"Как и двадцать веков назад, Иисус Христос для многих сегодня "камень преткновения и камень соблазна". Но многие все еще имеют дар веры и твердо исповедуют, что Иисус Христос есть Сын Божий, Искупитель человека и Источник любви для всего мира.
Бог может извлечь благо и из зла, и события последних месяцев могут привести многих людей к новому обретению глубины и красоты христианской веры" - с такими словами на официальном сайте "Opus Dei" обращается ко всем верующим пресс-служба организации. Пристальное внимание к персональной прелатуре (Персональные Прелатуры - это институты, входящие в пастырское и иерархическое строение Церкви. Персональные Прелатуры - это новый способ самоорганизации Церкви: верные Прелатуры принадлежат не только Прелатуре, но и поместным церквам или епархиям по месту жительства) Католической церкви в последнее время связывают с романом Дэна Брауна "Код да Винчи", а с недавнего времени и с одноименным фильмом, который за несколько месяцев до премьеры был подвергнут критике со стороны верующих. Мы предлагаем Вам интервью с Александром Хавардом , представителем "Opus Dei" в России и Финляндии.
- На сайте "Opus Dei" идет призыв бойкотировать не только саму картину, но и спонсоров картины, в частности компанию Sony. Не противоречит ли такой призыв принципам организации: "У каждого человека своя свобода и ответственность"?
"Opus Dei" не призывает бойкотировать фильм. Мы не желаем судить о намерениях каких бы то ни было отдельных личностей. Вопрос заключается в том, соответствует ли экранизация романа "Код да Винчи" кодексу чести компании "Сони", или этот "кодекс" является всего лишь художественным вымыслом, в котором всякое совпадение с реальностью представляет собой чистую случайность. Тот, кто хочет посмотреть фильм, может посмотреть.
- "Opus Dei" часто сравнивают с Орденом Иезуитов, а Игнатия Лойолу с Хосемарией. Ассоциируете ли Вы себя с ними?
Нет. "Opus Dei" и Орден Иезуитов - это разные вещи.
- В чем разница между "Opus Dei" и Орденом?
Иезуиты -монашествующие. Члены "Opus Dei" - миряне и епархиальные священники. У иезуитов и членов "Opus Dei" нет ничего общего, кроме Веры. Подход "Opus Dei" к вере не влечёт уход из мира в так называемую "монашескую жизнь". Скорее, "Opus Dei" помогает людям возрастать в своей любви к Богу через их обычные мирские занятия. Члены "Opus Dei", называемые "нумерариями" - меньшинство - выбравшее призвание безбрачия, чтобы иметь возможность организовывать деятельность "Opus Dei". Однако они не принимают обетов, не носят монашеских одеяний, не спят на циновках, не проводят всё своё время в молитвах и умерщвлении плоти, не делают вообще ничего из того, о чём говорится в описании, данном в "Коде да Винчи" с целью подчеркнуть монашеский характер "Opus Dei". В противоположность тем, кто призван к монашеской жизни, нумерарии имеют обычную мирскую профессиональную работу. Фактически, "Код да Винчи" описывает "Opus Dei" с точностью да наоборот. Монашеские ордена существуют для людей, которые имеют призвание обрести святость, порвав свои связи с миром; "Opus Dei" существует для людей, которые имеют призвание претворять свою Христианскую Веру живя в миру.
- Что для вас неприемлемо в иезуитстве?
Мне кажется, все приемлемо. Но это не наш путь.
- "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его", говорил Христос. Петр, св. Апостол - один из виднейших учеников Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. В связи с этим именно в католической церкви, поскольку Апостола Петра считают родоначальником идеи папства у католиков, существуют разные интерпретации фразы Христа, сказанные апостолу Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мт.16:18). Получается, что Петр сделал вывод, что он - глава церкви. Здесь речь ведется о духовном начале или же слова Христа надо воспринимать буквально. И если говорить о том, что здесь ведется речь о духовном начале, то можно сказать, что каждый из нас носит частичку духа и каждого можно назвать камнем. Так ли это? И действительно ли в каждом из нас есть часть духа?
Две формы великой традиции Церкви, Западная и Восточная - это два легких единого организма. Иоанн Павел II писал: "У Европы христианская сущность; ее корни пронизаны христианским духом. Две формы великой традиции Церкви, Западная и Восточная, две формы культуры дополняют друг друга, как два легких единого организма... Западная культура более логична и рациональна. Восточная же - более мистична и интуитивна." И Второй Ватиканский Собор гласит: "Католическая Церковь высоко ценит установления, литургические обряды, церковные предания и уклад христианской жизни Восточных Церквей. Ибо в них, славных священной древностью, сияет предание, идущее от Апостолов через отцов и составляющее часть Богооткровенного нераздельного достояния всей Церкви... Католическая Церковь считает все признанные обряды равноправными и равночестными... Не следует забывать, что Восточные Церкви изначально обладают сокровищницей, из которой Западная Церковь почерпнула многие элементы богослужения, духовного предания и канонического права... Все это духовное и литургическое, дисциплинарное и богословское наследие, в своих различных преданиях, принадлежит к полноте кафоличности и апостоличности Церкви... Некое различие образа жизни и обычаев отнюдь не противоречит единству Церкви, но даже увеличивает ее красоту и немало способствует осуществлению его призвания... Разнообразие внутри Церкви не только не вредит ее единству, но скорее являет его".
(Второй Ватиканский Собор. Декрет о Восточных Католических Церквах, 1 и 2. Конституция о Богослужении, 4. Постановление "Об экуменизме", 14,16,17.)
Но камень - один. Так веруем мы, католики. Любовь к Папе - не романтическая или сентиментальная любовь. Она отличается глубокой теологической основательностью - то есть, основывается не столько на "сердечных переживаниях", сколько на вере и на словах Иисуса: Я говорю тебе: ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою... Утверди братьев твоих... Паси агнцев Моих, паси овец Моих...
- Отношения православной и католической церквей всегда вызывали споры и конфликты. В чем, по Вашему мнению, заключаются эти различия? Помимо различий церемониала.
Единственная серьезная разница, я думаю, - это понимание роли Римского епископа, преемника Петра.
(комментарий пресс-службы Московской Патриархии: Это различие нельзя назвать единственным. Есть важные расхождения богословского характера. Что же касается роли главы Ватикана, то для православных неприемлемо положение о примате Папы, то есть первенстве епископа Рима. Противоречия между нашими Церквями имеют и другие аспекты, в частности, немаловажен вопрос прозелитизма. Это политика обращения в свою веру людей, проживающих на территориях, которые являются каноническими территориями других Церквей. К примеру, политика Ватикана в отношении униатов на Украине, где в 2005 году состоялся перенос резиденции главы Украинской Греко-католической Церкви из Львова в Киев, хотя в столице Украины греко-католиков почти нет. Этот шаг не был согласован с Православной Церковью. Такое пренебрежение порождает новые противоречия.
комментарий священника Алексия Колосова: Римско-католическая Церковь отделена от Православия целым рядом догматов, искажающих либо евангельскую экклезиологию (науку о Церкви), либо учение о Боге и спасении. Учение об особенном статусе Папы (с их точки зрения, Папа - "епископ епископов", "викарий Иисуса Христа") и догмат о его учительной непогрешимости (с их точки зрения, некоторые высказывания Папы должны считаться абсолютной истиной, причём голос Папы в данном случае выше Собора) не соответствуют издревле хранимому Церковью пониманию роли епископа, учение об исхождении Святаго Духа не только от Отца, но и от Сына приводит к искажённому пониманию тайны Св.Троицы (что делается ради подчёркивания тождества Божественной природы Отца и Сына - если это критерий тождества, то полнота божественной природы Святого Духа должна доказываться его исхождением от самого себя: это абсурд!), а выводы из догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы позволяют предположить ненужность Крестной жертвы Спасителя (если Богородица была особым образом очищена от первородного греха, то почему Бог не совершил этого со всеми людьми?). Кроме того, существенно различается понимание искупления и видение посмертного существования душ. Про обрядовые различия можно даже не упоминать - они очень значительны).
- Сейчас стоит остро вопрос о взаимоотношениях католицизма с исламом, учитывая, что в последнее время ислам набирает силу, распространяя свое влияние не только у себя на востоке, но и в Европе, где, например, в Риме строятся мечети и создаются организации исламистского толка. Какие серьезные противоречия видит католическая церковь между собой и исламом? Есть ли между этими религиями война? Если да, то не рассматриваете ли Вы в качестве своих союзников православных или буддистов, например. Готова ли католическая церковь пойти на какие-то уступки в отношении одной религии, чтобы оградить себя от засилья ислама? Как вы считаете, сможет ли Россия принять католицизм? Если да, то сколько понадобиться для этого времени?
Божье дело от Opus Dei
Проблема - не ислам. Проблема - это христиане, которые не живут христианской жизнью. Христиане - соль земли. Но есди соль потеряет силу... Проблема в том, что люди, призванные к святости (все крещеные без всяких исключений), стремятся не к святости, а к комфорту. Мусульманство не опасность. Опасность - это мы сами. Каждая религия идет по своему пути. Пути у нас разные и восприятие мира разное. Очень часто войны между народами прикрываются религиями, поверьте, это не так. Если говорить о союзниках, то, конечно, православные нам ближе. Все - таки, мы - ветви одной религии. Несмотря на то, что сейчас у нас есть разногласия, мы ближе. Россия не сможет принять католицизм. Соединение католиков и православных будет возможно лишь тогда, когда будет согласие и каждая ветвь христианства сможет пойти на уступки. Сейчас этим активно занимается Бенедикт XVI и патриархия.
- Одним из самых интересных вопросов, которые волнуют многих - отношение католической церкви к масонству. Папа Бенедикт XVI до принятия папства открыто заявлял о своей борьбе против тайных обществ, в частности масонов, заявляя, что они живут во грехе. Как Вы относитесь к масонству (как регулярному, так и нерегулярному)? И каково отношение к тем масонам, которые верят в Бога? В чем слабость и греховность этой идеологии, и почему каждый год тысячи людей стремятся попасть в такие организации? Насколько я знаю, они негативно относятся к "Opus Dei", но в тоже время говорят, что "Opus Dei" - это белое масонство.
О масонах я молюсь, чтобы они спаслись, ведь они тоже дети Божии. Христианин не может быть масоном. Масонство - это страшное заблуждение. Масонство стремится создать мир без Христа. Но без Христа не созидаешь, а разрушаешь. "Opus Dei" не белое масонство, а персональная прелатура Католической Церкви.
Комментарий директора по связям с общественностью Объединенной Масонской Ложи Англии Джона Хамилла.
Представитель Opus Dei не прав, говоря о том, что христианин не может быть масоном. Нет никакой несовместимости между масонством и христианством. Масонство - большое подспорье для религии. Кандидат в масоны должен быть религиозным и должен верить в Высшие силы. Кем бы он ни был: христианином, иудеем, мусульманином, индусом, сикхом или буддистом - все это имеет значение только для его совести и для его восприятия мира. Единственное условие - он должен быть тверд в своей вере. Масонство не заставляет людей принимать ту или иную религию, не запрещает дискутировать на масонских встречах о своих верованиях.
Некоторые группы христиан заявляли, что масонство соревнуется с Христианством - но это все ерунда. За почти трехсотлетнее существование Масонской Ложи Англии среди ее членов было достаточное количество христианских священников и многих высокопоставленных членов Англиканской Церкви (включая Архиепископа Кентерберийского и других епископов). И они уж точно бы не остались масонами, если бы масонство как-то противоречило или ущемляло Христианство.
- По какому принципу распределяется исполнение своих обязанностей в "Opus Dei", знают ли члены друг друга и как идет между ними взаимодействие? Какие преимущества дает личное прелатство и имеет ли право "Opus Dei" вмешиваться в процессы католической церкви?
"Opus Dei" не дает никаких преимуществ, напротив он требует от всего. Он требует от тебя, чтобы ты отдал свою жизнь Богу и другим. Члены "Opus Dei" не помогают друг другу профессионально. "Opus Dei" помогает тебе в духовном плане. Ни в чем другом.
- Чем занимается "Opus Dei" в России?
Хосемария Эскрива де Балагер
В России пока нет центра "Opus Dei". Но есть книги Хосемарии. Почти все они переведены. В России есть члены нашей организации, но они все иностранцы. Когда будет центр, тогда можно будет говорить о том, чтобы членами "Opus Dei" стали россияне.
Краткая справка
'Божье дело' (лат. 'Opus Dei') - организация, основанная испанским священником Хосемария Эскрива де Балагер (1902-1975) в Мадриде и утвержденная Папой Пием XII в 1942 году конституцией "Provida Mater Ecclesia". "Opus Dei" возникло как движение духовенства и мирян в рамках Католической Церкви, целью которого была пропаганда идеи религиозного обновления и стремление организовать общество в соответствии с положениями папских энциклик того периода. В 1982 году Папа Иоанн Павел II присвоил организации "Opus Dei" статус 'персональной прелатуры', выводя ее таким образом из-под юрисдикции епархиальных управлений. В настоящее время отделения организации "Opus Dei" функционируют в 87 странах мира и насчитывают 1654 прихода и центра пастырской опеки, 1734 священника, 46 священников - действительных членов, 344 семинариста и 81954 светских лица. Председателем организации является епископ Хавьер Эчеваррия Родригес.
- На сайте "Opus Dei" идет призыв бойкотировать не только саму картину, но и спонсоров картины, в частности компанию Sony. Не противоречит ли такой призыв принципам организации: "У каждого человека своя свобода и ответственность"?
"Opus Dei" не призывает бойкотировать фильм. Мы не желаем судить о намерениях каких бы то ни было отдельных личностей. Вопрос заключается в том, соответствует ли экранизация романа "Код да Винчи" кодексу чести компании "Сони", или этот "кодекс" является всего лишь художественным вымыслом, в котором всякое совпадение с реальностью представляет собой чистую случайность. Тот, кто хочет посмотреть фильм, может посмотреть.
- "Opus Dei" часто сравнивают с Орденом Иезуитов, а Игнатия Лойолу с Хосемарией. Ассоциируете ли Вы себя с ними?
Нет. "Opus Dei" и Орден Иезуитов - это разные вещи.
- В чем разница между "Opus Dei" и Орденом?
Иезуиты -монашествующие. Члены "Opus Dei" - миряне и епархиальные священники. У иезуитов и членов "Opus Dei" нет ничего общего, кроме Веры. Подход "Opus Dei" к вере не влечёт уход из мира в так называемую "монашескую жизнь". Скорее, "Opus Dei" помогает людям возрастать в своей любви к Богу через их обычные мирские занятия. Члены "Opus Dei", называемые "нумерариями" - меньшинство - выбравшее призвание безбрачия, чтобы иметь возможность организовывать деятельность "Opus Dei". Однако они не принимают обетов, не носят монашеских одеяний, не спят на циновках, не проводят всё своё время в молитвах и умерщвлении плоти, не делают вообще ничего из того, о чём говорится в описании, данном в "Коде да Винчи" с целью подчеркнуть монашеский характер "Opus Dei". В противоположность тем, кто призван к монашеской жизни, нумерарии имеют обычную мирскую профессиональную работу. Фактически, "Код да Винчи" описывает "Opus Dei" с точностью да наоборот. Монашеские ордена существуют для людей, которые имеют призвание обрести святость, порвав свои связи с миром; "Opus Dei" существует для людей, которые имеют призвание претворять свою Христианскую Веру живя в миру.
- Что для вас неприемлемо в иезуитстве?
Мне кажется, все приемлемо. Но это не наш путь.
- "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его", говорил Христос. Петр, св. Апостол - один из виднейших учеников Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. В связи с этим именно в католической церкви, поскольку Апостола Петра считают родоначальником идеи папства у католиков, существуют разные интерпретации фразы Христа, сказанные апостолу Петру: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мт.16:18). Получается, что Петр сделал вывод, что он - глава церкви. Здесь речь ведется о духовном начале или же слова Христа надо воспринимать буквально. И если говорить о том, что здесь ведется речь о духовном начале, то можно сказать, что каждый из нас носит частичку духа и каждого можно назвать камнем. Так ли это? И действительно ли в каждом из нас есть часть духа?
Две формы великой традиции Церкви, Западная и Восточная - это два легких единого организма. Иоанн Павел II писал: "У Европы христианская сущность; ее корни пронизаны христианским духом. Две формы великой традиции Церкви, Западная и Восточная, две формы культуры дополняют друг друга, как два легких единого организма... Западная культура более логична и рациональна. Восточная же - более мистична и интуитивна." И Второй Ватиканский Собор гласит: "Католическая Церковь высоко ценит установления, литургические обряды, церковные предания и уклад христианской жизни Восточных Церквей. Ибо в них, славных священной древностью, сияет предание, идущее от Апостолов через отцов и составляющее часть Богооткровенного нераздельного достояния всей Церкви... Католическая Церковь считает все признанные обряды равноправными и равночестными... Не следует забывать, что Восточные Церкви изначально обладают сокровищницей, из которой Западная Церковь почерпнула многие элементы богослужения, духовного предания и канонического права... Все это духовное и литургическое, дисциплинарное и богословское наследие, в своих различных преданиях, принадлежит к полноте кафоличности и апостоличности Церкви... Некое различие образа жизни и обычаев отнюдь не противоречит единству Церкви, но даже увеличивает ее красоту и немало способствует осуществлению его призвания... Разнообразие внутри Церкви не только не вредит ее единству, но скорее являет его".
(Второй Ватиканский Собор. Декрет о Восточных Католических Церквах, 1 и 2. Конституция о Богослужении, 4. Постановление "Об экуменизме", 14,16,17.)
Но камень - один. Так веруем мы, католики. Любовь к Папе - не романтическая или сентиментальная любовь. Она отличается глубокой теологической основательностью - то есть, основывается не столько на "сердечных переживаниях", сколько на вере и на словах Иисуса: Я говорю тебе: ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою... Утверди братьев твоих... Паси агнцев Моих, паси овец Моих...
- Отношения православной и католической церквей всегда вызывали споры и конфликты. В чем, по Вашему мнению, заключаются эти различия? Помимо различий церемониала.
Единственная серьезная разница, я думаю, - это понимание роли Римского епископа, преемника Петра.
(комментарий пресс-службы Московской Патриархии: Это различие нельзя назвать единственным. Есть важные расхождения богословского характера. Что же касается роли главы Ватикана, то для православных неприемлемо положение о примате Папы, то есть первенстве епископа Рима. Противоречия между нашими Церквями имеют и другие аспекты, в частности, немаловажен вопрос прозелитизма. Это политика обращения в свою веру людей, проживающих на территориях, которые являются каноническими территориями других Церквей. К примеру, политика Ватикана в отношении униатов на Украине, где в 2005 году состоялся перенос резиденции главы Украинской Греко-католической Церкви из Львова в Киев, хотя в столице Украины греко-католиков почти нет. Этот шаг не был согласован с Православной Церковью. Такое пренебрежение порождает новые противоречия.
комментарий священника Алексия Колосова: Римско-католическая Церковь отделена от Православия целым рядом догматов, искажающих либо евангельскую экклезиологию (науку о Церкви), либо учение о Боге и спасении. Учение об особенном статусе Папы (с их точки зрения, Папа - "епископ епископов", "викарий Иисуса Христа") и догмат о его учительной непогрешимости (с их точки зрения, некоторые высказывания Папы должны считаться абсолютной истиной, причём голос Папы в данном случае выше Собора) не соответствуют издревле хранимому Церковью пониманию роли епископа, учение об исхождении Святаго Духа не только от Отца, но и от Сына приводит к искажённому пониманию тайны Св.Троицы (что делается ради подчёркивания тождества Божественной природы Отца и Сына - если это критерий тождества, то полнота божественной природы Святого Духа должна доказываться его исхождением от самого себя: это абсурд!), а выводы из догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы позволяют предположить ненужность Крестной жертвы Спасителя (если Богородица была особым образом очищена от первородного греха, то почему Бог не совершил этого со всеми людьми?). Кроме того, существенно различается понимание искупления и видение посмертного существования душ. Про обрядовые различия можно даже не упоминать - они очень значительны).
- Сейчас стоит остро вопрос о взаимоотношениях католицизма с исламом, учитывая, что в последнее время ислам набирает силу, распространяя свое влияние не только у себя на востоке, но и в Европе, где, например, в Риме строятся мечети и создаются организации исламистского толка. Какие серьезные противоречия видит католическая церковь между собой и исламом? Есть ли между этими религиями война? Если да, то не рассматриваете ли Вы в качестве своих союзников православных или буддистов, например. Готова ли католическая церковь пойти на какие-то уступки в отношении одной религии, чтобы оградить себя от засилья ислама? Как вы считаете, сможет ли Россия принять католицизм? Если да, то сколько понадобиться для этого времени?
Божье дело от Opus Dei
Проблема - не ислам. Проблема - это христиане, которые не живут христианской жизнью. Христиане - соль земли. Но есди соль потеряет силу... Проблема в том, что люди, призванные к святости (все крещеные без всяких исключений), стремятся не к святости, а к комфорту. Мусульманство не опасность. Опасность - это мы сами. Каждая религия идет по своему пути. Пути у нас разные и восприятие мира разное. Очень часто войны между народами прикрываются религиями, поверьте, это не так. Если говорить о союзниках, то, конечно, православные нам ближе. Все - таки, мы - ветви одной религии. Несмотря на то, что сейчас у нас есть разногласия, мы ближе. Россия не сможет принять католицизм. Соединение католиков и православных будет возможно лишь тогда, когда будет согласие и каждая ветвь христианства сможет пойти на уступки. Сейчас этим активно занимается Бенедикт XVI и патриархия.
- Одним из самых интересных вопросов, которые волнуют многих - отношение католической церкви к масонству. Папа Бенедикт XVI до принятия папства открыто заявлял о своей борьбе против тайных обществ, в частности масонов, заявляя, что они живут во грехе. Как Вы относитесь к масонству (как регулярному, так и нерегулярному)? И каково отношение к тем масонам, которые верят в Бога? В чем слабость и греховность этой идеологии, и почему каждый год тысячи людей стремятся попасть в такие организации? Насколько я знаю, они негативно относятся к "Opus Dei", но в тоже время говорят, что "Opus Dei" - это белое масонство.
О масонах я молюсь, чтобы они спаслись, ведь они тоже дети Божии. Христианин не может быть масоном. Масонство - это страшное заблуждение. Масонство стремится создать мир без Христа. Но без Христа не созидаешь, а разрушаешь. "Opus Dei" не белое масонство, а персональная прелатура Католической Церкви.
Комментарий директора по связям с общественностью Объединенной Масонской Ложи Англии Джона Хамилла.
Представитель Opus Dei не прав, говоря о том, что христианин не может быть масоном. Нет никакой несовместимости между масонством и христианством. Масонство - большое подспорье для религии. Кандидат в масоны должен быть религиозным и должен верить в Высшие силы. Кем бы он ни был: христианином, иудеем, мусульманином, индусом, сикхом или буддистом - все это имеет значение только для его совести и для его восприятия мира. Единственное условие - он должен быть тверд в своей вере. Масонство не заставляет людей принимать ту или иную религию, не запрещает дискутировать на масонских встречах о своих верованиях.
Некоторые группы христиан заявляли, что масонство соревнуется с Христианством - но это все ерунда. За почти трехсотлетнее существование Масонской Ложи Англии среди ее членов было достаточное количество христианских священников и многих высокопоставленных членов Англиканской Церкви (включая Архиепископа Кентерберийского и других епископов). И они уж точно бы не остались масонами, если бы масонство как-то противоречило или ущемляло Христианство.
- По какому принципу распределяется исполнение своих обязанностей в "Opus Dei", знают ли члены друг друга и как идет между ними взаимодействие? Какие преимущества дает личное прелатство и имеет ли право "Opus Dei" вмешиваться в процессы католической церкви?
"Opus Dei" не дает никаких преимуществ, напротив он требует от всего. Он требует от тебя, чтобы ты отдал свою жизнь Богу и другим. Члены "Opus Dei" не помогают друг другу профессионально. "Opus Dei" помогает тебе в духовном плане. Ни в чем другом.
- Чем занимается "Opus Dei" в России?
Хосемария Эскрива де Балагер
В России пока нет центра "Opus Dei". Но есть книги Хосемарии. Почти все они переведены. В России есть члены нашей организации, но они все иностранцы. Когда будет центр, тогда можно будет говорить о том, чтобы членами "Opus Dei" стали россияне.
Краткая справка
'Божье дело' (лат. 'Opus Dei') - организация, основанная испанским священником Хосемария Эскрива де Балагер (1902-1975) в Мадриде и утвержденная Папой Пием XII в 1942 году конституцией "Provida Mater Ecclesia". "Opus Dei" возникло как движение духовенства и мирян в рамках Католической Церкви, целью которого была пропаганда идеи религиозного обновления и стремление организовать общество в соответствии с положениями папских энциклик того периода. В 1982 году Папа Иоанн Павел II присвоил организации "Opus Dei" статус 'персональной прелатуры', выводя ее таким образом из-под юрисдикции епархиальных управлений. В настоящее время отделения организации "Opus Dei" функционируют в 87 странах мира и насчитывают 1654 прихода и центра пастырской опеки, 1734 священника, 46 священников - действительных членов, 344 семинариста и 81954 светских лица. Председателем организации является епископ Хавьер Эчеваррия Родригес.
Обсуждения Opus Dei