Буддизм России

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Будда (что в переводе с санскрита означает "просветленный"). В юности был царевичем и, живя во дворце своего отца окруженный роскошью и заботой, не знал о существовании страданий.

Однажды во время прогулки Гаутама, как тогда его называли, встретил сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Он был потрясен видом человеческих страданий и в ту же ночь тайком покинул дворец, чтобы стать отшельником и искать путь, ведущий к избавлению от страданий. В то время ему шел тридцатый год.

Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам. В течение семи лет он истязал свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. Однако ответа на свои вопросы, в результате этого, он не нашел и здесь. Тогда, покинув наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для самосозерцания. Там под баньяновым деревом на него и снизошло просветление.

Вскоре недалеко он произнес свою первую проповедь, где кратко сформулировал главнейшие положения новой "четырех благородные истины". Впоследствии это стало основой новой религии - буддизма.

"В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение - страдание; расстройство здоровья - страдание; смерть - страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние - страдание; союз с нелюбимым - страдание; разлука с любимым - страдание; неполучение страстно желаемого - страдание; короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) - страдание", - говорил Будда.

Источником наших страданий являются "жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества". "Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, отказ от них и освобождение".

"Четвертая благородная истина" - указывает практический путь к спасению.

Это: 1. Правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах". 2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины. 3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая. 4. Правильное поведение, т.е. не причинение зла. 5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый. 6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание. 7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания. 8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

Мирянам в буддизме давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему: 1. Воздерживайся от убийства. 2. Воздерживайся от воровства. 3. Воздерживайся от блуда. 4. Воздерживайся ото лжи. 5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

После их провозглашения окруженный все умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Буддизм обогатил религиозную жизнь того времени практикой углубления в самого себя, в свой внутренний мир, с целью сосредоточенного размышления об истинах. Это получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”.

Многие исследователи считают, что этика, то есть представления о нормах поведения в обществе, в Буддизме занимает центральное место, поэтому это учение считают в большей степени этическим, философским, а не религиозным. Понятия в Буддизме многозначны, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к разным культам и верованиям. Излагая их на языке местной культуры, последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии. К XII - XIII вв. он теряет прежние позиции в стране своего возникновения. Центры буддизма перемещаются в другие районы Азии, где трансформируются с учетом местных условий.

Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесный) - монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества. При нем существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан.

Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичным звеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары ( колеса перерождений) его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. В ламаистской картине мира важное место занимает верование в существование неведомого идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Земли.

В России Буддизм представлен в основном в виде Ламаизма. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и достаточно долгое время находился в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан Уде.

Несмотря на то, что буддийская литература необозрима, а язык ее сложен, буддизм в России неуклонно развивается. На европейской части страны Буддизм исповедуют тысячи людей в возрасте около 30-40 лет. Тибетский буддизм в России представлен многими десятками небольших общин практически всех его школ. В большинстве случаев они образовывались после контакта с учителями той или иной школы.

Традиционная форма организации религиозной жизни, представлена главным образом в Бурятии и Калмыкии. Ее центром являются монастыри, в которых ученики проходят многолетнее образование под руководством учителя. В России это монастыри школы гэлуг.

Другая форма организации религиозной жизни - новая для буддизма - представлена небольшими общинами разных школ, направляемых приезжими учителями, иногда монахами, иногда нет. Эти группы не связаны с монашеством, не требуют многолетней медитативной практики для посвящения. Редкие наезды учителей делают невозможным строгое подчинение ему ученика. К тому же члены таких групп бывают часто неустойчивы в своих религиозных интересах.

Эти вновь возникшие буддийские группы, состоящие в основном из русских, часто подвергаются критике со стороны последователей традиционно понимаемого буддизма, которые считают эту новую форму поверхностной, несерьёзной, а иногда и вовсе не считают членов этих групп буддистами.

Тем не менее, этот новый "секулярный" буддизм быстро распространяется в России и делает достоянием все более широкого круга основные элементы буддийского учения.

Русские буддисты в своём большинстве - люди с высшим или незаконченным высшим образованием, близкие к академической среде, с высокими интеллектуальными запросами, часто с широким кругозором, выходящим за пределы чисто религиозного. У них нет явно выраженных политических и национальных пристрастий и они более соответствуют универсальному буддизму. Именно европейские буддисты быстрее находят контакт и взаимопонимание с тибетскими и европейскими учителями, чем те, кто понимают буддизм как свою "этническую" религию.

К настоящему времени в нескольких десятках крупных городов России имеются буддийские общины: от Владивостока и Иркутска до Новосибирска, Екатеринбурга и Ульяновска до Москвы и Петербурга.

Примечательно, что центром русского буддизма исторически является не Москва, а Петербург. Российская буддология началась в Петербурге и к началу XX в. оказалась одной из лучших академических школ в Европе.

Два наиболее квалифицированных буддийских журнала - "Буддизм России" и "Гаруда" - издаются в Петербурге. В нем же в два раза больше буддийских общин, чем в Москве

До 2000 г. в европейской России был только один буддистсткий храм - в Петербурге. В 2000 г. начато строительство буддистского храма в Москве. Сейчас петербургский дацан превратился в некий всероссийский Дхарма-центр, в котором поочерёдно выступают представители всех школ и течений буддизма. Все это делает именно Петербург центром российского буддизма в его европейской части, а русский буддизм - буддизмом европейским.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Буддизм России

  • Формы или направления буддизма зависят от того, где он распространяется, поэтому он определяет образ жизни и тенденции развития культуры миллионов людей в этих странах. Китайский буддизм говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о главных ценностях жизни. Японский буддизм - сочетание элементов буддизма, синтоизма и японской национальной культуры. Русский буддизм должен базироваться на православной культуре. Буддизм не ломает и не отвергает разнообразные традиции народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а гармонично вписывается в окружающий его культурный ландшафт. Способность приспосабливаться позволяет буддизму вобрать в себя множество местных верований, культов, идеологий, народных обрядов, художественных традиций. Буддист может одновременно исповедовать любую другую «местную» религию (даосизм, индуизм, синтоизм, православие или католичество). Буддизм не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ, но считает, что они также подвержены воздействию кармы. Будда Шакьямуни Сидхардха Гаутама канонизирован русской православной церковью, как Иоасаф царевич Индийский, что намного облегчает проникновение буддизма в русскую культуру. В православной церкви память «святого» Будды-Иоасафа совершается 2 декабря (19 ноября по старому стилю).
    Ин кондак, глас 8:
    Ве́дый твое́ из младе́нства благо́е изволе́ние, Иоаса́фе/ и́бо от ца́рствия земна́го во и́ноческое пребыва́ние приведы́й тя/ в Неизрече́нном Све́те водвори́ся;/ мо́лим тя, ца́рское красото́,// помина́й нас, ве́рою пра́зднующих па́мять твою́.

    Вся суть Православного Буддизма заключается в том, что становясь буддистом ты по прежнему остаёшься православным. Ты медитируешь, занимаешься своим сознанием, но продолжаешь, как и прежде ходить в храм, ставить свечки за здравие и упокой, ходить на службу, отмечать пасху, рождество и другие православные праздники. Ты ставишь у себя дома икону Святого Будды- Иоасафа рядом с иконами Иисуса Христа , Божьей Матери и Николая Чудотворца и молишься на них. Будда Шакьямуни (Иоасаф царевич Индийский) для тебя древний доправославный Святой, помогающий тебе избавиться от страданий. Все русские Святые для тебя являются Буддами ( их у нас не меньше, чем в Тибете), а Иисус Христос - Буддой Амитабхи. И если ты не хочешь освободиться от сансары собственными силами, через глубокую медитацию, то благодаря Иисусу- Амитабхи, его спасительной силе и состраданию, и при наличии у тебя полной веры в него ты обретёшь следующее своё рождение в Небесной Западной Чистой Земле - его Раю. (Буддистское учение о Чистой Земле.)
     
  • Это две разные по сути доктрины и имеют разную историю, но одну общую трагедию:
    Ламаизм - это результат русско-тибетской интриги по присоединению "Тибета к России", а это год 1894-1917.
    В 1918 по 1931 год ламаизм трансформировался в будда-коммунизм и стал идейной платформой в политике воинствующих коммунистов.
    С 1960 года (согласно реформам 14-го далай-ламы) трансформированный ламаизм или будда-коммунизм перешёл в тибетский буддизм.
    С 1991 года тибетский буддизм проник в Россию и стал называться (просто) буддизмом.
    Справка:
    Касаясь ситуации в России необходимо отметить, что сейчас в буддизме России происходит некий "экуменизм". Так, постепенно стирается термин "традиционный буддизм" и на смену приходит "необуддизм" или буддизм в обобщающей форме - в форме, где стираются грани национальная культура, традиция и т.д.
     

По теме Буддизм России

Буддизм России

Церковные летописи гласят, что Индия всегда была одной из провинций Великой...
Религия

Религии России

Глубочайшая связь славянского "язычества" с древней арийской религией Скифии...
Религия

Йога в России

Стоять на голове, лежать на гвоздях и парить над землей. Жить пока не надоест...
Религия

Эгрегор России

Создание государственного эгрегора России происходило еще во времена славянских...
Религия

Молитвы о спасении России

(Слово в день преподобного Сергия 5 июля 1907 года; сказано в храмовый праздник...
Религия

Святые места России - 4

– Люди, а зачем вы ходите в Храмы и зачем вам нужны Святые и Божество? … – Чтобы...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Подготовка события смерти