Ангелы в христианстве

Первые отцы церкви яростно спорили о том, являются ли Ангелы

частью христианской доктрины, и если да, то до какой степени.

Святой Павел был против почитания Ангелов, и тем не менее в 325

г. Совет в Никее постановил, что вера в Ангелов является частью
Ангелы в христианстве
церковной догмы. Всего 18 лет спустя синод в Лаодикее объявил

почитание Ангелов идолопоклонством. Четыре с половиной века

спустя, в 787 году, Седьмой Экуменический синод вновь признал

почитание Ангелов, хотя и с некоторыми ограничениями.

Почитание Ангелов получило наиболее широкое
распространение в средние века, начиная со Св. Бенедикта (543 г.) и

вплоть до правления папы Григория Великого (590 г.). Современные

представления об Ангелах расцвели во времена Св. Бернарда из

Клерво (умер в 1153 г.). В 1259 г. Св. Фома Аквинский, известный

как "ангельский доктор", прочёл цикл лекций об Ангелах в

Парижском университете. Эти пятнадцать лекций, прочитанные им

в течение недели, были записаны и послужили основой для

христианских представлений об Ангелах на последующие восемь

столетий. В течение всего периода схоластики (с 13-го по 17-й вв.)

теологи изучали природу Ангелов, и почитание Ангелов продолжало

расти, особенно среди доминиканцев, францисканцев и иезуитов.

К концу эпохи Возрождения интерес к Ангелам стал падать, по

мере того как на первый план выходила наука. Мартин Лютер (1483-

1546 гг.) всё ещё считал Ангелов своими поводырями, а протестант

Джон Кальвин (1509-1564 гг.) считал рассуждения об Ангелах

тратой времени. Аналогия, напоминающая и теперешнее положение

вещей, когда некоторые представители даже одной и той же церкви

имеют довольно различное мнение о почитании, и даже более того,

о природе, функциях и существовании Ангелов, предпочитая, в

частности, вообще не упоминать о них и, соответственно,

сознательно отказываться от их благой помощи, и от благодарности

за эту помощь, которая, тем не менее всё же, не смотря ни на что,

существует. И люди получают её постольку, поскольку милость

Божья - безгранична.
Лишь позднее Эммануил Сведенборг (1688-1772 гг.) создал свои

фундаментальные труды об Ангелах, которые ему,
предположительно, передали сами неземные существа и, которые он

сумел воспринять благодаря ясновидению. Среди его работ такие,

как ""Рай и ад", "Ангельская мудрость", "О Божественной любви и

мудрости". Сведенборг оказал огромное влияние, среди прочих, на

поэта Уильяма Блэйка, Иоганна Вольфганга фон Гёте и философа

19-го века Рудольфа Штайнера.
Католическая Церковь учит, что прежде, чем Бог создал землю, он

создал царство невидимых духов - Ангелов, которые являются

личностями, а не абстрактными силами, и что хотя многие Ангелы

на протяжении веков были наделены именами, единственные имена

Ангелов, которые можно произносить при поклонении им, это два

имени, встречающиеся в Библии, - Михаил и Гавриил; а также

Рафаил, упомянутый в апокрифической "Книге Тобита". Четвёртый

Ангел, Уриил, т.е. "Бог - свет мой", назван в апокрифической книге

2 "Ездрас". Мессы и молитвы в честь трёх названных Ангелов стали

неотъемлемой частью католических обрядов; к Ангелам взывают

молящиеся о выздоровлении больных, при погребении взрослых,

при благословлении жилищ, при чтении литании всем святым.

Среди православных церквей эти три Архангела славятся во время

литургии (обедня и богослужение) и при произнесении специальных

молитв.
Тем не менее, нет никаких сомнений, что Иисус Христос выше

Ангелов; хотя Ангелы и почитаются как вестники Божьи, посланные

им, чтобы помогать нам, и хотя им позволено вечно находиться при

Нём, христиане не поклоняются им. Кроме того, в разъяснении

направления молитвы напоминается, что христианин, взывая в

молитве ко Святым Ангелам, обращается к ним лишь как к

посредникам между ним и Богом, которые должны передать

прошение молящегося, а также ходатайствовать за него перед Богом

и затем исполнять волю Божью относительно своего подопечного.

Точный смысл почитания Ангелов сформулировал и выразил Св.

Августин:
"...мы славим их добровольно, не по принуждению".
Хотя это не является частью католической догмы, католики

знают, что у каждого человека есть Ангел-хранитель, который

защищает его и следит за ним. Ещё в детстве католики учат

молитву:
"Ангел Божий, охраняющий меня, освяти, присмотри, поддержи

и направь меня, кто вверен заботам Твоим небесным благочестием.

Аминь".
Отец Эугенио Ферраротти в одном интервью, данном
журналистке, работающей над написанием книги об Ангелах,

рассказывает о том, что сам он неоднократно вступал в контакт со

своим Ангелом-хранителем. На вопрос о том, является ли

существование Ангелов-хранителей официальным учением церкви,

он ответил таким образом:

"Конечно, это элемент веры. В Священном писании Ангелы

упоминаются более трёхсот раз, и сам Иисус говорит о них.

Умалчивать сегодня о присутствии Ангелов - значит умалять слово

Божие, подвергать его цензуре и неверно толковать". Он утверждает

также, что Ангелы - это дар Божий, вручаемый в тот момент, когда

Бог вдыхает душу в человека, и остающийся до самой смерти; и

также подтверждает, что вокруг нас есть Ангелы, и они освящают

нас, охраняют, направляют и защищают на всём пути к нашему

небесному Отцу.
К сожалению, не все представители церкви имеют такое мнение

относительно существования Ангелов и наших, человеческих, с

ними взаимоотношений. Такое представление имеют лишь наиболее

прогрессивные её члены, в основном же, большинство являются

последователями кем-то строго установленной догмы,
установленной причём не Богом, а человеком.
Хотя существование Ангелов является предметом давно

признанным и почитаемым Католической Церковью.
Римская Католическая Церковь отмечает день Ангелов-

хранителей 2-го октября. Кроме этого дня отмечается также день

Святого Михаила и Всех Святых Ангелов, соответствующий 29

сентября. До реформы же церковного календаря в 1969 году у

каждого из трёх Ангелов, названных в Библии по именам, были свои

дни:
24 марта - День Святого Гавриила
24 октября - День Святого Рафаила
29 сентября - День Святого Михаила
Таким образом, в наши дни день Святого Михаила стал общим

праздником для всех Ангелов. Интересно отметить, что в некоторых

традициях, связанных с учением Католической Церкви, сохранился

ещё один, обычно не упоминаемый праздник, это- День четвёртого

Святого Ангела - Уриила, отмечаемый 28 июля.
Католицизм признаёт, что у каждой страны, города, посёлка,

деревни, прихода и семьи есть собственный ангел-хранитель, как

есть он и у каждого алтаря, у каждой церкви, епархии и

религиозного института. Согласно этому в книге откровений в

Библии упоминаются семь Ангелов, назначенные служить семи

церквям в последние дни перед вторым пришествием Христа: Ефес,

Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикея.

В католической публикации "святой Михаил и Ангелы"
перечисляются некоторые задачи персональных Ангелов-

хранителей:
-отводить угрозу от тела и души;
-не давать Сатане нашёптывать злые мысли;
-исключать возможности греха;
-освящать и поучать подопечного, внушая ему благочестивые

помыслы и желания;
-передавать молитвы подопечного Богу и молиться за него;

-исправлять подопечного, если он согрешил;
-помогать подопечному перенести предсмертные страдания и

сопроводить душу в рай или в чистилище.
В христианстве вообще, назначение Ангелов - играть главную

роль при крещении и раскаянии. Архангел Михаил, который в

"Книге Еноха" ведёт за собой войско Ангелов, побеждающее

взбунтовавшегося архангела Люцифера и его последователей, и

изгоняет их в ад, несёт ответственность за все молитвы и просьбы.

Считалось также, что Ангелы могут принести людям спасение,

служа им примером чистого и бесконечного поклонения Богу и

Христу. По мере того, как христиане удалялись от поклонения

земным благам, они надеялись обрести Ангельскую жизнь, ссылаясь

на обретение райской жизни после воскрешения. Святой Августин

из Гиппы писал (400 г. н.э.):
"Ангелы заботятся о нас, бедных пилигримах: они сострадают

нам и посланы Богом, чтобы помочь нам и потому мы тоже со

временем попадём на нашу общую родину".
Хотя Вера в Ангелов является лишь составляющей христианской

доктрины, она была элементом христианства уже с момента его

зарождения.
Задолго до Христа (в 1000-600 гг. до н.э.) пророк Зороастр, или

Заратуштра, преобразил древних вавилонских и асссирийских

крылатых посланцев и архангелов. Зороастр разработал

монотеистическую религию, основанную на концепции добра и зла,

краеугольным камнем которой является всевышний Бог. От него

исходили семь святых архангелов, представлявших семь основных

нравственных идей. Когда евреи были изгнаны из Вавилона, они

взяли с собой зороастризм - официальную религию Дария 1, короля

Персии, который помог им перестроить их храм в 519 г. до н.э. Так

присущее зороастризму понятие об Ангелах перекочевало в

иудаизм.
Спустя века, когда последователи иудейской веры проповедовали

свою веру в Иисуса Христа как мессию и спасителя, они привнесли

с собой в христианство концепцию Ангелов из ранних иудаистских

книг (Даниила, Еноха, Тобита), куда она попала в свою очередь из

зороастризма. Хотя Ангелы и упоминаются многократно в Ветхом

Завете, там не описана ни их иерархия, ни рассуждения об их

природе. В новой вере ангелы считались слугами Христа и Церкви, в

дополнение к своей прежней роли хранителей Израиля.

Таким же образом, придя на территорию славян, христианство

восприняло идеи древнего культа поклонения Духам Хранителям, а

также и перенесло в свою доктрину некоторые положения,

отразившиеся, в основном, на доктрине Католической Церкви,

пребывающей на территории Беларуси. Кроме того, на ряду с

христианством, в лоне этой же культуры до сих пор сохранилась

предсказательная система древних белорусов, называемая "Дрэва

Анёлау".
Сущность христианской Ангелологии в частности, основана на

необходимости дать объяснение некоторым событиям, которые, по

мнению теологов, ничтожны для Бога, но недоступны для человека.

Для объяснения таких событий и природных явлений,
регулярных и случайных, внутренних и внешних, христианские

теологи воспользовались языческой концепцией о рациональных

посредниках, стоящих над людьми, но под Богом, которые в силу

послушания или непослушания или под действием врождённой

импульсивности незримо контролируют события, оставленные

Богом, как сфера их деятельности.
Ранние христиане верили, что Ангелы присоединялись к ним во

время богослужений, что они участвовали в праздновании

христианских праздников, что они несли земные молитвы Богу и

следили за христианами с небес, и что после смерти они вели душу

умершего в мир иной. Вообще считалось, что Ангелы служат людям

по просьбе Бога:
"Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех

путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень

ногою твоею".
Псалтырь 90:11-12
Не похоже ли всё это на языческие празднования и обряды, во

время которых, как считалось, на месте свершения собираются Духи

Хранители и присутствуют дабы поддержать, помочь в отправлении

обряда по назначению, это не считая тех случаев и конкретных

служений, которые отправлялись непосредственно для ублажения

Духов и для испрошения их помощи.
Мартин Лютер в своей книге в 1510 г. подтверждает:
"Ангел - духовное создание, созданное Богом без тела, чтобы

служить христианству и церкви".
Рассматривая "Работу Святых Ангелов", т.е. современное течение

в Католической Церкви, посвящённое Ангелам, можно сказать, что

все человеческие существа, святые или грешники, христиане или

язычники, пользуются услугами Ангела-хранителя. Короче говоря,

эта концепция архетипична: она имеет повсеместное применение.

Ангел-хранитель изображается, как находящийся "лицом к лицу" с

Богом... то есть, в каждом человеческом существе открыт незримый

доступ для высшей творческой энергии духа.
×

По теме Ангелы в христианстве

Ангелы и демоны в христианстве

Впервые христианская небесная иерархия в царстве ангелов была описана Священным...
Религия

Ангелы для Бога. Ангелы для человека

Как гласит древняя ведическая мудрость, все желания человека обязательно будут...
Религия

О таинствах в христианстве

Сначала - о том, что является, наверное, самым главным доказательством того, что...
Религия

Реинкарнация в христианстве

Если можно доказать, что бесплотное мыслящее существо обладает собственной...
Религия

Откуда пришла традиция Родительского дня в Христианстве

Развитие современных знаний дает примеры, когда современный исследователь...
Религия

Семь смертных грехов в атеизме и христианстве

Грешить или не грешить - вот в чем вопрос. В данной статье проведен небольшой...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность