Буддизм хинаяна

Сфера предельной цели на пути Малой Колесницы (с. — Хинаяна; т. — Тхэг-дман) меньше сферы, достигаемой на пути Великой Колесницы (с. — Махаяна; т.— Тхэг-чхэн). Хинаяна — это путь, на котором человек стремится к освобождению от сансары только ради себя самого.

Последователей Хинаяны в целом считают более ограниченными в их кругозоре, поскольку они более ограничены в своих интеллектуальных способностях. По причине этих различий в широте интеллекта, Шакьямуни Будда, подобно отцу, наставляющему своих детей, и очертил, вплоть до малейших деталей, на благо как мирянам, так и монахам, те методы, посредством которых можно обуздать пагубное поведение телом, речью и разумом. Эти правила поведения содержатся в Винайяпитаке. Здесь представлены восемь сводов, описывающих поведение и связанные с ними обеты, и вместе с тем описано, как соблюдать эти обеты, как восстановить нарушенный или забытый обет, а также те моменты, начиная с которых обет считается полностью разрушенным. Свод дисциплинарных правил четко излагает, что должно соблюдать обязательно, что допустимо и что категорически запрещено. Изучая тексты Винайи, мы видим, что уже при жизни Шакьямуни Будды эти правила поведения часто изменялись, пересматривались и дополнялись. Это было необходимо в связи с изменениями в месте, времени и обстановке деятельности буддийских общин. И отсюда же ясно, что живи Будда в наши дни, Он, скорее всего, ввел бы новые изменения и новые правила в результате учета наклонностей Его последователей, изменившихся сообразно месту, времени и преобладающим условиям. Есть тибетская поговорка: «Правила Винайи зависят от места и времени».

Из восьми сводов обетов первые три адресованы мирянам, остальные пять предписаны монахам. Уже сам факт того, что были выработаны системы обетов и для мирян, должен развеять бытующее среди нетибетцев представление о том, что наличие в Тибете вплоть до 1959 года такого большого числа монахов означало одновременно и необходимость стать монахом для того, чтобы следовать буддийским путем. На самом деле не обязательно даже возлагать на себя обеты мирянина, чтобы воплощать в своей жизни Дхарму. Любой человек, независимо от касты или убеждений, может практиковать Учение, не принимая ни одного обета. И точно так же тот, кто нарушил или отверг какой-либо обет, ни в коем случае не изгоняется и не отстраняется от практики Дхармы. Это — пример той степени свободы, которая характерна для Буддизма в целом.

Однако, человек, принявший и соблюдающий какой-либо обет, достоин похвалы. Это обусловлено тем, что соблюдение обета требует и выполнения определенных дисциплинарных правил, и поэтому поведение такого человека на физическом, вербальном и мыслительном уровне подвергается более строгой оценке. Поскольку восемь сводов обетов последовательно возрастают по своей сложности, то чем выше избранный свод обетов, тем больше и благо, приносимое его соблюдением.

В рамках Хинаяны выделяют Шравакаяну (т.- Нйан-тхос-кйи тхэг-па), т. е. Колесница Слушателей, и Пратьекабуддаяна (т. — Ранг-сангс-ргйас-кйи тхэг-па т. е. Колесница Молчаливых Будд.

Слово «нйан-тхос» (с. — шравака) образовано двух корней: .«нйан» — «слушать», и «тхос» — «воши щать услышанное» (или —«провозглашать»). Колесниц, Слушателей объединяет всех тех верующих, кто «слышал» Учение Будды от Самого Будды или от других на-, ставников Дхармы, и которые в результате получения! этих наставлений достигли своей наивысшей цели, назы4 ваемой Шравакабодхи (т. — Нйан-тхос-кйи бйанг-чхуб; здесь «бйанг-чхуб» — букв, «тот, кто очищен и совершенен», как качество, обретаемое буддой), или Пробуждение в Колеснице Слушателей. После достижения этой цели они провозглашали, или «обнародовали» свое пон стижение другим, будь эти другие последователями Хинаяны или Махаяны.

Значение слова «пратьекабудда» (т. — ранг-сангс-ргйас) — буквально «будда-сам-по-себе». Им обозначают всех тех последователей Хинаяны, которые достигли уровня Архата (т.—дгра-бчом-па) посредством своих] личных усилий. [Слово «дгра-бчом-па» — букв, «покоривший своих внутренних врагов»; «внутренние враги»— это клеши; уровень Архата — высший уровень Хинаяны.] Это означает, что в своем последнем существовании в сансаре они не нуждаются или не опираются на учение какого-либо наставника для своего достижения уровня Архата. Они способны достигнуть этого уровня силой своего прежнего запаса заслуги, в частности— силой своих молитв. Пратьекабудды подразделяются на два типа — «отшельники» и «общающиеся»:

1. «Пратьекабудда-подобный-носорогу» (т. — бсе-ру лта-бу'и ранг сангс-ргйас) идет своим путем практики в полном одиночестве;

2. «Пратьекабудда общающийся» (т. — цхогс-спйод' ранг сангс-ргйас). В пределах этого второго типа вьь деляют два подтипа. Во-первых, здесь те, кто уже достиг третьего (т. — бзод-па) из четырех подразделов Этапа Подготовки (см. ниже). Во-вторых, все те, кто находятся на уровнях между последней фазой Этапа Подготовки и незадолго до вступления на завершающий буддийский путь Этап Неучения. Эти два подтипа называются соответственно: «пратьекабудда, общающийся в большой группе» (т. — цхогс-спйод ранг сангс-ргйас чхэ-ба) и «пратьекабудда, общающийся в узком кругу» (т. — цхогс-спйод ранг сангс-ргйас чхунг-ба). В этих названиях тибетский корень «цхогс» означает «толпа» или «группа людей», а корни «чхэ-ба» и «чхунг-ба» — «большой» и «малый», соответственно. Но у этих корней есть и важный дополнительный смысл, который невозможно передать одним словом или фразой. «Цхогс» может означать такжр и «совокупность заслуги и мудрости», причем определения «чхэ-ба» и «чхунг-ба» указывают на соответственно затраченные усилия. Отсюда, первый подтип можно понимать и как «обретший заслугу и мудрость великим усилием», поскольку он работает на более раннем этапе, а второй — «обретший заслугу и мудрость малым усилием», поскольку он работает на более поздних этапах. Отличительный момент здесь в том, что «большее усилие» необходимо тогда, когда верующий проходит начальные этапы Пути Дхармы, а по мере его духовного прогресса требуемые усилия уменьшаются. Здесь уместно привести сравнение: если садовник хочет освободить заросший сад, то вначале ему потребуются огромные усилия, чтобы привести его в порядок и выполоть все сорняки; но когда это достигнуто, то для дальнейшего поддержания порядка требуется сравнительно небольшое усилие. Поскольку главная тема сосредоточения в ходе медитации последователей Колесницы Слушателей отличается от той, на чем сосредоточены последователи Колесницы Молчаливых Будд, то и Тхарпа (с. — нирвана, мокша), т. е. Освобождение от сансары, которое они достигают в итоге, отличается. И хотя в конце концов о последователях обоих Колесниц говорят, как о достигших уровня Архата, но в их состояниях есть качественные различия, поскольку различаются достигнутые ими воззрения с позиции Пустотности (шуньяты). За исключением этих различий, обе Колесницы представлены пятью практически тождественными этапами Духовного прогресса, а именно:

1. Цхогс-лам (с. — самбхарамарга)—Этап Накопления [заслуги и мудрости], на который вступают тогда, когда в человеке рождается необратимое решение следовать Стезей Будды, будь то Стезя шравака или пратьекабудды, с целью достичь освобождения от сансары. «акое решение должно быть основано на полном понимании трех типов страдания (с. — духкха; т. — сдуг-бснгал), которые характеризуют сансару, а также и на осознании того не слишком очевидного факта, что три типа страдания мы претерпеваем постоянно, даже в нуты кажущегося нам наивысшего блаженства, типа страдания суть следующие: страдание, возникающее в результате каких-либо физических или ментальных причин (с. — духкхадухкхата; т. — сдуг-бснгал-сдуг-бснгал); страдание, возникающее из-за преходящностной природы любых явлений (с. — випаринамад кхата; т. — 'гйур-ба'и сдуг-бснгал); и страдание, причиной которому служит наша зависимость от неизбежных пут, связывающих нас в круговерти перевоплощений (с. — самскара духкхата; т. — кхйаб-'ду-бйед-кйи с бснгал). На первом Этапе человек начинает «накапливать заслугу» и мудрость быстрыми темпами. Этап и. ет три подраздела: малый (т. — чхунг-нгу), среди ('бринг) и большой (т. — чхэн-по), — все три необходимо пройти прежде, чем вступить на второй Этап.

2. сБйор-лам (с. — прайогамарга)—Этап Подготовки, [ведущей к выработке воззрения с позиции Пустотности], начинается тогда, когда человек обретает «необычную мудрость, рожденную в процессе медитаци (т. — сгом-бйунг-ги шес-раб кхйад-пар-чан). Это «единство покоя и динамики проницательной интуиции [т. — жи-лхаг зунг-'брел-гйи тинг-нге-'дзин, т. е. сочет ние жи-гнас (с. — шаматха) и лхаг-мтхонг (випашьяна)]. Благодаря этому возникает возможность начать воспринимать Пустотность как истинную природу явлений. Этот Этап достигают в результате устремления разума к и сосредоточения на Четырех Благородных Истинах и Их шестнадцати аспектах. Такое сосредоточение должны осуществлять и шраваки, и пратьекабудды но каждые — сообразно их собственному теоретическои пониманию «Пустотности». Этап Подготовки содержит четыре подраздела: Теплота (т. — дрод); Вершина (т. ч рце-мо); Смиренная Выносливость (т. — бзод-па); и Возвышенная Дхарма (т. — чхос-мчхог).

3. мТхонг-лам (с. — даршанамарга) — Этап Виденя [Пустотности] начинается тогда, когда человек впервы непосредственно воспринимает реальность «пустотности» (с. — шунйята; т. — стонг-нйид), что является результатом дальнейшего углубления созерцания Шестнадцати Аспектов Четырех Благородных Истин. Начиная с момента переживания реальности «пустотности» созерцатель вооружается теми противоядиями, которые позволяют ему освободиться от воздействия ста двенадцати клеш, действующих в «Трех Мирах» (Мир Чувств, Мир Формности и Мир Неформности) в качестве истинных корней этих «миров». Этап Видения имеет шестнадцать подразделов, называемых по-тибетски Шес-бзод бчу-друг. До момента постижения «Пустотности» меднтация относительно неглубока по своему характеру, часто прерывается возвратом к мирским делам. Фактически на более ранних Этапах не наблюдается никакого различия между медитацией и нормальной жизнью. Постигнув же «пустотность», верующий достигает уровня Ария (т. — 'Пхагс-па), и Этапа Видения и далее его медитативная практика преобразуется в процесс глубокого созерцания (с. — самахита; т. — мнйам-гжаг), сходного с трансом.

4. сГом-лам (с. — бхаванамарга)—Этап Медитативного Развития. После первого переживания «пустотности» и шравака, и пратьекабудда вновь и вновь медитативно «прорабатывают» этот опыт, — каждый сообразно своему типу медитации, — пока не будет достигнут такой уровень, который позволит им начать устранение клеш, подлежащих искоренению уже на этом Этапе. Здесь уместна, например, такая аналогия: после недель усилий человеку, обучающемуся езде на велосипеде, вдруг удается держать равновесие. Это приходит внезапно, и он восклицает: «Я могу!». Но это достижение— только начало. Да, он может ездить, но чтобы стать по-настоящему умелым велосипедистом, ему потребуется многократная практика. Так же и с постижением «пустотности». Этот уровень медитации — первый из девяти уровней медитативной практики, из которых три называются «малыми» (т. — чхунг-нгу), три — «средними» (т. — 'бринг) и три — «большими» (т. — чхэн-по). Их соотношения можно представить в таблице:

Девять уровней медитации (т.— сгом-лам скор-дгу)
и прилагаемые усилия Девять типов клеш, подлежащих устранению (т. — сгом-спанг скор-дгу)

на соответствующих уровнях медитации
Малые — малые Большие — большие
Малые — средние Большие — средние
Малые — большие Большие — малые
Средние — малые Средние — большие
Средние — средние Средние — средние
Средние — большие Средние — малые
Большие — малые Малые — большие
Большие — средние Малые — средние
Большие — большие Малые — малые

«Большие» клеши (большие.— большие) устраняютс на самом первом уровне медитации (малый — малые) Но потребуется огромное усилие (большой — большие) для устранения последних «хронических» остатков клеш (малые — малые) —на девятом уровне. Здесь опять ж полезна аналогия: очень грязную одежду при первой стирке сравнительно легко отстирать от основной части грязи, но при последующих стирках потребуется все большее и большее усилие, чтобы устранить все меньше остающихся пятен. Для устранения и вымывания наиболее стойких пятен (малые — малые) иллюзий нашего мира требуются напряженные многократные усилия (большой — большие). Девятый завершающий уро вень медитации называется на санскрите Ваджропама самадхи (т. — дорджэ лта-бу'и тинг-нге-'дзин), т. е «Медитативное сосредоточение, подобное твердостью алмазу» — таково по твердости, стабильности и блистательности это достигнутое состояние медитации.

5. Ми-слоб-лам (с. — ашаикшамарга) — Этап-Более Не-Учения. Когда «Медитация, подобная алмазу» устранила те из оставшихся клеш, которые подлежали устранению на соответствующем уровне, тогда и достигается этот последний Этап. И шравака, и пратьекабудда достигают архатства — наивысшего состояния, признаваемого в рамках традиции Хинаяны.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Буддизм хинаяна

Хинаяна и Махаяна

Обычно Хинаяна и Махаяна называются Малой и Великой Колесницей. Хинаяну называют...
Религия

Хинаяна или Малая колесница

Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада (учение старейшин...
Религия

Буддизм

Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты...
Религия

Буддизм

Буддизм – название, данное религиозному движению, истоки которого — в жизни и...
Религия

Буддизм

Интересные идеи обнаруживаются и в буддизме! Сам Будда говорит в Дигханикайе...
Религия

Буддизм в Америке

По данным «Исследования религиозной принадлежности американцев» (ARIS), число...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Подготовка события смерти