Первые отцы церкви яростно спорили о том, являются ли Ангелы
частью христианской доктрины, и если да, то до какой степени.
Святой Павел был против почитания Ангелов, и тем не менее в 325
г. Совет в Никее постановил, что вера в Ангелов является частью
частью христианской доктрины, и если да, то до какой степени.
Святой Павел был против почитания Ангелов, и тем не менее в 325
г. Совет в Никее постановил, что вера в Ангелов является частью
церковной догмы. Всего 18 лет спустя синод в Лаодикее объявил
почитание Ангелов идолопоклонством. Четыре с половиной века
спустя, в 787 году, Седьмой Экуменический синод вновь признал
почитание Ангелов, хотя и с некоторыми ограничениями.
Почитание Ангелов получило наиболее широкое
распространение в средние века, начиная со Св. Бенедикта (543 г.) и
вплоть до правления папы Григория Великого (590 г.). Современные
представления об Ангелах расцвели во времена Св. Бернарда из
Клерво (умер в 1153 г.). В 1259 г. Св. Фома Аквинский, известный
как "ангельский доктор", прочёл цикл лекций об Ангелах в
Парижском университете. Эти пятнадцать лекций, прочитанные им
в течение недели, были записаны и послужили основой для
христианских представлений об Ангелах на последующие восемь
столетий. В течение всего периода схоластики (с 13-го по 17-й вв.)
теологи изучали природу Ангелов, и почитание Ангелов продолжало
расти, особенно среди доминиканцев, францисканцев и иезуитов.
К концу эпохи Возрождения интерес к Ангелам стал падать, по
мере того как на первый план выходила наука. Мартин Лютер (1483-
1546 гг.) всё ещё считал Ангелов своими поводырями, а протестант
Джон Кальвин (1509-1564 гг.) считал рассуждения об Ангелах
тратой времени. Аналогия, напоминающая и теперешнее положение
вещей, когда некоторые представители даже одной и той же церкви
имеют довольно различное мнение о почитании, и даже более того,
о природе, функциях и существовании Ангелов, предпочитая, в
частности, вообще не упоминать о них и, соответственно,
сознательно отказываться от их благой помощи, и от благодарности
за эту помощь, которая, тем не менее всё же, не смотря ни на что,
существует. И люди получают её постольку, поскольку милость
Божья - безгранична.
Лишь позднее Эммануил Сведенборг (1688-1772 гг.) создал свои
фундаментальные труды об Ангелах, которые ему,
предположительно, передали сами неземные существа и, которые он
сумел воспринять благодаря ясновидению. Среди его работ такие,
как ""Рай и ад", "Ангельская мудрость", "О Божественной любви и
мудрости". Сведенборг оказал огромное влияние, среди прочих, на
поэта Уильяма Блэйка, Иоганна Вольфганга фон Гёте и философа
19-го века Рудольфа Штайнера.
Католическая Церковь учит, что прежде, чем Бог создал землю, он
создал царство невидимых духов - Ангелов, которые являются
личностями, а не абстрактными силами, и что хотя многие Ангелы
на протяжении веков были наделены именами, единственные имена
Ангелов, которые можно произносить при поклонении им, это два
имени, встречающиеся в Библии, - Михаил и Гавриил; а также
Рафаил, упомянутый в апокрифической "Книге Тобита". Четвёртый
Ангел, Уриил, т.е. "Бог - свет мой", назван в апокрифической книге
2 "Ездрас". Мессы и молитвы в честь трёх названных Ангелов стали
неотъемлемой частью католических обрядов; к Ангелам взывают
молящиеся о выздоровлении больных, при погребении взрослых,
при благословлении жилищ, при чтении литании всем святым.
Среди православных церквей эти три Архангела славятся во время
литургии (обедня и богослужение) и при произнесении специальных
молитв.
Тем не менее, нет никаких сомнений, что Иисус Христос выше
Ангелов; хотя Ангелы и почитаются как вестники Божьи, посланные
им, чтобы помогать нам, и хотя им позволено вечно находиться при
Нём, христиане не поклоняются им. Кроме того, в разъяснении
направления молитвы напоминается, что христианин, взывая в
молитве ко Святым Ангелам, обращается к ним лишь как к
посредникам между ним и Богом, которые должны передать
прошение молящегося, а также ходатайствовать за него перед Богом
и затем исполнять волю Божью относительно своего подопечного.
Точный смысл почитания Ангелов сформулировал и выразил Св.
Августин:
"...мы славим их добровольно, не по принуждению".
Хотя это не является частью католической догмы, католики
знают, что у каждого человека есть Ангел-хранитель, который
защищает его и следит за ним. Ещё в детстве католики учат
молитву:
"Ангел Божий, охраняющий меня, освяти, присмотри, поддержи
и направь меня, кто вверен заботам Твоим небесным благочестием.
Аминь".
Отец Эугенио Ферраротти в одном интервью, данном
журналистке, работающей над написанием книги об Ангелах,
рассказывает о том, что сам он неоднократно вступал в контакт со
своим Ангелом-хранителем. На вопрос о том, является ли
существование Ангелов-хранителей официальным учением церкви,
он ответил таким образом:
"Конечно, это элемент веры. В Священном писании Ангелы
упоминаются более трёхсот раз, и сам Иисус говорит о них.
Умалчивать сегодня о присутствии Ангелов - значит умалять слово
Божие, подвергать его цензуре и неверно толковать". Он утверждает
также, что Ангелы - это дар Божий, вручаемый в тот момент, когда
Бог вдыхает душу в человека, и остающийся до самой смерти; и
также подтверждает, что вокруг нас есть Ангелы, и они освящают
нас, охраняют, направляют и защищают на всём пути к нашему
небесному Отцу.
К сожалению, не все представители церкви имеют такое мнение
относительно существования Ангелов и наших, человеческих, с
ними взаимоотношений. Такое представление имеют лишь наиболее
прогрессивные её члены, в основном же, большинство являются
последователями кем-то строго установленной догмы,
установленной причём не Богом, а человеком.
Хотя существование Ангелов является предметом давно
признанным и почитаемым Католической Церковью.
Римская Католическая Церковь отмечает день Ангелов-
хранителей 2-го октября. Кроме этого дня отмечается также день
Святого Михаила и Всех Святых Ангелов, соответствующий 29
сентября. До реформы же церковного календаря в 1969 году у
каждого из трёх Ангелов, названных в Библии по именам, были свои
дни:
24 марта - День Святого Гавриила
24 октября - День Святого Рафаила
29 сентября - День Святого Михаила
Таким образом, в наши дни день Святого Михаила стал общим
праздником для всех Ангелов. Интересно отметить, что в некоторых
традициях, связанных с учением Католической Церкви, сохранился
ещё один, обычно не упоминаемый праздник, это- День четвёртого
Святого Ангела - Уриила, отмечаемый 28 июля.
Католицизм признаёт, что у каждой страны, города, посёлка,
деревни, прихода и семьи есть собственный ангел-хранитель, как
есть он и у каждого алтаря, у каждой церкви, епархии и
религиозного института. Согласно этому в книге откровений в
Библии упоминаются семь Ангелов, назначенные служить семи
церквям в последние дни перед вторым пришествием Христа: Ефес,
Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикея.
В католической публикации "святой Михаил и Ангелы"
перечисляются некоторые задачи персональных Ангелов-
хранителей:
-отводить угрозу от тела и души;
-не давать Сатане нашёптывать злые мысли;
-исключать возможности греха;
-освящать и поучать подопечного, внушая ему благочестивые
помыслы и желания;
-передавать молитвы подопечного Богу и молиться за него;
-исправлять подопечного, если он согрешил;
-помогать подопечному перенести предсмертные страдания и
сопроводить душу в рай или в чистилище.
В христианстве вообще, назначение Ангелов - играть главную
роль при крещении и раскаянии. Архангел Михаил, который в
"Книге Еноха" ведёт за собой войско Ангелов, побеждающее
взбунтовавшегося архангела Люцифера и его последователей, и
изгоняет их в ад, несёт ответственность за все молитвы и просьбы.
Считалось также, что Ангелы могут принести людям спасение,
служа им примером чистого и бесконечного поклонения Богу и
Христу. По мере того, как христиане удалялись от поклонения
земным благам, они надеялись обрести Ангельскую жизнь, ссылаясь
на обретение райской жизни после воскрешения. Святой Августин
из Гиппы писал (400 г. н.э.):
"Ангелы заботятся о нас, бедных пилигримах: они сострадают
нам и посланы Богом, чтобы помочь нам и потому мы тоже со
временем попадём на нашу общую родину".
Хотя Вера в Ангелов является лишь составляющей христианской
доктрины, она была элементом христианства уже с момента его
зарождения.
Задолго до Христа (в 1000-600 гг. до н.э.) пророк Зороастр, или
Заратуштра, преобразил древних вавилонских и асссирийских
крылатых посланцев и архангелов. Зороастр разработал
монотеистическую религию, основанную на концепции добра и зла,
краеугольным камнем которой является всевышний Бог. От него
исходили семь святых архангелов, представлявших семь основных
нравственных идей. Когда евреи были изгнаны из Вавилона, они
взяли с собой зороастризм - официальную религию Дария 1, короля
Персии, который помог им перестроить их храм в 519 г. до н.э. Так
присущее зороастризму понятие об Ангелах перекочевало в
иудаизм.
Спустя века, когда последователи иудейской веры проповедовали
свою веру в Иисуса Христа как мессию и спасителя, они привнесли
с собой в христианство концепцию Ангелов из ранних иудаистских
книг (Даниила, Еноха, Тобита), куда она попала в свою очередь из
зороастризма. Хотя Ангелы и упоминаются многократно в Ветхом
Завете, там не описана ни их иерархия, ни рассуждения об их
природе. В новой вере ангелы считались слугами Христа и Церкви, в
дополнение к своей прежней роли хранителей Израиля.
Таким же образом, придя на территорию славян, христианство
восприняло идеи древнего культа поклонения Духам Хранителям, а
также и перенесло в свою доктрину некоторые положения,
отразившиеся, в основном, на доктрине Католической Церкви,
пребывающей на территории Беларуси. Кроме того, на ряду с
христианством, в лоне этой же культуры до сих пор сохранилась
предсказательная система древних белорусов, называемая "Дрэва
Анёлау".
Сущность христианской Ангелологии в частности, основана на
необходимости дать объяснение некоторым событиям, которые, по
мнению теологов, ничтожны для Бога, но недоступны для человека.
Для объяснения таких событий и природных явлений,
регулярных и случайных, внутренних и внешних, христианские
теологи воспользовались языческой концепцией о рациональных
посредниках, стоящих над людьми, но под Богом, которые в силу
послушания или непослушания или под действием врождённой
импульсивности незримо контролируют события, оставленные
Богом, как сфера их деятельности.
Ранние христиане верили, что Ангелы присоединялись к ним во
время богослужений, что они участвовали в праздновании
христианских праздников, что они несли земные молитвы Богу и
следили за христианами с небес, и что после смерти они вели душу
умершего в мир иной. Вообще считалось, что Ангелы служат людям
по просьбе Бога:
"Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех
путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень
ногою твоею".
Псалтырь 90:11-12
Не похоже ли всё это на языческие празднования и обряды, во
время которых, как считалось, на месте свершения собираются Духи
Хранители и присутствуют дабы поддержать, помочь в отправлении
обряда по назначению, это не считая тех случаев и конкретных
служений, которые отправлялись непосредственно для ублажения
Духов и для испрошения их помощи.
Мартин Лютер в своей книге в 1510 г. подтверждает:
"Ангел - духовное создание, созданное Богом без тела, чтобы
служить христианству и церкви".
Рассматривая "Работу Святых Ангелов", т.е. современное течение
в Католической Церкви, посвящённое Ангелам, можно сказать, что
все человеческие существа, святые или грешники, христиане или
язычники, пользуются услугами Ангела-хранителя. Короче говоря,
эта концепция архетипична: она имеет повсеместное применение.
Ангел-хранитель изображается, как находящийся "лицом к лицу" с
Богом... то есть, в каждом человеческом существе открыт незримый
доступ для высшей творческой энергии духа.
почитание Ангелов идолопоклонством. Четыре с половиной века
спустя, в 787 году, Седьмой Экуменический синод вновь признал
почитание Ангелов, хотя и с некоторыми ограничениями.
Почитание Ангелов получило наиболее широкое
распространение в средние века, начиная со Св. Бенедикта (543 г.) и
вплоть до правления папы Григория Великого (590 г.). Современные
представления об Ангелах расцвели во времена Св. Бернарда из
Клерво (умер в 1153 г.). В 1259 г. Св. Фома Аквинский, известный
как "ангельский доктор", прочёл цикл лекций об Ангелах в
Парижском университете. Эти пятнадцать лекций, прочитанные им
в течение недели, были записаны и послужили основой для
христианских представлений об Ангелах на последующие восемь
столетий. В течение всего периода схоластики (с 13-го по 17-й вв.)
теологи изучали природу Ангелов, и почитание Ангелов продолжало
расти, особенно среди доминиканцев, францисканцев и иезуитов.
К концу эпохи Возрождения интерес к Ангелам стал падать, по
мере того как на первый план выходила наука. Мартин Лютер (1483-
1546 гг.) всё ещё считал Ангелов своими поводырями, а протестант
Джон Кальвин (1509-1564 гг.) считал рассуждения об Ангелах
тратой времени. Аналогия, напоминающая и теперешнее положение
вещей, когда некоторые представители даже одной и той же церкви
имеют довольно различное мнение о почитании, и даже более того,
о природе, функциях и существовании Ангелов, предпочитая, в
частности, вообще не упоминать о них и, соответственно,
сознательно отказываться от их благой помощи, и от благодарности
за эту помощь, которая, тем не менее всё же, не смотря ни на что,
существует. И люди получают её постольку, поскольку милость
Божья - безгранична.
Лишь позднее Эммануил Сведенборг (1688-1772 гг.) создал свои
фундаментальные труды об Ангелах, которые ему,
предположительно, передали сами неземные существа и, которые он
сумел воспринять благодаря ясновидению. Среди его работ такие,
как ""Рай и ад", "Ангельская мудрость", "О Божественной любви и
мудрости". Сведенборг оказал огромное влияние, среди прочих, на
поэта Уильяма Блэйка, Иоганна Вольфганга фон Гёте и философа
19-го века Рудольфа Штайнера.
Католическая Церковь учит, что прежде, чем Бог создал землю, он
создал царство невидимых духов - Ангелов, которые являются
личностями, а не абстрактными силами, и что хотя многие Ангелы
на протяжении веков были наделены именами, единственные имена
Ангелов, которые можно произносить при поклонении им, это два
имени, встречающиеся в Библии, - Михаил и Гавриил; а также
Рафаил, упомянутый в апокрифической "Книге Тобита". Четвёртый
Ангел, Уриил, т.е. "Бог - свет мой", назван в апокрифической книге
2 "Ездрас". Мессы и молитвы в честь трёх названных Ангелов стали
неотъемлемой частью католических обрядов; к Ангелам взывают
молящиеся о выздоровлении больных, при погребении взрослых,
при благословлении жилищ, при чтении литании всем святым.
Среди православных церквей эти три Архангела славятся во время
литургии (обедня и богослужение) и при произнесении специальных
молитв.
Тем не менее, нет никаких сомнений, что Иисус Христос выше
Ангелов; хотя Ангелы и почитаются как вестники Божьи, посланные
им, чтобы помогать нам, и хотя им позволено вечно находиться при
Нём, христиане не поклоняются им. Кроме того, в разъяснении
направления молитвы напоминается, что христианин, взывая в
молитве ко Святым Ангелам, обращается к ним лишь как к
посредникам между ним и Богом, которые должны передать
прошение молящегося, а также ходатайствовать за него перед Богом
и затем исполнять волю Божью относительно своего подопечного.
Точный смысл почитания Ангелов сформулировал и выразил Св.
Августин:
"...мы славим их добровольно, не по принуждению".
Хотя это не является частью католической догмы, католики
знают, что у каждого человека есть Ангел-хранитель, который
защищает его и следит за ним. Ещё в детстве католики учат
молитву:
"Ангел Божий, охраняющий меня, освяти, присмотри, поддержи
и направь меня, кто вверен заботам Твоим небесным благочестием.
Аминь".
Отец Эугенио Ферраротти в одном интервью, данном
журналистке, работающей над написанием книги об Ангелах,
рассказывает о том, что сам он неоднократно вступал в контакт со
своим Ангелом-хранителем. На вопрос о том, является ли
существование Ангелов-хранителей официальным учением церкви,
он ответил таким образом:
"Конечно, это элемент веры. В Священном писании Ангелы
упоминаются более трёхсот раз, и сам Иисус говорит о них.
Умалчивать сегодня о присутствии Ангелов - значит умалять слово
Божие, подвергать его цензуре и неверно толковать". Он утверждает
также, что Ангелы - это дар Божий, вручаемый в тот момент, когда
Бог вдыхает душу в человека, и остающийся до самой смерти; и
также подтверждает, что вокруг нас есть Ангелы, и они освящают
нас, охраняют, направляют и защищают на всём пути к нашему
небесному Отцу.
К сожалению, не все представители церкви имеют такое мнение
относительно существования Ангелов и наших, человеческих, с
ними взаимоотношений. Такое представление имеют лишь наиболее
прогрессивные её члены, в основном же, большинство являются
последователями кем-то строго установленной догмы,
установленной причём не Богом, а человеком.
Хотя существование Ангелов является предметом давно
признанным и почитаемым Католической Церковью.
Римская Католическая Церковь отмечает день Ангелов-
хранителей 2-го октября. Кроме этого дня отмечается также день
Святого Михаила и Всех Святых Ангелов, соответствующий 29
сентября. До реформы же церковного календаря в 1969 году у
каждого из трёх Ангелов, названных в Библии по именам, были свои
дни:
24 марта - День Святого Гавриила
24 октября - День Святого Рафаила
29 сентября - День Святого Михаила
Таким образом, в наши дни день Святого Михаила стал общим
праздником для всех Ангелов. Интересно отметить, что в некоторых
традициях, связанных с учением Католической Церкви, сохранился
ещё один, обычно не упоминаемый праздник, это- День четвёртого
Святого Ангела - Уриила, отмечаемый 28 июля.
Католицизм признаёт, что у каждой страны, города, посёлка,
деревни, прихода и семьи есть собственный ангел-хранитель, как
есть он и у каждого алтаря, у каждой церкви, епархии и
религиозного института. Согласно этому в книге откровений в
Библии упоминаются семь Ангелов, назначенные служить семи
церквям в последние дни перед вторым пришествием Христа: Ефес,
Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикея.
В католической публикации "святой Михаил и Ангелы"
перечисляются некоторые задачи персональных Ангелов-
хранителей:
-отводить угрозу от тела и души;
-не давать Сатане нашёптывать злые мысли;
-исключать возможности греха;
-освящать и поучать подопечного, внушая ему благочестивые
помыслы и желания;
-передавать молитвы подопечного Богу и молиться за него;
-исправлять подопечного, если он согрешил;
-помогать подопечному перенести предсмертные страдания и
сопроводить душу в рай или в чистилище.
В христианстве вообще, назначение Ангелов - играть главную
роль при крещении и раскаянии. Архангел Михаил, который в
"Книге Еноха" ведёт за собой войско Ангелов, побеждающее
взбунтовавшегося архангела Люцифера и его последователей, и
изгоняет их в ад, несёт ответственность за все молитвы и просьбы.
Считалось также, что Ангелы могут принести людям спасение,
служа им примером чистого и бесконечного поклонения Богу и
Христу. По мере того, как христиане удалялись от поклонения
земным благам, они надеялись обрести Ангельскую жизнь, ссылаясь
на обретение райской жизни после воскрешения. Святой Августин
из Гиппы писал (400 г. н.э.):
"Ангелы заботятся о нас, бедных пилигримах: они сострадают
нам и посланы Богом, чтобы помочь нам и потому мы тоже со
временем попадём на нашу общую родину".
Хотя Вера в Ангелов является лишь составляющей христианской
доктрины, она была элементом христианства уже с момента его
зарождения.
Задолго до Христа (в 1000-600 гг. до н.э.) пророк Зороастр, или
Заратуштра, преобразил древних вавилонских и асссирийских
крылатых посланцев и архангелов. Зороастр разработал
монотеистическую религию, основанную на концепции добра и зла,
краеугольным камнем которой является всевышний Бог. От него
исходили семь святых архангелов, представлявших семь основных
нравственных идей. Когда евреи были изгнаны из Вавилона, они
взяли с собой зороастризм - официальную религию Дария 1, короля
Персии, который помог им перестроить их храм в 519 г. до н.э. Так
присущее зороастризму понятие об Ангелах перекочевало в
иудаизм.
Спустя века, когда последователи иудейской веры проповедовали
свою веру в Иисуса Христа как мессию и спасителя, они привнесли
с собой в христианство концепцию Ангелов из ранних иудаистских
книг (Даниила, Еноха, Тобита), куда она попала в свою очередь из
зороастризма. Хотя Ангелы и упоминаются многократно в Ветхом
Завете, там не описана ни их иерархия, ни рассуждения об их
природе. В новой вере ангелы считались слугами Христа и Церкви, в
дополнение к своей прежней роли хранителей Израиля.
Таким же образом, придя на территорию славян, христианство
восприняло идеи древнего культа поклонения Духам Хранителям, а
также и перенесло в свою доктрину некоторые положения,
отразившиеся, в основном, на доктрине Католической Церкви,
пребывающей на территории Беларуси. Кроме того, на ряду с
христианством, в лоне этой же культуры до сих пор сохранилась
предсказательная система древних белорусов, называемая "Дрэва
Анёлау".
Сущность христианской Ангелологии в частности, основана на
необходимости дать объяснение некоторым событиям, которые, по
мнению теологов, ничтожны для Бога, но недоступны для человека.
Для объяснения таких событий и природных явлений,
регулярных и случайных, внутренних и внешних, христианские
теологи воспользовались языческой концепцией о рациональных
посредниках, стоящих над людьми, но под Богом, которые в силу
послушания или непослушания или под действием врождённой
импульсивности незримо контролируют события, оставленные
Богом, как сфера их деятельности.
Ранние христиане верили, что Ангелы присоединялись к ним во
время богослужений, что они участвовали в праздновании
христианских праздников, что они несли земные молитвы Богу и
следили за христианами с небес, и что после смерти они вели душу
умершего в мир иной. Вообще считалось, что Ангелы служат людям
по просьбе Бога:
"Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех
путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень
ногою твоею".
Псалтырь 90:11-12
Не похоже ли всё это на языческие празднования и обряды, во
время которых, как считалось, на месте свершения собираются Духи
Хранители и присутствуют дабы поддержать, помочь в отправлении
обряда по назначению, это не считая тех случаев и конкретных
служений, которые отправлялись непосредственно для ублажения
Духов и для испрошения их помощи.
Мартин Лютер в своей книге в 1510 г. подтверждает:
"Ангел - духовное создание, созданное Богом без тела, чтобы
служить христианству и церкви".
Рассматривая "Работу Святых Ангелов", т.е. современное течение
в Католической Церкви, посвящённое Ангелам, можно сказать, что
все человеческие существа, святые или грешники, христиане или
язычники, пользуются услугами Ангела-хранителя. Короче говоря,
эта концепция архетипична: она имеет повсеместное применение.
Ангел-хранитель изображается, как находящийся "лицом к лицу" с
Богом... то есть, в каждом человеческом существе открыт незримый
доступ для высшей творческой энергии духа.
Обсуждения Ангелы в христианстве