Социальная доктрина

На протяжении многих столетий социальная доктрина ислама в своей основе оставалась неизменной. Исходя из принципа абсолютного совершенства всего созданного аллахом, богословы и религиозные организации рассматривали наличный общественный строй (а им был эксплуататорский строй) как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как „богопротивные". Тягчайшим преступлением против бога и веры признавалось возбуждение в народе недовольства против власти эксплуататоров.

Частная собственность на средства производства, лежавшая в основе эксплуататорских общественных отношений, объявлялась неприкосновенной.

Огромные социальные перемены, происшедшие в мире в XX в., небывалый рост притягательности идеологии и практики реального социализма, стремление трудящихся мусульманских стран к общественным переменам не могли не сказаться на социальных позициях ислама. Был разработан ряд концепций, не имевших аналога в прошлом. Мусульманские деятели Советского Союза пришли к выводу, что народные выступления против эксплуататорского строя вполне законны, вытекают из учения Корана и Сунны, а строительство социализма и коммунизма является богоугодным делом „Принципы социализма" и в том числе указание на возможность обобществления средств производства они „находят" в аятах Корана и хадисах пророка Мухаммеда.

Мусульманские богословы стремятся представить ислам не только учением, открывающим возможности для социальных преобразований, но и своеобразным стимулятором строительства социалистического общества. „Предписанные исламом все формы убеждений, ритуалов, моральных норм и законодательных институтов служат именно этой цели", — пишет в журнале „Мусульмане Советского Востока" один из видных богословов.

Мусульманские деятели зарубежных стран, избравших путь социалистической ориентации, говорят об „исламском социализме", характеризуя его как общество, вбирающее в себя все лучшее, что имеется у капитализма и коммунизма. Видится это общество им по преимуществу опирающимся как на частную, так и на общественную собственность на средства производства. При всей утопичности этой концепции лозунг „исламского социализма" в определенных условиях может играть ограниченную прогрессивную роль в деле привлечения мусульманских масс на сторону социально-экономических преобразований, осуществляемых в развивающихся странах с прогрессивными режимами.

Иначе выглядят богословские построения религиозных деятелей из стран, находящихся в орбите капиталистической системы хозяйства (Марокко, Пакистан, Малайзия, Египет и др.). Многие из них утверждают, что наилучшим образцом социального устройства, обеспечивающим мир и благоденствие для всех членов общества, является мусульмайская община времен пророка Мухаммеда. Они призывают правоверных возродить общественные порядки более чем тысячелетней давности. Часть богословов этой зоны считают, что единственно возможный путь к самому прогрессивному и процветающему обществу лежит через введение в мусульманских странах нашего времени норм права и морали, установленных Кораном и Сунной. В соответствии с подобной концепцией нет необходимости бороться против эксплуататорского строя и его фундамента — частной собственности на средства производства, не надо стремиться менять характер политической власти, нужно лишь ввести шариатские установления и обеспечить их неукоснительное выполнение, и все социально-экономические проблемы, стоящие перед мусульманскими странами, будут решены. Составным элементом таких концепций часто является воинствующий антикоммунизм, клевета на реальный социализм.

Всем мусульманским социальным концепциям, как видим, присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы со сверхъестественными силами, с их волей и приписываемыми ими установками, каковые будто бы и играют решающую роль в жизни общества.

Таким образом, социальная доктрина ислама не только не дает реальной программы для решения насущных общественных проблем, стоящих перед мусульманскими странами, но и не способствует уяснению направлений развития современного исторического процесса и его движущих сил. Она уводит своих сторонников и последователей от реальных путей борьбы за обеспечение социального прогресса.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Социальная доктрина

  • МОЙ СТИХИ
    Мечеть четыре Минарета.
    Вход в храм открыт.
    Для верующих в единство.
    Вечной веры.
    Единство есть единый вечный.
    Наш Аллах.
    Он милостивый милосердный.
    Творец единства.
    В мечеть вошедший.
    Благодарит в молитве.
    И кротко преклоняет он колени.
    Пред Аллахом вечным.
    Он вспоминает близких и родных.
    И на коленях кротка.
    Склоняет голову сваю.
    Он говорит Аллах един.
    Святой пророк Мухаммед.
    Аллах един.
    И кротко он встает.
    Молитву продолжает.
    Он говорит Аллах.ЕДИНЫЙ.
    ***********************************************************
    МОЙ СТИХИ
    Он Бог всего что есть и будит.
    Ведь он Господь единый.
    Он везде суши и всея могуче боже.
    А мы лещ люди его творения.
    Господ дал плоть и кровь.
    Он жизнь вдохнул нам от себя.
    Дал кров и отче дом.
    И Мать едина у людей. Святая.
    Отец один Святой Пророк Адам.
     

По теме Социальная доктрина

Доктрина католицизма

Содержание католического вероучения, социально-политической доктрины на...
Религия

Эгрегоры. Социальная этика

К сожалению, культура уходящего двухтысячелетнего периода (эпоха Рыб, 1-2000 гг...
Религия

Социальный рост

Гораздо важнее и первичнее наладить материальную безопасность и стабильность...
Психология

Социальные объединения

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями...
Психология

Социальная зрелость личности

Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя...
Психология

Социально психологическая стратификация

В зависимости от развитости, опосредствованием эмоциональной содержательностью и...
Психология

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Раскрыть в себе звезду
Хоопонопоно. Повышение вибраций