Рыцарские ордена

Мы говорим о рыцарстве, когда хотим выразить духовный идеал служения. С исторической точки зрения рыцарство – это выполнение норм поведения в строго иерархизированном обществе, которое рассматривало себя как триединое политическое тело, подразделяющееся на молящихся, сражающихся и трудящихся.
Рыцарские ордена
Конечно не все рыцари отвечали высоким этическим нормам, которые породило сознание человека того времени. Среди них были и грабители, и убийцы, и жестокие бесчеловечные эксплуататоры. Но не они определяли общий стиль поведения элиты, которая в большинстве своем осуждала все эти отклонения от нормы. Нормой же считалось самопожертвование на поле боя, способность без колебаний отдать свою жизнь за государя и отечество. Подобное отношение к своему долгу создавало определенный общий настрой элиты, который можно охарактеризовать как «духовную доблесть».

Основные рыцарские добродетели - это соблюдение определенного кодекса поведения и преданное служение.

В рыцарский кодекс входит предупредительность, самопожертвование, целомудрие, преданность, помощь обездоленным и беззащитным, доброта ко всему живому, умение держать слово, самоотверженность. Эти качества составляют духовный идеал, притягательный для чистых душ. Люди, устремленные к такому совершенному образу, объединялись в братства, рыцарские ордена. Можно предположить, что такие братства существовали даже тогда, когда еще не существовало понятия рыцарства. Существуют они и в наши дни, когда рыцарство, казалось бы, ушло в прошлое.

В 20-е годы в России существовало мистическое движение, жестоко разгромленное ОГПУ осенью 1930 года. Во главе этого движения находились так называемые анархо-мистики, в частности Аполлон Андреевич Карелин (1863-1926). Карелин известен как анархист, но, кроме того он был "рыцарем Сантеем", посланцем Ордена Тамплиеров, создавшим в России «Восточный Отряд Рыцарей». Отряд этот включал несколько орденов, которые назывались "Храм искусств", "Братство милосердия", "Орден рыцарей Духа", "Орден Злато-Розового Креста ", "Орден Света"… Основной их темой была тема искажения евангельской истины официальной Церковью.

В серии диалогов «Он ли это?», Карелин пишет о встрече Утешителя с духами зла, которые видят свою задачу в том, чтобы помешать его проповеди, исказить ее, подменив истинное учение ложным. Один из них говорит: «Провозгласим себя и наших истинными последователями Параклета и от его имени будем проповедовать это учение, как некогда инквизиторы и разные попы проповедовали учение Распятого. Не разберут глупые, где правда, а где ложь. Будем полны гнева против тех, кто якобы искажает учение его. Будем гнать всех тех, кто придерживается светлых сторон учения его. Не пройдет и трех поколений, как от учения Параклета ничего не останется, и наша власть будет господствовать на земле, и власти этой не будет конца…»

Существующие на протяжении веков ордена периодически искоренялись, будучи обвинены в самых тяжких преступлениях, в то время как они осуществляли в своей жизни идеал духовного рыцарства.

Можно сказать, что русским тамплиерам повезло - они попали в первую волну репрессий, поэтому многие остались живы, пройдя лагеря. Эти люди были прямыми наследниками тамплиеров и розенкрейцеров, хранителей Грааля.

Собрания орденов, проходившие в 20х годах в Москве, имели 2 основных направления. Во-первых, на них рассказывались легенды, исполнялись музыкальные произведения духовного характера, читались лекции, посвященные вопросам духовной культуры; они ходили в музеи... Это была живая культурная среда, в которой культура была духовной. Большинство участников собраний были артистами МХАТа, художниками, режиссерами, музыкантами, поэтами, преподавателями вузов, врачами...

Второе направление - благотворительность. Организовывались благотворительные вечера в пользу нуждающихся, которые не обязательно были членами орденов. В Москве и в Минске были поставлены несколько спектаклей мистического характера - "Эрос и Психея", несколько пьес по Эсхилу..."Золотой горшок по Гофману так и не увидел сцены - после почти года репетиций и работы над оформлением спектакля, он был запрещен.

Возникает вопрос: существует ли действительная преемственность между рыцарями Ордена Света и историческими тамплиерами?

Ответить на такой вопрос нелегко. В русской культуре институт рыцарства (тем более в его орденской ипостаси) не получил распространения . Из западных публикаций и исследований об исторических тамплиерах известно, что орден тамплиеров (храмовников) был основан в 1118 году в Иерусалиме девятью французскими рыцарями, соратниками Готфрида Бульонского, которые дали обет во имя Богоматери служить Спасителю по монашескому уставу, соблюдая послушание, целомудрие и бедность, охраняя пилигримов на их пути в Святую Землю и на ее территории. Болдуин II, король иерусалимский, вскоре отдал в распоряжение Ордена часть своего дворца, которая находилась на территории бывшего храма Соломона, откуда и происходит наименование ордена(temple).

Устав Ордена был разработан суровым мистиком и сторонником иерархической церковной организации Бернаром Клервосским и утвержден папой Гонорием II в 1128г. В уставе были использованы правила, взятые из статутов древних каноников Гроба Господня и цистерианских монахов. Предписывалось соблюдение постов, помощь больным и бедным, посещение богослужений. Рыцари в бою не смели покинуть поле битвы, пока над ними развевался черно-белый флаг тамплиеров. Рыцари отказывались от какой-либо собственности, им следовало избегать мирских удовольствий. Никаких украшений носить не полагалось, количество пищи, оружия и одежды так же регламентировалось.

В Ордене могли состоять женатые, но им нельзя было надевать знаки Ордена - белый льняной плащ с красным восьмиконечным крестом - символом готовности к мученичеству, и белый полотняный пояс - символ сердечной чистоты. Вступающий в Орден должен был происходить из рыцарского рода и от законного брака, не быть связанным обетом с другими орденами и не быть отлученным от церкви.

Члены Ордена делились на рыцарей, капелланов и служащих; последние включали в себя оруженосцев и ремесленников. Во главе Ордена стоял магистр, которого избирали особым комитетом из членов капитула. В свиту магистра входили капеллан, писец-клирик, два служащих брата, рыцарь, исполняющий обязанности ординарца, кузнец, повар и два конюха. В качестве адъютантов при магистре состояли двое рыцарей из благороднейших родов - его совет. Магистра замещал сенешаль. Войском Ордена и всеми рыцарями командовал великий маршал. Великий прецептор был хранителем казны и заведовал всем имуществом Ордена.

Слава Ордена быстро росла вместе с его численностью, подвигами и могуществом, потому что все перечисленное отвечало идеалу рыцарства и привлекало в ряды тамплиеров представителей самых знаменитых фамилий. Не было ни одной сколько-нибудь знаменитой семьи в Европе, члены которой не состояли бы в Ордене. При всех европейских дворах тамплиеры занимали самые почетные должности, а по богатству и могуществу Орден мог соперничать со всеми государствами христианского мира, что начинало вызывать опасения монархов.

Наоборот, папы, видевшие в Ордене опору своего влияния в Европе, расширяли покровительство Ордену до того, что в 1162 году (через 44 года после его возникновения) папа Александр III особой буллой освободил его от подчинения иерусалимскому патриарху, а в Европе - местным духовным владыкам, дозволив иметь собственное духовенство, которое зависело только от папского престола.

К этому времени тамплиеры имели собственное войско, собственный суд, независимый от королевского, монастыри и замки - огромные, независимые владения в каждом европейском государстве. На их территорию от произвола королевских чиновников охотно уходили крестьяне, горожане и даже дворянство, получая надежную защиту. В лице тамплиеров формировалась как бы единая власть, которой оставалось совсем немного, чтобы объединить в своих рядах всю европейскую аристократию и горожан и стать над светской властью, положив конец европейским раздорам и войнам.

Однако, этого не произошло. В 1291 году пала Акона, последний оплот христиан на Востоке, и тамплиеры вынуждены были перебраться на Кипр и во Францию. К этому времени Орден переродился. Рыцари утопали в роскоши, с которой познакомились на Востоке, Орден занимался торговлей и ростовщичеством. Перебравшись в Европу, рыцари лицом к лицу встретились со своим главным врагом - Филиппом IV, королем французским, который коварством и хитростью вынудил приехать с Кипра гроссмейстера Ордена Жака де Молле с орденскими сокровищами под предлогом организации нового крестового похода, а затем арестовал его и почти всех рыцарей, обвинив их в самых чудовищных преступлениях и ереси. После семи лет дознания с пытками великий магистр и прецептор Ордена были сожжены на костре, Орден был распущен, все его имущество конфисковано королем.

Казалось бы, Орден был создан как орудие католической церкви и папской власти для борьбы с неверными за освобождение Гроба Господня. Но, как уже было отмечено, на Востоке рыцари были искушены роскошью и не устояли перед этим искушением. Однако на Востоке они прикоснулись не только к роскоши, но и к целому миру новых идей и, представлений. И не только прикоснулись, но и прониклись ими во время долгих перемирий и контактов со своим столь же рыцарственным (но во многих случаях гораздо более просвещенным) противником, хранящим тайные учения, которые всегда жили бок о бок, заимствуя друг от друга знания и не обращая внимания на религиозные и национальные барьеры.

Одним из основных пунктов обвинения тамплиеров и причиной запрета Ордена было обвинение в сатанизме, богохульстве и ереси. Во всех сохранившихся актах смутно и неопределенно говорилось о некой «ереси» как о предмете неизвестном, или нежелательном для его вынесения за пределы папской курии.

В уставе, извлеченном из XXIV кодекса актов инквизиции, находятся «секретные постановления», которые, как отмечено в конце текста, «переданы братьями Рожером де Монтагю и Робертом де Барри, а переписаны братом Бернардом из Сент-Омера 18 августа 1252 г.». Обращаясь к начальником Ордена, составитель призывает учреждать «капитулы избранных», в число которых дозволено принимать только самых достойных братьев, причем собираться они должны тайно, ночью, в местах, имеющих тайные выходы и охраняемых стражей. Кроме чистоты жизни, твердости в соблюдении обетов и благородного происхождения, от кандидатов требовалась высокая образованность, владения языками и научные знания. Кандидата готовили исподволь, проверяя его и постепенно открывая ему сомнения в истинности учения и жизни римской церкви, которая уподоблялась библейскому Вавилону, уклонившемуся с пути истины и праведности. Когда кандидат был подготовлен таким образом, ему намекали, что «есть лица, имеющие доступ к ангельским откровениям, привезенным из восточных стран». Оговаривалось, что если во время церемонии посвящения неофит проявит нерешительность, то весь церемониал следует обратить в шутку с изрядной выпивкой; впоследствии этого рыцаря запрещалось привлекать в члены тайного общества.

В случае же его достойного поведения начинался настоящий ритуал. Когда неофита вводили в комнату, собравшиеся пели псалом. Посвящаемый давал обет молчания, а затем клялся, «что верует в Бога Творца, в его единородного Сына, Вечное Слово, которое никогда не рождалось, не страдало, не умирало на кресте и не воскресало из мертвых», а также в ненависти к «синагоге Антихриста» (как именовали римско-католическую церковь). После этой клятвы братья бросали на землю свои кресты и попирали их ногами, как и первые христиане, и многие сектанты, которые категорически отказывались поклоняться кресту как орудию мученичества Иисуса. От избранных требовалось «оставить мир, воздерживаться от излишнего употребления мяса, преследовать воров, ростовщиков, клеветников, развратников и разбойников, снискивать себе пропитание физическим и умственным трудом, не причинять оскорбления ни одному человеку, повиноваться больше Богу, чем людям… Если будут исполнены эти правила, нет нужды в таинствах, которые продаются в синагоге Антихриста; а если они будут нарушены, никакие таинства не доставят спасения…»

Еще один документ, озаглавленный «Книга утешенных», извлечен был из ватиканского кодекса XXXI и датирован июнем 1240г. В нем говорится, что свет Истины доступен только «утешенным», однако двери тайного братства следует открывать всем, невзирая на национальные различия, и, в первую очередь, тем, кого в Тулузской провинции называют «добрыми людьми», в Лионской – «бедными» (катары и альбигойцы), «байолям» Галиции и Этрурии, «боргам» (богомилам) в Болгарии, «друзам» на Кипре и в горах Ливана, сарацинам в Испании.

«Утешенные» составляли еще более узкий круг, чем «избранные». Возрастной ценз не допускал приема людей моложе 36 лет.

Таким образом, мы можем говорить об Ордене внутри Ордена.

Содержания обоих статутов имеет связь с учением гностиков, что проливает свет на истоки обвинения тамплиеров в сатанизме. Учение гностиков и учение анархо-мистиков, изложенное в их легендах, не просто сходны, но во многих положениях и образах тождественны.

Одна из легенд рассказывает о роде Аппия Клавдия. Аппий Клавдий командовал когортой, стоявшей недалеко от креста. Когда Христос был распят, темные тучи покрыли небо, и Аппий Клавдий увидел, как оно разверзлось, и как сонмы ангелов с гирляндами роз в руках спустились к кресту и обвили тело распятого розами. И понял тогда Аппий Клавдий, что не простой человек был распят на кресте, а из разговоров евреев узнал, что многие считали Распятого Сыном Божиим. Ему захотелось получить что-то на память о Распятом. Он поручил своему центуриону достать для себя какую-то вещь, принадлежавшую Иисусу. Центурион подошел к кресту в тот момент, когда в чашу была собрана кровь, лившаяся из пронзенного бока Христа. Он купил эту чашу и передал ее Аппию Клавдию, который стал хранителем чаши Грааля.

Аппий Клавдий не мог забыть видения на Голгофе и начал искать людей, знавших Христа. Он познакомился с Никодимом и Иосифом Аримафейским, которые рассказали ему то, что сочли возможным, но не успели сделать его учеником Христа, так как срок службы Аппия Клавдия закончился и он должен был отплывать к себе на родину. Корабль, на котором плыл Аппий Клавдий, нередко попадал в полосу бури, и Аппий Клавдий с удивлением видел, что хотя и наклонялась чаша с кровью Христовой, но кровь эта не выливалась из нее. Аппий Клавдий присоединил чашу к святыням своего рода. И в роде его стали замечаться странные явления. Все стали относиться друг к другу с любовью. Если кто-то из членов рода задумывал что-то хорошее, оно непременно удавалось. А задуманное зло не получалось, но пытавшийся сделать злое, не терпел ущерба.

Шли годы, но Аппий Клавдий не старел, оставаясь все таким же крепким, как и в молодые годы. Постепенно все члены рода Аппия Клавдия стали христианами и образовали полумонашеский Орден Розы и Креста. Обвитый розами крест был их символом. Они хранили из рода в род чашу с кровью Христовой. Но в XIII в. по Рождеству Христову кровь в чаше стала иссякать. От сущности христианской религии к этому времени почти ничего не осталось. Благодать Христова исчезала на Земле. Стало ясно, что скоро не будет Грааля. Но Розенкрейцеры, давно уже ставшие рыцарями, знали, что на земле существует более древний, мощный, тоже ставший рыцарским, Орден. И они обратились за советом к старейшинам этого Ордена. … В тот день, когда иссякла кровь, они образовали из двух Орденов новый живой Грааль.…

И Орден решил: для того, чтобы его рыцари стали достойными хранителями Христова учения, Орден должен приобщиться к числу Граалей – в нем должна храниться святая святых Христова учения, и хранящаяся в нем кровь должна пролиться не только в местах сражений, но и от рук палачей. И гордые рыцари один раз за все время существования своего Ордена, склонили головы и решили, что не кровь их должна пролиться, а тела их должны быть испепелены огнем. Ибо, образовав Грааль, рыцари, в чем возможно должны подражать Христу и пострадать, как Он страдал.

Розенкрейцеры вошли в Орден в XV в., когда Ордену, тайному в то время, грозила гибель.

Любое духовное сообщество представляет собой воинское подразделение, главное в котором - преданность воинов своему командиру. Каждый командир, предназначенный для предводительства на определенной ступени иерархии, должен собрать своих воинов, от которых требуется послушание и готовность действовать, исходя из интересов общего замысла. Подразделения должны действовать согласно. И тот командир, который это понимает - настоящий предводитель. И каждый воин, который понимает, что его главное качество - преданность и послушание своему командиру, - настоящий воин. Нет "истинных" учений, есть конкретная преданность конкретному старшему по иерархии и верность законам небесного отечества. Духовное рыцарство предполагает такие отношения.

Воплощение идеалов духовного рыцарства мы встречаем в лучших духовных традициях, независимо от конфессиональной принадлежности, в том числе в суфийских братствах, у японских самураев. В рыцарском кодексе заложен образ теоромантизма, служение Прекрасной Даме выражается в превосходящей любви к Софии, Премудрости Божией и девственном браке с ней.
×

По теме Рыцарские ордена

Дзен Буддизм Ордена Тьеп Хьен

Четырнадцать заповедей Ордена Тьеп Хьен являются уникальным выражением...
Религия

Город времен Золотой Орды

Археологи обнаружили в окрестностях станицы Ивановская Красноармейского района...
Журнал

Древняя столица Золотой Орды

Астраханские археологи проводят геофизические исследования участка в древней...
Журнал

В Казахстане обнаружен мавзолей времен Золотой Орды

Крупный мавзолей периода Золотой Орды обнаружен недалеко от города Экибастуз...
Журнал

Рыцарь мальтийского ордена

Об этом легендарном человеке слышал каждый второй – благодаря названному в его...
Журнал

Кевин Спейси - Командор ордена Британской империи

В среду, 3 ноября, американскому актеру, режиссеру и продюсеру Кевину Спейси...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность