Необычные способности

‘Далее, Удāйин, я открыл моим ученикам путь к развитию пяти духовных способностей. Здесь, бхиккху взращивает способность веры, которая ведет к покою и просветлению'.

Способность веры также называется способностью уверенности. По мере возрастания заинтересованности к освобождению от страданий существования, возрастет и ваше любопытство. И, таки образом, вы начинаете поиски учителя медитации. Если вам повезет учиться у компетентного учителя, вы начнете замечать маленькие перемены в восприятии мира. По мере того, как вы будете замечать это на непосредственном опыте, у вас начнет возрастать уверенность. В результате, ваш энтузиазм по отношению к практике увеличится настолько, что вы пожелаете больше практиковать!

‘Он взращивает способность усилия, которое ведет к спокойствию и просветлению'.

Когда возрастает уверенность, мы естественно прикладываем больше усилий к своей практике. Мы начинаем сидеть немного дольше, а ум становится немного яснее. Для начинающего рекомендуется сидеть не менее 45 минут за раз. Но если вам удобно сидеть, вы можете продлить свое время, пока будет сохраняться это ощущение удобства. Комфортное сидение может длиться час или 1ч. 10 мин. или дольше. Хорошо если вы будете сидеть в течение все возрастающих периодов времени, и не будете беспокоиться о том, что привяжитесь к процессу сидения. Единственный способ, которым можно привязаться к чему-либо состоит в размышлении и неверном выполнении медитации. Нет ничего плохого в том, что вы подолгу сидите в медитации, при условии, что это не причиняет вам физического вреда и вы достаточно подготовлены. Сидеть в течение одного, двух или трех часов замечательно лишь тогда, когда вы готовы удобно сидеть в течение стольких часов. Если вы сидите в положении, которое постоянно вызывает появление боли, тогда вы сами себе причиняете ненужные физические неудобства. Так поступать не мудро, поскольку сидячее положение должно быть удобным. Вполне допустимо использовать табуретку или стул, но лишь до тех пор, пока вы ни на что не облокачиваетесь. Облокачивание годится для сна и тупости, но не для медитации. И, таким образом, чем больше у нас уверенности, тем больше усилий мы прикладываем к практике. Также, у нас естественно возрастет энтузиазм.

‘Он взращивает способность внимательности, которая ведет к покою и просветлению'.

По мере возрастания усилий естественно окрепнет наша осознанность и внимательность. Это довольно естественный ‘непринужденный' процесс. Давайте рассмотрим ум обычного человека, такого как вы или я. Мы обнаружим легкомысленный и ветреный ум, или можно даже сказать, безумный ум обезьяны. Он находится в постоянном движении, постоянно скачет вокруг. С каждым мгновением у него меняются фантазии и влечения. Ум является жертвой побуждений и собственной реакции на них. Фактически, эта реакция, которая обычно повторно срабатывает на условия таким образом, каким мы всегда действуем, когда возникает определенное побуждение. Это цепочка взаимосвязанных ассоциаций, надежд, страхов, воспоминаний, фантазий, сожалений, постоянно протекающих через ум, вызванных воспоминаниями о внешнем мире. Ум слеп, всегда в движении, никогда не удовлетворен в своих поисках удовольствий и удовлетворенности. Неудивительно, что ум становится таким безумным и полным неудовлетворенности, и что его уподобили неспокойной и безумной обезьяне, прыгающей с ветки на ветку в поисках плода, который бы принес ей удовлетворение, через бесконечные джунгли обусловленных событий.

Таким образом, когда вы впервые начинаете медитировать, ум, как и следовало ожидать, бегает вокруг, надолго отвлекаясь от объекта медитации. Иногда, может понадобиться 2 или 3 часа, прежде чем вы сможете понять это, тогда вы осторожно освобождаете его, расслабляете напряжение в голове, успокаиваете ум и опять направляете внимание обратно на дыхание. Только так будет правильно, поскольку ум привык блуждать там, где ему нравится. Но по мере совершенствования практики и способности быстрого распознания и освобождения, ваша внимательность постепенно станет острее. Ум может отклониться от дыхания только на 1 минуту, прежде чем осознает, что отклонился от дыхания. Тогда вы освобождаете и расслабляете ум и возвращаетесь к дыханию. В это время ум будет оставаться на дыхании в течение более долгих периодов времени, возможно в течение 30 секунд, прежде чем он вновь отклонится. Однако теперь вы можете быстрее заметить, когда ум начинает отклоняться. Ваша внимательность становится острее и вы способны осознавать все, что ум делает сейчас. Таким образом, когда возрастает наша уверенность, возрастают и наши усилия, и, в результате, бдительность ума естественно повышается.

‘Он развивает способность безмятежности или неподвижности, которая ведет к покою и просветлению'

Когда наша осознанность настоящего мгновения усиливается, ум естественно остается на объекте медитации в течение более продолжительного времени. Большинство людей назвали бы это состояние ‘сосредоточением', но это не так. Ум не поглощен или не зафиксирован на объекте медитации. Наоборот, он совершенно неподвижен, расслаблен, спокоен и неуклонно пребывает на дыхании. В это время возникает сильное чувство радости, а тело становится очень легким и появляется такое ощущение, как будто вы парите. Когда радость затихает, появляется глубокое ощущение безмятежности, невозмутимости и спокойствия. Благодаря острой осознанности, вас не захватывают эти ощущения. Но когда мы начинаем размышлять или внутренне рассуждать о том, какое это хорошее состояние и как сильно оно нам нравится, мы утрачиваем это состояние и тогда очень часто в наш ум проникает сонливость. Это происходит потому, что мы охвачены привязанностью к тем ощущениям и безвозвратно отклоняемся от дыхания. Осознанность угасает тогда, когда мы начинаем размышлять или внутренне рассуждать о вещах и когда нас захватывает желание контролировать эти вещи и мысли. Это также случается, когда мы сильно желаем, чтобы возникли переживания радости и безмятежности. Такое сильное желание становится чрезмерной старательностью ума, и в результате, появляется беспокойство и неудовлетворенность. Эти комбинации помех станут причиной прекращения всей духовной практики, т.к. желание того, чтобы вещи были такими и не другими приводит к угасанию всего духовного совершенствования. Поэтому, нам следует быть более осознанными относительно мыслей, касающихся этих приятных состояний. И, таким образом, по мере возрастания уверенности, возрастают также и наши усилия. Это обостряет нашу осознанность, что укрепляет и продолжает спокойствие и недвижимость ума в течение более продолжительных отрезков времени.

‘Бхиккху развивает способность мудрости (или понимания), которая ведет к покою и просветлению. И с помощью этого многие мои ученики достигают полноты и совершенства знания'

По мере того как ум становится все более спокойным и неподвижным, мы начинаем прозревать истинную природу вещей. Такое совершенствование мудрости или ума обретается в результате видения того, как вещи сами возникают и исчезают. Даже когда мы сидим в джхāне [уровень медитации] мы видим как, например, возникает радость. Она длится некоторое время и затем угасает. Мы видим как возникает безмятежность и счастье. Они длятся некоторое время и затем постепенно исчезают. Мы можем увидеть истинную природу непостоянства даже в начале своей практики, наблюдая за тем, как возникают и постепенно исчезают мысли. Мы наблюдаем за тем, как ощущения и эмоции возникают и постепенно исчезают. Мы также замечаем, что эти возникающие и исчезающие вещи неудовлетворительные и что эти ощущения и эмоции являются разновидностью страдания, особенно когда они действуют так, как нам не нравится. Когда мы увидим всю действительную неудовлетворительность этого процесса, мы также ясно увидим, что это безличный процесс. Нет никого, кто бы мог контролировать появление и исчезновение этих вещей. Даже находясь в джхāне [уровень медитации] мы не имеем никакого контроля над возникающей радостью, поскольку радость возникает тогда, когда возникают сопровождающие ее условия.

В то же время мы не можем принудительно удержать радость, так как она постепенно исчезнет, когда на то возникнут соответствующие условия. И это становится причиной появления еще большей неудовлетворенности, поскольку радость это такое приятное чувство! Следовательно, мы можем очень ясно увидеть признаки бытия, т.е. аничча (непостоянство), дуккха (страдание) и анаттā (не-‘я'). Таким образом, развивается мудрость, которая постепенно ведет нас к видению Взаимозависимого Происхождения в прямом и обратном порядке (т.е. видению и осознаванию Четырех Благородных Истин). Интересно заметить, что можно видеть три признака бытия не обладая видением Взаимозависимого Происхождения, и в то же время невозможно увидеть взаимозависимое происхождение не обладая видением трех признаков бытия (т.е. непостоянства, страдания и природы не-‘я'). Мы подробнее обсудим это позже.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Необычные способности

Сверхестественные способности

СЫЧЖУТУЙМИН. ДАЖЕ В СУТРЕ ЕСТЬ НЕТОЧНОСТИ! Тогда я обратился к другому учению о...
Религия

Умственные способности

Умственные способности людей значительно отличаются друг от друга. Почему? Все...
Религия

Каббалист и сверхъестественные способности

С давних времен каббалистам приписывают различные сверхъестественные способности...
Религия

Необычные способности человека

Если человек случайно порежется, то у него из раны пойдет кровь. Если его пырнут...
Журнал

Необычная способность мозга

Немецкие ученые говорят, что им удалось выявить необычную способность мозга...
Журнал

Необычные сны

Каждый из нас в снах видит самого себя, свою жизнь. Сами того не замечая, мы...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

О законах свыше
Мыслить здраво - это здорово, но нелегко