Христос воскрес!

Вопросы человека, незнакомого с богослужебной жизнью Церкви, порой поставят в тупик и опытного литургиста. Попробуйте озадачить священника вопросом, почему каждую службу повторяется одно и то же? Зашел человек в храм, и, мало того.
Христос воскрес!
Что большей частью слова не понятны, так еще сквозь монотонное чтение только и прорывается, что «Господу помолимся!» и «Господи, помилуй!» Ну, как тут не вспомнить анекдот про нового русского, возмущавшегося, что как он не придет в церковь, там все «Христос воскресе!», да «Христос воскресе!»

Такой вопрос возникает у человека, редко заходящего в храм. Только не спешите обвинить меня в морализаторстве! Просто литургическая жизнь такова, что ее понимание практически невозможно без регулярного участия. Если вопрошающий зайдет поочередно на одну-две рядовых будничных службы, потом на воскресную всенощную и литургию и вдобавок на праздничную, то он обязательно заметит, что состав, продолжительность и степень торжественности служб разная. Так, на будничной большинство текстов читается, а на праздник поется. О праздничности говорит нам даже изменившийся цвет священнических и диаконских одежд. И если уж на то пошло, возглас «Христос воскресе!» — характерная (праздничная) особенность литургий от Пасхи до ее отдания на 39-ый день.

Таким образом, в православном богослужении соединяются три уровня чтений и песнопений, связанных соответственно с суточным, недельным и годичным кругами церковной жизни. Поэтому каждый день церковного года особенный: подобно тому, как совмещением разноцветных стеклышек в калейдоскопе создается единый узор, в любой службе внимательный слух и взгляд уловит то, что отнесет ее ко времени суток, дню недели и дню года. Так, богослужебный день начинается с вечерни, за которой в приходской (но не монастырской!) практике следует утреня и часы, и венчается литургией; каждый из семи дней недели изначально посвящен тому или иному событию или лицу, потому по субботам на литургии поются заупокойные тропари и стихиры в воспоминание всех от века усопших православных, а в среду и пятницу вспоминается Крест Господень. Наконец, год делится на посты и мясоеды; в церковном календаре есть «праздник праздников» — Пасха, двеннадцать самых важных (двунадесятых) праздников, связанных с евангельской историей, и пять великих. Есть и наши «личные» праздники – памяти тех святых, имена которых мы носим. Традицию совмещения всех этих уровней хранит Типикон – богослужебный устав.

Мудрость и, если хотите, знание психологии Церковью состоит в том, что во всем этом многообразии есть константы – неизменяемые чтения и песнопения, которые позволяют нам идентифицировать, к примеру, вечерню как вечерню, а утреню как утреню независимо от того, будут ли они совершаться последовательно одна за другой или в соединении с другими службами. Не надо также забывать, что не только у каждой службы, но и у каждой ее части есть свое символическое значение, — что отсылает нас к определенному событию ветхо- или новозаветной истории (как, например, предначинательный, 103-ый, псалом – к сотворению мира). Неизменяемые чтения (песнопения) православного богослужения – вехи истории человеческого спасения Христом от рабства греху и смерти.
×

По теме Христос воскрес!

Христос - Посланник

Волна, вздымаемая на поверхности океана, оборачивается пустотой. Затем вырастает...
Религия

Иисус Христос

Иисус - Сын Божий Когда апостол Павел упоминал "Свет истинный, Который...
Религия

Христос

Христос есть Божий Сын ,каким Бог сотворил Его. Он- разделяемое с нами Я...
Религия

Христос в Индии

В 1887 году русский ученый и журналист Николай Нотович, путешествуя по Тибету...
Религия

Христос был против эго

Сегодня, мировое общественное сознание, благодаря скорости обмена информацией...
Религия

Христос был против эго. Храм битвы со зверем

Агрессивный первосвященник Каиафа, обнажившийся против Христа, осудил Его на...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация