Интервью йога

Хатха-йога в Саратове, как коллективная практика, началась в начале 90-х годов, после того, как несколько энтузиастов привезли в Саратов уникальные методики школы Айенгара. Сегодня уже многие приобщились к древнеиндийской практике психофизической тренировки, а для кого-то ХАТХА-ЙОГА стала духовной тропой, бесценным даром здоровья и смыслов. То, что йога опять входит в моду можно только приветствовать.

В любом деле важен опытный наставник, который укажет правильные ориентиры, поможет избежать ошибок. 15 лет ежедневной практики – это уже немалый опыт, позволяющий стать гуру для начинающего адепта. Мы пригласили одного из саратовских мастеров Хатха-йоги Антона Тропинина - врача по образованию и йога по призванию.

- Для начала все-таки еще раз напомним читателям, что такое хатха-йога?

- Всеобъемлющее знание о природе жизни и сознания. Йога – слияние персональной души Пуруша с Природой – Пракрити посредством праны – всепроникающей энергии жизни. Слоги ха и тха означают - вдох и выдох, солнце и луна, день и ночь, напряжение и расслабление, порядок и хаос – противоположности созидающие космос. Сознание пребывающее в равновесии ведет душу и тело к здоровью, нарушение баланса энергий – грозит болезнями и плохой судьбой. В Индии хатха-йога – религия, вера в изначальную мудрость мироздания, в котором человек - покровитель жизни на Земле. Йога в Европе – утонченная психотелесная тренировка для обретения здоровья и долголетия.

- А когда вы, Антон, первый раз узнали о хатха-йоге, и как развивалась ваша практика?

- Мне было 6 лет, когда мой отец занимался йогой по самиздатовской книжке. Позже, когда мне исполнилось 13, я достал с полки пыльное Дело, с помощью асан и пранаямы за 3 месяца излечил свой хронический бронхит и, когда достиг цели, оставил йогу. Пока учился в медицинском институте, занимался атлетизмом и боевыми искусствами. В 1991 году я почувствовал настоятельную потребность вновь обратиться к хатха-йоге, на этот раз меня интересовали мистические и духовные аспекты древнего учения. Серьезно йогой я начал заниматься в 1991 году, а в 1993 - познакомился с Натальей Вилюмсон, ученицей Дмитрия Владимировича Куликова – одного из старейших йогов России, последователя Йогачария Шри Б.К.С. Айенгара. Наташа помогла мне освоить школу хатха-йоги Айенгара, наиболее строгую и ортодоксальную. С тех пор я занимаюсь ежедневно, уделяя практике полтора-два часа в день.

- А как давно Вы преподаете йогу?

- Преподавать я начал с 1994 года. Мне повезло с моей первой группой - попались серьезные взрослые люди. Они сняли помещение для корпоративных оздоровительных занятий, и моя йога им понравилась. Два года мы не расставались. Я имел уникальную возможность отработать навыки эффективного преподавания в группе. В то время я много занимался психологией: НЛП, гештальтерапией, гипнозом, психоанализом. Особенно меня привлекали трансперсональная и телесноориентированная психология (В.Райх, А.Лоуэн); изучал буддизм. Постепенно различные психотелесные практики обрели для меня новое звучание в контексте хатха-йоги.

Со временем одна группа распалась, другая наросла – свято место пусто не бывает. Так и должно быть. Ученик либо выходит на самостоятельную практику, либо оставляет ее. Годами ходить в группу, время от времени пропуская занятия, – пустая трата времени. Я давно не встречался с моими первыми учениками, судьба разбросала этих замечательных людей, но я по сей день благодарен им за их чуткое внимание. Иногда ученик больше учителя. С тех пор я все время с кем-нибудь занимаюсь. В последнее время - больше индивидуально.

- Есть ли какие-то специальные методики, чтобы приобщиться к йоге?

- Йога сама по себе методика в восемь ступеней – аштангайога – включает в себя освоение восьми духовных навыков: яма (социальная дисциплина); нияма (самодисциплина); асана (упражнения); пранаяма (управление энергиями тела с помощью дыхания); пратьяхара (контроль над чувствами, отрешенность); дхарани (духовная мудрость); дхияна (сосредоточение, медитация); самадхи (растворение сознания в блаженстве). Многовековой опыт показывает, что исключать эти аспекты из практики не стоит – опасно для психики. Несмотря на такую строгость, каждый человек должен найти свою собственную йогу. Ведь, в конечном счете, йога - путь к гармонии, и насилию здесь не место. Для начала стоит приобщиться к основам, а потом постепенно выстроить свою собственную систему. Настоящая йога может начаться в группе. Но вообще человек должен заниматься сам, гореть этой темой, посвящать этому время, то есть, в сущности, посвящать время самому себе. Исследовать и возделывать свою телесность и свой психокосмос.

- Так с чего же все-таки начать?

- Примите решение. Стоя лицом к солнцу, объявите вслух о своем намерении. Прекратите потреблять алкоголь и табак раз и навсегда (иначе - даже не стоит себя мучить) – сделайте себе подарок. Если вы ни чем не травитесь, то бросьте пару дурных привычек – можно самых мелких. Ежедневно перед сном уединяйтесь на пол часа для изучения йоги, представьте себе свои утренние занятия. Сразу после пробуждения ежедневно совершайте асаны, хотя бы пол часа. Через пару месяцев вы обретете гуру. Помните: хороший гуру строг к себе, но добр к ученику и постоянно практикует сам. Создайте приятную атмосферу в своем ашраме - место для занятий должно радовать вас, и это будет помогать вам в дальнейшем.

Возможны занятия в паре или группе. Общение с единомышленниками всегда приятно. Но изначально йога – аскетическая практика. Сначала ученик занимается с гуру, а потом исключительно самостоятельно - таков традиционный подход. Йога – путь к самодостаточности, когда человек не нуждается ни в ком и ни в чем. Он становится сам себе космос, сам себе пространство, сам себе все. В душе обретается мир, в сознании – бесконечность, а в теле - обретается храм. Внутри человека появляется источник смысла и радости. От этой самодостаточности, как ни странно, рождается такое свойство, как великодушие, когда у человека появляется то, чем он действительно может поделиться. Ведь в действительности нам в этой жизни ничего не принадлежит, кроме того мира, что есть в душе. Душевное состояние может быть настолько замечательным, красивым, - это истинная драгоценность, и, к сожалению, большая редкость. В духовной традиции ум уподобляется алмазу, а йога-садхана (практика) - шлифовальному камню. Год за годом йогин превращает камень в драгоценный кристалл.

- Вы активно пропагандируете отдых на природе, на родных волжских просторах. Это ваш стиль жизни?

- Для меня выходы на природу – священнодействие, особая мистерия красок, звуков, ощущений и запахов. Ландшафт – великая книга природы. Йога - духовноориентированный отдых, это не просто упражнения на природе, а именно отношения с природой. Мне нравится бегать, ходить, плавать, просто лежать на песке. Каждой клеточкой тела я впитываю блаженство. В этом раю мы временно, и я не хочу упустить самое ценное – ласку Земли. В Поволжье исключительные места. Здесь климатический рай для человека. Лиманы, острова, песчаные пляжи, степи, холмы. Жаль, мало, кто ценит и понимает это. Ведь замечательно, что можно уехать из города, дышать свежим воздухом и отрешиться от этого архитектурно-строительного бреда рынков и ларьков. На Волге возможностей для организации туристического отдыха в десятки раз больше, чем, например, в той же Турции. Чтобы интересно проводить время на отдыхе, человеку необходимо чем-то заниматься. Кто-то рыбу ловит, кто-то охотится. Мне интересно наблюдать за жизнью вокруг, ее многообразными формами и проявлениями. Это я называю охотой. Перемещаясь в пространстве, я сканирую его всеми органами чувств и отмечаю все перемены, в том числе и в сознании. Йога в этом смысле очень интересно раскрывает восприятие. Ты не только видишь, слышишь и осязаешь мир, ты начинаешь переживать его какими-то новыми органами чувств – виртуальными - чакрами, которые входят во взаимоотношения со стихиями, духами, с погодой. Вообще тема взаимоотношений человека с погодой очень интересна, когда при помощи чакр разгоняешь облака, лежа на пляже, переживаешь атмосферное давление, дождь, солнце, рассвет, закат, погружение под воду. В сущности, это и есть йога - слияние. Чтобы научиться жить этими вещами, получать от них удовольствие, нужно, чтобы тело и сознание сливались воедино, были чисты и свободны. Тогда ты как рыба в воде начинаешь плескаться в этой среде, и переживать океан вибраций – акаши.

- Как достигается такое обостренное восприятие?

- Очищением тела и ума. Ведь обычно, в городской среде, мы воспринимаем мир, довольно, обусловлено. Во-первых, через призму своего негативного жизненного опыта, и этот опыт, как бельмо на глазу, как серые очки. Из-за этого мы не можем видеть вещи непосредственно, как они есть. Мы не можем видеть грацию деревьев, красоту птиц в той яркости, в которой они действительно способны радовать глаз, слышать плеск воды, как музыку. Для приобщения к такому восприятию нужно, чтобы сознание было свободно и тело тоже должно быть очищено. Сознание, как событие, и восприятие, как возвышение. Конечно, ничего не должно, беспокоить, болеть и мучить. Жизненная озабоченность тоже должна раствориться. Необходима отрешенность от городского бреда.

Как говорят индусы, человеку свойственны 4 вида радости, через которые идет восхождение к счастью. Первый вид радости, доступный неразвитым людям, когда человек изо всех сил стремится угождать своему, постоянно растущему, потреблению. Иногда он получает то, чего желал, но усилия его не пропорциональны результату, по этому радость его не велика. Второй вид радости, доступен житейски мудрым людям. Любовь к своему труду, семье и друзьям, непритязание на богатство и умение ценить здоровье и смех - дарует человеку спокойствие и долголетие. Третий вид радости, доступный лишь просветленному йогину, наделенному духовной мудростью. Свобода от привязанностей и иллюзий позволяет ему созерцать истинную реальность и дарует блаженство. Сидя на берегу океана, созерцает йог глубины вселенной и узнает, что он лишь иллюзия непостижимого божества. Это слияние души и природы - ананда - блаженство, к которому стремится йог. Есть еще и четвертый вид радости, но об этом молчать проще, чем говорить, так как сознание здесь пребывает за пределами жизни и смерти, вне времени и пространства - самадхи.

Ананда – самое адекватное состояние для восприятия природы. Если уж говорить об отдыхе, это и есть истинный отдых, когда только ты и природа, Пуруша наслаждается Пракрити. Хорошо, когда рядом есть люди, которые умеют понимать и сопереживать эти состояния. Тогда это великая радость. Для этого много не надо – песок, река, чистый воздух и ежедневная практика йоги.

- Какое место в йоге занимает танец?

- По преданию Шива - верховный гуру всех йогинов - владыка танца – Натараджа. Вся пластика движений индийского танца и боевых искусств базируется на многих асанах. Хорошая йога – всегда танец. Движения сочетаются с дыханием, тело перетекает из формы в форму, подобно реке. Вы стремитесь к выразительности и силе движений. Танец высшее проявление асаны.

- Антон, я слышала - Вы преподаете йогу в танцевальных клубах Москвы, расскажите об этом.

- Два года назад мой коллега – врач ортопед и йогин - Шаров Сергей познакомил меня с Владимиром и Еленой Колобовыми – мастерами бального танца международного уровня. Талантливые педагоги и замечательные люди, воспитавшие целое поколение высококлассных танцоров и учителей. Я с гордостью говорю о своей причастности к их работе. Несколько раз я принимал участие в международных сборах в качестве тренера по хатха-йоге. В силу медицинского образования приходилось уделять особое внимание здоровью ребят. Бальные танцы – особая среда, где колоссальным нагрузкам подвергается не только тело, но и психика. Хороший танцор не просто спортсмен, он, непременно, - хороший актер. Без искреннего драматизма хороший танец не возможен.

- Что же танцорам дает хатха-йога?

- Прежде всего - особого рода внимание к своему телу. Суставы и позвоночник в асанах движутся не так как в бальном танце - больше эластичности и покоя. Когда танцуешь по 6 часов в день, расслабиться порой просто не возможно. Йога помогает отдохнуть от нагрузок, сменить алгоритм движения и дыхания. Большое значение для хорошего танца имеет эластичность сухожилий, сила и выносливость, крепость суставов - все эти факторы развивает хатха-йога. Ребята йогу приняли – для меня это высшая благодарность. Весной меня пригласили на международный турнир по бальным танцам. С нетерпением жду встречи с моими друзьями.

- По истечении многих лет практики к чему Вы стремитесь сейчас?

- Сейчас меня интересует йога-терапия, поскольку я врач по образованию. Йогу я, так или иначе, связываю с целительством. У йоги вообще два аспекта – йога-гимнастика и йога-терапия. Меня больше интересует терапия. На мой взгляд, йога-гимнастика не выдерживает критики в сравнении со спортивной гимнастикой или тем же у-шу, которые на порядок выразительней и многообразней.

Я встречал множество йогов, занимающихся терапией, не имея при этом медицинского образования. Я считаю это несколько безнравственно. Как можно пытаться лечить, не зная природы болезни, не разбираясь в анатомии, физиологии, биохимии, микробиологии, в конце концов, просто не умея поставить диагноз? Что лечат эти йога-терапевты, может быть свое невежество? Некоторые йогины, не знающие медицины, имеют сильную психоэнергетику, и могут позитивно влиять на здоровье человека, но к йогатерапии, как методу это отношения не имеет. К сожалению, некоторые авторитетные гуру йоги пытаются лечить даже гонорею и глисты с помощью асан и пранаямы.

В классических текстах хатха-йоги и более поздней йогической литературе часто встречается описание лечебного и профилактического воздействия различных йогических практик. Однако нельзя считать эти частные ссылки зрелой методой. Аюрведа – традиционная целостная индийская наука о здоровье не редко обращается к хатха-йоге, как целительной практике: асаны, особое дыхание, очищение внутренних полостей, релаксация и т. п. При этом необходимо помнить, что всякая терапия начинается с установления правильного диагноза, - в этом залог успешного лечения. Именно установлению диагноза и учатся врачи аюрведы прежде всего в течение многих лет. Этому же учит врачей и медицинский институт. А дальше врач может выбрать хатха-йогу, как метод лечения. Именно сочетание основательного медицинского образования с регулярной многолетней практикой йоги позволяет йогину заниматься йога-терапией.

В течение нескольких последних десятилетий, благодаря усилиям и энтузиазму некоторых врачей практикующих йогу, йогическая практика стала применяться для лечения многих болезней. Хатха-йога оказалась чрезвычайно эффективной лечебно-профилактической средой, которой еще предстоит стать методикой. Именно разработке такого рода методик, я успешно занимаюсь на протяжении последних десяти лет. Особенно интересно обобщить многолетний опыт других исследователей работающих в этом направлении. В ближайшее время я планирую это осуществить в рамках международной Ассоциации йогатерапии.

- Расскажите, какие планы у Вашей Ассоциации йогатерапии?

- Мы планируем проводить ежегодные конференции, на которые будут приглашены не только специалисты, но и все люди, нуждающиеся в улучшении своего здоровья. Предполагается проведение мастерклассов, на которых йоги-врачи будут обучать и консультировать всех желающими улучшить свое самочувствие с помощью йоги. Еще, хочется - как можно больше людей вывозить на природу и погружать в процесс занятий йогой. В России много хороших людей, активно занимающихся жизнеустройством. Как правило, именно эти люди, несущие на своих плечах основную нагрузку по обеспечению жизни города, сильно загружены и страдают от недостатка внимания к своему здоровью. Этим людям хотелось бы помочь. В конце концов, хочется обратить многих ответственных людей лицом к природе. Может быть тогда, они поймут, что здоровье возделывается не в пыльном фитнес-клубе, а, прежде всего под открытым небом на золотом песке. Как я уже говорил, здоровье и долголетие возможны лишь в здоровой окружающей среде.

- Чего не хватает современному человеку для счастья?

- Мне кажется, современному человеку мегаполиса с его инертным мышлением не достает способности управлять своим вниманием и правильно расставлять приоритеты. На первом месте во внимании всегда должна быть природа, ее состояние. И нам давно пора заботиться о ней так же, как о состоянии своего здоровья. В этом сущность двух первых ступеней хатха-йоги – яма и нияма. Йога - это своего рода возделывание духовности в самых основах, правильное позиционирование себя по отношению к Природе – источнику Жизни. Природе надо служить, а не использовать ее как разовую посуду! А, иначе, откуда возьмется здоровье, если среда отравлена? Что же касается внимания, - оглядитесь вокруг, кто управляет им? Кто покушается на самое ценное, что есть у вас? Кому вы готовы уделить свое внимание без сожаления и корысти? Пусть рядом с вами будут только эти люди! Тогда ваша жизнь будет исполнена смысла. Вот это самое главное, - когда ты можешь переориентировать свое внимание, направить его туда, куда влечет тебя сердце. Или просто прекратить думать о том, что раздражает. Это раджа-йога. Йога помогает изменять состояние сознание буквально в считанные минуты по своему собственному усмотрению. Для этого нужна дхияна – сосредоточение и пратьяхара – отрешенность.

- И, наконец, ключевой вопрос: В чем смысл жизни для йога?

- Смысл жизни в том, чтобы путешествовать и исследовать пространство вокруг и внутри себя, - экологично и бережно, не оставляя следов. Можно самому заражаться этим пространством, пропитываться им, любить, знать, если ты настоящий исследователь. И тогда Природа, конечно, открывает свои тайны. Но самое главное - подбрасывает новые вопросы, над которыми ты раньше даже не задумывался. Человеку важно не столько открывать и получать ответы, сколько задавать себе новые вопросы, расширять горизонты своего познания. Если раньше твой мир был населен только людьми, потом ты ввел в этот мир животных, стихии, вокруг тебя появились еще какие-то виртуальные сущности: духи, божества, - мир стал на несколько порядков богаче. Это - новые измерение. Каждое измерение дарит бесчисленное количество новых вопросов. Такова природа человека – погружаться и воспарять, проникать и исследовать. Природа – это пространство исследования, и наше сознание часть этого пространства. Мне кажется, в этом и есть смысл жизни для человека, а вовсе не в постоянном благоустройстве и обеспечении своей жизнедеятельности или повышении комфорта за чужой счет.

Патриарх русского трансперсонализма Василий Васильевич Налимов в своей книге В поисках иных смыслов писал: Надо признать, что мироздание погружено в тайну. Нельзя ее разгадать. Надо признать ее. Образ ее – видимый всегда лишь смутно – неизбежно будет углубляться и расширяться по мере эволюции сознания. И все же, мы всегда будем приближаться к тайне, стремиться стать ею…
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Интервью йога

Интервью Бога

Мозг не знает на кого направлена мысль. На себя или на врага. Вселенная...
Религия

Интервью с Пападжи Пунджаджи

ДЖЕФ: Пападжи, прежде чем мы начнем… У меня есть для вас подарок, и, с вашего...
Религия

Карлос Кастанеда интервью

В начале шестидесятых Карлос Кастанеда взбудоражил мир публикацией книги "Учения...
Религия

Бхакти-йога и аштанга-йога

Любопытно рассмотреть взаимосвязь бхакти-йоги (восстановление взаимосвязи с...
Религия

Раджа Йога. Кундалини Йога

Достижение и совершенство в Раджа йоге. Не растрачивайте энергию. Я предупреждаю...
Религия

Йога. Путь йога

Слово «йога» сформировалось на основе санскрита. Его дословный перевод с этого...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна