История дзен буддизма

Термин "школа дзен" впервые был использован в конце восьмого века. Прежде того термины использовали термины Ленг Цзя Цунг, Тунг Чан Цунг, Та Ма Цунг, Хо Со Цунг, Ньё Ту Цунг и так далее. Все эти термины представляли буддистские традиции, которые считали сидячую медитацию сутью практики и основой буддизма.

В середине пятого века индийский монах Гунабхадра (394-468 гг.) перевел Сутры Ланкаватару на китайский язык. Его ученики и друзья организовали курсы изучения этого текста и создали школу, которую назвали Ленг Цзя Цунг (школой Ланкаватары). Сначала дзен буддисты считали Ланкаватару главным текстом.

В седьмом веке китайский монах по имени Тао Шин основал на горе Тунг Шан монастырь, посвященный практике медитации. Один его ученик Хунг Йен продолжил его работу и научил практике дзен несколько учеников, в том числе и таких известных монахов как Шен Хсё, Хуэи Ненг и Фа Йюнг. Позднее Шен Хсё стал учить людей на севере страны, а Хуэи Ненг - на юге. Фа Йюнг (594-647 гг.) остался в монастыре Йео Ци на горе Не Ту. Дзен начал распространяться благодаря Цингу Ту. Согласно большинству источников, Фа Йюнг считается основателем общины Не Ту, но в действительности он не был учеником Тао Шина, да и его роль основателя общины под вопросом. Традиция, основанная Тао Шином и Хунг Йеном называется общиной Тунг Шан. Они оба учили в монастыре на горе Тунг Шан.

Шен Хсё основал северную школу (Пей Цунг). Именно в этой школе начали пользоваться коаном. Хуэи Ненг основал южную школу (Нан Цунг), но по сути основателем этой школы следует считать его ученика Шена Хуэи (668-760 гг.). Большинство исторических документов китайского дзен буддизма пришли как раз из этой школы. Южная школа также развила понятие внезапного просветления, тогда как северная школа занималась доктриной постепенного просветления.

Для того чтобы упрочить известность и престиж южной школы, Шен Хуэи счел необходимым написать историю традиции дзен буддизма. Воспользовавшись доступными ему сведениями, он проследил путь развития индийского буддизма вместе с его двадцатью восемью патриархами, от Будды и Махакашьяпы до Бодхидхармы, первого патриарха школы дзен в Китае. После него печать ума передали Хуэи Ко, затем Сенг Цангу, Тао Шину, Хунг Йену и Хуэи Ненгу. Согласно Шену Хуеи, Хуэи Ненг есть шестой патриарх школы дзен. Сам Шен Хуеи считается законным патриархом Хуэи Ненга.

Исторические документы дзен, предоставленные южной школой, имеют целью упрочение престижа этой школы, следовательно они не отражают всю правду, особенно в отношении северной школы, Шен Хуеи нападал на северную школу, которая пользовалась большой популярностью, поскольку аристократы и придворные с энтузиазмом относились к идее постепенного просветления, проповедуемой этой школой. В то время выражение "школа дзен" еще не использовалось, вместо него произносили традиционное название "школа Бодхидхармы" (Та Ма Цунг).

В то же время в Не Ту монах Хуэиян Су (668-752гг.) работал над доктриной отсутствия слов и букв. Эта доктрина, как и практика исследования коана, получила развитие именно в северной школе, а последующие поколения строили общины дзен под ее влиянием.

Когда северная школа пришла в упадок, южная школа стала быстро развиваться. После Шена Хуэи появились великие монахи вроде Хси Чиен (700-790 гг.), Тао Йи (707-786 гг.), Фа Кин (714-792 гг.), были основаны пять известных школ дзен: Лин Чи, Цао Тунг, Йюн Мен, Куэи Йанг и Фа Йен. Позднее эти школы проявились в Японии и Вьетнаме, особенно Лин Чи и Цао Тунг.

После Шена Хуэи традиция стала называться школой Хо Цо, как и местечко, в котором жил Шен Хуэи. Выражение "школа дзен" появилось во времена По Чанга (720-814 гг.), автора знаменитых монастырских правил дзен. Благодаря этим правилам данная традиция дзен полностью отделилась от школы Винайи.

Дзен берет начало в форме буддизма, возникшей под влиянием китайской культуры. Китайское дерево дзен, перевезенное в Японию, Вьетнам и Корею, пышно разрослось. Дзен буддизм в каждой из этих стран имеет свои особенности и отличается от практики в Китае, но можно легко распознать их тождество.

Дзен и запад.

Множество ученых, монахов, художников, писателей и практикующих мирян потрудились для того, чтобы перенести дзен в Европу и Америку. Оказались ли их попытки успешными?

Если рассматривать объем знаний, то такие ученые как Сузуки, Конзе, Робинсон и Турман проделали громадную работу для привлечения интереса жителей запада к дзен буддизму. Дзен повлиял на мышление таких теологов как Тилих, и таких философов как Фром и Юнг. Существует ли еще дзен на западе как живая традиция? Множество монахов, монахинь и учителей-мирян предлагают там практику, но я полагаю, большая часть практики остается восточной, чуждой западной культуре. До сих пор последователи дзен ищут корни своей традиции в западной культуре. На западе другие культурные, экономические и психологические условия. Невозможно практиковать дзен, просто подражая тому, как едят, сидят или одеваются китайские или японские практикующие. Дзен есть сама жизнь, дзен никому не подражает. Если дзен прочно укоренится на западе, то при этом примет западную форму, отличную от восточного дзен.

Дзен и Китай.

Индийское мировоззрение сильно отличается от китайского, которое родилось в Китае в форме буддизма под названием дзен. Китайцы очень практичные люди. Это подтверждают конфуцианство, даосизм и буддизм. Сделанное Бодхидхармой заявление по его прибытии в Китай стало основой дзен буддистской традиции, потому что оно ясно отражает прагматичную природу китайцев. Индийский мир идей и образов вроде тех, что проявляются в Аватамсаке, Саддхарма Пундарике, Вималакиртинирдеше и других сутрах, в Китае эквивалента не имеет. Возможно, эта склонность к грезам и рассуждениям была одной из причин упадка индийского буддизма в начале восьмого века, Буддизм, основанный на человеческом опыте, а не на рассуждениях, не может существовать без обращения к конкретному духовному опыту в его основе. Китайцы не изучали и не понимали фантастический мир идей и образов индийского буддизма Махаяны. Китайцы перевели, прокомментировали и систематизировали все литературные источники индийского буддизма. Но их практичная природа привлекала их главным образом к эмпирической основе буддизма, и именно эта особенность китайцев позволила буддизму создать крепкий фундамент в китайской почве. Хотя дзен это форма буддизма, он полностью отражает дух и величие индийского буддизма, от его начала и до полного расцвета. По этой причине мы можем сказать, что дзен приносит нам подлинный дух буддизма.

Эмпирическая и прагматичная природа дзен, его склонность непосредственно переживать слова и понятия свидетельствуют о достоверности такого предположения. В Аватамсаке, Шингоне и общинах Тиен Тай Будда представлен иносказательно. В дзен Будда представлен как человек из плоти и костей. Мастер Лин Чи сказал: "Если Будда бессмертен, тогда зачем ему нужно было умирать между двумя деревьями в Кушинагаре? Где он сейчас? Будда, как и мы, должен подчиняться закону рождения и смерти. Вы говорите, что Будда обладает чудесными силами. Но Асуры и Брахма тоже обладают чудесными силами. Разве они Будды? Чудесные силы Будды позволяют ему освободиться от форм, когда он входит в мир форм, освободиться от звуков, когда он входит в мир звуков, освободиться от запахов, когда он входит в мир запахов, освободиться от вкуса, когда он входит в мир вкуса, освободиться от рассудочных представлений, когда он входит в мир рассудочных представлений, освободиться от мыслей, когда он входит в мир мыслей. Приобрести шесть чудесных сил значит понять природу пустоты шести чувственных полей. Хотя Будда пребывает в теле пяти сфер, он все равно ходит по земле, пользуясь своими чудесными силами".

Хотя дзен отличается от индийского буддизма по форме и практике, все-таки он выглядит более подлинным, нежели многие другие буддистские школы. В частности, дзен подчеркивает необходимость практики, ведущей к просветлению, которая есть сама основа буддизма.

Как мы знаем, принцип не-самости используется в качестве средства открытия пути буддизма, и это не догма. Принцип несамости применим как к миру живых существ, так и к миру неодушевленных вещей. He-самость обозначает отсутствие постоянной личности. He-самость это само непостоянство. Все постоянно меняется. Следовательно, ничто не может быть устойчивым как личность. Все на свете представляет собой не-самость.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме История дзен буддизма

История Буддизма

Согласно буддийской миофолгии, В течение многих кальп (1 кальпа — период времени...
Религия

История Буддизма

Конечно же, буддизм не возник с рождением Будды Шакьямуни, хотя бы потому, что...
Религия

История буддизма в Росии

После Октябрьской революции 1917 года ещё не все рычаги власти были в руках...
Религия

Дзен история

Господин Мин-ван выстроил монастырь для Ло-шаня и попросил его произнести первую...
Религия

История Дзен. Пир

Однажды, когда Юнь-мень читал проповедь монахам, он спросил у них: «Хотите ли вы...
Религия

История Дзен

Пай-лин и упасака Нан-юнь учились у Ма-цзу, преемника Нан-юэ. Однажды, когда они...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Шахматы и компьютер
Хотели бы увидеть вещий сон в новогоднюю ночь?