I. 6. Другие уроки из сеяния семяни

Основано на Еванг. Матф. 13:31-32; Марка 4:30-32; Луки 13:18-19.

В массе народа, слушавшего учение Христа, было много фарисеев. Они с презрением замечали, как мало Его слушателей признавали Его за Мессию. И они спрашивали самих себя, как этот скромный учитель надеется вознести Израиля на ступень всемирного владычества?
I. 6. Другие уроки из сеяния семяни
Без богатств, власти или уважения, как может Он установить новое царство? Христос прочел их мысли и ответил им: "Чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?" Среди земных правительств не было ничего, что могло бы послужить для уподобления. Никакое гражданское общество также не могло послужить Ему символом. "Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные".

Зародыш в семени растет вследствие проявления жизненного принципа, заложенного в нем Богом. Его развитие не зависит от человеческой силы. Так и с Царством Христа. Это новое творение. Принципы его развития противоположны тем, которые присущи царствам мира сего. Земные правительства господствуют посредством физической силы; они поддерживают свое господство войною; но основатель нового Царства есть Князь мира.

Святой Дух представляет царства земли в символе жестоких, хищных зверей, но Христос есть "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан. 1:29). В плане Его управления нет употребления грубой силы для воздействия на совесть. Иудеи думали, что Царство Божие должно быть установлено тем же самым путем, что и царства мира. Чтобы поощрить праведность, они прибегали к внешним мерам. Они изобрели методы и планы. Но Христос не так действует: Он насаждает принцип. Он уничтожает заблуждение и грех, насаждая истину и праведность.

Когда Иисус говорил эту притчу могло быть видно здесь и там возвышающееся над травою и злаками и легко волнующееся в воздухе своими веточками растение горчицы. Птицы порхали с ветки на ветку и распевали среди многолистной листвы. Семя, из которого выросло это гигантское растение, было одним из самых мелких семян. Вначале оно выпустило вверх лишь маленький росток, но он имел сильную жизнеспособность, рос и распространялся, пока не достиг своего настоящего большого размера. Так Царство Христа в своем начале кажется скромным и незначительным. В сравнении с земными царствами, оно кажется самым маленьким из всех. Правителями мира сего было осмеяно право Христа быть Царем, но в могучих истинах, врученных Его последователям, евангельское Царство обладает Божественною жизнью. И как быстро совершается его рост, как широко распространяется его влияние! Когда Христос говорил эту притчу, возле Него было только немного галилейских крестьян, которые должны были представить новое Царство. Бедность этого Царства здесь, малочисленность его членов были вновь и вновь выставляемы, как причина того, почему люди относились к нему отрицательно и почему не связывали себя с теми простодушными рыбаками, которые последовали за Иисусом. Но горчичное зерно должно было расти и распространять свои ветви по всему миру. Когда земные царства, чья слава наполняла тогда сердца людей, погибали, Царство Христа оставалось; когда все царства погибнут, оно останется, эта могущественная и далеко простирающаяся власть.

Так мала вначале работа благодати в сердце. Сказанное слово, луч света, запавший в душу, но влияние, произведенное им, есть начало новой жизни; и кто может измерить его результаты?

Этой притчей не только иллюстрирован рост Царства Христова вообще, но представленный в ней опыт повторяется на каждой ступени этого роста. Бог в каждом поколении имеет для Своей церкви особую истину, особое дело. Это бывает скрыто от мудрых и разумных и открыто детоподобным и смиренным. Бог призывает их к самопожертвованию. Нужно сражаться в битвах и одержать победу. Вначале защитников мало, великие люди мира и сообразующаяся с миром церковь противодействуют им и ненавидят их. Взгляните на Иоанна Крестителя, предтечу Христа, одиноко стоящего, чтобы обличить иудейскую нацию в гордости и формализме. Взгляните на первых вестников Евангелия в Европе. Какою мрачною и безнадежною кажется также миссия Павла и Силы, двоих делателей палаток, когда они садятся на корабль в Троаде, чтобы отправиться в Филиппы. Взгляните на "престарелого" Павла в цепях, проповедующего Христа в крепости Цезаря. Посмотрите на маленькие общества рабов и крестьян, которые сражались с язычеством императорского Рима. Взгляните на Мартина Лютера, сопротивляющегося могущественной церкви, которая представляет собою образцовое произведение человеческой мудрости. Посмотрите на него, поднимающего Слово Божие против императора и папы и заявляющего: "Отсюда я беру свое основание. Я не могу поступать иначе. Бог мне в помощь". Посмотрите на Джона Весли, проповедующего Христа и Его праведность среди формализма, сенсуализма (философское учение) и неверия. Посмотрите на него, обремененного бедствиями языческого мира и взывающего о преимуществе нести им Христову весть любви. Послушайте ответ официальной церкви: "Сядьте, молодой человек. Если Бог захочет обратить язычников, Он сделает это без вашей помощи или моей".

Великие вожди религиозной мысли в этом поколении воспевают хвалы и строят памятники тем, кто насаждал семена истины в прошедшие века. И в то же время, не отвращаются ли многие от их работы, чтобы попирать ногами ростки, взошедшие из тех семян в настоящее время? Повторяется старый крик: "Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, сего же (Христа, в вестнике, Им посланном) не знаем, откуда Он" (Иоан.9:29). Как в ранние века, особые истины для переживаемого нами времени приняты не авторитетами господствующих церквей, но мужчинами и женщинами, которые не слишком "учены", или не слишком "мудры", что не верить Слову Божию.

"Посмотрите, братья, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее...", "чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор. 1:26-28; 2:5).

И в этом последнем поколении притча о горчичном семени должна достигнуть славного и победного исполнения. Маленькое семя сделается деревом. Последняя весть предостережения и благодати должна пройти ко всем "живущим на земле и всякому племени, и колену, и языку, и народу", "чтобы составить из них народ во имя Свое" (Откр. 14:6-14; Деян. 15:14; Откр. 18:1), и земля осветится от славы Его.

ДРУГИЕ УРОКИ ИЗ СЕЯНИЯ СЕМЕНИ

Из работы сеяния семени и возрастания растения из семени могут быть почерпнуты драгоценные уроки для семьи и школы. Пусть дети и юношество научатся распознавать в естественных вещах работу Бога, и они будут в состоянии приобрести через веру обильные благословения от Него. Когда они придут к пониманию чудесной работы Божией, направленной к пополнению нужд Его великой семьи, и что мы должны быть соработниками с Ним, они будут иметь больше веры в Бога и больше силы Его в их собственной ежедневной жизни.

Бог сотворил семя, как Он сотворил и землю. Словом Своим. Словом же Своим Он дает силу расти и размножаться. Он сказал: "да произрастит земля зелень; траву, сеющую семя; дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так"... "И увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1:11-12). Это то Слово, которое еще до сих пор заставляет семя возрастать. Каждое семя, которое посылает вверх, к солнечному свету, свой зеленый стебель, заявляет о чудесной работе силы Слова, сказанного Тем, Кто "сказал, - и сделалось", Кто "повелел, - и явилось" (Пс. 32:6-9).

Христос учил своих учеников молиться: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Мат. 6:11,30). И, указывая на цветы, Он дал им уверенность: "Если же траву полевую... Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!". Христос постоянно работает, чтобы дать ответ на эту молитву и чтобы сделать эту уверенность более твердою. Незримая сила находится постоянно за работою, как слуга человека, чтобы питать его и одевать. Господь употребляет многих агентов, чтобы сделать из очевидно выброшенного семени живое растение. И Он снабжает его в надлежащей пропорции всем, что необходимо для того, чтобы жатва была совершенною. Псалмист выражает это в прекрасных словах:

"Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, Обильно обогащаешь ее.

Поток Божий полон воды. Ты приготовляешь хлеб; Ибо так устроил ее.

Наполняешь борозды ее, Уравниваешь глыбы ее, Размягчаешь ее каплями дождя, Благословляешь произрастения ее. Венчаешь лето благости Твоей.

И стези Твои источают тук..."
Вещественный мир находится под управлением Бога. Природа повинуется законам природы. Все действует в ней согласно воли Творца. Тучи и сияние солнца, роса и дождь, ветер и буря, - все находится под наблюдением Бога и преклоняется в слепом повиновении пред Его повелениями. Это есть результат повиновения закону Бога, что былинка зерна пробивается сквозь землю. "Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Марка 4:28). Их развивает Господь, каждое в свое время, потому что они не сопротивляются Его работе. И может ли быть, чтобы человек, сотворенный по образу Божию, одаренный разумом и речью, мог один не замечать Его даров и оставаться непослушным Его воле? Будут ли одни разумные существа причинять беспорядок в нашем мире?

Во всем, что служит к благосостоянию человека, видно соучастие Божественных и человеческих усилий. Не может быть созревания, если человеческая рука не совершит своей части в деле посева семени. Но без участия сил, которые Бог заключил в солнечном свете, дожде, росе и облаках, не может быть развития. Это наблюдается в ходе каждого дела, в каждой области наблюдения и науки. Это же наблюдается и в духовных предметах, в формировании характера, в каждой линии христианской работы. Мы имеем свою часть в работе, но мы должны иметь Божественную силу, соединенную с нашею, или наши усилия будут тщетны.

Когда бы ни совершал что-либо человек в духовной жизни или в светской, он должен был бы держать в разуме, что он делает это посредством сотрудничества с его Создателем. Велика необходимость для нас сознать нашу зависимость от Бога. Слишком много самоуверенности в человеке, слишком много надежд возлагается на человеческие изобретения. Слишком мало веры в силу, которую Бог готов дать нам. "Ибо мы соработники у Бога" (1 Кор. 3:9). Неизмеримо меньше часть, которую совершают человеческие действия, но, если они соединены с Божественностью Христа, человек может делать все, посредством силы, которую уделяет ему Христос.

Последовательное развитие растения из семени составляет наглядный урок в деле воспитания дитяти. "Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе". Тот, Кто дал нам эту притчу, сотворил крошечное семя, дал ему жизненные свойства и издал законы, управляющие его возрастанием. И истины, которые содержит в себе эта притча, была живою действительностью в Его собственной жизни.

В Его физической и духовной природе Он следовал божественному порядку возрастания, иллюстрированного растением; Он желает, чтобы так и все юношество поступало. Хотя Он был Величеством небес, Царем славы, Он сделался дитятею Вифлеема и временно представлял Собою беспомощное дитя, окруженное заботами Его матери. В детстве Он делал дело послушного ребенка. Он говорил и поступал с мудростью ребенка, но уважая Своих родителей и помогая им соответственно сил дитяти. И на каждой ступени Его возраста Он был совершенным, с простотою и естественною благодатью безгрешной жизни. Священная запись об Его детстве говорит: "Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем" (Луки 2:40, 52). И об юношеском возрасте Его записано: "Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков".

Здесь намекается на работу родителей и учителей. Они должны были бы стремиться так развивать влечения юношества, чтобы на каждой ступени его жизни оно могло бы представлять собою естественную красоту, соответствующую тому периоду, и могло бы развиваться естественно, как растение в саду.

Те дети наиболее привлекательны, которые естественны и непритворны. Не разумно уделять им особое внимание и повторять перед ними их умные выражения. В них не должно быть возбуждаемо тщеславие посредством восхваления их наружности, их слов или их поступков. Они не должны быть одеваемы дорого или на показ. Это развивает в них гордость и пробуждает зависть в сердцах их товарищей.

Маленькие дети должны быть воспитываемы в детской простоте. Они должны быть научены находить удовольствие в маленьких обязанностях помощи взрослых, в развлечениях и в переживаниях, естественных для их лет. Детский возраст соответствует зелени в притче, и зелень имеет свойственную ей красоту. В детях не должна развиваться преждевременная возмужалость, но должна быть удержана, насколько это возможно, свежесть и благодать их ранних лет.

Маленькие дети могут быть христианами, имея переживания соответственно их лет. Это все, чего Господь ожидает от них. Их необходимо наставить в духовных предметах, и родители должны предоставить им всякое преимущество, дабы они могли формировать свои характеры по подобию характера Христа.

В законах природы, данных Богом, действие следует за причиною с непогрешимою точностью. Созревание будет свидетельствовать о том, что посев был сделан. Ленивый работник будет осужден своей же работою. Жатва выносит свидетельство против него. Так и в духовных предметах; верность каждого работника измеряется результатом его работы. Характер его работы, прилежный или ленивый, будет проявлен в жатве. Этим решится его судьба для вечности.

Каждое посеянное семя производит жатву по роду своему. Так и в человеческой жизни. Всем нам нужно сеять семена соболезнования, симпатии и любви, потому что мы будем пожинать то, что мы сеяли. Каждая черта самолюбия, гордости и самоуважения, каждый поступок самоугождения принесет такую же жатву. Тот, кто живет для себя, сеет в плоть, и от плоти он пожнет тление.

Бог не разрушает никого. Тот, кто разрушается, разрушает сам себя. Каждый, кто заглушает в себе увещания совести, сеет семена неверия, и они произведут верную жатву. Отвержением первого предостережения от Бога, древний фараон посеял семена упорства, и он пожал упорство. Бог не принуждал его не верить. Семя неверия, которое он посеял, произвело жатву по роду своему. Так продолжалось его сопротивление до тех пор, пока он не увидел своей опустошенной страны, холодных, мертвых трупов своих первенцев в своем доме и в каждом семействе его страны, пока воды моря не покрыли его лошадей, колесниц и воинов. Его история есть ужасная иллюстрация истинности слов: "что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:8). Если бы только люди сознали это, они более заботились бы о том, какое семя они сеют.

Как посеянное семя производит жатву и при этом возвращается то, что было посеяно, так жатва есть увеличение посеянного. Этот закон истинен в нашем отношении к другим. Каждый поступок, каждое слово есть семя, которое принесет плоды. Каждое дело обдуманной доброты, послушания, самоотречения воспроизведет само себя в других и через них еще в других. Так и каждый поступок зависти, злобы или раздора есть семя, которое взойдет "горьким корнем" (Гал. 6:7), которым многие осквернятся. А насколько больше будет этот яд "многих"! (Евр.12:15) Таким образом посев добра и зла происходит, как для временной, так и для вечной жизни.

В уроке о сеянии семени есть учение о щедрости в духовной и вещественной жизни. Господь говорит: "Блаженны вы, сеющие при всех водах" (Ис. 32:20). "При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9:6). Сеять при всех водах означает беспрестанную передачу Божиих даров. Это значит работать всюду, где только дело Божие или нужды человечества требуют нашей помощи. Это не способствует бедности. "Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет". Сеятель умножает количество своего семени посредством сеяния его. Так и с теми, кто верен в раздаче Божиих даров. Посредством передачи их, они увеличивают свои благословения. Бог обещал им достаточное количество, чтобы они могли постоянно давать. "Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше" (Луки 6,38).

В сеяние и созревание вложено много больше. Если мы раздаем Божий временные благословения, доказательства любви и сочувствия пробуждают в получателе благодарность и признательность Богу. Почва сердца становится готовою принять семена духовной истины. И Тот, Кто дает семена сеятелю, заставит семя произрасти и принести плод к вечной жизни.

Посредством бросания семени в почву, Христос представляет жертву Самого Себя ради нашего искупления. "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Иоанна 12:24), говорит Он. Так результатом смерти Христа будут плоды для Царствия Божия. В согласии с законом растительного царства, жизнь будет результатом Его смерти.

И все, кто принесли бы плод, как соработники Христа, должны сначала упасть в землю и умереть. Жизнь должна быть брошена в борозду мировой нужды. Любовь к себе и свои интересы должны погибнуть. Но закон самопожертвования есть закон самосохранения. Семя, похороненное в земле, приносит плод взамен того, что было посеяно, таким образом жатва умножается. Хозяин сохраняет свои зерна посредством посева их в землю. Так и в человеческой жизни: отдать - значит жить. Жизнь, которая будет сохранена, есть жизнь, добровольно отданная на служение Богу и человеку. Те, кто во имя Христа жертвуют свои жизни в этом мире, сохранят их для жизни вечной.

Семя умирает, чтобы восстать к новой жизни, и посредством этого урока мы познаем идею воскресения. Все, кто любят Бога, будут жить снова в вышнем Едеме. О человеческом теле, положенном в могилу, Бог сказал: "Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в унижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе" (1 Кор. 15:42-43).

Много уроков можно почерпнуть из живой природы и из притч о семени. И уроки эти хорошо преподавать практически. Пусть дети сами приготовят почву и посеют семя. В то время, как они работают, родители или учитель могут объяснить им о саде сердца с посеянными там хорошими семенами и что, как сад должен быть приготовлен для натурального семени, так и сердце должно быть приготовлено для семени истины. Когда семя бросается в землю, они могут учить о смерти Христа; а когда всходит зелень - истине о воскресении. По мере роста растений может продолжаться объяснение сходства между естественным и духовным сеянием семени.

Юношество должно быть наставлено подобным же путем. Юноши должны быть научены обрабатывать почву. Было бы хорошо, если бы при каждой школе были поля для обработки. Такие поля надлежало бы рассматривать, как Божий собственные школьные комнаты. Природные явления должны быть рассматриваемы, как учебник, который должны изучать Его дети, и из которого они могут почерпнуть знания, относящиеся к культуре души.

В обработке почвы, в культивировании и приготовлении земли, ими могут быть всегда почерпнуты важные уроки. Никто не должен думать о посеве на необработанном куске в ожидании собрать с него сразу жатву. Постоянство, прилежание и настойчивый труд должны быть положены на приготовление почвы к посеву семени. Так и в духовной работе над человеческим сердцем. Те, кто сумели бы извлечь пользу посредством обработки почвы, должны идти вперед со Словом Божиим в своих сердцах. Они будут тогда находить вспаханную землю в сердцах, сокрушенных смягчающим, покоряющим влиянием Святого Духа. Несмотря на тяжелую работу, приложенную к почве, она еще не произведет жатвы. Так и с почвою сердца: Дух Божий должен работать над нею, чтобы очистить и образовать ее прежде, чем она сможет принести плод для славы Божией.

Почва не произведен своих богатств, если работа производится толчками. Необходимо вдумчивое, ежедневное внимание. Она должна быть вспахана часто и глубоко с целью удаления сорных трав, которые отнимают питание у посеянного доброго семени. Таким образом готовятся к жатве пашущие и сеющие. Тогда никому не нужно будет стоять в поле подавленным горечью своих неоправданных надежд.

Благословение Божие будет покоиться на тех, кто таким образом обрабатывает землю, извлекая духовные уроки из природы. Обычно немногие работники Божий познают таким путем, какие сокровища открыты перед ними. Однако, если они не будут пренебрегать наставлением, они могут собрать уроки для себя из опытов и сообщений способных в этом деле людей. Это составляет часть их подготовки.

Обработка почвы показывает каким образом происходит воспитание души. Тот, Кто заставляет семя взойти, Кто печется над ним днем и ночью, Кто дает ему силу развиваться, есть Творец нашего существа, Царь небес, и Он заботится и интересуется Своими детьми еще более. В то время, как человеческий сеятель сеет семя, чтобы поддержать нашу земную жизнь, Божественный Сеятель будет насаждать в душе семя, которое принесет плод в жизнь вечную.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-11030.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме I. 6. Другие уроки из сеяния семяни

Ад - это другие

Знаменитый французский писатель-экзистенциалист Жан-Поль Сартр говорил что ад...
Религия

Раджнишизм и другие религии

Не я сказал, что Христос был последним христианином. Я просто цитировал Фридриха...
Религия

Что означают другие боги в работе

Написано: «Не создавай других богов пред ликом Моим», – и Зоар поясняет, что...
Религия

Карма-йога и другие пути йоги

Карма-йогу не следует отделять от других форм йоги. Другие пути йоги необходимо...
Религия

Ид Аль-Адха Курбан Байрам и другие праздники в системе...

Более тысячи лет прошло с тех пор, как пророк Мухаммад проповедовал религию...
Религия

Уроки медитации

Палийское слово "джхана" (санскр. "дхъяна") иногда переводят просто как...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Шахматы и компьютер
Хотели бы увидеть вещий сон в новогоднюю ночь?