Обеты хорошего истинного врача.
Истинный врач должен лечить безвозмездно, своими лекарствами, как своих собственных детей или друзей:
* людей, обладающих возвышенными качествами, святых, мудрецов и отшельников;
Истинный врач должен лечить безвозмездно, своими лекарствами, как своих собственных детей или друзей:
* людей, обладающих возвышенными качествами, святых, мудрецов и отшельников;
* нищих и сирот;
* друзей;
* соседей;
* находящихся в путешествии.
Истинный врач должен дать себе обет избавиться от всех недостатков и стать святым.
Возвышенные качества врача проявляются в том, что врач приводит пациента к Богу, а не создает себе последователей.
Он должен дать обет всегда прославлять Верховную личность Бога, а не считать себя, вершителем судеб и конечной инстанцией.
История о Шанкарачарье и слоне.
Однажды Шанкарачарья проповедовал, что мы все Истина. Один царь решил проверить его философию и запустил в зал собраний бешеного слона.
Слон топтал все на своем пути, и все разбежались. Шанкарачарья тоже залез на большое дерево.
После этого царь сказал - "Чего ты испугался? Что может сделать одна Истина в виде слона с другой Истиной в виде тебя?"
Истинный врач дает обет оберегать, поддерживать и защищать своих пациентов на время излечения.
Врач, владея знанием о состоянии пациента должен использовать его только во благо, иначе он превращается в обыкновенного бандита с большой дороги.
Анекдот.
Один художник пришел в картинную галерею и спросил у директора, много ли его работ продалось за последний месяц.
- Представьте себе, вчера пришел один человек и спросил про ваши работы, будут ли они пользоваться популярностью после смерти автора, ну как обычно бывает. Я сказал ему, что вы, мой друг, очень талантливы и что ваши картины поднимутся в цене раз в сто. И он купил все 45 ваших картин.
- Так это ж прекрасно, господин директор...!!!
- Хм, да, но есть одно НО! Он сказал, что он ваш лечащий врач....
Истинный врач должен дать обет овладеть своей речью. Она должна быть:
* чистой и мягкой;
Звук оказывает прямое воздействие не только на тех, кто его слышит. Эта могущественная энергия, из которой фактически и был сотворен этот мир. Звук способен накапливаться и воздействовать в глобальных масштабах.
Когда большое количество людей используют грязные выражения, эта синергия способна вызывать изменение погоды и даже эпидемии.
Врач должен стоять на защите чистоты звука, показывая пример чистой речи.
Чистой речь становится тогда, когда связана с Абсолютной Истиной.
Анекдот.
Священник забивает гвоздь в стенку. Рядом стоит мальчик и внимательно наблюдает.
Священник: - Тебя, наверное, интересует, что я делаю?
- Hет, меня интересует, что вы скажете, когда попадёте себе по пальцу.
* справедливой, успокаивающей боль, взвешенной и предусмотрительной;
История о Раме и Ханумане.
Когда Хануман вернулся со Шри Ланки, чтобы сообщить Господу Рамачандре о Сите, он очень тщательно выбирал слова, чтобы не вызвать у Рамачандры излишнего беспокойства. Вместо того, чтобы сказать: “Сита найдена!”, он просто сказал: “Найдена Сита!” Первая фраза вызвала бы у Рамы беспокойство, потому что в ней первым стояло имя Ситы, которое заставило бы Раму несколько горестных мгновений думать о Её судьбе. Но после слов “Найдена Сита” Рама прежде всего узнал, что Сита еще жива и есть надежда.
Грамотный врач взвешивает каждое свое слово, оценивая степень его воздействия на пациента, понимая, что эта тема очень важна для больного. Легкомыслие в данном положении губительно.
* правдивой.
История про гордого богача, который хотел обмануть Господа Джаганнатху.
Однажды к пуджари в храме Господа Джаганнатхи подошел один очень богатый человек и сказал, что он хочет сделать большое пожертвование. Он сказал пуджари: "Я хочу пожертвовать Господу Вселенной 10 000 рупий, но с одним условием - вы должны приготовить на эти деньги только одно блюдо, одно подношение. Если вы не сможете этого сделать, то я заберу эти деньги обратно". На этом он дал деньги и ушел.
И тогда пуджари стали думать и голову ломать, что же такое на эти деньги можно приготовить. Это было действительно нелегкой задачей в те времена, потому что все их подношения в течение целого года едва ли стоили такого количества денег.
Шли дни, а они никак не могли понять, какое блюдо им приготовить. Они очень хотели удовлетворить Господа Джаганнатху и сделать нечто особенное, но чувствовали себя совершенно беспомощными в этой ситуации. И тогда одному из пуджари приснился Сам Господь Джаганнатха. Он сказал: "Если этот богач так гордится своими деньгами, то скажите ему следующее. Пусть сначала он предложит Мне жемчужину. Всего одну жемчужину, растертую в порошок, на листе бетеля. Эту жемчужину он должен найти в голове у самца слона. После этого Я согласен принять его 10 000 рупий".
На следующее утро пуджари рассказал о своем сне богачу. Он выслушал, ненадолго задумался и воскликнул: "О, Господь Джаганнатха перехитрил меня - чтобы предложить Ему эту жемчужину я должен сначала купить слона. Но не в каждой голове слона находится жемчужина, поэтому мне придется покупать не одного, а многих слонов. А это обойдется мне гораздо в большую сумму, чем те 10 000 рупий, которые я собирался пожертвовать Господу. Господь Джаганнатха перехитрил меня, поэтому я жертвую Ему все свое состояние".
Если кто-то хочет обмануть Самого Господа, то у него ничего из этого не получится. Наоборот, Господь Сам обманет его, и так, что человек обязательно предастся Ему.
Одним словом, речь должна быть направлена только на излечение болезни.
В этом цель речи врача и в этом его медитация. Даже если врачу ясно, что жизнь пациента подходит к концу, он не должен говорить об этом, если видит, что это может потрясти больного или его близких. А для того чтобы избежать сплетен, он хранит тайну увиденного в доме пациента.
Истинный врач дает обет смирения и скромности. Никогда не хвалится своими познаниями, которыми он владеет в совершенстве.
В специальных наставлениях говорилось, что входить в дом пациента нужно лишь с приглашением кого-то из домочадцев, в сопровождении кого-либо из мужчин семьи, прикрыв лицо и склонив голову.
Истинный врач дает обет избегать:
* гнева;
История.
Однажды зимой Франциск шел с братом Львом из Перузы к Порционкюлю; было так холодно, что они дрожали от стужи.
Франциск позвал Льва, который шел впереди, и сказал ему: "О брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле пример святой жизни: запиши, однако, что не в этом радость совершенная".
Пройдя немного далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: "И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырехдневно умерших, - запиши, что и в этом не будет радости совершенной".
И, пройдя еще далее, Франциск сказал Льву: "Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души, - запиши, что и в этом нет радости совершенной".
Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: "И еще запиши, брат Лев, овечка божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд и если бы нам открылись все клады земли и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, - запиши, что и это не было бы радостью совершенной".
И, пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему: "Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, - запиши, что и в этом не было бы радости совершенной".
Тогда брат Лев сказал Франциску: "В чем же, брат Франциск, радость совершенная?"
И Франциск отвечал: "А вот в чем. В том, что если когда мы приедем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: "Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей, убирайтесь отсюда!" - и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, - тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная".
* жадности;
Врач должен строить планы на накопление благочестия и возвышенного знания, способного вылечить душу и тело.
Планы по накоплению богатства материального разрушают благочестивое сознание врача и он превращается в обыкновенного торгаша.
Святые люди говорят - "Хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах!"
* тщеславия, гордости, зависти;
Чарака рекомендовал врачам советоваться друг с другом, поскольку такое обсуждение усиливает тягу к знаниям, улучшает речь, разрешает неясные вопросы, удаляет сомнения и подтверждает убеждения.
Дружеское общение мудрых и опытных людей, искренне делящихся сложными вопросами, полезно всем. Даже если во время обсуждения будут высказаны ошибочные мнения, никто не должен никого осуждать, никто не должен радоваться чужим промахам и никто не должен извращать взгляды другого.
История.
Человек попросил Бога показать ему ад. Бог показал ему комнату, в которой вокруг большого котла с ароматной похлебкой сидели измученные голодом люди. В руках у них были ложки с длинными рукоятками, так что поднести такую ложку ко рту было невозможно. Голодающие мучились невыносимо.
“А теперь я покажу тебе рай”, - сказал Бог. Он завел человека в точно такую же комнату, посреди которой стоял такой же котел и сидели такие же люди с такими же неудобными ложками, но все улыбались.
“Почему же они здесь такие счастливые?”,- с недоумением воскликнул человек.
“Потому что здесь они научились кормить друг друга”,- ответил Бог.
* грубости и обмана;
История о пахтании океана.
Когда полубоги вместе с демонами пахтали океан, Господь Вишну рекомендовал полубогам: " Возьмитесь за голову змея Васуки, а демонам пусть достанется хвост".
И когда полубоги ухватились за голову змея Васуки, демоны возмутились - "Как это так?! Полубоги держатся за голову, а нам достался хвост! Это же задняя часть!!! Немедленно дайте нам в руки голову!!!" И по указанию Господа Вишну они оставили хвост, и взялись за голову Васуки.
Во время пахтания Васуки начал изрыгать из своего рта дым и пламя, причиняя демонам страшные ожоги. Так Вишну перехитрил демонов, используя их же собственное мышление.
* безделья.
Врач не должен создавать видимость деятельности. Медицинская наука требует постоянных усилий в совершенствовании. Как только врач подумал, что он достиг совершенства - он перестает быть врачом.
Проявляя лень, врач подвергает опасности и пациента и себя самого, так как в это время карма обращает на него внимание и посылает проблемы, чтобы взбодрить и вдохновить к деятельности.
История.
Однажды жил ученый-эрудит, пандит. Он захотел купить муки, и поэтому он отправился к мельнику и попросил у него муки. Тот ему ответил: "Тебе придется немного подождать, потому что моим быкам сейчас придется пойти по кругу, крутить эту мельницу, и это займет какое-то время". Этот ученый-эрудит наблюдал за тем, как быки ходят по кругу, крутят мельницу и, таким образом, перемалывают зерно.
Он подумал: "Это очень интересно, но зачем быки носят такой тяжелый колокол на своей шее и создают этот звук: бэм-бэм-бэм?" Ученый спросил у мельника: "Что это означает? Каков смысл этого?"
И тот объяснил ему: "Ты ученый, а я просто обычный человек, я думаю, ты должен лучше меня знать. Но, как бы то ни было, если ты меня спрашиваешь, то я конечно тебе объясню. Когда быки ходят по кругу и создают такой звук, я, находясь где-то неподалеку, могу слышать это. Когда я слышу этот звук, я понимаю, что быки хорошо работают, и сам могу заниматься чем-то еще".
Но немедленно этот ученый сказал: "Подожди, подожди, здесь есть одна маленькая проблема: быки-то тебя могут обмануть. Он может просто улечься отдыхать. Он ничего не будет делать, не будет работать, а просто будет двигать своей шеей". И тогда мельник засмеялся. Он сказал: "Нет, нет, эти быки не такие ученые как ты".
Истинный врач дает обет целомудрия.
Даже в своем уме он отвергает вожделение к чужим женам или желание воспользоваться чужим богатством.
Обет избегать любого предосудительного поведения, быть внимательным и сохранять ум в спокойствии.
История.
Жил па берегу моря один торговец. Было у него в достатке и богатства, и зерна.
Повадилась одна ворона доедать остатки от трапезы его многочисленных сыновей. Откормившись тем, что ей оставляли юные сыновья торговца, возгордилась ворона; и стала она теперь смотреть свысока па птиц, подобных себе, и даже на таких, что во всем ее превосходили.
Залетели однажды на тот морской берег лебеди с изогнутыми шеями, красотой полета соперничающие с Гарудой. И тут дети, завидев лебедей, сказали вороне: “Право же, почтеннейшая птица, ты превосходишь всех прочих пернатых!”
Обманутая неразумными детьми, ворона возомнила, что это чистая правда. Гордая своим столом из объедков, подлетела ворона к тем перелетным птицам, чтобы выведать, кто из них наидостойнейший. И, сочтя одного пернатого самым главным, глупая ворона бросила ему вызов: “Летим со мною!”
Услышав болтовню вороны, все бывшие там могучие лебеди, со смехом отвечали: “Мы, лебеди, обитаем на озере Манаса и странствуем по всей этой земле; мы всегда славились среди пернатых способностью к дальним перелетам. Как же ты, глупая ворона, смеешь вызывать на состязание в полете , привычного к дальним перелетам лебедя?! ”
Но глупая ворона только посмеялась от души над словами лебедей, а затем хвастливо сказала: “Не сомневайтесь, сейчас я полечу, используя сотню различных способов полета! Прямой взлет, крутой спуск, стремительный полет и обычный, низкий полет, ровный полет, полет по различным кривым, косой полет, круговой, верхний, красивый полет, быстрейший, большой, тихий, малый круговой, полет с остановкой и круговым облетом и многие другие способы полета — все это я сейчас покажу вам; узрите же мое могущество!”
Выслушав ворону, рассмеялся один из лебедой и говорит: Слушай, что я тебе скажу! Ты, конечно, можешь лететь сотней различных способов, о ворона. Но есть один способ полета, хорошо всем птицам известный, — им-то я и полечу, ибо другого никакого не знаю; а ты, красноглазая, вольна лететь как тебе угодно!”
Тут все вороны, что там собрались, принялись над ним смеяться: “Как-то лебедь выиграет с одним лишь способом полета против сотни!
Наконец лебедь и ворона пустились в полет; и лебедь с красиво изогнутой шеей летел единственным простым способом, а ворона — сотнею разных.
Вот летит лебедь, и летит ворона; силится она удивить его приемами полета и все время сама себя восхваляет.
Наблюдая всевозможные ухищрения вороны в полете, другие вороны развеселились и принялись громко каркать.
Лебедь тем временем тихо парил в вышине, и казалось, что он уступает вороне! Но вдруг лебедь стремительно полетел в западном направлении, прямо над океаном, обителью Варуны.
Тогда ворона, измученная усталостью, стала снижаться, не видя под собой ни деревца, ни островка, и стало ей, глупой, страшно: “Куда же я, уставши, сяду среди этой водной пучины?” Невозможно вынести путь через океан!
А лебедь, быстро проносясь над океаном, заметил, что устала ворона и рассудил, что не может бросить ее позади. Уже далеко обогнав ворону, лебедь с красиво выгнутой шеей задержался, чтобы дождаться ее.
Видя, что ворона ослабела, почти тонет, и решившись, как то в обычае у людей благородных, спасти ее, лебедь сказал: “Много ты говорила о разных способах полета, лишь об этом одном умолчала, не хотела, видно, нас посвящать в такую тайну! Как он все же называется, о ворона, тот способ, коим ты сейчас летишь, то и дело задевая воду крыльями и клювом?” А измученная, смертельно усталая ворона, в самом деле, быстро опускалась все ниже, уже задевая крыльями и клювом морскую воду.
Ворона сказала: Возгордившись столом из объедков, я возомнила себя невесть кем и презирала всех ворон и многих прочих птиц! Ныне тебе, о лебедь, вручаю мою жизнь: доставь меня к берегу острова! Если я благополучно вернусь на родину, то никого более не стану презирать. О лебедь, вызволи меня из этой беды!
Тогда лебедь, приблизившись к обезумевшей от страха вороне, схватил ее , подкинул вверх и осторожно усадил себе на спину и вернулся к тому острову, откуда они вылетели!
* друзей;
* соседей;
* находящихся в путешествии.
Истинный врач должен дать себе обет избавиться от всех недостатков и стать святым.
Возвышенные качества врача проявляются в том, что врач приводит пациента к Богу, а не создает себе последователей.
Он должен дать обет всегда прославлять Верховную личность Бога, а не считать себя, вершителем судеб и конечной инстанцией.
История о Шанкарачарье и слоне.
Однажды Шанкарачарья проповедовал, что мы все Истина. Один царь решил проверить его философию и запустил в зал собраний бешеного слона.
Слон топтал все на своем пути, и все разбежались. Шанкарачарья тоже залез на большое дерево.
После этого царь сказал - "Чего ты испугался? Что может сделать одна Истина в виде слона с другой Истиной в виде тебя?"
Истинный врач дает обет оберегать, поддерживать и защищать своих пациентов на время излечения.
Врач, владея знанием о состоянии пациента должен использовать его только во благо, иначе он превращается в обыкновенного бандита с большой дороги.
Анекдот.
Один художник пришел в картинную галерею и спросил у директора, много ли его работ продалось за последний месяц.
- Представьте себе, вчера пришел один человек и спросил про ваши работы, будут ли они пользоваться популярностью после смерти автора, ну как обычно бывает. Я сказал ему, что вы, мой друг, очень талантливы и что ваши картины поднимутся в цене раз в сто. И он купил все 45 ваших картин.
- Так это ж прекрасно, господин директор...!!!
- Хм, да, но есть одно НО! Он сказал, что он ваш лечащий врач....
Истинный врач должен дать обет овладеть своей речью. Она должна быть:
* чистой и мягкой;
Звук оказывает прямое воздействие не только на тех, кто его слышит. Эта могущественная энергия, из которой фактически и был сотворен этот мир. Звук способен накапливаться и воздействовать в глобальных масштабах.
Когда большое количество людей используют грязные выражения, эта синергия способна вызывать изменение погоды и даже эпидемии.
Врач должен стоять на защите чистоты звука, показывая пример чистой речи.
Чистой речь становится тогда, когда связана с Абсолютной Истиной.
Анекдот.
Священник забивает гвоздь в стенку. Рядом стоит мальчик и внимательно наблюдает.
Священник: - Тебя, наверное, интересует, что я делаю?
- Hет, меня интересует, что вы скажете, когда попадёте себе по пальцу.
* справедливой, успокаивающей боль, взвешенной и предусмотрительной;
История о Раме и Ханумане.
Когда Хануман вернулся со Шри Ланки, чтобы сообщить Господу Рамачандре о Сите, он очень тщательно выбирал слова, чтобы не вызвать у Рамачандры излишнего беспокойства. Вместо того, чтобы сказать: “Сита найдена!”, он просто сказал: “Найдена Сита!” Первая фраза вызвала бы у Рамы беспокойство, потому что в ней первым стояло имя Ситы, которое заставило бы Раму несколько горестных мгновений думать о Её судьбе. Но после слов “Найдена Сита” Рама прежде всего узнал, что Сита еще жива и есть надежда.
Грамотный врач взвешивает каждое свое слово, оценивая степень его воздействия на пациента, понимая, что эта тема очень важна для больного. Легкомыслие в данном положении губительно.
* правдивой.
История про гордого богача, который хотел обмануть Господа Джаганнатху.
Однажды к пуджари в храме Господа Джаганнатхи подошел один очень богатый человек и сказал, что он хочет сделать большое пожертвование. Он сказал пуджари: "Я хочу пожертвовать Господу Вселенной 10 000 рупий, но с одним условием - вы должны приготовить на эти деньги только одно блюдо, одно подношение. Если вы не сможете этого сделать, то я заберу эти деньги обратно". На этом он дал деньги и ушел.
И тогда пуджари стали думать и голову ломать, что же такое на эти деньги можно приготовить. Это было действительно нелегкой задачей в те времена, потому что все их подношения в течение целого года едва ли стоили такого количества денег.
Шли дни, а они никак не могли понять, какое блюдо им приготовить. Они очень хотели удовлетворить Господа Джаганнатху и сделать нечто особенное, но чувствовали себя совершенно беспомощными в этой ситуации. И тогда одному из пуджари приснился Сам Господь Джаганнатха. Он сказал: "Если этот богач так гордится своими деньгами, то скажите ему следующее. Пусть сначала он предложит Мне жемчужину. Всего одну жемчужину, растертую в порошок, на листе бетеля. Эту жемчужину он должен найти в голове у самца слона. После этого Я согласен принять его 10 000 рупий".
На следующее утро пуджари рассказал о своем сне богачу. Он выслушал, ненадолго задумался и воскликнул: "О, Господь Джаганнатха перехитрил меня - чтобы предложить Ему эту жемчужину я должен сначала купить слона. Но не в каждой голове слона находится жемчужина, поэтому мне придется покупать не одного, а многих слонов. А это обойдется мне гораздо в большую сумму, чем те 10 000 рупий, которые я собирался пожертвовать Господу. Господь Джаганнатха перехитрил меня, поэтому я жертвую Ему все свое состояние".
Если кто-то хочет обмануть Самого Господа, то у него ничего из этого не получится. Наоборот, Господь Сам обманет его, и так, что человек обязательно предастся Ему.
Одним словом, речь должна быть направлена только на излечение болезни.
В этом цель речи врача и в этом его медитация. Даже если врачу ясно, что жизнь пациента подходит к концу, он не должен говорить об этом, если видит, что это может потрясти больного или его близких. А для того чтобы избежать сплетен, он хранит тайну увиденного в доме пациента.
Истинный врач дает обет смирения и скромности. Никогда не хвалится своими познаниями, которыми он владеет в совершенстве.
В специальных наставлениях говорилось, что входить в дом пациента нужно лишь с приглашением кого-то из домочадцев, в сопровождении кого-либо из мужчин семьи, прикрыв лицо и склонив голову.
Истинный врач дает обет избегать:
* гнева;
История.
Однажды зимой Франциск шел с братом Львом из Перузы к Порционкюлю; было так холодно, что они дрожали от стужи.
Франциск позвал Льва, который шел впереди, и сказал ему: "О брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле пример святой жизни: запиши, однако, что не в этом радость совершенная".
Пройдя немного далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: "И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырехдневно умерших, - запиши, что и в этом не будет радости совершенной".
И, пройдя еще далее, Франциск сказал Льву: "Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души, - запиши, что и в этом нет радости совершенной".
Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: "И еще запиши, брат Лев, овечка божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд и если бы нам открылись все клады земли и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, - запиши, что и это не было бы радостью совершенной".
И, пройдя еще немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему: "Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, - запиши, что и в этом не было бы радости совершенной".
Тогда брат Лев сказал Франциску: "В чем же, брат Франциск, радость совершенная?"
И Франциск отвечал: "А вот в чем. В том, что если когда мы приедем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные и попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: "Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей, убирайтесь отсюда!" - и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, - тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная".
* жадности;
Врач должен строить планы на накопление благочестия и возвышенного знания, способного вылечить душу и тело.
Планы по накоплению богатства материального разрушают благочестивое сознание врача и он превращается в обыкновенного торгаша.
Святые люди говорят - "Хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах!"
* тщеславия, гордости, зависти;
Чарака рекомендовал врачам советоваться друг с другом, поскольку такое обсуждение усиливает тягу к знаниям, улучшает речь, разрешает неясные вопросы, удаляет сомнения и подтверждает убеждения.
Дружеское общение мудрых и опытных людей, искренне делящихся сложными вопросами, полезно всем. Даже если во время обсуждения будут высказаны ошибочные мнения, никто не должен никого осуждать, никто не должен радоваться чужим промахам и никто не должен извращать взгляды другого.
История.
Человек попросил Бога показать ему ад. Бог показал ему комнату, в которой вокруг большого котла с ароматной похлебкой сидели измученные голодом люди. В руках у них были ложки с длинными рукоятками, так что поднести такую ложку ко рту было невозможно. Голодающие мучились невыносимо.
“А теперь я покажу тебе рай”, - сказал Бог. Он завел человека в точно такую же комнату, посреди которой стоял такой же котел и сидели такие же люди с такими же неудобными ложками, но все улыбались.
“Почему же они здесь такие счастливые?”,- с недоумением воскликнул человек.
“Потому что здесь они научились кормить друг друга”,- ответил Бог.
* грубости и обмана;
История о пахтании океана.
Когда полубоги вместе с демонами пахтали океан, Господь Вишну рекомендовал полубогам: " Возьмитесь за голову змея Васуки, а демонам пусть достанется хвост".
И когда полубоги ухватились за голову змея Васуки, демоны возмутились - "Как это так?! Полубоги держатся за голову, а нам достался хвост! Это же задняя часть!!! Немедленно дайте нам в руки голову!!!" И по указанию Господа Вишну они оставили хвост, и взялись за голову Васуки.
Во время пахтания Васуки начал изрыгать из своего рта дым и пламя, причиняя демонам страшные ожоги. Так Вишну перехитрил демонов, используя их же собственное мышление.
* безделья.
Врач не должен создавать видимость деятельности. Медицинская наука требует постоянных усилий в совершенствовании. Как только врач подумал, что он достиг совершенства - он перестает быть врачом.
Проявляя лень, врач подвергает опасности и пациента и себя самого, так как в это время карма обращает на него внимание и посылает проблемы, чтобы взбодрить и вдохновить к деятельности.
История.
Однажды жил ученый-эрудит, пандит. Он захотел купить муки, и поэтому он отправился к мельнику и попросил у него муки. Тот ему ответил: "Тебе придется немного подождать, потому что моим быкам сейчас придется пойти по кругу, крутить эту мельницу, и это займет какое-то время". Этот ученый-эрудит наблюдал за тем, как быки ходят по кругу, крутят мельницу и, таким образом, перемалывают зерно.
Он подумал: "Это очень интересно, но зачем быки носят такой тяжелый колокол на своей шее и создают этот звук: бэм-бэм-бэм?" Ученый спросил у мельника: "Что это означает? Каков смысл этого?"
И тот объяснил ему: "Ты ученый, а я просто обычный человек, я думаю, ты должен лучше меня знать. Но, как бы то ни было, если ты меня спрашиваешь, то я конечно тебе объясню. Когда быки ходят по кругу и создают такой звук, я, находясь где-то неподалеку, могу слышать это. Когда я слышу этот звук, я понимаю, что быки хорошо работают, и сам могу заниматься чем-то еще".
Но немедленно этот ученый сказал: "Подожди, подожди, здесь есть одна маленькая проблема: быки-то тебя могут обмануть. Он может просто улечься отдыхать. Он ничего не будет делать, не будет работать, а просто будет двигать своей шеей". И тогда мельник засмеялся. Он сказал: "Нет, нет, эти быки не такие ученые как ты".
Истинный врач дает обет целомудрия.
Даже в своем уме он отвергает вожделение к чужим женам или желание воспользоваться чужим богатством.
Обет избегать любого предосудительного поведения, быть внимательным и сохранять ум в спокойствии.
История.
Жил па берегу моря один торговец. Было у него в достатке и богатства, и зерна.
Повадилась одна ворона доедать остатки от трапезы его многочисленных сыновей. Откормившись тем, что ей оставляли юные сыновья торговца, возгордилась ворона; и стала она теперь смотреть свысока па птиц, подобных себе, и даже на таких, что во всем ее превосходили.
Залетели однажды на тот морской берег лебеди с изогнутыми шеями, красотой полета соперничающие с Гарудой. И тут дети, завидев лебедей, сказали вороне: “Право же, почтеннейшая птица, ты превосходишь всех прочих пернатых!”
Обманутая неразумными детьми, ворона возомнила, что это чистая правда. Гордая своим столом из объедков, подлетела ворона к тем перелетным птицам, чтобы выведать, кто из них наидостойнейший. И, сочтя одного пернатого самым главным, глупая ворона бросила ему вызов: “Летим со мною!”
Услышав болтовню вороны, все бывшие там могучие лебеди, со смехом отвечали: “Мы, лебеди, обитаем на озере Манаса и странствуем по всей этой земле; мы всегда славились среди пернатых способностью к дальним перелетам. Как же ты, глупая ворона, смеешь вызывать на состязание в полете , привычного к дальним перелетам лебедя?! ”
Но глупая ворона только посмеялась от души над словами лебедей, а затем хвастливо сказала: “Не сомневайтесь, сейчас я полечу, используя сотню различных способов полета! Прямой взлет, крутой спуск, стремительный полет и обычный, низкий полет, ровный полет, полет по различным кривым, косой полет, круговой, верхний, красивый полет, быстрейший, большой, тихий, малый круговой, полет с остановкой и круговым облетом и многие другие способы полета — все это я сейчас покажу вам; узрите же мое могущество!”
Выслушав ворону, рассмеялся один из лебедой и говорит: Слушай, что я тебе скажу! Ты, конечно, можешь лететь сотней различных способов, о ворона. Но есть один способ полета, хорошо всем птицам известный, — им-то я и полечу, ибо другого никакого не знаю; а ты, красноглазая, вольна лететь как тебе угодно!”
Тут все вороны, что там собрались, принялись над ним смеяться: “Как-то лебедь выиграет с одним лишь способом полета против сотни!
Наконец лебедь и ворона пустились в полет; и лебедь с красиво изогнутой шеей летел единственным простым способом, а ворона — сотнею разных.
Вот летит лебедь, и летит ворона; силится она удивить его приемами полета и все время сама себя восхваляет.
Наблюдая всевозможные ухищрения вороны в полете, другие вороны развеселились и принялись громко каркать.
Лебедь тем временем тихо парил в вышине, и казалось, что он уступает вороне! Но вдруг лебедь стремительно полетел в западном направлении, прямо над океаном, обителью Варуны.
Тогда ворона, измученная усталостью, стала снижаться, не видя под собой ни деревца, ни островка, и стало ей, глупой, страшно: “Куда же я, уставши, сяду среди этой водной пучины?” Невозможно вынести путь через океан!
А лебедь, быстро проносясь над океаном, заметил, что устала ворона и рассудил, что не может бросить ее позади. Уже далеко обогнав ворону, лебедь с красиво выгнутой шеей задержался, чтобы дождаться ее.
Видя, что ворона ослабела, почти тонет, и решившись, как то в обычае у людей благородных, спасти ее, лебедь сказал: “Много ты говорила о разных способах полета, лишь об этом одном умолчала, не хотела, видно, нас посвящать в такую тайну! Как он все же называется, о ворона, тот способ, коим ты сейчас летишь, то и дело задевая воду крыльями и клювом?” А измученная, смертельно усталая ворона, в самом деле, быстро опускалась все ниже, уже задевая крыльями и клювом морскую воду.
Ворона сказала: Возгордившись столом из объедков, я возомнила себя невесть кем и презирала всех ворон и многих прочих птиц! Ныне тебе, о лебедь, вручаю мою жизнь: доставь меня к берегу острова! Если я благополучно вернусь на родину, то никого более не стану презирать. О лебедь, вызволи меня из этой беды!
Тогда лебедь, приблизившись к обезумевшей от страха вороне, схватил ее , подкинул вверх и осторожно усадил себе на спину и вернулся к тому острову, откуда они вылетели!
Обсуждения Хороший врач