Развитие положительных устремлений

‘Опять-таки, Удайин, я открыл моим ученикам путь к развитию четырех верных устремлений. Бхиккху взращивает устремление, не позволяя возникнуть невозникшим пагубным и неблагим состояниям ума, он совершает усилие, взращивает усилие, напрягает свой ум и прилагает усилие'.
Развитие положительных устремлений
Помимо значения ‘устремление' палийское слово чханда также означает ‘радостная заинтересованность' или ‘восторг'. Ум, обращенный к такому благому объекту как, например, радость, имеет это качество радостной заинтересованности. Таким образом, первым верным устремлением будет развитие ума, в котором присутствует радостная заинтересованность и восторг для того, чтобы ум стал ясным и свободным от неблагих состояний. Радость возрастает когда ум улыбается и счастлив как во время медитации, так и в течение повседневной жизни. В результате, ум будет пребывать в это время в возвышенном и благом состоянии. Сегодня, эти четыре верных устремления обычно называются четырьмя верными усилиями. Некоторые учителя медитации требуют от своих учеников прилагать значительных усилий для осознания происходящего в данное мгновение.

Осознанность радостной заинтересованности и восторга, т.е. ‘улыбающегося' ума ведет к легкому, открытому, восприимчивому и не имеющему малейшего напряжения состоянию ума. Таково точное определение верного устремления и, согласно сутте, оно в действительности не имеет ничего общего с наблюдением за явлениями, пока те не исчезнут.

‘Он взращивает устремление к прекращению возникших пагубных неблагих состояний [ума] и совершает усилие, взращивает усилие, напрягает свой ум и прилагает усилие'.

Второе верное устремление учит отбрасывать тяжелые эмоциональные состояния как то гнев, скорбь, зависть, волнение, стресс, депрессия и др. и заменять их ‘улыбающимся умом', который расслабляет малейшее напряжение. Это благое состояние [ума] или радостная заинтересованность и восторг. Взращивая подобный ‘улыбающийся' ум, мы преодолеваем отождествление себя с этими состояниями как с чем-то ‘моим'. Хорошее чувство юмора по отношению к себе является искусным средством самосовершенствования на духовном пути.

‘Он развивает устремление к взращиванию невозникших благих состояний [ума], совершает усилие, взращивает усилие, напрягает свой ум и прилагает усилие'.

Это означает понимание того, что ум развивает радостную заинтересованность и восторг, когда эти благие состояния ума не присутствуют в уме. Иными словами, взращивание осознанности означает развитие радости и ‘улыбающегося' ума. Даже когда ум находится в нейтральном состоянии, т.е. просто размышляет [в понятиях] ‘это' и ‘то', это является временем для практики ‘улыбающегося' ума и переживания радостной заинтересованности и восторга.

‘Он взращивает устремление к непрерывности, неисчезновению, укреплению, возрастанию и осуществлению с помощью развития невозникших благих состояний, он совершает усилие, взращивает усилия, напрягает свой ум и прилагает усилие. И благодаря этому многие мои ученики пребывают в осуществлении и совершенстве непосредственного знания'.

Четвертое верное устремление подразумевает продолжительную практику не только во время формальных занятий, но также и в повседневной деятельности. Однажды, к автору этой книги подошли ученики и спросили: ‘Как можно достичь Ниббāны практикой ‘улыбающегося' ума и радостной заинтересованности?' Они думали, что сделали очень глубокое заявление, поскольку полагали, что Ниббāну можно достичь постоянным созерцанием боли и страдания. Эти ученики не практикуют ‘способ быть естественными и счастливыми' как этому учил Владыка Будда. Автор ответил им, задав несколько противоположных вопросов: ‘Как можно достичь Ниббāны без ‘улыбающегося' ума и радостной заинтересованности? Разве радость не является одним из факторов просветления? Разве Владыка Будда не говорил ‘Мы счастливы'?'

Здесь можно увидеть важность взращивания ‘улыбающегося' ума, в котором присутствует радостная заинтересованность. Когда в уме присутствует радостная заинтересованность и улыбка, возникают действительные перемены в перспективе ума. При трудных обстоятельствах мы не впадаем в мрачное и раздраженное состояние. Это происходит оттого, что нет сильной эго-привязанности, и медитатор ясно видит ситуацию. Когда ум не улыбается и когда в нем отсутствует радостная заинтересованность всё становится мрачным, а все состояния ума и мысли угнетающими. Ум становится чересчур серьезным и воспринимает все в негативном свете.

Например, предположим вы очень счастливы и тут прихожу я и дарю вам розу. Вы можете взять эту розу и восхищаться ее цветом, видом и благоуханием. Вы думаете: ‘Какой прекрасный цветок! Просто смотря на него, я ощущаю себя еще счастливей'. Но если вы находитесь в подавленном или разгневанном настроении, и тут прихожу я и дарю вам ту же самую розу, ваш ум наоборот увидит лишь ее шипы. Вы можете даже подумать: ‘Фу! Эта роза такая уродливая. Мне она не нравится'. В это время все, что вы видите, так это ее колючки. Но в действительности роза та же самая. Изменилось лишь ваше настроение. Радостная заинтересованность и улыбающийся ум помогают сделать окружающий нас мир приятным для жизни. Но это не означает, что нам не придется встретиться со своей кармой и страданиями. Нам придется! Однако перспектива присутствия радости в уме изменяет проблему с большой на малую.
×

По теме Развитие положительных устремлений

Развитие сверхестественных способностей

НАКОНЕЦ-ТО Я ВСТРЕТИЛСЯ С УЧЕНИЕМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО БУДДИЗМА! Но даосизм, всего...
Религия

Развитие способностей

УЧЕНИЕ СЕКТЫ АГОН-СЮ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ УЧЕНИЮ, ИЗЛОЖЕННОМУ В "АГАМА-СУТРЕ". Мне...
Религия

Развитие силы мысли

Цель этой маленькой книжки — помочь ученику в изучении своей собственной природы...
Религия

Развитие чувствительности

Для того, чтобы наблюдать, чем живут другие люди, необходимо осознать, каким...
Религия

Развитие дружелюбия

"Монахи, тот, чье освобождение сознания с помощью дружелюбия проработано...
Религия

Внутреннее развитие человека

Недавно, я стремился сделать набросок человеческого существа и трех миров...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество