Человеческий ум подвержен влиянию трех гун материальной природы – тамаса (невежества, инертности), раджаса (возбуждения, активности) и саттвы (гармонии, спокойствия). Для каждой из гун характерны свои проявления в психике: тамасичный ум инертен, раджасичный чрезмерно суетлив, а саттвичный обладает ясностью и способностью различения.
Влияние гун обусловлено типом деятельности, который мы выбираем, состоянием окружающей среды, в которой мы находимся, а также пищи, которую мы едим. Для лечения психических расстройств существует множество терапевтических методов. Чтобы они приносили действительную пользу и не приносили побочных эффектов, необходимо понимать, на каком подходе они основаны и в каких случаях следует применять каждый из них. В этом случае Аюрведа показывает, какие методы связаны с влиянием трех гун. Это позволяет целителю и пациенту использовать их наиболее эффективным образом, глубже понять процесс исцеления и предвидеть его возможные результаты.
Саттвичные методы терапии работают при посредстве саттвических качеств – любви, покоя и ненасилия.
Раджасичные методы связаны с раджасическими психическими качествами – это стимуляция, наделение энергией и возбуждение.
Тамасичные терапии работают, используя тамасические качества – такие как успокоение, сон и «заземление».
Все аюрведические методы исцеления тела и психики человека, в основном, саттвичны. Раджастичные и тамастичные методы применяются только в особых обстоятельствах.
Что такое саттвическое целительство? Это когда целитель способен использовать силы Природы, жизненную силу и силу космического сознания и лечить пациента с помощью лекарственных трав, вегетарианской диеты, специально подобранных мантр и медитации. Иногда в процессе такого лечения может быть полезен и раджас. Раджас помогает преодолеть инертную тамасичную природу, в то время как саттва, будучи состоянием стабильной гармонии, не всегда может добиться этого. Проще говоря, непосредственно из тамаса перейти в саттву возможно чаще всего только через раджас. Например, чтобы пробудить в человеке подавленные эмоции, требуется стимуляция или даже шок. Тамас для лечения используется редко, за исключением тех моментов, когда необходимо успокоить слишком сильный раджас. Например, человеку в состоянии истерии – состоянии особо повышенного раджаса – может понадобиться трава, лекарство или другое средство успокаивающего характера, то есть тамасичная терапия. В таком случае можно применить и саттву, но ее воздействие было бы слишком мягким для перевозбужденного раджаса и не принесло бы желаемого эффекта.
Цель аюрведической психотерапии – способствовать продвижению ума от состоянии инерции тамаса к активности раджаса, и в конечном итоге – к спокойствию и просветленности саттвы. Это, по сути, означает переход от невежественной жизни, ориентированной на физическую сторону, к энергичному и экспрессивному образу жизни и, в конце концов, к ясному и гармоничному существованию.
Современный психоанализ является, в сущности, раджасичной терапией. Он позволяет выявить скрытые, подавленные эмоции (тамас) и привести человека к самовыражению (раждас). Однако к саттве он не приведет, если психотерапевт не использует дополнительные методики. Всякий анализ должен завершаться практической деятельностью. Излишек анализа может помешать пациенту изменить себя по-настоящему – точно так же, как слишком долгие размышления о проблеме мешают решить ее в реальной жизни.
Итак, три стадии аюрведической психотерапии выглядят следующим образом:
1) Преодоление тамаса и развитие раджаса – переход от психической инерции к деятельности с личной мотивацией;
2) Успокоение раджаса и развитие саттвы – переход от деятельности с личной мотивацией к бескорыстному служению;
3) Совершенствование саттвы – переход от бескорыстного служения к медитации, познанию своей божественной природы.
Естественно, целителю важно определить, на какой стадии находится пациент и правильно назначить терапевтические процедуры. Индивидууму в тамасичном состоянии требуется сильная внешняя активность, которая поможет ему преодолеть физическую и психическую инерцию. Совершенно противопоказано предлагать ему оставаться в покое и медитировать. В таких случаях следует применять раджасичные (активные) методы – например, общаться и трудиться с другими людьми. Человеку в раджасичном состоянии, наоборот, требуется снижение активности и увеличение спокойствия в уме. Ему нужно направить свое сознание внутри, а не вовне – для развития саттвы. Но для этого может потребоваться время, так как раджас не утихает мгновенно. Такому человеку для самопознания и медитации нужно идти через практику йогических поз, мантр или визуализаций. Человеку в саттвичном состоянии, по большому счету, не требуется психотерапия. Ему нужно следовать духовным дисциплинам. Он может перейти к медитации сам, без поддержки психотерапевта.
Однако все вышеперечисленные три уровня одновременно присутствуют в уме каждого из нас. В какой-то степени каждому необходимы и тамасические, и раджасические, и саттвические методы. Иногда ум пребывает в тамасе – как, например, сразу после утреннего пробуждения или после дневного сна. Когда бы мы ни испытывали умственную вялость или подавленность чувств и эмоций, если у нас притуплено восприятие – в нас преобладает тамас. Раджас доминирует, когда мы заняты активной деятельностью, когда мы возбуждены, встревожены или ориентированы вовне – например, если мы напряженно работаем с группой людей или над несколькими проектами одновременно. Саттва преобладает тогда, когда наш ум пребывает в тишине, покое и удовлетворенности существованием, когда мы естественным образом входим в состояние тонкого восприятия, состояние медитации.
Аналогичным образом, не стоит судить о людях только на основании того, как они повели себя в момент преобладания одной из гун. Даже у духовно развитых людей случаются моменты, когда они попадают под влияние сил страсти и невежества или такие периоды в жизни, когда они способны совершить что-либо дурное. От тяжелых периодов не застрахован никто из нас. Точно так же у духовно неразвитых людей случаются моменты просветления, когда они делают что-то вдохновенное, благородное и доброе.
Надо учиться распознавать в себе и своем поведении все три гуны и стремиться к развитию саттвы. Те, кто стремятся к гармоничной жизни и самопознанию, стремятся к увеличению саттвы в окружающей среде и в собственном сознании, потому что только в таких условиях становится возможным познание собственного ядра – духа, саттвичного по своей природе.
Саттвичные методы терапии работают при посредстве саттвических качеств – любви, покоя и ненасилия.
Раджасичные методы связаны с раджасическими психическими качествами – это стимуляция, наделение энергией и возбуждение.
Тамасичные терапии работают, используя тамасические качества – такие как успокоение, сон и «заземление».
Все аюрведические методы исцеления тела и психики человека, в основном, саттвичны. Раджастичные и тамастичные методы применяются только в особых обстоятельствах.
Что такое саттвическое целительство? Это когда целитель способен использовать силы Природы, жизненную силу и силу космического сознания и лечить пациента с помощью лекарственных трав, вегетарианской диеты, специально подобранных мантр и медитации. Иногда в процессе такого лечения может быть полезен и раджас. Раджас помогает преодолеть инертную тамасичную природу, в то время как саттва, будучи состоянием стабильной гармонии, не всегда может добиться этого. Проще говоря, непосредственно из тамаса перейти в саттву возможно чаще всего только через раджас. Например, чтобы пробудить в человеке подавленные эмоции, требуется стимуляция или даже шок. Тамас для лечения используется редко, за исключением тех моментов, когда необходимо успокоить слишком сильный раджас. Например, человеку в состоянии истерии – состоянии особо повышенного раджаса – может понадобиться трава, лекарство или другое средство успокаивающего характера, то есть тамасичная терапия. В таком случае можно применить и саттву, но ее воздействие было бы слишком мягким для перевозбужденного раджаса и не принесло бы желаемого эффекта.
Цель аюрведической психотерапии – способствовать продвижению ума от состоянии инерции тамаса к активности раджаса, и в конечном итоге – к спокойствию и просветленности саттвы. Это, по сути, означает переход от невежественной жизни, ориентированной на физическую сторону, к энергичному и экспрессивному образу жизни и, в конце концов, к ясному и гармоничному существованию.
Современный психоанализ является, в сущности, раджасичной терапией. Он позволяет выявить скрытые, подавленные эмоции (тамас) и привести человека к самовыражению (раждас). Однако к саттве он не приведет, если психотерапевт не использует дополнительные методики. Всякий анализ должен завершаться практической деятельностью. Излишек анализа может помешать пациенту изменить себя по-настоящему – точно так же, как слишком долгие размышления о проблеме мешают решить ее в реальной жизни.
Итак, три стадии аюрведической психотерапии выглядят следующим образом:
1) Преодоление тамаса и развитие раджаса – переход от психической инерции к деятельности с личной мотивацией;
2) Успокоение раджаса и развитие саттвы – переход от деятельности с личной мотивацией к бескорыстному служению;
3) Совершенствование саттвы – переход от бескорыстного служения к медитации, познанию своей божественной природы.
Естественно, целителю важно определить, на какой стадии находится пациент и правильно назначить терапевтические процедуры. Индивидууму в тамасичном состоянии требуется сильная внешняя активность, которая поможет ему преодолеть физическую и психическую инерцию. Совершенно противопоказано предлагать ему оставаться в покое и медитировать. В таких случаях следует применять раджасичные (активные) методы – например, общаться и трудиться с другими людьми. Человеку в раджасичном состоянии, наоборот, требуется снижение активности и увеличение спокойствия в уме. Ему нужно направить свое сознание внутри, а не вовне – для развития саттвы. Но для этого может потребоваться время, так как раджас не утихает мгновенно. Такому человеку для самопознания и медитации нужно идти через практику йогических поз, мантр или визуализаций. Человеку в саттвичном состоянии, по большому счету, не требуется психотерапия. Ему нужно следовать духовным дисциплинам. Он может перейти к медитации сам, без поддержки психотерапевта.
Однако все вышеперечисленные три уровня одновременно присутствуют в уме каждого из нас. В какой-то степени каждому необходимы и тамасические, и раджасические, и саттвические методы. Иногда ум пребывает в тамасе – как, например, сразу после утреннего пробуждения или после дневного сна. Когда бы мы ни испытывали умственную вялость или подавленность чувств и эмоций, если у нас притуплено восприятие – в нас преобладает тамас. Раджас доминирует, когда мы заняты активной деятельностью, когда мы возбуждены, встревожены или ориентированы вовне – например, если мы напряженно работаем с группой людей или над несколькими проектами одновременно. Саттва преобладает тогда, когда наш ум пребывает в тишине, покое и удовлетворенности существованием, когда мы естественным образом входим в состояние тонкого восприятия, состояние медитации.
Аналогичным образом, не стоит судить о людях только на основании того, как они повели себя в момент преобладания одной из гун. Даже у духовно развитых людей случаются моменты, когда они попадают под влияние сил страсти и невежества или такие периоды в жизни, когда они способны совершить что-либо дурное. От тяжелых периодов не застрахован никто из нас. Точно так же у духовно неразвитых людей случаются моменты просветления, когда они делают что-то вдохновенное, благородное и доброе.
Надо учиться распознавать в себе и своем поведении все три гуны и стремиться к развитию саттвы. Те, кто стремятся к гармоничной жизни и самопознанию, стремятся к увеличению саттвы в окружающей среде и в собственном сознании, потому что только в таких условиях становится возможным познание собственного ядра – духа, саттвичного по своей природе.
Обсуждения Лечение по аюрведе