Тибетские мандалы

Каждый из четырех классов тантр имеет специфические для него глубоко символические структурные схемы, своего рода «психо-космические» диаграммы, называемые Мандала (т. — дкйил-'кхор). В центре мандала — главное божество, в окружьи — от четырех до нескольких сотен божеств — спутников. Главное божество мандала именуют йидамом данной системы тантры. Для йогина, посвященного в данную систему, этот йидам становится главным объектом медитации. Сопровождающие йидама божества-помощники отличаются от Главы мандала только тем, что касается их формы и проявления, а по сути и по природе они — различные аспекты центрального божества.

Мандала — это диаграммное представление мифической внеземной идеальной обители йидама, это всего лишь символ, созданный в помощь йогину в его созерцании сверхчувственного дворца того йидама, который стал объектом его медитации.

Детальные объяснения того, какими должны быть размеры мандала, его форма, вид, цвет и прочее, приводятся в специальных текстах (т. — тхиг-рца), посвященных соответствующим йидамам. Кроме того, для каждого случая имеется и другой тип текстов (т.— мнгон-ртогс), более сжато излагающих содержание и значение основного текста с целью облегчения их ритуального зачитывания и запоминания. К этим и исходным (т. н. «коренным») текстам существуют разнообразные, разъясняющие их смысл комментарии.

Помимо указанного выше «зримого» типа мандала существует и категория «незримых» мандала, которые слагаются в разуме созерцателя в процессе его медитации. В соответствии со способом изготовления выделяют три типа мандала: начертанные черно-белые или нарисованные красками на ткани (т. — рас-брис-кйи дкйил-'кхор); выполненные цветными порошками на плоскости (т. — рдул-цхон-гйи дкйил-'кхор); изготовленные в виде объемных трехмерных структур из таких, например, материалов, как дерево, глина (т. — блос-бангс-кйи дкйил-'кхор). При изготовлении мандала обязательно учитываются факторы места и времени согласно заданным в конкретной тантре параметрам с учетом астрологических данных. В частности, если размеры места (плоскости) недостаточны, то взамен полных фигур божеств рисуют замещающие их символы (например, тантрийские объекты) или просто одиночные биджамантры соответствующих божеств: ХРИ Авалокитешвары; ДХИ Манджугхо-ши; ХУМ Ваджрасаттвы; ТАМ Тары; и т. д. Мандалы, где фигуры йидама и его свиты представлены полностью, называются «телесными» (т. — ску'и дкйил-'кхор), где только именами или биджа-мантрами — «коммуникативными», или «речевыми», где только символами — «мысленными».

После окончания акта посвящения порошковые и трехмерные мандалы сметаются, разрушаются. Порошок, собранный в специальный сосуд, высыпают в реку или какой-либо водоем; трехмерный деревянный мандал сжигают на берегу реки. Такое ритуальное разрушение мандала призвано, в частности, устранить привязанность посвященного к освященной физической структуре мандала, показать ему преходящность и «пустотную природу» любых даже сверхземных явлений.

В целом, все множество йидамов можно расклассифицировать на три основных типа: мирные (т. — жи-ба); яростные, гневные (т. — кхро-бо); и полумирные—полугневные (т. — жи-ма-кхро). Вот несколько примеров широко известных мирных йидамов: Манджушригхоша (т. — 'Джам-дпал-дбйангс), Авалокитешвара (т. — сПйан-рас-гзигс), Тара (т.— сГрол-ма), Амитаюс (т. — Цхэ-дпаг-мэд) и т. д. Приме ры гневных, яростных йидамов: Ямантака (т. — гШин-рджэ-гшэд), Кила (т. — Пхур-па), Хайягрива (т. — рТа-мгрин), Ваджрапани (т. — Пхйаг-на рдо-рджэ). Примеры полумирных—полугневных йидамов: Гухйясамаджа (т. — гСанг-ба 'дус-па), Самвара (т. — бДэ-мчхог), Хэ ваджра (т. — дГйес-рдор), Калачакра (т. — Дус-'кхор), Ваджраварахи (т. — рДо-рджэ пхаг-мо).

Эти йидамы изображаются в различных формах: одни — в обычном человекоподобном облике с одним ликом, парой рук и ног, другие — многоликими, многорукими и многоногими. Различные квазифизические аспекты и характерные атрибуты, которые совокупно слагают; форму йидама, символизируют множество различных качеств Премудрости и Всеведения Буддовости. Именно по этой причине всех йидамов относят к категории Прибежища Будды.

Почему тантрийские тексты описывают так много йидамов гневного облика? Неужели недостаточно йидамов мирных? Дело в том, что буддийские учения призваны «дисциплинировать», «тренировать» разум как самого верующего, так и других, окружающих его существ. Разум обычных существ «заклешеван» вследствие общего сумбура их психики (т. — 'кхрул-ба; ма-риг-па), они обречены беспомощно творить и накоплять неблагие деяния. Поэтому такой фундаментальный порок, как сумбурность психики, должен быть полностью искоренен. С тем, чтобы разум человека смог с большей легкостью уловить идею порочной природы этого состояния «заклешеванности», оно и изображается в конкретной зримой форме.

Большинство людей привычно разделяет других на своих врагов, друзей или просто нейтральных знакомых. Им легко понятны чувства ненависти, любви или ревностности, которые возникают при взаимоотношениях с окружающими. В контексте тантр «заклешеванность» рассматривается как враг человека. Например, символом состояния «заклешеванности» может быть попираемая стопами божества—йидама распростертая фигура. И созерцатель должен понимать, что эта попираемая ногами йидама фигура — именно совокупность клеш, а не какое-либо живое существо. Так же надо понимать и символические атрибуты божеств, их устрашающие украшения, отрубленные головы, черепа, вырванные сердца, кровь и т. п. Истолкование этих символов приводится в специальных текстах. Различные жертвоподношения, персонажи и элементы фона на тантрийских иконах—танка — все это также символически являет созерцателю гневную активность центрального божества—йидама. Все эти украшения и декор нельзя рассматривать как нечто реальное, как взятое у специально убиенного для этой цели человека.

Установка того, кто ведет тантрийскую медитацию, должна быть основана на сострадании к тем, кто заражен клешей невежества (с. — авидйя; т. — ма-риг-па), и свой гнев йогин должен направлять на эту коренную клешу. Шакъямуни Будда проповедовал тантрийские учения, используя, или принимая в период Своей проповеди гневные формы, которые, будучи искусными средствами, воздействовали так, что возбуждали в верующем слушателе отвращение к клешам, отвращение такой свирепой и неукротимой силы, что оно действовало в качестве могучего, быстрого и всецело эффективного средства для уничтожения этого коренного порока. Устрашающий облик йидама являет тот гнев, который испытывает отождествившийся с йидамом в период зарождения (т. — бскйед-рим) йогин по отношению к клешам. Все тантрийские ритуалы также выполняются с сострадающей установкой сознания по отношению к тем, кто заражен клешами, и с гневом, направленным на само состояние заклешеванности. Такие методики пространно описаны в многочисленных комментариях на тантры вместе е общим описанием ритуалов и порядком их осуществления.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Тибетские мандалы

Подношение мандалы

Мандала имеет несколько значений: умственное силовое поле (или силовой круг...
Религия

Тибетские молитвы

Прибежище, дух Пробуждения САНГЬЕЙ ЧОЙ ТАНГ ЦОГ-ГИ ЧОГ НАМ-ЛА ЧАНЧУБ ПАР-ТУ ДАГ...
Религия

Тибетские амулеты

Довольно долго тема тибетских амулетов не освящалась на Западе, так как внимание...
Религия

Тибетские мандалы

Бесчисленные совершенные миры, поражающие утонченностью линий, изяществом форм и...
Журнал

Тибетская астрология

Тибетская астрология – это огромная, самодостаточная наука, впитавшая в себя...
Журнал

Тибетская медицина

В тибетской традиции помимо известных анатомических сосудов, по которым...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

О законах свыше
Расширение сознания. Ключи от собственной жизни