Сектанство в Интернете

Аномальная сила внушения, которой обладает Интернет, может послужить симптомом для обнаружения более фундаментальной проблемы - изменения типа сознания и мышления при переходе человечества к новому способу получения информации: не с листа, а с экрана.
Сектанство в Интернете
Независимо от типа культуры, все развитые общества Нового времени принадлежат к цивилизации чтения текста, изданного типографским способом. В современном мире возник новый способ чтения - через диалог читателя и текста.

Когда рукописную книгу читал человек Средневековья (обычно коллективно и вслух, нараспев), это не было диалогом: читатель, как пилигрим, шел по тексту к той истине, которая была в нем скрыта. Один философ сказал: так монахи на утренней молитве ожидают зари, которая осветит чудесный витраж собора. Текст был лабиринтом, почти иконой: расписан художником, без знаков препинания. С ним нельзя было спорить, его можно было только комментировать. Типография дала новый тип книги, читать ее стали про себя, перечитывая, размышляя и споря с автором. Читатель стал соавтором, чтение - творчеством.

Сегодня главным носителем текста является экран. Возник существенный избыток информации ("шум") и огромная скорость, создавшие новый тип чтения без диалога, чтения-потpебления. Текст на экране построен как поток «микpособытий». Это привело к кризису "макpотекста", объясняющего миp и общество.

Быстро набирающий силу Интернет помимо распространения экранных текстов восстанавливает и прямое общение людей. Однако рано давать оценки тех воздействий на общество, которые станут доминировать. Пока в общении через Интернет преобладает "демократия шума" с малой дозой рефлексии и диалога.

В наш век манипуляция общественным сознанием через электронные СМИ стала одним из важнейших и мощнейших инструментов политики различных организаций. Разместить информацию в Интернете может каждый, абсолютно анонимно. Ответственности за размещенную информацию, как правило, никто не несет. Один человек может создать видимость массы людей, якобы разделяющих ту или иную точку зрения. В общем, граждане, бдительность никому не помешает - ведь это многоликий и ужасный Интернет.

Ницше писал: "Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах". Когда людей готовят к большой программе манипуляции, снимая их психологическую защиту и усиливая внушаемость, тем самым у них "повышают температуру". Услышав те же самые слова, что и раньше, они видят только призраки вещей и явлений. И призраки эти незаметно создаются манипулятором. В это время спасение каждого в том, чтобы не верить призраку и добиться ясного смысла слов. Но ни сил, ни времени на это не хватает.

Манипуляторы фабрикуют и вбрасывают в общественное сознание огромный поток ложных понятий и слов-амеб, смысла которых установить невозможно. При этом они тщательно избегают использовать слова, смысл которых устоялся в общественном сознании. Их заменяют эвфемизмами - благозвучными и непривычными терминами. Этот переход маскируется с помощью новояза - извращения смысла слова.

Гюстав Ле Бон, идеолог масс, заметил, что эффективнее всего в манипуляции сознанием действуют слова, которые не имеют определенного смысла, которые можно по-разному трактовать. Поэтическая метафора, создающая в воображении красочный образ, оказывает на сознание чудодейственный эффект, надолго отшибая здравый смысл. Одна из разновидностей ложных метафор - знакомые афоризмы. Числа представляют собой знаковую систему, которая оказывает неотразимое воздействие и на сознание, и на воображение.

Мир культуры, созданный человеком, - это мир символов. Символы приходят к нам из традиции, легитимирует жизнь человека в мире, придают ей смысл и порядок. Мир символов упорядочивает историю народа, общества, страны, связывает в нашей коллективной жизни прошлое, настоящее и будущее. Через них мы ощущаем нашу связь с предками и потомками. Все мы принадлежим к вечному миру символов, который был до нас и будет после нас.

Религия - один из "срезов" мира символов, а секты, используя вечный мир символов, изобретают способы манипуляции сознанием. Отличить религию от секты по формальным признакам практически невозможно. Любые попытки найти формальный и четкий критерий отделения секты и религии терпят фиаско: все, в конечном счете, сводится к общим словам и жестам, демонстрирующим округлость мироздания, а затем мы попадаем пальцем в небо. Чем является данное течение – религией или сектой – необходим тщательный анализ конкретных его особенностей.
×

По теме Сектанство в Интернете

Религиозное сектанство

Ситуация с отображением вопросов религиозного сектантства, и сугубо...
Религия

Интернет-зависимость

Если вас так и тянет к компьютеру, в интернет, даже если у вас, там нет важных...
Психология

Интернет контроль

Контроль за интернетом: как это происходит? Е.Альбац: Добрый вечер, 19.07, в...
Журнал

Интернет революция

Закономерный вопрос многих юзеров: «свободная творческая самореализация возможна...
Журнал

Интернет и телевидение

Затылком к ТВ, лицом к компьютеру: так россияне воспринимают информацию. Дикторы...
Журнал

Интернет-инвестиции и экспертиза проектов

А.ПЛЮЩЕВ: Привет. У микрофона Александр Плющев. Мы начинаем видеотрансляцию...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы