Его называют самым богатым монахом в мире, издатели борются за право печатать его работы, его книги переведены на тридцать языков и выходят миллионными тиражами. Такой успех писаний бенедиктинца Ансельма Грюна в наши дни может показаться странным.
А объясняется всё просто. Ансельм Грюн – писатель-психолог (дело более чем востребованное сегодня), "духоаналитик", как в шутку отзываются о нём журналисты. Занимаясь духовной терапией, он в своих книгах удачно соединяет обе эти сферы – душевного и духовного.
Ансельм Грюн родился в 1945-м, незадолго до окончания войны, в небольшом городке Юнкерсхаузен в центре Германии, вторым из семи детей. В юности помогал отцу, который, не имея особой склонности к коммерции, был вынужден содержать магазин электроприборов, чтобы прокормить многочисленное семейство. "Моя духовная эволюция происходила под влиянием моего отца", – говорит он.
Отец, глубоко верующий христианин и противник нацизма, передал сыну своё увлечение богословием и любовь к медитациям во время пеших прогулок на природе. По признанию Грюна, его детство и юность не знали иных тревог, кроме трепетных переживаний, свойственных возрасту. Счастливый брак родителей, их крепкая вера и благочестие благотворно сказались на характере застенчивого юноши, воспитав в нём духовное и психическое равновесие. По окончании лицея в Вюрцбурге он в 19 лет поступает послушником в бенедиктинский монастырь в Мюнстершварцахе, с 1967-го по 1971-й изучает философию и богословие в Риме, позже – экономику в Нюрнберге.
Становление его монашеской жизни пришлось на переломные, для многих драматичные первые годы после Второго Ватиканского Собора и бурный конец 60-х с их "революцией нравов". На глазах молодого послушника разворачивается церковный кризис – многие монахи его монастыря покидают обитель. Стараясь устоять, он обращается к истокам монашества, изучает творения отцов-пустынников первых веков и одновременно погружается в глубины своего "бессознательного", предпринимает своеобразную терапию: в поисках исцеления от "ошибочных жизненных схем" проходит через опыт настоящей инициации, как назовёт он его позднее. Плодом этого опыта станет открытый им впоследствии на территории аббатства Recollectio-Haus – дом для священников и монахов, испытывающих духовный кризис, где в течение трёх месяцев они смогут пройти полный курс терапии.
Его можно было бы назвать психотерапевтом, но сам он не согласен с такой формулировкой. Отказываясь именоваться врачом, он смиренно оставляет за собой лишь роль духовного наставника. Действительно, педагогика Грюна вдохновляется евангельским рассказом об эммаусских путниках. "Христос не начинает проповедовать сразу, – объясняет отец Ансельм. – Он слушает их, идёт вместе с ними. Только потом, опираясь на Писание, Он изменит их жизнь и их взгляд".
Сто восемьдесят опубликованных книг за тридцать лет – труд, воистину достойный монаха-бенедиктинца! Отец Ансельм работает над ними не более шести часов в неделю, два часа ежедневно со вторника по четверг, – больше не позволяет время. Помимо "писательского долга" на нём лежат ещё обязанности эконома огромного монастыря, где под его началом находится 300 человек. Для них он и впрямь "отец родной", ибо весь гонорар Грюна-писателя без остатка уходит в монастырскую казну – все права на издание своих трудов он отдал общине.
Секрет успеха его книг, как и всего гениального, кроется в их простоте. Популярная психология: лёгкий язык, глубокие, но близкие людям темы, позитивный взгляд на человека, ненавязчивая эрудиция – залог спроса. Прибавьте к этому привлекательный для читателя формат практического руководства (кому в наш измученный век не интересно узнать, "как жить в мире с собой, с другими и с Богом"), доступную цену и авторство бенедиктинского монаха, и бестселлер готов!
Рекомендации отца Грюна призваны освободить человека от иллюзий и ложных образов, помочь ему увидеть и принять правду о себе самом и в свете этой правды встретить Бога. Опытные монахи прошлого называли такой путь "трезвением". Его советы просты и доступны каждому: "Оставь свои мечты о совершенстве; не думай о том, как смотрят на тебя другие; освободись от ложных представлений об успехе; не бойся своих ошибок; будь добр к себе" и т. д. Такое вот "аскетическое делание" для современников XXI века! Грюну-психологу важно, чтобы человек научился всякий раз "духовно сопротивляться" ударам. Ведь в конечном итоге, как бы низко ты ни пал, Бог спустится к тебе, чтобы тебя поднять. Фраза Иисуса: "Я пришёл, чтобы имели жизнь, и имели с избытком" – заключает для отца Ансельма всё благовестие.
Счастье жизни по Грюну – это способность осознавать каждое её мгновение, "быть в гармонии с собой в данный момент", её идеал – "абсолютная открытость Богу, свобода от подавляющего желания ставить себя во главе или доказывать, что ты что-то собой представляешь". На вопрос, в чём источник его собственной жизни, отец Ансельм не колеблясь отвечает: "В каждодневном служении Евхаристии. Это источник неиссякаемой любви, и я хотел бы, чтобы он заполнил все разломы, все трещины моей жизни и исцелил их".
Про Ансельма Грюна можно сказать, что он читает Евагрия Понтийского в очках Юнга: "Терапия помогает освободиться от неправильных жизненных схем, влияющих, в свою очередь, и на жизнь духовную. Духовность же помогает увидеть в душевных травмах возможность встретиться с Богом и открыться по-новому навстречу людям". На обвинения своих противников в желании свести сверхъестественное к проявлениям бессознательного и в том, что в его прочтении Евагрия, быть может, слишком много Юнга, отец Ансельм кротко возражает: "Психология не должна быть окончательной нормой веры – вера идёт дальше психологии. Но она должна с ней сталкиваться и взаимодействовать. Основная цель веры – не психическое здоровье, а открытость Богу и осуществление в Нём человеческих чаяний".
Первая книга Ансельма Грюна вышла в 1975 году. Как и все последующие, она родилась из текстов, прочитанных им за духовными упражнениями в аббатстве и в других местах, из его разговоров с людьми. "Озарением" он считает книгу, в которой излагает основной принцип своего отношения к человеку и его духовной сущности: "Бог говорит к нам не только через "духовность сверху" – церковные установления, принципы, заповеди... конечно, мы в них нуждаемся. Но Он обращается к нам и, так сказать, "снизу", через нашу человеческую реальность, которой мы не должны пренебрегать, – моё тело, мои желания, мои эмоциональные привязанности..."
Бог говорит, но услышать Его можно только благодаря молитве, считает отец Ансельм. На вопрос о любимой молитве этот бенедиктинец с обликом русского старца отвечает: "Молитва сердца, та, которую ещё называют "молитвой русского странника" – "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного". Молитва – это встреча, во время которой я нахожусь в присутствии Бога, такой, какой я есть душой и телом. В присутствии Бога я осознаю, кто я. Нужно впустить Его во все тайники моего сердца, открыть Ему всё, что есть во мне тёмного – страсть, упрямство, досаду, но также и все мои мечты, невысказанные желания. В молитве нужно стремиться в первую очередь к искренности, а не к благоговению. Я не всматриваюсь в свою душу, я смотрю на Бога и в Нём, как в зеркале, вижу, что есть в моей душе, и всю подноготную моего бессознательного.
Но я не останавливаюсь на признании сокрытого во мне, я предоставляю Богу проникнуть в него и его осветить. Я убеждён: чтобы действительно встретить Бога, нужно прежде встретиться со своим потаённым. Ещё Киприан Карфагенский говорил: "Как можешь ты требовать от Бога, чтобы Он тебя услышал, если ты сам не слышишь себя?" Истинная встреча с Богом не может состояться, если я не отдам Ему всё, что во мне есть, в том числе и мои грехи, то, что я в себе подавил, отверг, отказался признать, чтобы не исказить этим свой идеальный образ, который я выстроил, быть может, бессознательно. В результате, встречая Бога по-настоящему, я должен признаться, что нахожусь далеко от Него... Даже если Он при этом совсем близко, рядом".
Ансельм Грюн настаивает: молитва – это прежде всего способность слушать, услышать. Он часто вспоминает слова Карла Ранера: "Христианин завтрашнего дня будет мистиком, или его не будет вовсе". "Для меня это основополагающее утверждение, – говорит Грюн. – Завтрашний христианин должен будет пройти через опыт познания Бога. Иначе он не сможет существовать в этом мире, не сможет быть самим собой, свидетельствовать о вере".
Ансельм Грюн родился в 1945-м, незадолго до окончания войны, в небольшом городке Юнкерсхаузен в центре Германии, вторым из семи детей. В юности помогал отцу, который, не имея особой склонности к коммерции, был вынужден содержать магазин электроприборов, чтобы прокормить многочисленное семейство. "Моя духовная эволюция происходила под влиянием моего отца", – говорит он.
Отец, глубоко верующий христианин и противник нацизма, передал сыну своё увлечение богословием и любовь к медитациям во время пеших прогулок на природе. По признанию Грюна, его детство и юность не знали иных тревог, кроме трепетных переживаний, свойственных возрасту. Счастливый брак родителей, их крепкая вера и благочестие благотворно сказались на характере застенчивого юноши, воспитав в нём духовное и психическое равновесие. По окончании лицея в Вюрцбурге он в 19 лет поступает послушником в бенедиктинский монастырь в Мюнстершварцахе, с 1967-го по 1971-й изучает философию и богословие в Риме, позже – экономику в Нюрнберге.
Становление его монашеской жизни пришлось на переломные, для многих драматичные первые годы после Второго Ватиканского Собора и бурный конец 60-х с их "революцией нравов". На глазах молодого послушника разворачивается церковный кризис – многие монахи его монастыря покидают обитель. Стараясь устоять, он обращается к истокам монашества, изучает творения отцов-пустынников первых веков и одновременно погружается в глубины своего "бессознательного", предпринимает своеобразную терапию: в поисках исцеления от "ошибочных жизненных схем" проходит через опыт настоящей инициации, как назовёт он его позднее. Плодом этого опыта станет открытый им впоследствии на территории аббатства Recollectio-Haus – дом для священников и монахов, испытывающих духовный кризис, где в течение трёх месяцев они смогут пройти полный курс терапии.
Его можно было бы назвать психотерапевтом, но сам он не согласен с такой формулировкой. Отказываясь именоваться врачом, он смиренно оставляет за собой лишь роль духовного наставника. Действительно, педагогика Грюна вдохновляется евангельским рассказом об эммаусских путниках. "Христос не начинает проповедовать сразу, – объясняет отец Ансельм. – Он слушает их, идёт вместе с ними. Только потом, опираясь на Писание, Он изменит их жизнь и их взгляд".
Сто восемьдесят опубликованных книг за тридцать лет – труд, воистину достойный монаха-бенедиктинца! Отец Ансельм работает над ними не более шести часов в неделю, два часа ежедневно со вторника по четверг, – больше не позволяет время. Помимо "писательского долга" на нём лежат ещё обязанности эконома огромного монастыря, где под его началом находится 300 человек. Для них он и впрямь "отец родной", ибо весь гонорар Грюна-писателя без остатка уходит в монастырскую казну – все права на издание своих трудов он отдал общине.
Секрет успеха его книг, как и всего гениального, кроется в их простоте. Популярная психология: лёгкий язык, глубокие, но близкие людям темы, позитивный взгляд на человека, ненавязчивая эрудиция – залог спроса. Прибавьте к этому привлекательный для читателя формат практического руководства (кому в наш измученный век не интересно узнать, "как жить в мире с собой, с другими и с Богом"), доступную цену и авторство бенедиктинского монаха, и бестселлер готов!
Рекомендации отца Грюна призваны освободить человека от иллюзий и ложных образов, помочь ему увидеть и принять правду о себе самом и в свете этой правды встретить Бога. Опытные монахи прошлого называли такой путь "трезвением". Его советы просты и доступны каждому: "Оставь свои мечты о совершенстве; не думай о том, как смотрят на тебя другие; освободись от ложных представлений об успехе; не бойся своих ошибок; будь добр к себе" и т. д. Такое вот "аскетическое делание" для современников XXI века! Грюну-психологу важно, чтобы человек научился всякий раз "духовно сопротивляться" ударам. Ведь в конечном итоге, как бы низко ты ни пал, Бог спустится к тебе, чтобы тебя поднять. Фраза Иисуса: "Я пришёл, чтобы имели жизнь, и имели с избытком" – заключает для отца Ансельма всё благовестие.
Счастье жизни по Грюну – это способность осознавать каждое её мгновение, "быть в гармонии с собой в данный момент", её идеал – "абсолютная открытость Богу, свобода от подавляющего желания ставить себя во главе или доказывать, что ты что-то собой представляешь". На вопрос, в чём источник его собственной жизни, отец Ансельм не колеблясь отвечает: "В каждодневном служении Евхаристии. Это источник неиссякаемой любви, и я хотел бы, чтобы он заполнил все разломы, все трещины моей жизни и исцелил их".
Про Ансельма Грюна можно сказать, что он читает Евагрия Понтийского в очках Юнга: "Терапия помогает освободиться от неправильных жизненных схем, влияющих, в свою очередь, и на жизнь духовную. Духовность же помогает увидеть в душевных травмах возможность встретиться с Богом и открыться по-новому навстречу людям". На обвинения своих противников в желании свести сверхъестественное к проявлениям бессознательного и в том, что в его прочтении Евагрия, быть может, слишком много Юнга, отец Ансельм кротко возражает: "Психология не должна быть окончательной нормой веры – вера идёт дальше психологии. Но она должна с ней сталкиваться и взаимодействовать. Основная цель веры – не психическое здоровье, а открытость Богу и осуществление в Нём человеческих чаяний".
Первая книга Ансельма Грюна вышла в 1975 году. Как и все последующие, она родилась из текстов, прочитанных им за духовными упражнениями в аббатстве и в других местах, из его разговоров с людьми. "Озарением" он считает книгу, в которой излагает основной принцип своего отношения к человеку и его духовной сущности: "Бог говорит к нам не только через "духовность сверху" – церковные установления, принципы, заповеди... конечно, мы в них нуждаемся. Но Он обращается к нам и, так сказать, "снизу", через нашу человеческую реальность, которой мы не должны пренебрегать, – моё тело, мои желания, мои эмоциональные привязанности..."
Бог говорит, но услышать Его можно только благодаря молитве, считает отец Ансельм. На вопрос о любимой молитве этот бенедиктинец с обликом русского старца отвечает: "Молитва сердца, та, которую ещё называют "молитвой русского странника" – "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного". Молитва – это встреча, во время которой я нахожусь в присутствии Бога, такой, какой я есть душой и телом. В присутствии Бога я осознаю, кто я. Нужно впустить Его во все тайники моего сердца, открыть Ему всё, что есть во мне тёмного – страсть, упрямство, досаду, но также и все мои мечты, невысказанные желания. В молитве нужно стремиться в первую очередь к искренности, а не к благоговению. Я не всматриваюсь в свою душу, я смотрю на Бога и в Нём, как в зеркале, вижу, что есть в моей душе, и всю подноготную моего бессознательного.
Но я не останавливаюсь на признании сокрытого во мне, я предоставляю Богу проникнуть в него и его осветить. Я убеждён: чтобы действительно встретить Бога, нужно прежде встретиться со своим потаённым. Ещё Киприан Карфагенский говорил: "Как можешь ты требовать от Бога, чтобы Он тебя услышал, если ты сам не слышишь себя?" Истинная встреча с Богом не может состояться, если я не отдам Ему всё, что во мне есть, в том числе и мои грехи, то, что я в себе подавил, отверг, отказался признать, чтобы не исказить этим свой идеальный образ, который я выстроил, быть может, бессознательно. В результате, встречая Бога по-настоящему, я должен признаться, что нахожусь далеко от Него... Даже если Он при этом совсем близко, рядом".
Ансельм Грюн настаивает: молитва – это прежде всего способность слушать, услышать. Он часто вспоминает слова Карла Ранера: "Христианин завтрашнего дня будет мистиком, или его не будет вовсе". "Для меня это основополагающее утверждение, – говорит Грюн. – Завтрашний христианин должен будет пройти через опыт познания Бога. Иначе он не сможет существовать в этом мире, не сможет быть самим собой, свидетельствовать о вере".
Обсуждения Ансельм Грюн