - это ключ к радости и ключ к Божественной любви.

Упоминание зикра в Сунне

Согласно Бухари, Абу Муса аль-Аш’ари передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Различие между тем, кто делает зикр и тем, кто не делает зикр, подобно различию между живым и мертвым".

Тирмизи передал от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если будете проходить садами Небес, оставайтесь там". Спросили: "О Посланник Аллаха, что за сады Небес?" Он сказал: "Собрания для зикра".

Бухари рассказал в своей книге от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "У Аллаха, Всемогущего и Всевышнего, есть ангелы, которые ищут людей зикра. Если они находят людей зикра, окружают их, так что те достигают Первых Небес. И Аллах спрашивает Своих ангелов: "Чем занимаются Мои слуги?"

Ангелы говорят: "О Аллах! Они восхваляют Тебя и прославляют Тебя и занимаются зикром". Аллах говорит: "Они видели Меня?". Ангелы отвечают: "Нет, они не видели Тебя". Тогда Аллах спрашивает: "Что было бы, если бы они видели Меня?". Ангелы отвечают: "О Аллах! Если бы они видели Тебя, они бы еще больше воздавали хвалу Тебе и славу Тебе, больше бы занимались зикром Тебе". И Аллах спрашивает: "Чего просят они?". Ангелы говорят: "Они просят Твой Рай". Аллах спрашивает: "Они видели Мой Рай?". Ангелы отвечают: "Нет, Господи". Аллах продолжает: "Что было бы, если бы они видели Мой Рай?". Ангелы отвечают: Их пыл и стремление достичь его были бы еще больше". Тогда Аллах спрашивает: "Чего они боятся?". Ангелы говорят: "Они боятся одного огня". Тогда Аллах спрашивает: "Что было бы, если бы они видели адский огонь?". Они отвечают: "Они бы больше и больше убегали от него и просили защиты от него". Тогда Аллах говорит: "Я свидетельствую вам, что прощаю все их грехи". Тогда один ангел спрашивает: "О Господь, среди тех людей был один не из них, он просто зашел спросить что-то у одного из них". Аллах говорит: "Это Мои возлюбленные, которые делают зикр Мне. Кто бы ни пришел в их круг, прощаю его".

У Бухари и Муслима рассказывается от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал слова Аллаха: "...Как Мой слуга думает обо Мне, таким

Я и буду для него. Я с ним, если он вспомнит Меня. Если он призывает Меня в душе, Я воззову к нему в Себе, а если он взывает ко Мне в группе людей, Я упомяну его среди тех, кто лучше, в Моем присутствии. Если он приближается ко Мне на расстояние кисти, Я приближусь к нему на локоть; если он приближается ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на расстояние руки; если он пойдет ко Мне, Я побегу к нему".

Тирмизи и Ибн Маджа рассказали, что, согласно Аби Дарда, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Хотите ли вы, чтобы я рассказал вам о наилучших делах для вас, самых почетных и похвальных и благословенных для вашего Господа, высочайших по своему вознаграждению; лучших, чем расходование золота и лучших, чем встреча с врагом и перерезание его горла на джихаде?". Те ответили: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Зикрулла". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Для всего есть свое очищение, и очищение сердец - это зикруллах".

Муаз бин Дабаль (р.а.) сказал: "Ничто не спасет от наказания Аллаха, кроме зикра Аллаху".

Существует такое множество других хадисов о пользе и благословениях зикра, что невозможно их всех здесь привести.

Из высказываний имамов и ученых о зикре

Ибн Аббас (р.а.) сказал: "Аллах, Всемогущий и Возвышенный, установил пределы всем обязанностям, возложенным Им на людей, за исключением зикра. Для него нет ограничений".

Ибн Кайм аль-Джаузия говорит в своей книге "аль-Вабиль ас-а’иб" (стр.52): "Нет сомнения, что сердце окисляется, как окисляются медь и серебро. Очищение для него - это зикр, который сделает его вновь, словно чистое зеркало. Окисление сердца происходит от небрежности и греха. Оно очищается при помощи двух средств: раскаяния и зикра. Если чье-то сердце затуманено, отражения образов будут неясными; он будет видеть ложь, как правду, и правду в виде лжи. Когда сердце слишком окислилось, оно становится зетемненным, а в темноте образы Истины и Реальности никогда не появятся.

Лучший путь очищения - через зикруллах".

Ибн Ата'иля ас-Сакандари сказал: "С помощью зикра вы оставите невнимательность и забывчивость, и будете поддерживать ваше сердце присутствующим с Аллахом, Всемогущим и Всевышним". "Лучший путь достичь Его присутствия - через произнесение имени "Аллах" в сердце или языком, или через произнесение любых из Его имен" (Мифтах аль-Фалях, стр.4).

Абуль-Касим аль-Кушайри сказал: "Зикр - самая сильная поддержка на пути к Аллаху Азза ва Джаль. Никто не может достичь Божественного присутствия, иначе как длительным произнесением зикра" (Рисалят аль-Кушайрия).

Муляй аль-'Араби ад-Даркави сказал: "Не говорите "я - ничто" или "я - нечто". Не говорите "я нуждаюсь в том-то и том-то" или "я не нуждаюсь ни в чем". Но говорите "Аллах" - и вы увидете чудеса" (Письма суфийского учителя).

Из приведенного мы видим, что все наставники, истинные шейхи советовали идущему по пути к Аллаху выполнять зикр во всех ситуациях жизни и держаться тех людей, которые собираются для зикра. Мы видим, что Священный Коран, Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ученые согласуются в этом.

Типы зикра

Зикр может совершаться как тихо, так и вслух. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поощрял людей делать и то, и другое. Среди ученых шариата и суфийских

шейхов одни отдавали предпочтение громкому зикру, а другие - тихому зикру.

Громкий зикр

Бухари рассказывает, что Абу Хурайра (р.а.) сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал слова Аллаха: "Если Мои слуги упоминают Меня в душе, Я упомяну их про Себя. Если он упомянет Меня в группе, Я упомяну его в группе в Моем присутствии". Мы понимаем из этого хадиса, что упоминание Аллаха в группе людей означает громкий зикр. Некоторые ученые делают на основе этого вывод, что громкий зикр позволителен.

Бухари рассказывает в своей книге хадисов, что Ибн Аббас (р.а.) говорил: "Во времена

Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди повышали голос в зикре".

Бухари рассказывает также, что Абу Ма’бад (р.а.), освобожденный раб Ибн Аббаса (р.а.), передавал слова Ибн Аббаса: "Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был обычай воздавать хвалу Аллаху вслух после обязательных совместных молитв. Когда я слышал зикр, я знал, что совместная молитва окончена".

Имам Ахмад Абу Давуд и Тирмизи передают, что ас-Са’иб (р.а.) сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Джибриль пришел ко мне и приказал мне, чтобы я приказал моим сподвижникам повышать голоса в такбире".

Рассказано Бухари и Муслимом, и упомянуто Джалалуддином ас-Суюти из других собраний, что али бин Аби Талиб (р.а.) сказал: "Я попросил однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "О Посланник Аллаха, укажи мне кратчайший путь к Присутствию Аллаха, легчайший путь поклонения и лучший путь для Аллаха, Всемогущего и Всевышнего". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"О Али, ты должен постоянно совершать зикруллах, тихо и вслух". Я отозвался: "Все люди совершают зикр. Дай мне что-нибудь особенное". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "О Али, лучшее из того, что я и все Пророки до меня говорили, это - "Ля илляха илля-ллах". Если небеса и землю целиком положить на одну чашу весов, а "Ля иляха илля-ллах" положить на другую, то "Ля иляха илля-ллах" перевесит. Судный день не настанет, пока будут на земле люди, говорящие "Ля иляха илла-ллах". Тогда я спросил: "Как я должен это произносить?". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Закрой свои глаза и слушай, как я буду говорить "Ля иляха илля-ллах" три раза. Затем ты скажи это трижды, и я послушаю тебя". Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес это, и я повторил это вслух".

В пересказе Имама Ахмада и Табарани этот хадис продолжен описанием того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих сподвижников зикру.

"Ибада бин Самит сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Есть ли среди вас какой-нибудь незнакомец?". И мы сказали: "Нет, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Закройте дверь". Потом сказал: "Возденьте ваши руки и повторяйте за мной "Ля иляха илля-ллах". Мы воздели свои руки и сказали "Ля иляха илла-ллах". Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Хвала Аллаху, что Он послал меня в этот мир с этой калимой, и Он наделил меня ею, и Он обещал мне рай через нее, и Он никогда не меняет своего обещания". Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Будьте счастливы! Аллах простил вас".

Джалаладдин ас-Суюти упомянул в сочинении "Натиджат аль-Фикр фи Джахри-з-Зикр" ("Выгоды громкого зикра") 25 достоверных хадисов, где упомянается совершение громкого зикра.

Тихий зикр

В 205 аяте суры "аль-А’раф" сказано: "И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, говоря слова по утрам и по вечерам не громко, и не будь небрежным!".

Имам Ахмад рассказал: "Абу Хурайра сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что Аллах сказал: "Я - с Моим слугой, когда он поминает Меня, и в поминании Меня движутся его губы". Комментируя этот хадис, имам Навави говорил:

"Аллах с тем, кто вспоминает Его и призывает Его в сердце, и призывает Его языком, но мы должны осознавать, что зикр сердца совершеннее. Поминающий делает зикр языком

для того, чтобы отражать наличие зикра сердцем. Когда любовь к Аллаху и Его поминание наполняют сердце и дух, язык движется, и ищущий приближается".

Шейх Аман аль-Курда сказал в "Просветлении сердец" (Танвар аль-Куляб) (стр.522): "Зикр языком, который соединяет звуки и буквы, нелегко совершать все время, потому что покупка и продажа, и другие подобные виды деятельности отвлекают внимание от такого зикра. Для зикра сердцем верно обратное. Он назван так, чтобы обозначить его свободу от букв и звуков. При этом способе ничто не отвлекает от зикра, как сказал поэт:

Клянусь сердцем, поминающим Аллаха, в тайне от творения, без слов и беззвучно. Это поминание лучше всего: из него источаются слова святых. Вот почему наши накшбандийские учителя выбрали зикр сердца. Более того, сердце - это место, куда Прощающий бросает свой взор, обитель веры, и хранилище тайн и источник света. Если оно здорово - все тело здорово; если оно нездорово - то все тело нездорово, как стало ясно нам благодаря избранному Пророку, да благословит его Аллах и приветствует". Нечто подобное этому было рассказано на основе свидетельства Айши (р.а), которая сообщила, что, по словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Аллах скажет в Судный День: "О Мой слуга, у Меня есть кое-что хорошее из принадлежащего тебе, за что Я один вознагражу тебя. Это - твое скрытое поминание". Также по cвидетельству Айши: "Зикр, не услышанный записывающими ангелами, равен семидесяти зикрам, которые они слышат". (Рассказал Байхаки).
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!