Тантра практика

Прежде всего отметим, что выражение «рГйуд-кйн Тхэг-па», представляющее точный тибетский перевод санскритского словосочетания «тантраяна», никогда не используется тибетцами: они именуют это направление другими названиями, приводимыми ниже.
Тантра практика
Тантраяна, — Колесница Тантр, или Тантрическая Колесница, — неотъемлемая часть махаянской традиции буддизма, известна также и под названиями: Мантраяна (т. — снгагс-кйи тхэг-па); Гухйямантраяна (т. — гсанг-снгагс-кйи тхэг-па; Колесница Тайной Мантры); Ваджраяна (т. — рдордже тхэг-па; Алмазная Колесница, Громовая Колесница); Пхалаяна (т. — 'брас-бу'и тхэг-па; Результирующая Колесница). Одно из наиболее общих названий, которым пользуются тибетцы, говоря о тантараяне — гсанг-снгагс, или, сокращенно, снгагс (произносится как «аг»). Смысл этого словосочетания таков: гсанг —«тайна», т. е. практика этой уникальной системы наставлений хранится в тайне от тех, кто еще не посвящен ни в одну из систем тантры («не введен в мандал») и от тех, кто, хотя и получал посвящение, но пренебрег практикой и соблюдением заветов, обетов и правил поведения. Слово «снгагс» — перевод санскритского термина «мантра» (мана + тра). «Мана» означает «разум», «тра» — «защита», «спасение». Все слово на санскрите подразумевает, что разум того, кто следует этим путем, «спасен», или «защищен» от сопутствующих ему ментальных скверн и загрязнений (см. К.П.№ 3, с. 200).

Исходная позиция человека, стремящегося изучать и практиковать Тантраяну, — та же совокупность основных принципов, что и в Хинаяне, и в Махаяне, а именно — Бесповоротное Отречение и Бодхичитта. Иными словами, человек, избирающий Тантраяну и уже признавший принципиальную неудовлетворительность любых форм мирского существования, должен отринуть привязанность к нему и развивать дух полного отречения. Кроме того, он должен обладать тем сострадающим настроем сознания (Бодхичитта), в котором нет больше места своим эгоистическим желаниям, но в котором необратимо укоренилось стремление достичь Буддовостп с целью освободить всех существ из сансары. Поэтому вступающий в Тантраяну должен культивировать часть, если не все, тех основ, что слагают фундамент систем как Хинаяны, так и Махаяны, и глубоко усвоить этот материал. Только на основе такой подготовки он становится достойным кандидатом для тантрической практики. Затем такой человек, уже обладающий высоко развитыми указанными способностями разума, должен искать всесторонне квалифицированного тантрийского наставника, который может дать ему посвящение в один из мандалов (т. — дкйил-'кхор), представленный в одном из четырех классов тантр (см. ниже). После этого посвященный ученик действует в соответствии с теми заветами, обетами и правилами поведения, которые он обязался неукоснительно соблюдать в ходе церемонии посвящения. По прошествии определенного испытательного срока новичку могут быть даны и наставления к полной тантрийской медитации.

Медитация о Шунйяте, Бодхичитте и практика Шести Запредельноведущих Совершенств (с. — нарамита; т. — пхар-пхйин-друг) одинаковы как в Сутраяне, так и в Тантраяне. Однако, в тантрийской практике эта работа сопровождается специальным методом медитации, называемым на санскрите Дэвайога (т. — лха'и рнал-'бйор). Это — отождествление самости (эго) созерцателя с тем избранным медитативным божеством на квазифизических характеристиках которого сосредотачивается посвященный в ходе своей медитации; и это же божество — главенствующий персонаж, Владыка (т. — гцо-бо) мандала, в который был посвящен созерцатель. Каждый мандал имеет свое центральное медитативное божество, или, по тибетски, Йидам. В ходе своей медитации посвященный тантрик полностью отождествляет себя с йидамом своего мандала. Этот метод, призванный ускорить достижение посвященным Всецелого Пробуждения Буддовости, известен как Тантраяна. Действительное достижение Всецелого Пробуждения Буддовости предполагает реализацию в посвященном как духовных, так и физических характеристик Будды, а именно — Дхармакайи и Рупакайи. Основополагающей практикой, которая приводит к формированию Дхармакайи, является медитация, медитативное постижение «Пустотности» (с. — шуньята; т.— стонг-нйид). Результат такой медитации — искоренение всех форм верований в независимость и само—бытие любых явлений. Именно с того момента, когда разум созерцателя начинает непрестанно медитативно постигать Шуньяту, он закладывает основу для достижения в будущем Дхармакайи. Что касается достижения Рупакайи, то это зависит от степени развития всецело сосредоточенного внимания, с самого начала тантрийской медитации, на той форме Будды, которая представлена образом медитативного божества, йидама. Тело йидама, как объекта созерцания, с первого же мига начала медитации превращается в то тело, «формотело», которое сам созерцатель обретет в будущем, когда усилия и упражнения его медитации принесут плоды. В основном именно в практике обретения «формо-тела», из двух названных тел Будды, и обнаруживается различие между Сутраяной и Тантраяной.

Эта Колесница является более глубинной и быстрой как раз потому, что все тантрийские практики базируются на этом уникальном и специфическом методе медитативного самоотождествления. Только от вступающего в систему тантр зависит избрание любого из множества медитативных божеств, перечисленных в четырех классах тантр. Этот выбор, — какое конкретно божество будет объектом медитации,— определяется целиком предрасположенностью и склонностью самого посвящаемого человека, точнее говоря, его собственными кармическими тенденциями. Тело и разум, искаженные силами неведения и кармы, накопленных в течение множества кальп (эпох мироздания), должны быть дисциплинированы и очищены от всех скверн. Для достижения этого совершенно очищенного Тела Будды тантрик должен начать медитацию о своей собственной физической конституции, созерцаемой как Тело Будды в форме соответствующего Йидама. Обширный и глубокий процесс таких медитаций, посредством которых он обусловливает это преображение (тема столь всеобъемлющая, что исключает какое-либо осмысленное сокращенное изложение), слагают правильная активация и использование всей психической нервной системы тела тантрика. Поскольку скрытые в этой чрезвычайно сложной системе энергии столь мощны, то подобные тантрийские медитации спланированы для осуществления только посвященными и достаточно опытными учениками под строгим руководством всецело квалифицированного Ламы.

Нижеприводимых замечаний будет достаточно, чтобы дать общее представление о том, что собственно включает тантрийская практика. Ее уникальная особенность заключается в визуализации (созерцании) с самого начала практики медитации т. н. Четырех Всецелых Чистот (т. — йонгс-су даг-па бжи), как основных характеристик йидама. Это:

1. Всецелая Чистота Окружающей Обстановки (т. — гнас йонгс-су даг-па) —визуализация сверхчувственной обители (мандала) избранного йидама;

2. Всецелая Чистота Тела (т. — лус йонгс-су Даг-иа) — отождествление йогином—созерцателем своего тела с Пречистым Телом его Йидама;

3 Всецелая Чистота Принятия и Использования (т. — лонгс-спйод йонгс-су даг-па) — созерцание себя обладающим способностью принимать и использовать те объекты и молитвы, которые тебе благоговейно подносят;

4. Всецелая Чистота Деяний (т. — мдзад-па йонгс-су даг-па) — созерцание себя творящим внешние воплощения (манифестации) медитативного божества, а также и растворяющим эти воплощения; такие манифестации самого себя в облике Йидама создаются в окружающем мире с целью защитить благополучие всех живых существ, вести их к достижению Высшей Буддовости.

Дабы приучить свое сознание неукоснительно хранить образ избранного тантрийского божества, вновь посвященный использует изображение этого божества, помещаемое перед собой на алтаре. Оно и служит начальным объектом его медитации. Затем созерцатель начинает внимательно исследовать все характеристики изображения. Когда он уже достаточно преуспел в этом, объект медитации (т. е. изображение) убирают, так что не остается более никакого непосредственного физического звена между созерцателем и йидамом. Отныне медитация йогина опирается только на мысленное созерцание. Созидая ясную и исчерпывающую картину божества в своем разуме, йогин вырабатывает надежную и устойчивую аналитическую и сосредоточенную медитацию. Со временем созерцаемый образ избранного йи-дама во всех его деталях становится совершенно ясным для созерцателя. Это достижение сопровождается всецелым осознанием «пустотной» натуры объекта созерцания: то есть что созерцаемое — не некая самовозникшая сущность, но нечто, зависящее в своем бытии от явлений вне ее. Если эти два осознания йогина, — убеждающая живая ясность божества и одновременное осознавание его «пустотной» натуры, — одновременно возникают в сознании созерцателя, то он.развил уже силу различающего осознавания. Все, что он зрит, предстает в форме этого божества; все, что он слышит, звучит как мантра этого божества. Отныне йогина не введут в заблуждение мысли, будто бы явления обладают независимым самобытием. Напротив, он понимает «пустотную» натуру всего, и поэтому способен искусно содействовать освобождению всех тех живых существ, которые еще прикованы своими заблуждениями к колесу сансары.

На этом пути поток сознания йогина последовательно очищается. Его активно действующие делюзии, псевдосхемы мировидения, заблуждения и инстинктивные наклонности будут подсечены под самые корни, и созерцатель в конце концов достигнет высшего Уровня Буддовости. В тантрийской системе существует множество гневных и мирных божеств. Какое бы божество ни было избрано, будь оно в своем гневном или мирном аспекте, оно изображено с единственной целью — служить созерцателю в его трудах ради освобождения всех живых существ от мук сансары и в достижении ими Высшею Пробуждения.

Всю совокупность тантр принято разделять на четыре класса: Крийя Тантра (т. — бйа-ргйуд), Чарйя Тант-ра (т. — спйод-ргйуд), Йога Тантра (т. — рнал-'бйор ргйуд) и Ануттара йога Тантра (т. — рнал-'бйор бла-мэд ргйуд).

В традиции школы Нйинмапа принято деление на девять классов, носящих иные названия, однако, по существу и это деление совпадает с четырехчаст-ным общепринятым. Шакьямуни Будда проповедовал эти тантрийские учения, дабы удовлетворить просьбы искренне обращавшихся к Нему учеников, духовный и интеллектуальный уровни развития которых были различны. Из четырех классов тантр, последний — наиболее сокровенный. Крийя Тантра была проповедана тем ученикам Будды, которые уделяли больше внимания внешней деятельности, например, соблюдению физической чистоплотности, нежели внутренней активности в сфере сознания. Тем из учеников Будды, кто уделяет равное внимание и внешней, и внутренней деятельности, проповедуется Чарйя Тантра. Тем последователям, которые считали культивацию внутренней активности более важной, нежели внешней, Будда проповедовал йога Тантру. Тантрийские наставления к четвертому, или «Высшему» классу тантр были даны тем, кто почитал культивацию внутренней активности превыше всего прочего. А поскольку нет иной более высокой внутренней активности, чем эта, то четвертый класс и был назван буквально «Тантра Высшей Внутренней Активности». Этапы духовного прогресса в четырех классах тантр сходны с пятью Этапами Хинаяны и Махаяны. Однако, каждый из этих Этапов имеет присущие только ему уровни прогресса. Например, Этапу Накопления в системе Ануттара Йога Тантры соответствует Период Зарождения (т. — бскйед-рим), а Этапам Подготовки, Видения и Медитативного Развития — Период Завершения (т. — дзогс-рим). Оба названных Периода, в свою очередь, подразделяются на четыре фазы, которые слагаются десятью ступенями.

Зачем же необходима система тантр, когда и так есть другие пути достижения Высшей Цели?

Почему учения тантр всегда передаются и практикуются тайно? Для ответа на эти и подобные вопросы было предложено множество объяснений. Некоторые из них приводим ниже. Для ответа на первый вопрос надо принять во внимание часто цитируемые и общеизвестные среди последователей Тантраяны четыре примечательные особенности, которые отличают Колесницу Тайной Мантры от иных нетантрийских путей. Они суть следующие:

1. Отличительная особенность наличия ясной определенности (т. — ма-рмонгс-па'и кхйад-пар);

2. Отличительная особенность обладания многими методами (т. — тхабс манг-ба'и ' кхйад-пар);

3. Отличительная особенность отсутствия трудности (т. — дка'-ба мэд-па'н кхйад-пар);

4. Отличительная особенность необходимости более острых сил интеллекта (т. — дбанг-по рно-ба'и кхйад-пар).

Во-первых, Шакьямуни Будда в Своих проповедях и Сутраяны, и Тантраяны утверждал, что бодхисаттве для достижения Буддовости существенно необходимо практиковать Шесть Совершенств (с. — шат парамита). В Проповеди Сутраяны Будда рассказывал только о внешних действиях, посредством которых реализуются Шесть Совершенств, а потому такая практика трудна, и достижение Буддовости осуществляется в течении многих кальп. Путь к Пробуждению, указанный в нетантрийских системах Махаяны, очень долог: для достижения Буддовости потребуется множество воплощений. Однако, в Тантраяне Будда проповедовал также и специфические внутренние медитативные действия, посредством которых последователи Тантры одновременно, почти автоматически осуществляют все Шесть Парамит. На этом пути желанную цель можно достичь, и ее достигали, в течение одной жизни. Поэтому йогину, который самоотверженно жаждет увидеть всех существ освобожденными от мук как можно быстрее, который стремится достичь Буддовости, дабы уже с этого уровня содействовать страдающим, относительная краткость тантрийскопх пути могла бы оказать неоценимую помощь.Тантрийский путь, хотя и нелегкий, отличается своей ясностью и отточенностью.

Во-вторых, в тантрнйских наставлениях, проповеданных Шакьямуни Буддой, представлено обширное многообразие методов, которые подразделяются сообразно четырем классам тантр и соответствуют потребностям и возможностям человека любого типа. Именно по этой причине и говорится, что тантрийский путь отличается наличием множества методов.

В-третьих, в процессе тантрийской практики гораздо легче освободиться от клеш, поскольку тантрик использует те клеши, которые должны помочь ему освободиться от остальных клеш, особым избирательным образом. Это — подобно тому, как «клин клином вышибают», или тому, как жук-древоточец, родившись в стволе дерева, пожирает и уничтожает само это дерево. Будда проповедовал много различных практик сообразно количеству или серьезности тех клеш, которые проявляются у последователей Его тантрийского пути. Этим объясняется «отличительная особенность отсутствия трудностей». В-четвертых, методы, которыми должны пользоваться последователи Тантраяны, гораздо шире и предъявляют больше требований, чем методы Сутраяны. Отсюда следует, что те, кто идет более быстрым тантрийским путем к Буддовости, необходимо должны обладать и более острыми, отточенными интеллектуальными способностями. Причина, по которой тантрийские учения хранят в тайне от непосвященных и от тех, кто не питает искренней веры в них, заключается в том, что они требуют гораздо большей веры и гораздо больших усилий, чем на то способно большинство людей — без этих двух факторов результаты практики могут оказаться гибельными Для непосвященных. От посвященного йогина требуются длительные, поначалу физически утомительные, созерцания избранного божества-йидама, и напряженный непрестанный повтор соответствующих мантр, и непрерывное сосредоточение на философско-интуитивном осмыслении концепции «пустотности» и недвойственности, и символическое использование различных мудр, и многое другое. Посвященный, который правильно вершит тантрийский метод согласно всем требуемым предписаниям, обретает ни с чем не сравнимую заслугу и способность достичь Буддовость более быстро, чем последователи других путей. С другой стороны, если тантрийская практика исполняется неправильно, то и учитель, и ученик, образующие после акта посвящения своего рода тандем, накапливают лишь пороки. Прохождение тантрийского пути можно сравнить с положением змеи, оказавшейся в бамбуковом шесте: здесь только два выхода — один ведет вверх, к Буддовости, другой — вниз, к перерождению в низших формах бытия, как правило — в адах.
×

По теме Тантра практика

Тантра. Энергия и Экстаз

Тысячелетиями человечество экспериментировало, пытаясь превратить сексуальную...
Религия

Секс и Тантра

Секс - один из видов деятельности, дарованных природой, в котором вас вновь и...
Религия

Виджняна Бхайрава Тантра

Дэви спросила: О, Шива! В чём заключается твоя подлинная сущность? Что есть эта...
Религия

Сущностная Тантра Шести Освобождений

Посвящение, которое я давал, связано с передачей Тагдрол Тантры, стихи которой...
Религия

Буддистская и индуйстская тантра

Цель буддизма и индуизма отражает понимание и переживание необусловленной или...
Религия

Сутра и тантра

Очень важно понимать разницу между Сутрой и Тантрой. В учении Сутры часто...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество