Современный Ислам

Мусульманские богословы на протяжении веков подчеркивали мысль о неизменности исламского вероучения, его культовых предписаний и социальных установок. Еще в начале нынешнего века один из мусульманских идеологов в России писал, что учение Мухаммеда „останется неизменным до самого воскресения мертвых". Однако перемены, происходящие в общественной жизни и сознании верующих, побуждают религиозных деятелей давать „осовремененное" толкование многих проблем, вносить определенные изменения в религиозный комплекс. Цель этих усилий — сделать религию более привлекательной для человека нашего времени, убедить людей в том, что она приносит пользу личности и обществу, помогает решать земные проблемы.

Прежде всего изменилась социально-политическая позиция духовенства в нашей стране. От о суждения в сяких социальных преобразований и выступлений против Советской власти оно перешло к одобрению социальных революций и заявлениям о том, что построение социализма и коммунизма на земле предсказано в Коране и получило благословение аллаха. В такой позиции проявляется своеобразное осмысление и отражение богословами исторической реальности, которая свидетельствует о том, что мусульмане в СССР восприняли идеи социализма как свои собственные идеи и принимают повседневное участие в их осуществлении.

По-новому ныне рассматривается такой важный вопрос, как отношение к неверующим. В отличие от мусульманской традиции, всегда делившей людей на тех, кому будет даровано аллахом счастье, т. е. мусульман, и тех, кому не будет такого счастья, т. е. немусульман, современные богословы утверждают, что все люди созданы для счастливой жизни. Более того, вопреки установкам вероучения, обещающего неверующим лишь адские муки на том свете, современные религиозные деятели заявляют, что на райское блаженство могут рассчитывать и неверующие, если они хорошо трудятся на благо социалистического общества или с оружием в руках защищают свою Родину.

Большое место в деятельности религиозных организаций и духовенства занимает приспособление культа к условиям нашего времени, когда значительная часть верующих тяготится многими обрядами и предписаниями ислама и перестает их выполнять. Утрата верующими ряда признаков религиозности тонко улавливается служителями культа. Если пять десятилетий тому назад этот процесс вызывал открытое недовольство у религиозных организаций и служителей культа и побуждал их к активным действиям для восстановления этих признаков в сознании и поведении верующих, то в наши дни для них чаще характерна иная позиция. Они во многом смирились с таким положением.

И вот служители культа изыскивают различные аргументы, позволяющие человеку, уже не выполняющему многих строго обязательных предписаний религии, считать себя верующим. В этих целях приводятся стихи Корана, говорящие о том, что бог не хочет доставлять трудностей последователям ислама, но хочет им облегчения. Из таких посылок делаются выводы о возможности выполнять обряды и предписания в урезанном виде, хотя для этого служителям культа приходится не только пересматривать многовековые традиции, но даже проходить мимо прямых указаний священных книг. Так, религиозные деятели, сообразуясь с тем, что многие верующие не выполняют требований вероучения о пятикратной молитве и посте в месяц рамадан, „разрешают" совершать намаз не в установленное время, а „когда есть возможность", поститься не в течение всего месяца рамадан, а лишь по нескольку дней в начале, в середине и в конце этого месяца. Все ширится круг работников разных профессий, которые служителями культа „освобождаются" от поста. Соблюдение некоторых обрядов считается возможным заменять добровольными пожертвованиями в пользу мечети. Так, вместо жертвоприношения скотом во время курбан-байрама многие служители культа считают возможным внесение в кассу мечети стоимости шкуры жертвенного животного. Давая подобные „послабления" верующим, духовенство тем самым облегчает человеку возможность считать себя выполнившим религиозные предписания и вместе с тем изыскивает дополнительные каналы для укрепления финансовой базы религиозных организаций.

Несколько иначе обстоит дело с модернизацией ислама за рубежом. Например, мусульманские организации стран, идущих по капиталистическому пути, естественно, по-другому относятся к толкованию социальных проблем. Они выступают за сохранение частной собственности на средства производства, против классовой борьбы, осуждает волнения трудящихся, направленные против строя эксплуатации. Однако веяние времени затрагивает и их. Все больше религиозных деятелей становится под антивоенные знамена, призывая мусульман в сотрудничестве с верующими других конфессий бороться против империализма, сионизма, расизма и неоколониализма, за мир и национальную независимость своих стран.

В богословских кругах все сильнее пробивает себе дорогу идея о праве каждого мусульманина на иджтихад, т. е. на самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам. И все сильнее критикуется традиционная концепция суннизма, исходившая из того что „двери иджтихада были закрыты" с созданием в X в. четырех богословско-юридических школ (мазхабов). По-новому толкуется многими теологами учение о джихаде. Если на протяжении веков джихад означал религиозную обязанность мусульман вести войну за веру против „неверных", то в настоящее время это понятие значительно расширено. Под него подводится и борьба за укрепление экономического и военного могущества мусульманских стран, и борьба за освобождение арабских земель, оккупированных Израилем, и мирная проповедь ислама. Модернистски настроенное духовенство призывает мусульман овладевать светскими науками, бороться против суеверий, под которыми нередко понимается и поклонение так называемым святым местам, в течение веков поддерживавшееся религиозными организациями.

Эволюция социальных позиций ислама, попытки мусульманского духовенства внести изменения в его идеологию и культовую практику являются не только отражением в религиозной форме объективных процессов, происходящих в обществе. Это также результат понимания духовенством того, что в рамках традиционных исламских идей и предписаний ныне нельзя сохранить влияние на верующих.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Современный Ислам

  • МОЙ СТИХИ
    Дающий нам Аллах.
    Все видящий Господь все знающий.
    Свет истины Бог дня и ночи.
    АЛЛАХ наш МИЛОСТИВЫЙ МИЛОСЕРДНЫЙ.
    Творец звезд и небес наш Вездесущий.
    Миров творец единый Бог.
    Людей стремлений свет.
    И луч добра надежд и Тайна.
    Аллах единства Бог.
    Он бесконечный свет он Вера.
    Бесстрашной мощи Суть он Сила.
    Аллах наш Милосердный.
    **************************************************
    МОЙ СТИХИ
    Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
    Пророк Мухаммед мир тебе.

    Священное писания Аль-Коран.
    Он послан был пророку Мухаммеду.
    От истины единого Аллаха.
    Творца небес планет и звезд всего живого.
    Открылся он пророку Мухаммеду.
    И в откровение Истины Единой.
    Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
    Я милосердный Бог Аллах.
    Единый я Творец небес и звезд.
    Всего живого я Аллах.
    Пророк Мухаммед Мир тебе.
    Ниспосылаю истину тебе в Писание.
    Что я Единый вечный свет.
    Я ваш Творец Аллах.
    Пророк Мухаммед мир тебе.
    Места святые для ислама.
    Медина Мекка и Кааба.
    Туда направлены все взоры мусульман.
    Там взор Каабы смотрит на людей.
    Взгляд истины и милосердного Аллаха.
    Он ниспослал писания пророку Мухаммеду.
    От истины Единой един Творец Аллах.
    Паломники идущие к святыне.
    Аллах един.
    Приветствуйте пророка Мухаммеда.
    Ниспослано с небес писания людям.
    Как истина и милосердия Аллаха.
    Един Творец всего Аллах он Вечный Бог.
    О люди знайте Милосердия в вас.
    Паломники и люди слушайте Имамов.
    И вспоминайте много Аллаха.
    Да будьте благодарны.
    Пророк Мухаммед приветствует его Аллах.
    Медина Мекка и Кааба.
    Паломники идущий к святыне.
    Мечеть и минарет молящиеся в нем.
    Благодарят Аллаха Милосердного.
    Мы верим в истину единого Аллаха.
    Творца людей всего живого лишь Аллах.
    Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
    Мечеть и два прекрасных Минарета.
    Ниспослано писания как Истина.
    И откровения людям от Аллаха.
    Свет книги Истина писания суть.
    А слова Бог милосердия и труд.
    Читая книгу света знаете.
    Един Творец и Истина едина.
    Все знание дает Аллах единый.
    Будь благодарным человек и верь.
    Не забывай что милосердный Бог.
    Аллах. Единый
     

По теме Современный Ислам

Современный ислам

Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает...
Религия

Современный Буддизм

Длительное порабощение азиатских стран европейскими колонизаторами привело к...
Религия

Современный буддизм

Спор между наукой и религией обычно заходит в тупик, когда дело доходит до...
Религия

Современный иудаизм

Процесс модернизации современного иудаизма начинается во второй половине XIX в...
Религия

Современный протестантизм

Идеология протестантизма формировалась в процессе приспособления христианства к...
Религия

Ислам

Ислам меняется. Но если мы хотим увидеть эти изменения, нам необходимо отвести...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
Тайна Семи